Реестр требований кредиторов

Закон предоставляет возможность вести реестр 2 субъектам:

1) АУ

2) Реестродержатель

Привлечение реестродержателя является обязательным в случае, если количество конкурсных кредиторов превышает 500 субъектов

Реестродержателем является профессиональный участник рынка ценных бумаг, который ведет деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг.

Реестродержатель привлекается на основании решения собрания кредиторов и осуществляет свою деятельность на основании договора. Договор подписывается АУ; по общему правилу услуги реестродержателя оплачиваются за счет должника.

АУ или реестродержатель несут ответственность за правильность ведения реестра; они обязаны возместить убытки (по закону), вызванные ненадлежащим исполнением своих обязанностей. Если ведение реестра кредиторов передано реестродержателю, АУ от ответственности освобождается.

Содержание реестра

В реестр включаются требования кредиторов; данные требования учитываются в российских рублях. Возможны случаи, когда требования выражены в иностранной валюте. Закон предусматривает, что требования, выраженные в иностранной валюте, пересчитываются по курсу центрального банка РФ на дату введения процедуры банкротства. Пересчет осуществляется однократно, далее размер требований не изменяется.

В реестре содержатся сведения:

1) О каждом кредиторе

2) О размере его требований к должнику

3) Указывается очередность удовлетворения данных требований

4) Основания возникновения данных требований

Заинтересованные лица вправе получить информацию, содержащуюся в реестре. Информация предоставляется в виде выписки из реестра; запрашивать подобную выписку вправе каждый кредитор по собственным требованиям, включенным в реестр. Кредиторы, размер требований которых составляет 1% и более кредиторской задолженности, вправе получить копию реестра требований. Споры относительно включения требований в реестр рассматриваются АС.

НОВАЯ ТЕМА

Статья 27 закона «о н/б» закрепляет процедуры, применяемые в деле о банкротстве. В отношении должника-ЮЛ применяются следующие 5 процедур:

1) Наблюдение

2) Финансовое оздоровление

3) Внешнее управление

4) Конкурсное производство

5) Мировое соглашение (не забыть)

Процедуры, применяемые к должнику-гражданину:

1) Конкурсное производство

2) Мировое соглашение

В литературе отмечается, что термин процедуры банкротства используется в законе условно. В строгом смысле слова процедурой банкротства по закону является только конкурсное производство, а также упрощенные процедуры – банкротство ликвидируемого или отсутствующего должника. Данные процедуры можно именовать процедурами банкротства, так как применяются они к должнику, который уже признан судом банкротом.

Остальные процедуры: финансовое оздоровление, внешнее управление, наблюдение, применяются к должнику, который банкротом не признан. Но по закону в широком понимании термина «процедуры банкротства» все эти процедуры входят в банкротство.

В законе отдано предпочтение реабилитационным процедурам: финансовому оздоровлению и внешнему управлению. Почему? Решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства суд принимает в тех случаях, когда установлены признаки банкротства, отсутствуют основания введения реабилитационных процедур. Так как введение реабилитационных процедур является обязательным при наличии установленных законом оснований, то мы делаем вывод, что им отдается предпочтение.

Лекция от 3.5.11

Заявление может быть основано на задолженности кредитора по одному или нескольким обязательствам; кредиторы также вправе объединить свои требования в одном заявлении.

Такое заявление подписывается каждым кредитором, который к такому заявлению присоединяется. К заявлению прилагаются документы, подтверждающие обязательства должника (счета-фактуры, транспортные накладные и т.п.). Должник, получив копию заявления в течении 10 дней обязан предоставить отзыв.

Должник в отзыве указывает возражения свои, относительно обстоятельств; общую сумму задолженности по обязательным платежам, по заработной плате и по обязательствам перед кредиторами. Указывается в отзыве информация о счетах кредитных организаций; если должник не согласен с фактами, которые указаны, то доказательства необоснованности.

Первоначально заявление о признании должника банкротом рассматривается судом на предмет обоснованности. В результате проверки обоснованности заявления, суд выносит 1 из 3 определений :

1) Заявление признается обоснованным, вводится процедура наблюдения

2) Во введении наблюдения отказывается, заявление оставляется без рассмотрения

3) В ведении наблюдения отказывается, прекращается производство по делу

Каждое из этих определений может быть обжаловано.

Процедура наблюдения

Наблюдение – процедура банкротства, применяемая к должнику в целях обеспечения в сохранности имущества должника, проведение анализа финансового состояния должника; составление реестра требований кредиторов; проведение первого собрания кредиторов. Процедура наблюдения вводится, если иное не предусмотрено законом. Данная процедура не применяется в отношении кредитных организаций, если речь идет о ликвидируемом юридическом лице или об отсутствующем должнике.

Статья 63 Закона определяет те последствия, которые наступают для должника с введением наблюдения:

1) Требования кредиторов по денежным обязательствам и уплате обязательных платежей могут быть предъявлены только в порядке предусмотренным законом о несостоятельности, банкротстве (искл. требования по текущим платежам)

2) Приостанавливается производство по делам, связанным со взысканием денежных средств с должника

3) Приостанавливается приостановление исполнительных документов по имущественным взысканиям, снимаются аресты, наложенные на имущество должника

Запреты закона:

- Должник не может удовлетворять требования учредителей о выделении доли в связи с выходом; закон запрещает также выкуп и приобретение должником размещенных акций

- Не допускается также выплата действительной стоимости доли

- Запрет закрытия денежных обязательств зачетом; зачет невозможен, если его осуществление нарушит порядок удовлетворения требований, предусмотренных п.4 ст.134 закона «о н/б»

С введением наблюдения собственник имущества унитарного предприятия не вправе изымать данное имущество. Не допускается выплата дивидендов, доходов по долям (т.е. распределение прибыли между участниками).

Ведение наблюдения не приводит к отстранению руководителей должника от своих полномочий. Неотстранения руководителей от управления является общим правилом. В соответствии со статьей 9 закона «О н/б» есть исключение - руководитель должника может быть отстранен на стадии наблюдения. Основания для отстранения – нарушение законодательства о несостоятельности. Решение принимает АС, ходатайствует об устранении временный управляющий.

В случае, если АС отстраняет руководителя, его полномочия передаются на ту кандидатуру, которая предложена должником, т.е. кредиторы не принимают участия в выборе. Все вопросы руководства остаются в сфере выбора должника. В случае, если кандидатура не предложена, обязанности возлагаются на одного из заместителей руководителя, если заместители отсутствуют, то на работника должника.

Под нарушением законодательства о несостоятельности понимается несоблюдение тех ограничений, которые по закону наступают с введением наблюдения. Об ограничениях говорится в статье 64.

К числу таких ограничений относится:

Наши рекомендации