Инновационная деятельность: виды инноваций
И их роль в туризме
Понятие инноваций, их структура и классификация
Понятие «нововведение» означает прогрессивное новшество, задействованной в динамике, которое является новым для организационной системы, принимающей и использующей ее. Слово «инновация» (от англ. innovation) по смыслу идентично слову «нововведение»; оно рассматривается как развивающийся комплексный процесс создания, распространения, использования новшества, которое способствует развитию и повышению эффективности инновационной деятельности.
Под инновацией подразумевается объект, внедренный в производство в результате проведенного научного исследования или сделанного открытия, качественно отличный от предшествующего аналога. По результатам проведения научного исследования или сделанного открытия он качественно отличается от предшествующего аналога.
К инновациям в сфере туризма относятся все изменения (новшества), которые впервые нашли применение на туристском предприятии и приносят ему конкретную экономическую и/или социальную пользу. Поэтому под инновацией понимается не только внедрение нового продукта на рынок, но и целый ряд других нововведений:
§ новые или улучшенные виды туристской продукции (продуктовые инновации);
§ новые или улучшенные туристские услуги (инновации услуг);
§ новые или улучшенные производственные процессы и технологии (процессные и технологические инновации);
§ измененные социальные отношения на туристском предприятии (социальные или кадровые инновации);
§ новые или улучшенные производственные системы.
Эти виды инноваций в практике туристских предприятий тесно связаны между собой. В условиях современных технологий технические, хозяйственные, организационные и социальные изменения в производственных процессах вообще неотделимы друг от друга.
Определяющими для инноваций являются следующие признаки:
§ они всегда связаны с хозяйственным использованием оригинальных решений. В этом заключается их отличие от технических изобретений;
§ дают конкретную хозяйственную и/или социальную выгоду для пользователя;
§ означают первое использование новшества на туристском предприятии независимо от того, применялось ли оно где-либо ранее;
§ нуждаются в творческом подходе и связаны с рисками.
Инновации требуют от всех участников производственного процесса (руководителей и сотрудников) ясного понимания необходимости в них и творческих способностей.
Информационная основа инноваций проявляется в возможности распространения новшества на любой из стадий его реализации. Распространяться могут исходная идея новшества, изобретение, как результат научно-исследовательских работ, результат проектирования (разработки) новшества, результат изготовления (внедрения) новшества.
В сфере туризма, как вида предпринимательской деятельности, на основе использования новых знаний и новой информации реализуется главный инновационный (нововведенческий) цикл: «создание - производство - потребление новшества».
Современные инновационные процессы достаточно сложны и требуют проведения анализа закономерностей их развития. Для этого необходимы специалисты, занимающиеся различными организационно-экономическими аспектами нововведений - инновационные менеджеры, которые должны обладать научно-техническим и экономико-психологическим потенциалом, а также иметь инженерно-экономические знания, что позволяет грамотно руководить инновационными процессами.Инновационный менеджмент - это система управления разработкой и освоением каких-либо новшеств, направленных на совершенствование и развитие объекта управления и увеличение капитала предприятия.Проблематика инновационного менеджмента отличается разнообразием и сложностью. В теоретических работах и в практической деятельности используются различные принципы систематизации функций инновационного менеджмента (Рис. 24).
Рис. 24. Функции инновационного менеджмента
Эффективность реализации отмеченных в Рис. 24 функций достигается за счет соответствия целей инновационной деятельности следующим принципам:
1. Планируемые инновации должны быть измеримыми, то есть иметь конкретное выражение по характеру и своей ориентации, отражать свою специфику и устанавливать внутренние и внешние ориентиры туристской организации;
2. Инновационные намерения должны быть достаточно строго ориентированными во времени, то есть устанавливать сроки достижения желаемых результатов;
3. Инновационные цели должны быть достижимыми даже в случае возможных сложностей, неопределенностей, наличия риска и носить мобилизационный и мотивирующий характер;
4. Разнообразные цели в программе развития туристского предприятия должны быть взаимоувязанными и непротиворечивыми.
Инновации, как достаточно емкое и многогранное понятие необходимо дифференцировать в зависимости от ряда признаков (Табл. 62).
Таблица 62
Классификация инноваций в сфере туризма
Признак классификации | Вид инновации |
В зависимости от места применения (потребления) инноваций | Продуктовые - новая продукция, потребляемая в сфере производства (в качестве средств труда) или в сфере потребления (как предмет потребления или труда). Для предприятий – изготовителей туристской продукции (услуг) данный вид инноваций является определяющим, а часто и первичным, вызывающий в цикле инновационных преобразований необходимость проведения технологических и других нововведений. |
Технологические - новые технологии (способы) производства выпускаемой или новой продукции. | |
Организационно - управленческие - новые методы организации работ и управления производством. | |
По типу новшества инновации | Материально-технические инновации - техника (оборудование, приборы, устройства, изделия и т. д.); технологии (технологические процессы и операции). |
Социальные. | |
По механизму обеспечения | Единичные, осуществляемые на одном объекте. |
Диффузные, распространяемые по многим объектам и требующие своего тиражирования. | |
Завершенные и незавершенные. | |
Успешные и неуспешные (результативность или степень эффективности по сравнению с затратами). | |
По инновационному потенциалу | Радикальные или базовые (принципиально новые изделия, технологии, методы организации и управления). |
Комбинаторные (использование различных сочетаний конструктивного соединения элементов). | |
Модифицирующие (улучшения, дополнения исходных конструкций, принципов, форм). |
Следует отметить, что представленные в Табл. 62 виды инноваций имеют циклический характер. Теория цикличности исходит из того, что экономика как открытая система находится в состоянии некоторого отклонения от состояния равновесия между совокупным спросом и совокупным предложением в рамках как отдельных государств, так и всемирного хозяйства. Длительность равновесного состояния обусловливается жизненным сроком конкретного поколения техники, технологии, методологии. Отклонения от равновесных состояний вызывают колебания (подъемы - спады) в экономическом развитии социальной общности. Наличие противоречий между действующей производственной системой, растущими требованиями пользователей продукции и условиями конкуренции на рынке приводит к экономическим потерям отдельного предприятия и порождает необходимость инновационных преобразований.
На цикличность инноваций влияют различные факторы, такие как темпы научно-технического прогресса и восприимчивость системы хозяйствования к использованию ее достижений, система мотиваций для каждого товаропроизводителя и др.
Все это свидетельствует о необходимости постоянного управления инновационными процессами как важнейшим фактором развития предприятия в условиях конкурентной борьбы.