Вопрос 48 Финансовые методы воздействия на развитие международных эк. отношений

На развитие современных международных экономических отношений финансы оказывают важнейшее влияние. Финансы, как экономический инструмент воздействия на экономику, способствует формированию международного сотрудничества между странами, что положительно сказывается на дальнейшем их развитии.

Роль финансов в развитии международных связей проявляется по таким направлениям, как:

1) Изыскание источников и мобилизация необходимых финансовых ресурсов для финансирования различных направлений международного сотрудничества.

2) Регулирование международных интеграционных процессов.

3) Стимулирование развития каждого вида международных отношений и непосредственных участников этих отношений.

Финансы оказывают влияние, прежде всего на экспортно-импортные операции. С их помощью стимулируется выпуск конкурентоспособной продукции, пользующейся спросом на мировом рынке. Финансы способствуют формированию той доли национального дохода, которая реализуется в результате внешнеэкономической деятельности.

Еще одним направлением воздействия финансов на развитие международных связей является мобилизация ресурсов иностранных инвесторов. Иностранные инвестиции осуществляются в виде привлечения средств иностранных государств-инвесторов, иностранных коммерческих организаций, международных компаний для сооружения объектов в различных отраслях экономики. Предприятия и объекты, создаваемые на условиях кредитования, остаются на территории России в качестве национального достояния.

Другие предприятия, финансируемые иностранными предпринимателями за счет фондов своих фирм, а также из средств бюджетов иностранных государств, функционируют как совместные предприятия и иностранные юридические лица.

49.Формы участия иностранного капитала в инвестировании финансовых ресурсов.

В России предусмотрены следующие формы инвестирования иностранного капитала:

- акционерные общества с долевым участием иностранных инвесторов (совместные предприятия), их дочерние предприятия и филиалы;

- предприятия, полностью принадлежащие иностранным инвесторам;

- филиалы иностранных юридических лиц.

Наряду с прямыми инвестициями, иностранные инвестиции могут направляться для приобретения паев, акций, облигаций и других ценных бумаг.

Иностранный капитал в России присутствует как в государственной, так и в частной форме, в смешанном виде, а также как капитал международных организаций. Иностранные инвестиции поступают в российскую экономику как прямые частные инвестиции в форме портфельных инвестиций и в виде кредитов, как ссудный капитал.

Одна из популярных форм привлечения прямых инвестиций в российскую экономику — это создание предприятий с иностранными инвестициями (ПИИ)Все более возрастающую долю в притоке иностранного капитала составляют портфельные инвестиции. По данным Госкомимущества, итоги первого этапа приватизации показали, что около 10% акций приватизированных предприятий принадлежит иностранным компаниям. В России обосновалось более 20 крупных инвестиционных компаний, которые занимаются покупкой российских акций. Наибольший интерес для западных портфельных инвестиций представляют следующие сферы экономики России: 1. Предприятия топливно-энергетического комплекса (ТЭК). 2. Алюминиевые заводы. 3. Предприятия связи и коммуникации. 4. Порты и пароходства. 5. Предприятия по производству цемента. 6. Предприятия по производству минеральных удобрений. 7. Крупные горнодобывающие предприятия. 8. Предприятия пищевой промышленности. С точки зрения потребностей российской экономики, желательно также привлечение иностранных инвестиций в оборонные предприятия, осуществляющие конверсию производства, в мощности по переработке и хранению продовольствия, добыче золота и алмазов и др.

Многие специалисты считают, что главным источником инвестиционных вливаний в российскую экономику должен стать отечественный частный капитал, как находящийся внутри страны, так и эмигрировавший в последние годы за рубеж. По оценкам Торгово-промышленной палаты России, до половины иностранных портфельных инвестиций на российском фондовом рынке скрывают фактически реэкспорт капитала.Как свидетельствует мировой опыт, продуманная политика привлечения иностранного капитала — самый прямой и достаточно эффективный путь выхода из кризиса, рычаг ускорения социально- экономического развития страны. В то же время наряду с положительными моментами участие иностранного капитала в развитии российской экономики вызвало ряд отрицательных последствий, которые не следует сбрасывать со счетов: 1. Приоритетное внимание западных фирм к добыче и экспорту энергоносителей способствовало не только ускоренной исчерпаемо- сти не возобновляемых ресурсов, но и дальнейшей гипертрофии добывающих отраслей; 2. Продемонстрировало слабость государственного регулирования процесса привлеченияиностранного капитала, отсутствие жесткого экологического контроля за действием ряда предприятий с иностранными инвестициями; 3. Участие западного капитала в приватизации государственной собственности на крайне заниженном курсе рубля позволило ему за бесценок скупить ряд важных объектов. 4. Иностранные капвложения нередко используются как способ отмыва «грязных денег» из стран Запада. Непродуманная политика в привлечении иностранных инвестиций не сможет обеспечить экономические интересы принимающей стороны. К тому же мировой опыт привлеченияиностранных инвестиций свидетельствует о том, что многие страны весьма осторожно использовали это специфическое «лекарство».

Финансовые аспекты сотрудничества России со странами СНГ. Особенности таможенной политики со странами СНГ. Бюджет межгосударственного союза России и Белоруссии. Источники, порядок образования, направления средств.

Двусторонние отношения и сотрудничество таможенных органов России со странами СНГ
- это совместная работа таможенных органов стран СНГ. Эту работу направляет Совет руководителей таможенных служб государств - участников содружества. Совет унифицирует таможенные правила и документы, разрабатывает единые принципы осуществления валютного контроля таможенными службами стран СНГ.

Советом разработана значительное кол-во важных документов, среди них: «О единой методологии там. статистики внешней торговли стран-участников СНГ», «О сотрудничестве и взаимной помощи в там. делах», О единой товарной номенклатуре ВЭД», «О единых правилах определения происхождения товаров развивающихся стран при предоставлении там. преференций», «О взаимодействии и сотрудничестве там.служб в борьбе с незаконным оборотом наркотиков».

Особенности таможенной политики со странами СНГ:

• С некоторыми странами СНГ Россия установила более тесные таможенные отношения. С Республикой Беларусь и Республикой Казахстан образован Таможенный союз.

• Большинство законодательных и нормативных актов, регулирующих таможенное дело, были унифицированы, на практике применяются Основы таможенных законодательств государств - участников СНГ.

• Введена в действие единая товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности, определен единый порядок совместного ведения таможенной статистики внешней торговли, подписаны соглашения о единстве управления таможенными службами.

• Созданы представительства таможенной службы России при таможенных службах Белоруссии и Казахстана и Киргизской республикой.


Принципы сотрудничества России со странами СНГ:
-наличие единой там. терр.,
-установление и применение в отношении с третьими странами одинакового торгового режима, общих там. тарифов и мер нетариф. Регул-ия,
-формирование механизма взаимоотношения Там. союза с третьими странами и межд. Орг-ями,
-наличие однотипного механизма регул-ия экономики, унифицированного законодательства.

• Создан Там. комитет РФ и РБ, снят там.контроль на границе между двумя гос-ами, действует институт представительства стран-участниц Там. союза в каждом гос-ве.

Формирование бюджета Союза Беларуси и России направлено на создание условий более рационального и эффективного использования бюджетных средств государств-участников Союза, установление системы межбюджетных отношений, исполнение принятых на себя обязательств Республикой Беларусь и Российской Федерацией в рамках Союза Беларуси и России.

Союзное государство - политический проект союза Российской Федерации и Республики Беларусь с поэтапно организуемым единым политическим, экономическим, военным, таможенным, валютным, юридическим, гуманитарным, культурным пространством.

Договор о создании Союза Беларуси и России подписан 2 апреля 1997 на базе Сообщества Беларуси и России, созданного ранее (2 апреля 1996) для объединения гуманитарного, экономического и военного пространства. Этим процессам необходима мощная финансовая поддержка. Выполнять эти задачи призван бюджет Союза Беларуси и России.

Функции бюджета Союза:

• он способствует формированию и распределению финансовых потоков, направляемых на решение задач, определенных Уставом Союза Беларуси и России;

• служит одним из индикаторов степени интеграции государств - участников Союза.

Высшим органом Союза является Высший Государственный Совет Союза, в который входят главы государств, главы правительств, руководители палат парламентов государств - участников Союза, а также председатель Исполнительного Комитета Союза с правом совещательного голоса.

Решения, принятые Высшим Государственным Советом Союзного государства, подписываются Президентами государств -- участников Союзного государства.

Доходы бюджета Союза Беларуси и России формируются в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством государств-участников Союза и образуются за счет налоговых и неналоговых доходов, а также безвозмездных перечислений. Доходы бюджета могут формироваться также за счет установления фиксированного процента отчислений от расходов бюджета Республики Беларусь и федерального бюджета на очередной финансовый год.

К налоговым доходам относятся налоги и сборы, а также пени и штрафы, предусмотренные в налоговых законодательствах государств-участников Союза.

К неналоговым доходам относятся: доходы от использования имущества, находящегося в собственности Союза Беларуси и России; доходы, поступающие от продажи или иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в собственности Союза Беларуси и России; доходы в виде финансовой помощи, получаемых от иных бюджетов государств-участников Союза; другие неналоговые доходы.

Совместно за счет средств национальных бюджетов государств-участников Союза и бюджета Союза Беларуси и России финансируются следующие расходы:

• поддержка промышленности, энергетики, строительства и строительной индустрии, сельского хозяйства, автомобильного, железнодорожного, морского и речного транспорта, связи и дорожного хозяйства;

• поддержка атомной энергетики;

• обеспечение правоохранительной деятельности (за исключением таможенных и пограничных органов Союза);

• научно-исследовательские, опытно-конструкторские и проектно-изыскательные работы, обеспечивающие научно-технический прогресс;

• обеспечение социальной защиты населения;

• обеспечение гидрометеорологической деятельности;

• развитие рыночной инфраструктуры;

• прочие расходы.

Таким образом, в экономическом аспекте бюджет представляет собой реальный экономический инструмент разработки и реализации совместной научно-технической и промышленной политики государств-участников Союза, а также позволяет решить задачу оптимизации по заданным критериям финансовых вложений на разработку и реализацию экономических межгосударственных программ.

Наши рекомендации