Оценка «качества финансовых результатов»
Для оценки «качества» финансовых результатов производится расчет следующих соотношений:
Себестоимости к выручке от продаж, коммерческих расходов к выручке от продаж, управленческих расходов к выручке от продаж. Полученные результаты позволяют судить о том, насколько эффективно осуществляются на предприятии различные функции управления (производственная, коммерческо-сбытовая, административно-управленческая), а так же о способности предприятия управлять расходами.
Также для оценки «качества» финансовых результатов рассчитывается отношение прибыли (убытка) от продаж к выручке от продаж, прибыли (убытка) до налогообложения к выручке от продаж, чистой прибыли (убытка) к выручке от продаж. Каждый последующий показатель испытывает влияние все большего числа факторов. Цель расчета и анализ динамики данных соотношений – подтверждение стабильности получения чистой прибыли с каждого рубля продаж.
Отношение прибыли (убытка) от продаж к выручке от продаж позволяет оценить реальный уровень эффективности управления продажами организации. Отношение прибыли (убытка) до налогообложения к выручке от продаж позволяет оценить влияние на конечный финансовый результат прочих доходов и расходов. Необходимо учитывать, что многие прочие доходы и расходы носят непостоянный, случайный характер. Поэтому, если значение полученного соотношения высокое, это говорит о низком качестве чистой прибыли. На формирование чистой прибыли доминирующее влияние должны оказывать доходы и расходы, которые являются предметом основной деятельности организации. В этом случае уместно говорить о высоком качестве чистой прибыли.
При сравнении значений второго и третьего соотношения можно оценить влияние на чистую прибыль налогового фактора.
Для оценки рентабельности обычных видов деятельности используется следующая группа показателей:
1)Рентабельность продаж ( ) показывает величину прибыли, полученную с каждого рубля выручки от продажи товаров, продукции, работ, услуг:
где – прибыль от продаж товаров, продукции, работ, услуг (Ф. № 2, стр. 050);
2)Рентабельность расходов по обычным видам деятельности ( ) – позволяет оценить, сколько прибыли получено организацией с каждого рубля затрат на производство и продажу продукции, работ, услуг:
где – общая сумма расходов по обычным видам деятельности (полная себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг – ф. № 2, Σстр.020,030,040);
3)рентабельность производственных расходов ( )– характеризует величину прибыли с каждого рубля расходов, связанных с производством продукции, работ, услуг:
где – себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, которая включает расходы, связанные с производством и его организацией (ф. № 2, стр. 020).
4)рентабельность управленческих расходов ( ) – показывает величину прибыли, полученную с каждого рубля управленческих расходов:
5)рентабельность коммерческих расходов ( ) – позволяет оценить величину прибыли, полученную с каждого рубля коммерческих расходов: