Моделирование показателей роста предприятия
Управление ростом фирмы требует тщательного сбалансирования показателей объемов реализации, операционной эффективности и финансовых ресурсов. Многие фирмы приносят себя в жертву будущего роста, перенасыщаясь внешним финансированием.
Однако этот рост не должен быть достигнут любой ценой, иначе предприятие может не усилить, а ослабить свои позиции вплоть до состояния банкротства, как показывает мировая практика.
Формируя свои планы, предприятие пытается решить несколько задач одновременно: рост продаж, производственную гибкость, умеренное использование заемного капитала, высокий уровень дивидендов. Каждая из этих задач сама по себе представляет ценность, но часто они противоречат друг другу. И когда это случается, один или более финансовых коэффициентов становятся неудовлетворительными и требуется внесение корректировок, которые не всегда возможны и желательны. Необходимо, чтобы рост предприятия не имел негативных последствий и не нарушал его финансового состояния, и более того, был согласован с рыночными реалиями.
Инструментом, позволяющим выявлять такие противоречия и способствовать принятию более взвешенных решений в маркетинговой, производственной и финансовой сферах, является модель уровня достижимого роста (SGR).
Эту модель предложил Роберт С. Хиггинс в качестве инструмента сравнения целевого роста фирмы с ее внутренней способностью поддержать этот уровень роста.
С помощью модели SGR можно рассчитать максимально возможный темп роста объема продаж при заданных финансовых коэффициентах:
,
где g – потенциально возможный рост объема продаж в процентах;
b – доля чистой прибыли, направляемая на развитие предприятия;
NP – чистая прибыль;
S – объем продаж;
D – общая величина обязательств;
E – собственный капитал;
А – величина активов (валюта баланса).
Модель применяется при рассмотрении двух сценариев развития предприятия: устойчивого роста и изменяющихся условий.
Первый сценарий предполагает, что сложившаяся в прошлом финансовая политика останется неизменной. Это обеспечивается сохранением на прежнем уровне ряда финансовых коэффициентов, а также допущением, что увеличение собственного капитала происходит только за счет роста нераспределенной прибыли.
Темп роста объема продаж (g) представляет собой отношение прироста объема продаж (D S) к его исходной величине (Sо), т.е. ×100 %. Исходной величиной являются продажи прошлого года. В модели показатель является искомым, остальные коэффициенты являются плановыми, или целевыми переменными.
Рентабельность продаж характеризует эффективность деятельности предприятия. Чем больше чистой прибыли, тем больше возможностей у предприятия увеличивать собственный капитал.
Отношение активов к объему продаж - это величина обратная традиционному коэффициенту оборачиваемости активов. Чем ниже данный показатель, тем более эффективно используются активы, поскольку на величину активов оказывает влияние финансовая политика предприятия, в частности, управление запасами, дебиторской задолженностью, долгосрочными активами.
Соотношение заемных и собственных средств показывает структуру пассивов предприятия. Следует помнить, что чрезмерное увлечение долговыми источниками финансирования снижает финансовую устойчивость предприятия и препятствует его развитию.
Нераспределяемая доля чистой прибыли (b), или коэффициент реинвестирования рассчитывается по формуле:
b= (1 – d),
где d – коэффициент дивидендных выплат, равный отношению общей суммы дивидендов к чистой прибыли.
Величина коэффициента зависит от дивидендной политики предприятия.
Фактический рост продаж определяется по формуле:
где S1 – объем продаж первого года,
S2 – объем продаж второго года.
Если фактический рост продаж превысил потенциально возможный уровень, то есть f>g, необходимо установить, какой фактор в наибольшей степени повлиял на это. Если же он оказался ниже, то есть f<g, то следует определить причину.
Второй сценарий охватывает различные ситуации, когда рост продаж не может быть обеспечен только внутренними источниками финансирования (такими, как нераспределенная прибыль) и когда надо принимать во внимание новые переменные:
- начальный объем продаж (S0);
- начальная величина собственного капитала (Е0);
- величина прироста собственного капитала, привлеченного путем дополнительной эмиссии обыкновенных акций (Еn);
- абсолютная сумма годовых дивидендов (Div).
Тогда уровень достижимого роста продаж в следующем году рассчитывают по формуле:
.
Коэффициент оборачиваемости активов:
Коэффициент «долг – собственный капитал»:
Коэффициент рентабельности продаж:
Если в результате анализа было установлено, что некоторые из переменных модели SGR имеют оптимальное значение, то в данном задании их можно сохранить на прежнем уровне. Кроме того, не исключается ситуация, при которой дополнительной эмиссии акций не потребуется, т.е. En=0. В процессе моделирования следует рассмотреть несколько возможных вариантов – сценариев развития предприятия, приводящих к заданному уровню достижимого роста.
Объединяя данные в модели устойчивого роста, можно провести их согласованность. Часто в процессе корпоративного планирования компания может смоделировать целый ряд позитивных изменений: высокий уровень роста продаж, производственная гибкость, умеренное использование займов, высокие дивиденды. Однако некоторые из изменений могут быть взаимоисключающими. Поэтому только в достаточной степени информационно подкрепленные и мудрые маркетинговые, финансовые и производственные решения могут быть реализованы.