Нетарифное регулирование внешней торговли. Виды нетарифных ограничений
Процессы, происходящие в мировой экономике, такие, как неравномерность развития отдельных стран, экономические и политические кризисы, расширение внешнеэкономических связей, расширение номенклатуры товаров, обращающихся во внешней торговле, относительное выравнивание цен на аналогичные товары в различных странах и так далее, привели к тому, что таможенные пошлины уже не могли полностью удовлетворять требованиям, предъявлявшимся к регулированию внешнеторгового оборота.
В этих условиях возник целый ряд средств внешнеэкономической политики, не входящих в группу таможенно-тарифных ограничений, которые в административном порядке или в силу выполняемых ими функций, часто непосредственно не связанных с внешней торговлей, стали играть роль регуляторов внешнеторгового оборота. Они получили наименование нетарифные ограничения (барьеры).
Нетарифные ограничения (НТО) импортных операций - это комплекс мер ограничительно-запретительного характера, препятствующих проникновению иностранных товаров на внутренние рынки. Цель этих мер - не только усиление конкурентных позиций импортирующей страны, но и защита национальной промышленности, охрана жизни и здоровья населения, окружающей среды, морали, религии и национальной безопасности. Кроме того, НТО используется и в отношении экспортных операций, также для защиты национальных рынков.
Термин НТО охватывает большую группу административных, финансовых, кредитных, технических и других мер, затрудняющих импорт и экспорт товаров и услуг. Иными словами, он объединяет разнообразные препятствия для импорта и экспорта. Классификационные схемы, получившие международное признание, в настоящее время насчитывают около 800 конкретных видов НТО.
При всем многообразии НТО, используемых в качестве барьеров, их можно условно разделить на две крупные группы:
- экономические,
- административные.
Экономические НТО - это особые виды пошлин (специальные, антидемпинговые, компенсационные, ответные), различные налоги и сборы, импортные депозиты, меры валютного регулирования. Эта группа НТО действует через механизм рынка, удорожая, соответственно, импортные и экспортные товары.
Административные НТО - это эмбарго, лицензирование и квотирование, "добровольные" ограничения экспорта, система государственных закупок товаров, монополистические меры, использование в протекционистских целях стандартов и технических норм, дополнительных таможенных документов и процедур и др. Меры второй группы, помимо рыночных отношений, ограничивают доступ импортных и поставку отечественных товаров за границу.
При использовании экономических НТО последнее слово на рынке остается за потребителем: он сохраняет свободу выбора и решает, приобрести ли более дорогой импортный или более дешевый аналогичный национальный товар. При применении административных мер (запретов или ограничений на ввоз и вывоз) государство фактически определяет товарную структуру внутреннего рынка, ограждая его как от импортных поставок, так и от возможностей возникновения дефицита отечественных товаров на внутреннем рынке. Покупатель в этом случае лишается права на свободный выбор товара.
На основе классификаций НТО, разработанных Секретариатом ГАТТ и ЮНИДО, вся совокупность нетарифных мер, регулирующих внешнюю торговлю, разделена на следующие группы:
- количественные ограничения импорта и экспорта (меры количественного контроля);
- меры валютно-финансовой политики;
- меры контроля над ценами;
- меры по защите экономических интересов страны во внешней торговле;
- таможенные процедуры;
- правительственные (государственные) закупки и торговые операции государственных предприятий;
- монополистические меры.
Меры количественного контроля импортных и экспортных операций заключаются, прежде всего, в квотировании и лицензировании. Количественные ограничения - квотирование (по физическому объему или по стоимости), а также лицензирование (требование получения специальных разрешений при поставках определенных товаров, а иногда и в определенные страны или из них) являются традиционными нетарифными мерами регулирования импорта и экспорта. Их цель состоит в том, чтобы ограничить импорт или экспорт любого конкретного товара либо во все источники (или из всех), либо в конкретные страны (или из них). Эти меры часто связаны между собой, поскольку лицензирование используется как механизм распределения квоты путем выдачи лицензий индивидуальным импортерам до ее исчерпания.
Лицензирование является наиболее распространенной формой НТО, на него приходится почти половина случаев их применения. При этом более чем на 80% они затрагивают торговлю промышленными товарами. По сложившейся в России практике введение количественных ограничений, как правило, сопровождается лицензированием.
Современное лицензирование представляет собой ограничение в виде получения права или разрешения от уполномоченных на то государственных органов на совершение конкретных экспортных и/или импортных операций. Существуют две формы лицензирования:
- автоматическое;
- неавтоматическое.
Автоматическое лицензирование имеет ту особенность, что импортер (экспортер), подавая заявку на получение разрешения на импорт (экспорт), автоматически получает разрешение на ввоз (вывоз) товара при условии, что он не получил официального отказа.
Автоматическое лицензирование импорта применяется с соблюдением следующих условий:
а) процедуры автоматического лицензирования импорта не должны применяться способом, ограничивающим импорт, подлежащий автоматическому лицензированию;
б) автоматическое импортное лицензирование может сохраняться до тех пор, пока преобладают обстоятельства, вызвавшие его введение, и лежащие в его основе административные цели не могут быть достигнуты более подходящим способом.
Неавтоматическое лицензирование- разрешительный порядок ввоза или вывоза товара после получения специального (письменного, в виде специального документа) разрешения уполномоченного государственного органа.
Лицензирование в международной торговле отличается большой гибкостью и разнообразием. В настоящее время наиболее часто применяются следующие виды лицензий:
- генеральная,
- индивидуальная.
Генеральная лицензия - это постоянно действующее разрешение, которое предоставляет право любому лицу или фирме импортировать перечисленные в ней товары без каких-либо ограничений по количеству или стоимости в течение всего времени действия лицензии.
Генеральная импортная лицензия разрешает ввозить указанные в ней товары:
а) либо из определенных, перечисленных в ней стран;
б) либо из любых стран. В этом случае она называется глобальной, или открытой, генеральной лицензией. В связи с тем, что в настоящее время по генеральной лицензии разрешается ввоз (вывоз) большого числа товаров, перечисление их превратило бы ее в громоздкий документ. Поэтому избран другой путь: при необходимости, в генеральной лицензии указываются лишь те товары данной группы, ввоз или вывоз которых запрещен. Одновременно указывается, что все другие товары могут свободно импортироваться (экспортироваться) на основе генеральной лицензии.
Индивидуальная (разовая) лицензия - это разовое разрешение на одну торговую операцию (экспорт или импорт товара) с конкретным видом товара (иногда двумя-тремя видами, но по одной и той же товарной группе). Она выдается компетентным органом государственной власти, контролирующим внешнюю торговлю, по заявлению национальной фирмы-экспортера или импортера. Лицензия является именной, т.е. ее нельзя передавать другому экспортеру или импортеру. Индивидуальная лицензия регламентирует все важнейшие стороны внешнеторговой сделки. В ней указывается:
- количество;
- стоимость товара, разрешенного к импорту (экспорту);
- страна происхождения товара;
- фирма-экспортер (импортер);
- срок действия лицензии.
Разовая лицензия выдается на закупку товаров, включенных в список импортного контроля, или товаров, происходящих из стран, торговля с которыми контролируется. Индивидуальная лицензия является очень жесткой формой количественных ограничений. Часто к тому же предоставление лицензии обусловлено получением валютных разрешений. Составным элементом лицензирования является контингентирование.
Контингентирование - установление государством централизованного контроля над вывозом и ввозом посредством ограничения номенклатуры товаров, т.е. ограничение ввоза иностранных (вывоза национальных) товаров определенным количеством, объемом или суммой на установленный период времени (установление количественных или стоимостных квот).
Квотирования (контингентирование) является одним из традиционных инструментов регулирования внешней торговли. Оно вводится для сбалансированного развития внешней торговли и платежного баланса, регулирования спроса и предложения на внутреннем рынке, защиты внутреннего рынка и выполнения международных обязательств.
Квоты (контингенты) - это количественные ограничения, устанавливающие максимальный объем или стоимость разрешенного к ввозу (вывозу) товара в течение определенного времени (например, года или квартала).
Квотная рента - это доход, который возникает вследствие того, что введение квоты искусственно повышает цену импортируемых товаров.
В торгово-политической практике используются следующие виды квот (контингентов):
- глобальные;
- индивидуальные;
- тарифные;
- сезонные;
- процентные.
Глобальные квоты (глобальные контингенты) устанавливают размер общего импорта (экспорта) в стоимостных или натуральных единицах на определенный период времени (год, полугодие, квартал).
Индивидуальные квоты (индивидуальные контингенты) представляют собой контингент (общее количество разрешенных к импорту товаров), распределенный по странам-поставщикам.
По способу формирования выделяют следующие виды индивидуальных квот:
- пропорциональные квоты - индивидуальная квота может быть создана на базе глобальной, когда товары в рамках глобальной квоты распределяются между странами пропорционально их доле в импорте за прошлый (базовый) период;
- двусторонние квоты на договорной основе - предпочтение отдается тем странам, которые берут на себя встречные торгово-политические обязательства по импорту товаров. Такие обязательства обычно закрепляются соответствующими двусторонними соглашениями;
- избирательные квоты - ограничение поставки товаров из какой-либо страны или группы стран при свободных закупках из остальных регионов, либо предпочтение отдается так называемым традиционным поставщикам, в пользу которых выделяется большая часть квоты.
Тарифные квоты (тарифные контингенты) - это разрешение на ввоз в страну определенного количества товаров по сниженным пошлинам или беспошлинно. Товары, ввозимые сверх тарифного контингента, облагаются обычными пошлинами.
Сезонные квоты устанавливаются на определенное время года - в период пика производства внутри страны. Они распространяются, как правило, на сельскохозяйственные товары. Суть их состоит в том, чтобы закрыть дорогу импортным товарам в сезон (во время созревания урожая) и предоставить право на ввоз в межсезонье. Цель этих квот - обеспечить рынками сбыта национальных производителей.
Процентные квоты - установление импортных квот в процентах от величины экспорта. Квоты могут исчисляться также в процентах от величины закупок данного товара на внутреннем рынке с целью поощрения национального производства. Возможно установление квот на товары, импорт которых контролируется по соображениям здравоохранения, безопасности, защиты окружающей среды.