Понятие проектного анализа, его аспекты
Проектный анализ — это анализ доходности капитального проекта. Иными словами, это сопоставление затрат на капитальный проект и выгод, которые будут получены от реализации этого проекта.
А так как выгоды от любого капитального проекта и затраты на него не всегда легко вычисляемы, то определение доходности превращается в длительный анализ всех стадий и аспектов инвестиционного проекта. В результате проектный анализ стал концепцией, закладываемой в основу инвестиционных проектов в странах с рыночной экономикой. В концепции проектного анализа сложился свой подход к стадиям проекта и аспектам его анализа.
По мере подготовки и реализации капитальный проект проходит «жизненный цикл», состоящий из различных стадий. Границы между ними не всегда четки, но тем не менее можно выделить шесть таких стадий (иногда их насчитывают восемь):
1, 2. Предыдентификация и идентификация проекта (эти две стадии часто объединяют). На этих стадиях вначале рождается сама идея, а затем подготавливаются основные детали проекта, который проходит предварительное обоснование и сравнивается с набросками других проектов, признается заслуживающим детальной проработки. Иначе говоря, это стадия предварительного технико-экономического обоснования.
3. Разработка проекта. На этой стадии идет детальная проработка всех аспектов проекта, которые окончательно должны обосновать выгодность проекта. Это можно назвать стадией подготовки технико-экономического обоснования.
4. Оценка проекта. Это экспертиза, которую проходит подготовленный проект (он изучается и обсуждается руководством фирмы, независимыми экспертами, потенциальными кредиторами, министерством и т.д.).
5. Принятие проекта (переговоры по проекту). На этой стадии руководство всех уровней и кредиторы принимают окончательное решение по проекту, а так как у самой фирмы обычно есть альтернативные возможности использовать экономические ресурсы или же у кредиторов есть предложения о финансировании других проектов, то эта стадия может оказаться не такой короткой, как может показаться на первый взгляд.
6. Осуществление проекта. Здесь главное — это контроль и наблюдение за реализацией проекта, с тем чтобы он не отклонялся от графика, и одновременное внесение оперативных изменений в проект, если они действительно необходимы.
20. Общая характеристика кредитного договора, перечень основных документов для его заключения. Важным этапом банковского кредитования является заключение и исполнение кредитного договора. Этот договор является основным юридическим документом, определяющим взаимоотношения между банком-кредитором и заемщиком, по нему определяются их взаимные обязательства и ответственность.
В мировой и нашей казахстанской практике работа по кредитованию инвестиционных проектов осуществляется поэтапно в следующей последовательности (этапы):
- регистрация и первичный отбор инвестиционных намерений (прием заявки);
- банковская экспертиза проекта по принятой для рассмотрения заявке;
- принятие решения о кредитовании рассмотренного инвестиционного проекта;
- заключение кредитного договора (соглашения);
- финансирование проекта (осуществление кредитных операций по реализации проекта);
- контроль за реализацией проекта;
- заключительная оценка (после погашения кредита).
В случае положительной оценки проекта на этапе регистрации и первичного отбора инвестиционных намерений проект допускается к комплексной банковской экспертизе.
В укрупненном плане целью банковской экспертизы является оценка жизнеспособности проекта, определение уровня его рентабельности, достаточность и достоверность генерируемых проектом средств для возврата кредита (кредитоспособность заемщика), разносторонняя оценка деятельности заемщика и его финансового состояния (более подробно - по курсу «Анализ инвестиционных проектов» ).
Пакет документов, необходимых для заключения кредитного договора, можно делить на 2 группы:
Первая группа - это единые для всех проектов:
- Кредитная заявка;
- Анкета заемщика;
- Устав и учредительный договор, регистрированные в установленном порядке;
- Финансовая документация заемщика за последние 3 года;
- ТЭО, бизнес-план;
- Проект контракта со всеми приложениями;
- Сведения об иностранных партнерах (балансовый отчет, рекламные данные, рекомендации);
- Залоговые и/или гарантийные документы (то и другое или только одно - по усмотрению банка);
- Письмо от обслуживающего заемщика банка, о его финансовом состоянии.
Вторая группа-это документы для отдельных проектов, в зависимости от специфики (дополнительные документы):
- Документы о правоспособности иностранного партнера (если есть таковой);
- Тендерная документация;
- Решение собрания акционеров о привлечении кредита и предоставлении залога.
Кроме того по госсектору представляются в банк:
а) Разрешение межведомственной комиссии по санации и банкротству;
б) Заключение отраслевого министерства, обл,-гор. Администрации;
в) Заключение вневедомственной государственной экспертизы;
г) Заключение экологической экспертизы;
д) Конъюнктурный обзор стройки, подписанный заказчиком и подрядчиком (стройготовность, остаток сметной стоимости);
е) Карточка с образцами подписей первых руководителей и главного бухгалтера, нотариально заверенных