Лекция №8. Особенности аудита кризисного предприятия
Обобщая предыдущие главы, можно выделить несколько стадий развития кризисной ситуации на предприятии:
• экономическую несостоятельность (скрытую стадию банкротства);
• финансовую нестабильность, неплатежеспособность (реальное банкротство);
• стадию официального признания банкротства.
Выделим некоторую специфику применения общепринятых принципов и допущений в бухгалтерском учете и аудите. На заключительных стадиях банкротства во многом теряют свое первоначальное значение принципы последовательности в учетной политике и временной определенности фактов хозяйственной деятельности. Когда наступает время банкротства, решающим является время поступления или выплаты денежных средств и погашения соответствующих долговых обязательств. Доходы и расходы признаются и отражаются в бухгалтерском учете на основе денежных потоков, а не относительно фактов совершения сделки. Сделок на заключительной стадии банкротства обычно не бывает.
Имущественная обособленность в принципе означает, что активы и обязательства организации существуют обособленно от активов и обязательств собственников этой организации, равно как от активов и обязательств других учреждений. В современных условиях во многих организациях, особенно в хозяйственных обществах и товариществах, имущество часто находится в личном пользовании учредителей, участников или работников либо принадлежит другой организации (например, при аренде помещений и других основных средств). При возникновении предбанкротного состояния собственники обычно пытаются «спасти» часть имущества от принудительного изъятия за долги. Аудитор на стадии конкретного производства и арбитражного управления должен воспрепятствовать этому, помочь организовать обособленный учет имущества организации, находящегося в личном пользовании, в разрезе конкретных материально ответственных лиц.
Требование осмотрительности (осторожности) в бухгалтерском учете обычно означает большую готовность к признанию расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов. Одним из условий реализации данного принципа на практике является отражение в бухгалтерском учете прибыли только после совершения хозяйственных операций, а убытка — с момента возникновения предположения о возможности его появления. Полная реализация этого принципа организацией в состоянии банкротства может привести к искусственному увеличению величины убытков, а следовательно, к уменьшению возмещения обязательств перед кредиторами.
Для таких организаций практически нереализуема возможность создания специальных резервов, в том числе и по сомнительным долгам. В то же время принцип осмотрительности должен играть большую роль на стадии предупреждения банкротства (отказ от сомнительных сделок, попыток умышленного банкротства организацией и т. п.). Проверить, насколько соблюдался этот принцип и не было ли при этом попытки ущемления интересов собственников и кредиторов, должен аудитор.
В условиях близкого банкротства изменяются и требования к информации, формируемой в бухгалтерском учете, к ее составу и методам получения. Общепринятым считается правило, согласно которому информация, формируемая в бухгалтерском учете, должна быть надежной и сравнимой. Особенности требований, определяющих полезность информации, формируемой в бухгалтерском учете для внутренних пользователей, устанавливает руководство организации.
Для внешних пользователей, к которым в условиях банкротства принадлежат в основном кредиторы, учетно-отчетная информация полезна, если ее наличие оказывает (или способно оказать) влияние на решение этих пользователей, помогая им оценить прошлые, настоящие или будущие события, подтверждая или изменяя ранее сделанные оценки.
При этом важны содержание и существенность информации. Существенной с позиции кредиторов признается информация, отсутствие или неточность которой может повлиять на решения заинтересованных пользователей. Данные учета и отчетности должны быть надежными, т. е. объективно отражать факты хозяйственной деятельности, к которым они относятся.
Некоторые специалисты утверждают (и не безосновательно), что недостаточное внимание уделяется требованию отражать в учете факты хозяйственной деятельности исходя не только из их правовой оценки и формы, но, и прежде всего, из их экономического содержания и условий хозяйствования. К сожалению, в действительности предпочтение, как правило, отдается правовой форме банкротства.
Не всегда соблюдается при этом принцип нейтральности учетно-отчетной информации. Собственники и кредиторы организации-банкрота находятся на разных полюсах противостояния, их интересы во многом противоположны, и потому возможности искажения финансовой отчетности исключить нельзя. Неслучайно при введении по решению суда арбитражного управления заменяют не только руководителя организации, но и главного бухгалтера.
Аудиторы, как и другие заинтересованные пользователи, должны иметь возможность сравнивать информацию об организации-банкроте за разные периоды времени, с тем чтобы определить тенденции в ее финансовом положении. Для этого, несмотря на необходимость изменения учетной политики на разных стадиях банкротства, отчетная информация должна быть сравнимой. Для выполнения этого требования заинтересованных пользователей бухгалтерии следует информировать об учетной политике, принятой организацией — потенциальным банкротом, ее изменениях и о влиянии этих изменений на финансовое положение и финансовые результаты деятельности организации.
Определенные изменения в бухгалтерском учете организации-банкрота претерпевают критерии признания активов, обязательств, доходов и расходов, их оценка в учете и отчетности.
В обычных условиях для признания в учете, т. е. для включения в бухгалтерский периодический баланс или отчет о прибылях и убытках, активы, обязательства, доходы и расходы должны отвечать следующим требованиям:
— высокой долей вероятности того, что организация получит или потеряет какие-то будущие экономические выгоды, обусловленные каждым из этих объектов;
— измеримости активов, обязательств, доходов и расходов с достаточной степенью точности. Если они не могут быть измерены со степенью, отвечающей принципу существенности, то не должны включаться в формы бухгалтерской отчетности, а отражаться в пояснительной записке.
Банкроту ожидать получения выгод не приходится, а дополнительные убытки ему уже не страшны. Поэтому для признания в бухгалтерском учете в этом случае, по нашему мнению, достаточно самого факта получения или потери активов, долговых обязательств, доходов и расходов.
Задачей аудитора на этапе наблюдения является проверка достоверности и существенности признаков банкротства, заявленных руководителями организации. Кроме обычных в таких случаях расчетов (см. главу 5) аудитор должен проверить, насколько организация обеспечена заказами, сырьем и материалами, сохранился ли ведущий персонал и т. д.
Как было отмечено ранее, с момента решения арбитражным судом введения наблюдения, наступают следующие последствия:
1. Требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, срок исполнения по которым наступил на дату введения наблюдения, могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением установленного законодательством о несостоятельности порядка предъявления требований должнику.
2. Приостанавливается производство по делам, связанным с взысканием с должника денежных средств. Кредитор в этом случае вправе предъявить свои требования должнику.
3. Приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям, в том числе снимаются аресты на имущество должника и иные ограничения в части распоряжения его имуществом, наложенные в ходе исполнительного производства, за исключением исполнительных документов, выданных на основании вступивших в законную силу до даты введения наблюдения судебных актов о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждения по авторским договорам, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, и возмещении морального вреда. Основанием для приостановления исполнения исполнительных документов является определение арбитражного суда о введении наблюдения.
4. Запрещаются удовлетворение требований учредителя (участника) должника о выделении доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом из состава его учредителей (участников), выкуп должником размещенных акций или выплата действительной стоимости доли (пая).
5. Отменяется выплата дивидендов и иных платежей по эмиссионным ценным бумагам.
6. Не допускается прекращение денежных обязательств путем зачета встречных однородных требований.
В бухгалтерском учете организации-должника следует полностью руководствоваться этими предписаниями, а аудитор должен проверить их исполнение.
Напомним, что в ходе наблюдения организация-должник на основании решения своих учредителей или собственников вправе обратиться к первому собранию кредиторов или к арбитражному суду с ходатайством о введении режима финансового оздоровления. К нему прилагаются план мероприятий по такому оздоровлению и новый график погашения долговых обязательств.
Внешнее управление вводится арбитражным судом по результатам рассмотрения и оценки эффективности финансового оздоровления в случаях:
— установления реальной возможности восстановления платежеспособности должника;
— подачи в арбитражный суд ходатайства собрания кредиторов о переходе к внешнему управлению;
— проведения собрания кредиторов, на котором было принято решение об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, появления обстоятельств, дающих основания полагать, что платежеспособность должника может быть восстановлена.
Совокупный срок финансового оздоровления и внешнего управления не может превышать два года. Внешнее управление вводится на срок не более 18 месяцев, который может быть продлен не более чем на шесть месяцев.
На этапе внешнего управления аудитор должен проверить и оценить реальность и эффективность последней попытки спасти организацию от финансового краха.
На изменение сложившихся тенденций направлен антикризисный процесс, включающий в себя два блока: антикризисное регулирование и антикризисное управление. Антикризисное регулирование — это воздействие на неплатежеспособное предприятие на макроуровне с помощью организационно-экономических и нормативно-правовых мер. Антикризисное управление заключается в применении антикризисных процедур на микроуровне, т. е. реализации комплекса управленческих действий.
Ряд процедур в системе антикризисного управления можно определить как функции аудита кризисного предприятия. К ним относятся диагностика кризисной ситуации, подготовка программы выхода предприятия из кризиса (включая разработку отдельный антикризисных мероприятий), контроль выполнения антикризисных мероприятий, оценка эффективности реализации антикризисной программы в целом.
Некоторые ученые считают, что аудит обеспечивает не только проверку достоверности финансовых показателей, но и разработку предложений по оптимизации хозяйственной деятельности с целью рационализации расходов и увеличения-прибыли. Поэтому можно разделить указанные функции на два вида: контрольные функции и функции по разработке целевых программ.
Объектом исследования аудита кризисного субъекта хозяйствования является как предприятие в целом, рассматриваемое как высокоорганизованная динамическая система, находящаяся на той или иной стадии кризиса, так и любой элемент этой системы (внутренняя среда предприятия, конкретные виды ресурсов, производственные функции, виды деятельности, организационная структура, себестоимость и т. п.).
Аудит кризисного предприятия представляет собой системный процесс накапливания и обработки информации с помощью специальных методов для оценки причин возникновения, природы и глубины кризиса предприятия, разработки антикризисной программы, контроля и оценки эффективности ее выполнения. Такой аудит может быть как внутренним, так и внешним.
Цель аудита кризисного предприятия состоит в оказании содействия администрации по выходу предприятия (отдельного подразделения, вида деятельности и т. п.) из кризиса. Так, О.В. Ковалева выделяет следующие конкретные цели аудита причин и факторов экономической несостоятельности:
— анализ причин и факторов экономической несостоятельности, финансовой нестабильности или неплатежеспособности предприятия;
— формирование мнения о степени развития кризисной ситуации на предприятии на момент завершения диагностики и на перспективу;
— обоснование антикризисной стратегии управления предприятия;
— разработка совокупности организационно-технических мероприятий по выходу предприятия из кризиса;
— организация системы текущего контроля реализации антикризисных мероприятий;
— оценка эффективности выполнения антикризисной программы и др.
Этапы аудита кризисного предприятия:
1) подготовка к проведению аудита;
2) планирование аудита;
3) диагностика состояния объекта исследования;
4) разработка антикризисной программы;
5) контроль выполнения антикризисных мероприятий и оценка эффективности реализации антикризисной программы;
6) обобщение данных проведенного аудита и составление аудиторского заключения (отчета).
Нужно учитывать, что Международными рекомендациями по аудиту предусмотрена система критериев, используемых аудиторами в качестве ориентиров в выполнении профессиональных обязанностей в ситуациях, когда может быть подвергнута сомнению применимость концепции действующего предприятия. Пункт 34 Стандартов для аудита Американского общества дипломированных бухгалтеров требует от аудитора оценки вероятности банкротства предприятия. Если фирма обанкротилась, а в отчете аудитора не было об этом никаких предупреждений, то он может быть привлечен к ответственности.
Современное российское законодательство также содержит рекомендации аудиторам по оценке возможности нарушения принципа продолжающейся деятельности. Так, в правиле аудиторской деятельности «Применимость допущения непрерывности деятельности» указано: «Если при проведении аудита аудиторская организация обнаружила, что имущественное и финансовое положение экономического субъекта таково, что существует сомнение в применимости допущения непрерывности деятельности, то аудиторская организация должна получить достаточные доказательства, подтверждающие или опровергающие такое сомнение». Следовательно, необходимо в обязательном порядке провести оценку вероятности банкротства предприятия.
До заключения договора на проведение аудита аудиторская организация должна собрать необходимую информацию, чтобы получить конкретное представление о финансово-хозяйственной деятельности предприятия, региональных и отраслевых особенностях его бизнеса, характере и сумме обязательств.
При заключении договора на проведение аудита помимо обычных пунктов (по согласованию с клиентом) может быть установлена ответственность аудиторов за качество разработки антикризисной программы, а администрации предприятия — за полноту и своевременность ее выполнения.
Далее формируется группа аудиторов с учетом бюджета рабочего времени, предполагаемых сроков работы, количественного состава группы и квалификационного уровня ее членов. После заключения договора составляется общий план и программа аудита.
Планирование аудита кризисного предприятия имеет ряд существенных особенностей, которые проявляются при расчете уровня существенности и нахождении аудиторского риска, при определении объема и состава аудиторских процедур, а также
в особых требованиях к квалификации специалистов-исполнителей.
В рамках аудита кризисного предприятия уровень существенности и аудиторский риск должны рассматриваться с точки зрения достижения целей, сформулированных в антикризисной программе при условии точного выполнения администрацией и сотрудниками предприятия всех рекомендаций аудиторов.
Планируя уровень существенности, необходимо принимать во внимание две ее стороны: качественную и количественную. С качественной точки зрения аудиторы должны использовать свои профессиональные знания и опыт, чтобы определить:
=> во-первых, реализация каких антикризисных мероприятий сопряжена с наибольшим риском для достижения запланированных показателей финансового оздоровления предприятия;
=> во-вторых, какие отклонения практических действий администрации по выводу его из кризиса от рекомендованных в антикризисной программе являются существенными;
=> в-третьих, насколько непредсказуемыми окажутся изменения внешних факторов деятельности предприятия в период реализации антикризисной программы.
С количественной точки зрения аудитору необходимо оценить, превысят ли на конец периода реализации антикризисной программы фактическое отклонение достигнутых показателей предприятия их запланированные величины.
Под уровнем существенности аудита кризисного предприятия следует рассматривать предельное значение отклонения фактических показателей финансового состояния предприятия от запланированных в антикризисной программе при условии полного и своевременного выполнения администрацией и сотрудниками предприятия рекомендаций аудиторов.
Количество и состав базовых абсолютных показателей, для которых рассчитывается уровень существенности, выбираются аудиторами самостоятельно. Значения этих показателей берутся из прогнозной бухгалтерской отчетности, сформированной по итогам разработки антикризисной программы. Результаты расчета уровня существенности по каждому базовому показателю обобщаются в рабочем документе «Рекомендуемая система базовых показателей и порядок нахождения для них уровня существенности» (табл. 11).
Показатель в столбце 3 должен быть определен внутренней инструкцией аудиторской фирмы и применяться на постоянной основе.
Столбец 4 получают умножением данных из столбца 2 на показатель из столбца 3, разделенный на 100%.
Расчет единого уровня существенности выполняется в следующем порядке:
— находится среднее арифметическое значение показателей в графе 4 (61):
kХ:5 (61)
— рассчитываются отклонения наименьшего и наибольшего значения от среднего (62, 63):
наименьшее значение — ( - X min) / х 100%; (62)
наибольшее значение — ( - X max) / х 100%; (63)
— базовые показатели, имеющие наибольшее и наименьшее значения отклонений, отбрасываются, а для оставшихся показателей находится среднее взвешенное значение уровня существенности (64):
Σ( (кХi - кХтax – кХmin ) + (Σ х - xmax - xmin)) х 100%. (64)
Полученное значение рассматривается в качестве единого уровня существенности показателей, включенных в систему базовых критериев оценки эффективности выполнения антикризисной программы. Данный показатель устанавливается в процессе разработки антикризисной программы, т. е. на четвертом этапе аудита кризисного предприятия.