Метод запретов и ограничений внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью.

Метод запретов и ограничений внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью.

Импорт и экспорт товаров осуществляются без количественных ограничений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, а также иными положениями настоящего Федерального закона.

Правительство РФ в исключительных случаях может устанавливать:

1) временные ограничения или запреты экспорта товаров для предотвращения либо уменьшения критического недостатка на внутреннем рынке Российской Федерации продовольственных или иных товаров, которые являются существенно важными для внутреннего рынка Российской Федерации. Перечень товаров, являющихся существенно важными, определяется Правительством Российской Федерации;

2) ограничения импорта сельскохозяйственных товаров или водных биологических ресурсов, ввозимых в Российскую Федерацию в любом виде, если необходимо:

а) сократить производство или продажу аналогичного товара российского происхождения;

б) сократить производство или продажу товара российского происхождения, который может быть непосредственно заменен импортным товаром, если в Российской Федерации не имеется значительного производства аналогичного товара;

в) снять с рынка временный излишек аналогичного товара российского происхождения путем предоставления имеющегося излишка такого товара некоторым группам российских потребителей бесплатно или по ценам ниже рыночных;

г) снять с рынка временный излишек товара российского происхождения, который может быть непосредственно заменен импортным товаром, если в Российской Федерации не имеется значительного производства аналогичного товара, путем предоставления имеющегося излишка такого товара некоторым группам российских потребителей бесплатно или по ценам ниже рыночных;

д) ограничить производство продуктов животного происхождения, производство которых зависит от импортируемого в Российскую Федерацию товара, если производство в Российской Федерации аналогичного товара является относительно незначительным.

Недискриминационное применение количественных ограничений

1. В случае, если допускается установление количественных ограничений экспорта и (или) импорта товара, такие ограничения применяются вне зависимости от страны происхождения товара.

2. В случае, если при установлении количественных ограничений импорта товара проводится распределение долей импорта товара между заинтересованными иностранными государствами, принимается во внимание предыдущий импорт товара из таких государств.

3. Первые два положения могут не применяться в отношении товара, происходящего из иностранного государства (групп государств), с которым у Российской Федерации нет взаимных договорных обязательств о предоставлении режима не менее благоприятного, чем режим, предоставляемый другим государствам или группам государств.

5. Первые два положения не препятствуют соблюдению обязательств в соответствии с международными договорами Российской Федерации о приграничной торговле, таможенном союзе или зоне свободной торговли.

При принятии решения о введении квоты Правительство Российской Федерации определяет метод распределения квоты и в соответствующем случае устанавливает порядок проведения конкурса или аукциона. Распределение квоты основывается на равноправии участников внешнеторговой деятельности в отношении получения квоты и их недискриминации по признакам формы собственности, места регистрации или положения на рынке.

Внешнеторговые документы.

Внешнеторговый документ - это документ, содержащий информацию о различных сторонах деятельности и правоотношений предприятий, учреждений и организаций в области внешней торговли.

Виды внешнеторговой документации

товарные и расчетные;

страховые;

транспортные;

по платежно-банковским операциям;

транспортно-экспедиторские;

таможенные.

Документы, сопровождающие груз называются товаросопроводительными. Существуют также отгрузочные документы. Документы оформляются на оформительных бланках с определенными реквизитами.

Транспортная документация

Подготовив экспортный товар к отправке покупателю, продавец должен направить его своему партнеру, соблюдая при этом инструкции, которые они оговорили в контракте по поводу процедуры отгрузки. При этом также используется ряд документов:

- извещение о готовности товара к отгрузке уведомляет покупателя о том, что заказанные товары изготовлены и готовы к отправке;

- заявка на фрахтование, отправляемая поставщиком перевозчику для резервирования места с указанием желательного средства транспорта, время отправки и т. д.;

- отгрузочная инструкция содержит подробные сведения о грузе и требованиях эксперта в связи с его перевозкой;

- разрешение на поставку — выдаваемый покупателем документ, разрешающий отправку товаров после получения от продавца извещения о готовности товара к отгрузке;

- извещение об отгрузке — документ, посредством которого продавец или грузополучатель информирует грузополучателя об отправке товаров.

Другой сферой взаимоотношений, оформляемых соответствующими документами, являются отношения отправителя и грузоперевозчика, а также получателя товара. Собственно, эти документы и относятся к группе транспортной документации.

Декларирование товаров.

ТК ТС

Товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с настоящим Кодексом. Таможенное декларирование товаров производится декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта. Таможенное декларирование производится в письменной и (или) электронной формах с использованием таможенной декларации.

При таможенном декларировании товаров в зависимости от заявляемых таможенных процедур и лиц, перемещающих товары, применяются следующие виды таможенной декларации:

1) декларация на товары;

2) транзитная декларация;

3) пассажирская таможенная декларация;

4) декларация на транспортное средство.

Перечень сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации, ограничивается только сведениями, которые необходимы для исчисления и взимания таможенных платежей, формирования таможенной статистики и применения таможенного законодательства таможенного союза и иного законодательства государств - членов таможенного союза.

В качестве таможенной декларации могут использоваться транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) иные документы, содержащие сведения, необходимые для выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой.

Порядок представления и использования таможенной декларации в виде электронного документа определяется решением Комиссии таможенного союза.

Подача таможенной декларации в письменной форме должна сопровождаться представлением таможенному органу ее электронной копии (кроме исключений).

Структура и формат электронной копии таможенной декларации, а также порядок ее представления и использования определяются решением Комиссии таможенного союза.

Декларация на товары

При помещении под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, таможенному органу представляется декларация на товары.

В декларации на товары указываются следующие основные сведения, в том числе в кодированном виде:

1) заявляемая таможенная процедура;

2) сведения о декларанте, таможенном представителе, об отправителе и о получателе товаров;

3) сведения о транспортных средствах, используемых для международной перевозки товаров и (или) их перевозки по таможенной территории таможенного союза под таможенным контролем;

4) сведения о транспортных средствах международной перевозки и (или) транспортных средствах, на которых товары перевозились (будут перевозиться) по таможенной территории под таможенным контролем;

5) сведения о товарах:

- наименование;

- описание;

- классификационный код товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности;

- наименование страны происхождения;

- наименование страны отправления (назначения);

- описание упаковок (количество, вид, маркировка и порядковые номера);

- количество в килограммах (вес брутто и вес нетто) и в других единицах измерения;

- таможенная стоимость;

- статистическая стоимость;

6) сведения об исчислении таможенных платежей:

- ставки таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов;

- применение льгот по уплате таможенных платежей;

- суммы исчисленных таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов;

- курс валют, устанавливаемый в соответствии с законодательством государства - члена таможенного союза и применяемый для исчисления таможенных платежей в соответствии с настоящим Кодексом;

7) сведения о внешнеэкономической сделке и ее основных условиях;

8) сведения о соблюдении ограничений;

9) сведения о производителе товаров;

10) сведения, подтверждающие соблюдение условий помещения товаров под таможенную процедуру;

11) сведения о документах, представляемых в соответствии со статьей 183 настоящего Кодекса;

12) сведения о лице, составившем декларацию на товары;

13) место и дата составления декларации на товары.

Транзитная декларация (для таможенного транзита)

При помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита таможенному органу отправления представляется транзитная декларация.

В качестве транзитной декларации могут представляться транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) иные документы, в том числе определенные международными договорами.

Транзитная декларация должна содержать следующие сведения о (об):

1) отправителе, получателе товаров в соответствии с транспортными (перевозочными) документами;

2) стране отправления, стране назначения товаров;

3) декларанте;

4) перевозчике;

5) транспортном средстве международной перевозки, на котором перевозятся товары;

6) наименовании, количестве, стоимости товаров в соответствии с коммерческими, транспортными (перевозочными) документами;

7) коде товаров в соответствии с Гармонизированной системой описания и кодирования товаров или Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности на уровне не менее первых шести знаков;

8) весе товаров брутто или объеме, а также количестве товаров в дополнительных единицах измерения (при наличии таких сведений) по каждому коду Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности или Гармонизированной системы описания и кодирования товаров;

9) количестве грузовых мест;

10) пункте назначения товаров в соответствии с транспортными (перевозочными) документами;

11) документах, подтверждающих соблюдение ограничений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу, если такое перемещение допускается при наличии этих документов;

12) планируемой перегрузке товаров или грузовых операциях в пути.

Таможенный орган не вправе требовать от декларанта, представления других сведений..

Если принимаемый в качестве транзитной декларации документ, предусмотренный международными договорами, не содержит всех сведений, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи, недостающие сведения должны содержаться в прилагаемых к нему либо следующих вместе с ним документах, представляемых таможенному органу.

Транзитная декларация регистрируется таможенным органом, в том числе с использованием информационных систем и информационных технологий, применяемых таможенными органами.

Права декларанта

При таможенном декларировании товаров и совершении иных таможенных операций, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру, декларант вправе:

1) осматривать, измерять и выполнять грузовые операции с товарами, находящимися под таможенным контролем;

2) брать пробы и образцы товаров, находящихся под таможенным контролем, с разрешения таможенного органа при соблюдении условий, предусмотренных статьей 155 настоящего Кодекса;

3) присутствовать при проведении таможенного осмотра и таможенного досмотра товаров должностными лицами таможенных органов и при взятии этими лицами проб и образцов товаров;

4) знакомиться с имеющимися в таможенных органах результатами исследований проб и образцов декларируемых им товаров;

5) представлять в соответствии с настоящим Кодексом документы и сведения в виде электронных документов;

6) обжаловать решения таможенных органов, действия (бездействие) таможенных органов или их должностных лиц;

7) привлекать экспертов для уточнения сведений о декларируемых им товарах;

8) пользоваться иными полномочиями и правами, предусмотренными настоящим Кодексом.

Обязанности декларанта

При таможенном декларировании товаров и совершении иных таможенных операций, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру, декларант обязан:

1) произвести таможенное декларирование товаров;

2) представить в таможенный орган документы, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено таможенным законодательством таможенного союза;

3) предъявить декларируемые товары в случаях, установленных настоящим Кодексом, либо по требованию таможенного органа;

4) уплатить таможенные платежи и (или) обеспечить их уплату в соответствии с настоящим Кодексом;

5) соблюдать требования и условия использования товаров в соответствующей таможенной процедуре;

6) выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом.

Ответственность декларанта

Декларант несет ответственность за заявление недостоверных сведений, указанных в таможенной декларации, и неисполнение обязанностейв соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза.

Принципы УНИДРУА.

Международный Институт Унификации Частного Права (УНИДРУА) является независимой межправительственной организацией, которая располагается в Риме. Целью организации является изучение необходимых методов модернизации, гармонизации и координации частного и, в особенности, коммерческого права между государствами и группами государств.

В 1994 году Международным институтом унификации частного права (УНИДРУА) в результате 20-тилетней работы были созданы Принципы международных коммерческих договоров, также называемые Принципы УНИДРУА (далее - Принципы).

Сфера применения

Принципы УНИДРУА подлежат применению:

-если стороны согласились, что их договор будет регулироваться данными Принципами. Используются в данном случае в виде «контрактного права», что особенно полезно при составлении договоров и ведении переговоров сторонами, говорящими на разных языках, из разных правовых систем. Руководство Принципами возможно в преддоговорной работе, при заключении и исполнении контрактов, при возникновении спорных ситуаций и взаимных претензий.

-если стороны согласились, что их договор будет регулироваться «общими принципами права», «lexmercatoria» или аналогичными положениями (например, «principlesofnaturaljustice»).

-если в контракте отсутствует соглашение о выборе применимого права.

-могут использоваться для толкования и восполнения международных унифицированных правовых документов, а так же служить моделью для национального и международного законодательства (легли в основу ГК РФ, Литвы, Аргентины, Туниса, Квебека и др.).

Содержание

Положения Принципов УНИДРУА могут быть разделены на две части: к первой относятся основополагающие принципы общие для всех правовых систем, а ко второй части относятся правила о заключении и исполнении международных коммерческих договоров и последствия их неисполнения, сформулированные в виде предоставления потерпевшей стороне различных средств защиты.

Необходимо иметь в виду, что Принципы содержат ряд положений, не совпадающих с российским законодательством. Например, они не содержат ограничений по форме договора (п.1.2.), в отличие от ст.161 Гражданского кодекса РФ, устанавливающей обязательный перечень сделок, подлежащих заключению в письменной форме.

Кроме того, в российском законодательстве нет такого понятия, как договор с умышленно открытыми условиями (contractwithtermsdeliberatelyleftopen), а ст. 2.14. Принципов указывает, что такой договор возможен и открытые условия будут в дальнейшем согласованы или определены третьим лицом. Если даже эти условия не будут согласованы или определены, то это не может повлиять на действительность договора.

Характерной для Принципов, явившимися стабилизатором правовых систем, является статья 3.10., определяющая понятие «существенного неравновесия сторон». Эта норма о том, что сторона может отказаться от договора, если другой стороной была недобросовестно использована зависимость или экономическая слабость, а так же недостаточная информированность или неопытность. Явная мера защиты участников международной торговли из слаборазвитых государств,

Аналогичная мера, правила «contraproferentem», установленные ст.4.6. Принципов. Суть их в том, что если условия договора, выдвинутые стороной, являются неясными, то предпочтение отдается другой стороне.

Главная особенность Принципов УНИДРУА состоит в том, что они разработаны не в виде международных конвенций или модельных законов, а как правила, которые предназначены для использования участниками международных контрактных отношений по их волеизъявлению. Принципы УНИДРУА не являются международным договором или типовым контрактом, согласованным коммерческими предпринимательскими структурами. Указанный документ не предполагает никакого их одобрения или утверждения со стороны государств, а предназначен для применения к международному коммерческому контракту при условии, что его участники согласятся подчинить свои отношения названным сводам специальных правил. Сходные документы разрабатывались в международной практике и ранее, но главным образом неправительственными организациями. В данном же случае к подобному опыту обратилась межправительственная организация — УНИДРУА.

В настоящее время действуют Принципы УНИДРУА 2004 г. Этот документ включает:

- общие положения;

- положения (глава 1), относящиеся к заключению контрактов и полномочиям представителей (глава 2);

- действительности, толкованию, исполнению контрактов (главы 3, 4);

- содержанию и правам третьих лиц (глава 5);

- уступке прав, переводу обязательств, передаче договоров (глава 9);

- исковой давности (глава 10).

Выделены такие важные вопросы, как права стороны, в отношении которой не исполнено обязательство, прекращение контракта, убытки и порядок их возмещения.

Согласно указаниям, содержащимся в Принципах УНИДРУА, для их применения к конкретному контракту необходимо соглашение об этом его сторон. Основанием для применения Принципов может служить и соглашение сторон о регулировании их контракта «общими принципами права», торговым правом («lexmercatoria») или включение в контракт подобных выражений. Предусмотрено применение Принципов и в некоторых других случаях (при невозможности установления соответствующей нормы применимого права; для толкования и восполнения пробелов международных унифицированных правовых документов, в качестве модели для разработчиков национальных и международных нормативных актов).

Несмотря на то, что Принципы УНИДРУА предназначены для международных коммерческих договоров, отсутствуют какие-либо препятствия для частных лиц применять их к чисто внутренним договорам. Однако любое такое применение может быть ограничено императивными нормами внутреннего права, регулирующего договор.

В практике Арбитражного суда МТП можно выделить четыре вида обращений к Принципам УНИДРУА:

1) в качестве применимого к контракту права в силу непосредственного или подразумеваемого выбора самими сторонами;

2) применение Принципов даже при выборе сторонами национального права, если имеются трудности в определении специфических правил применимого национального права;

3) для заполнения пробелов в национальном праве и для международного толкования национального права;

4) для толкования или дополнения существующих унификационных документов, например, Конвенции ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г.

За основу при разработке унифицированных сводов контрактного права была принята Венская конвенция о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г.

58.Правила и рекомендации Международной Торговой Палаты.

Международная торговая палата (МТП) — независимая некоммерческая международная организация, созданная в 1919 году и объединяющая в настоящее время тысячи предприятий, ассоциаций и компаний из 140 стран мира, способствующая решению наиболее актуальных проблем, стоящих перед бизнесом. МТП тесно взаимодействует с такими международными организациями, как ООН, ВТО, Всемирный банк и другими, являясь для них коллективным консультативным органом.

Основная цель МТП заключается в повышении уважения к высоким стандартам этики ведения международного бизнеса. Деятельность МТП направлена на решение наиболее актуальных вопросов, среди которых такие, как разработка унифицированных правил и стандартов ведения бизнеса и решение задач, связанных с либерализацией международной торговли.

Подготовкой политических заявлений МТП и разработкой унифицированных стандартов, кодексов, правил и других механизмов ведения бизнеса, признанных во всем мире, занимаются члены 16 постоянно действующих комиссий и консультативных групп, создаваемых по отраслевому признаку и охватывающих все сферы бизнеса. Среди документов МТП такие, как «Инкотермс» (Унифицированные торговые термины МТП), «Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов» (UCP 500), «Арбитражный регламент МТП», типовые международные контракты и многие другие, периодически пересматриваемые членами комиссий на предмет внесения в них поправок, учитывающих реалии стран — членов МТП.

Следует отметить некоторые документы, в которых Международной торговой палатой (МТП) кодифицированы нормы обычного права (включая деловые обыкновения), касающиеся международной деятельности финансово-кредитных институтов и применяемые также в сфере международных публичных финансов:

- Унифицированные правила по инкассо (публикация МТП № 322; 1978);

- Унифицированные правила по договорным гарантиям (публикация МТП № 325; 1978);

- Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов (публикация МТП № 400; 1983);

- Международные правила толкования торговых терминов (публикация МТП № 460; 1990);

- Унифицированные правила для гарантий по первому требованию (публикация МТП № 458; 1992).

Указанные нормативные акты МТП (своды единообразных правил) имеют значение лишь рекомендаций, применение которых носит факультативный характер, хотя они частным образом кодифицируют обычаи, существующие в международной финансовой и банковской практике. Исключения представляют случаи, когда стороны выразили согласие по поводу обязательности их действия. Вместе с тем следует указать, что не все приведенные своды единообразных правил имеют одинаковое действие в различных государствах. Так, отметим следующее:

- унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов применяются более чем в 175 государствах. Их юридическая сила в Италии, США, Германии и Франции признается равной непосредственно международным обычаям, даже если в договоре не имеется обязательного указания на это (исключение составляет Великобритания);

- иные унифицированные правила и обычаи имеют меньшее распространение и не вызывают сомнений относительно юридической силы их действия.

Типовые законы ЮНСИТРАЛ.

Арбитражные решения

Виды арбитражных соглашений:

Арбитражная оговорка – это соглашение сторон контракта, непосредственно включенное в его текст, об арбитражном разбирательстве споров, которые могут возникнуть потенциально. Это условие о передаче дела в арбитраж в случае возникновения спора в будущем, которое предусматривает юрисдикцию определенного арбитражного суда. Арбитражная оговорка является наиболее распространенным видом арбитражного соглашения, своеобразным обеспечительным средством выполнения договорных обязательств, которое гарантирует квалифицированное разбирательство спора и возможность принудительного исполнения решения;

Третейская запись – это отдельное от основного контракта соглашение сторон об арбитражном разбирательстве уже возникшего спора. Это наиболее предпочтительный вид арбитражного соглашения, так как соглашение сторон об арбитраже совершается, когда разногласия уже возникли и стороны определенно представляют характер спора. На практике заключение третейской записи труднодостижимо, так как интересы сторон могут быть принципиально противоположными;

Арбитражный договор – это самостоятельное соглашение между сторонами об арбитражном разбирательстве споров, которые могут возникнуть в будущем в связи с данным контрактом или группой контрактов либо в связи с совместной деятельностью в целом.

Основания обжалования арбитражных решений были в определенной степени перефразированы. Однако, принцип того, что вынесенные арбитражные решения могут быть не приведены в исполнение только в очень ограниченных случаях, остается.

В настоящий момент арбитражные решения могут быть отменены, или их исполнение приостановлено в следующих случаях:

- состав арбитража не соответствовал установленным требованиям;

- арбитраж принял решения вне круга своих полномочий;

- не были соблюдены требования к процедуре арбитража;

- признание и приведение в исполнение арбитражных решений противоречит публичному порядку.

Обжалование арбитражного решения возможно только в строго оговоренных случаях. Стороны должны прямо закрепить в своем соглашении, что у них есть право обжалования, иначе оно не будет предоставлено. Это положение предоставляет больше самостоятельности сторонам в определении ими процедуры арбитражного разбирательства. Если соответствующий отказ действует, арбитражное решение вступает в силу сразу же после его вынесения.

Требование в государственные суды об отмене исполнения решения не приостанавливает приведение в жизнь арбитражного решения. Это правило введено для того, чтобы стороны не пытались использовать обращения в государственные суды с требованием о приостановлении действия арбитражного решения только для того, чтобы отсрочить начало приведения в исполнение соответствующего арбитражного решения.

Применение правил о национальном арбитраже к международному арбитражу;

Правила о национальном арбитраже в основном применяются и к международному арбитражу, за исключением положений о следующем:

- отсутствуют официальные формальные требования для формы арбитражного соглашения в международном арбитраже;

- запрета четного числа арбитров;

- шестимесячного срока для вынесения арбитражного решения;

- конфиденциальность арбитражного процесса;

- различные виды отмены национального арбитражного решения (обжалование, возражения третьей стороны и судебная проверка).

Метод запретов и ограничений внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью.

Импорт и экспорт товаров осуществляются без количественных ограничений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, а также иными положениями настоящего Федерального закона.

Правительство РФ в исключительных случаях может устанавливать:

1) временные ограничения или запреты экспорта товаров для предотвращения либо уменьшения критического недостатка на внутреннем рынке Российской Федерации продовольственных или иных товаров, которые являются существенно важными для внутреннего рынка Российской Федерации. Перечень товаров, являющихся существенно важными, определяется Правительством Российской Федерации;

2) ограничения импорта сельскохозяйственных товаров или водных биологических ресурсов, ввозимых в Российскую Федерацию в любом виде, если необходимо:

а) сократить производство или продажу аналогичного товара российского происхождения;

б) сократить производство или продажу товара российского происхождения, который может быть непосредственно заменен импортным товаром, если в Российской Федерации не имеется значительного производства аналогичного товара;

в) снять с рынка временный излишек аналогичного товара российского происхождения путем предоставления имеющегося излишка такого товара некоторым группам российских потребителей бесплатно или по ценам ниже рыночных;

г) снять с рынка временный излишек товара российского происхождения, который может быть непосредственно заменен импортным товаром, если в Российской Федерации не имеется значительного производства аналогичного товара, путем предоставления имеющегося излишка такого товара некоторым группам российских потребителей бесплатно или по ценам ниже рыночных;

д) ограничить производство продуктов животного происхождения, производство которых зависит от импортируемого в Российскую Федерацию товара, если производство в Российской Федерации аналогичного товара является относительно незначительным.

Наши рекомендации