Виды договоров, применяемых в процессе осуществления безналичных расчетов. Договор банковского счета. Договор об использовании электронного средства платежа
О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма Глава II. Предупреждение легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма
Борьба с легализацией доходов от преступной деятельности в последнее время вошла в ряд крупнейших проблем международной антикриминальной политики, что отражает возрастающие масштабы этого явления. Отмывание капиталов, полученных преступным путем, приобретает международный характер и требует принятия мер противодействия в международном масштабе. Легализация доходов незаконного происхождения — серьезная угроза как для мировой финансовой системы, так и для финансовых систем отдельных государств. Поступление незаконно полученных доходов в экономику страны способствует развитию криминального бизнеса, усугубляет коррупцию, подрывает финансовые устои государства.
Контроль Закон возлагает на организации, осуществляющие операции с денежными средствами и иным имуществом: кредитные организации, профессиональных участников рынка ценных бумаг, страховые и лизинговые компании, ломбарды и др.
Сведения об операциях, подлежащих обязательному контролю, представляются непосредственно в уполномоченный орган. В России это Федеральная служба по финансовому мониторингу. Если у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, на основании реализации программ внутреннего контроля возникают подозрения, что операции осуществляются в целях отмывания доходов, полученных преступным путем, они обязаны направлять в уполномоченный орган сведения о таких операциях независимо от того, перечислены ли они в законе.
В целях реализации , положений закона на уровне Правительства РФ и Банка России разработаны документы, охватывающие: разработку правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации полученных преступным путем доходов; порядок идентификации клиентов и выгодоприобретателей для выявления подозрительных клиентов и сделок; порядок предоставления сведений в уполномоченный орган; квалификационные требования к специалистам, ответственным за организацию этой работы.
Легализация доходов, полученных преступным путем, остается серьезной проблемой, находящаяся в центре внимания мирового сообщества. Предотвращение использования кредитных организаций для отмывания капитала — одно из основных условий развития банковского сектора России.
17. Меры воздействия, применяемые ЦБ РФ к кредитным организациям за нарушения, выявленные в их деятельности.
Российский законодатель подробно регламентирует принудительные меры (санкции) по отношению к кредитным организациям, что объяснимо необходимостью установления оснований и пределов применения санкций к кредитным организациям. Детальным образом меры и порядок их применения регламентированы в нормативных актах Банка России. В частности необходимо выделить следующие акты:
- Инструкция N 59 «О применении к кредитным организациям мер воздействия»[1] (с изменениями от 14 ноября 1997 г., 15 января, 13 апреля, 2 июня, 30 ноября 1998 г., 8 октября 1999 г., 5 апреля 2000 г., 29 мая, 31 августа 2001 г., 11 января 2002 г., 16 января, 19 марта, 23 июля 2004 г.);
- Инструкция о порядке осуществления надзора за банками, имеющими филиалы от 11 сентября 1997 г. N 65 (утв. приказом ЦБР от 11 сентября 1997 г. N 02-394)[2] (с изменениями от 19 декабря 1997 г., 28 сентября 1999 г., 1 декабря 2003 г., 16 января 2004 г.);
- Методические рекомендации по применению Инструкции Банка России от 31.03.1997 N 59 «О применении к кредитным организациям мер воздействия» при нарушениях кредитными организациями нормативных правовых актов в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (утв. Письмом ЦБР от 13 июля 2005 г. N 98-T)[3].
Надзорные органы Банка России применяют к кредитным организациям меры воздействия двух типов:
- предупредительные;
- принудительные.
Предупредительные меры воздействия могут применяться главным образом на ранних стадиях возникновения недостатков.
Важно подчеркнуть, что применение предупредительных мер воздействия возможно и при более серьезных нарушениях в деятельности кредитной организации, сопровождающихся ухудшением ее финансового состояния. В этом случае применение предупредительных мер должно сочетаться с принудительными мерами воздействия.
Принудительные меры воздействия применяются в отношении кредитной организации в тех случаях, когда это вытекает из характера допущенных нарушений с учетом того, что применение одних только предупредительных мер воздействия не приносит или не может обеспечить надлежащую корректировку деятельности кредитной организации.
Кредитная организация не может быть привлечена Банком России к ответственности за совершение нарушения, если со дня его совершения истекло пять лет.
18. Небанковские кредитные организации: понятие и виды.
Кредитные организации подразделяются на две группы - банки и небанковские кредитные организации.
Банки - это кредитные организации, которые имеют исключительное право осуществлять следующие банковские операции в совокупности: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц; размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности (кредитование); открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.
Небанковские кредитные организации - это кредитные организации, которые имеют право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные законодательством. Сочетание этих операций устанавливает Банк России. К специализированным банковским институтам, действующим по лицензии, относятся: брокерские и дилерские фирмы; инвестиционные и финансовые компании; пенсионные фонды; кредитные союзы; кассы взаимопомощи, ломбарды; благотворительные фонды; лизинговые и страховые компании. Основные формы деятельности этих учреждений сводятся к аккумуляции сбережений населения, предоставлению кредитов через облигационные займы корпорациям и государству, мобилизации капитала через различные акции, предоставлению ипотечных и потребительских кредитов, а также кредитной взаимопомощи.
Принципы кредитования - целевое использование, срочность, возвратность, платность, обеспеченность – в наиболее полном варианте применяются в банке. Банковские кредиты в редких случаях бывают нецелевыми, необеспеченными. Этими двумя принципами банк пренебрегает при сравнительно небольших объемах кредитов, предоставляемых надежным заемщикам, подтвердившим качество кредитной истории. Срочность, возвратность и платность – незыблемые принципы банковской кредитной организации.
Небанковские кредитные организации (НКО) имеют свои преимущества, несмотря на ограниченность перечня разрешаемых операций (вполовину меньше, чем для банка), НКО все же имеют возможность оказывать достаточно широкую номенклатуру услуг своим клиентам. НКО достаточно устойчивы именно по причине ограниченного перечня оказываемых услуг, они не подвержены большинству банковских рисков.
19. Правовое положение микрофинансовых организаций.
Микрофинансовой организацией, согласно Федеральному закону №151-ФЗ от 02.07.2010г., является юридическое лицо, зарегистрированное в форме фонда, автономной некоммерческой организации, учреждения (за исключением бюджетного учреждения), некоммерческого партнерства, хозяйственного общества или товарищества, осуществляющее микрофинансовую деятельность и внесенное в государственный реестр микрофинансовых организаций в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
«О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях»
Микрофинансовая организация — это юридическое лицо, которое внесено в государственный реестр микрофинансовых организаций и осуществляет микрофинансовую деятельность.
Микрофинансовая деятельность — это деятельность по выдаче микрозаймов. Под микрозаймом понимаются заемные средства, которые предоставляются заимодавцем заемщику в сумме, не превышающей 1 млн руб.
Осуществлять микрофинансовую деятельность могут не только юридические лица, которые имеют статус микрофинансовых организаций, но и кредитные организации, кредитные кооперативы, ломбарды, жилищные накопительные кооперативы и другие юридические лица. При этом они должны руководствоваться законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность таких юридических лиц.
В соответствии с нормами ст. 5 Закона N 151-ФЗ юридическое лицо приобретает правовой статус микрофинансовой организации со дня приобретения соответствующего статуса. Если юридическое лицо зарегистрировано в форме фонда, автономной некоммерческой организации, учреждения (но не бюджетного учреждения, некоммерческого партнерства, хозяйственного общества или товарищества), то приобретает статус микрофинансовой организации со дня внесения сведений о нем в государственный реестр микрофинансовых организаций (далее — Реестр) и утрачивает статус микрофинансовой организации со дня исключения указанных сведений из данного Реестра. Однако кредитные организации, кредитные кооперативы, ломбарды, жилищные накопительные кооперативы и другие юридические лица, не вошедшие в число названных юридических лиц, не включаются в Реестр и осуществляют свою предпринимательскую деятельность в соответствии с законодательством, регулирующим деятельность таких юридических лиц.
20. Порядок создания кредитных организаций.
1. Под созданием кредитной организации понимается совершение заинтересованными лицами определенной последовательности юридически значимых действий (мероприятий), направленных на создание юридического лица, обладающего правом на осуществление банковской деятельности.
2. Учредителями кредитной организации могут быть юридические и (или) физические лица, участие которых в кредитной организации не запрещено федеральными законами.
Учредители банка не имеют права выходить из состава участников банка в течение первых трех лет со дня его регистрации.
Юридическое лицо — учредитель должно:
• иметь устойчивое финансовое положение;
• обладать достаточным объемом собственных средств для внесения в уставный капитал кредитной организации;
• действовать в течение трех лет;
• выполнять обязательства перед федеральным бюджетом, бюджетом субъекта РФ и местным бюджетом за последние три года. Кредитная организация — учредитель должна быть финансово устойчивой (в том числе выполнять обязательные резервные требования Банка России) в течение последних шести месяцев, предшествующих дате подачи документов для ее государственной регистрации и получения лицензии на осуществление банковских операций, а также до принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитной организации.
3. Государственная регистрация создаваемой кредитной организации осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"
Внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации кредитных организаций, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений осуществляется уполномоченными регистрирующими органами (налоговыми органами) на основании решения ЦБ РФ о соответствующей государственной регистрации. Взаимодействие ЦБ РФ с уполномоченным регистрирующим органом по вопросам государственной регистрации кредитных организаций осуществляется в порядке, предусмотренном совместным Письмо Министерства РФ по налогам и сборам и ЦБ РФ Регламент взаимодействия Министерства РФ по налогам и сборам и Центрального банка РФ по вопросам государственной регистрации кредитных организаций".
За государственную регистрацию кредитных организаций взимается государственная пошлина.
21. Понятие «кредитные организации» и их признаки несостоятельности (банкротства).
В соответствии с Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» (ст. 1)кредитная организация — это юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) ЦБ РФ имеет право осуществлять банковские операции.
Вопросы банкротства кредитной организации регулируются рядом нормативных актов:
1. ФЗ «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)» от10.07.2002 г. № 86-ФЗ (с изм. от 23.12.2004 г.)
2. ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» от 25.02.99 г. № 40-ФЗ (с изм. от 20.08.2004 г.)
3. Рядом подзаконных нормативных актов ЦБ РФ, например, Инструкцией ЦБ от 12.07.1999 г. №84-И «О порядке осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций» (с изм. от 21.06.2002 г.)
Банкротство может стать результатом длительного и планомерного вывода основной денежной массы из банка, когда большая часть кредитов выдавалась «своим» клиентам. Низкое качество кредитного портфеля также создает потенциальную угрозу — «уход» нескольких крупных клиентов в таких условиях может спровоцировать кризис ликвидности.
Для защиты интересов кредиторов и вкладчиков кредитных организаций законодателем и сегодня установлен сокращенный срок исполнения обязательств — один месяц в отличие от трех месяцев для других участников гражданского оборота. Это связано с тем, что кредитные организации размещают на рынке большей частью заемные средства, которые привлечены от других участников экономического оборота, и, в случае неисполнения банком своих обязательств, это влечет за собой возникновение проблем у всех его клиентов.
22. Меры по предупреждению банкротства кредитных организаций.
В соответствии с Федеральным законом “О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций” мерами по предупреждению банкротства кредитных организаций являются:
финансовое оздоровление КО;
назначение временной администрации по управлению КО;
реорганизация КО.
Наличие этих мер вызвано тем, что процедуры банкротства банка возможны только после отзыва лицензии, что означает прекращение банковских операций и фактическую невозможность восстановить ликвидность банка. Кроме того, процесс утраты его платежеспособности по сравнению с другими юридическими лицами нарастает значительно быстрее и затрагивает большее количество кредиторов.
В соответствии Федеральным законом “О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций”, финансовая помощь КО может быть представлена в таких формах как размещение денежных средств на депозите в КО со сроком возврата не менее 6 месяцев и с начислением процентов по ставке, не превышающей процентной ставки рефинансирования ЦБ РФ; предоставление поручительств (гарантий) по кредитам для КО; предоставление отсрочки и (или рассрочки) платежа; перевод долга КО с согласия её кредиторов; отказ от распределения прибыли в качестве дивидендов; дополнительный взнос в уставный капитал; прощение долга. Решение о формах и об условиях оказания финансовой помощи принимается самой КО и лицом, оказывающим ей помощь.
Банк России, при наличии оснований, закреплённых в ст. 4 ФЗ “О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций” и в ст. 75 ФЗ “О Центральном банке РФ (Банке России)”, имеет право направить в КО требование об осуществлении мер по её финансовому оздоровлению. Требование должно содержать перечень причин, послуживших основанием для его направления, а также рекомендации о формах и сроках осуществления таких мер. Руководитель КО обязан обратиться с ходатайством о принятии мер по финансовому оздоровлению или реорганизации КО в совет директоров (к собранию учредителей) в 5-дневный срок с момента получения требования ЦБ РФ.
Отказ органов управления КО от принятия мер по финансовому оздоровлению или нарушение 10-дневного срока являются основанием для применения ЦБ РФ иных мер пруденциального надзора (введение временной администрации, отзыв лицензии).
Банк России вправе требовать у КО разработки и осуществления плана мер по её финансовому оздоровлению. 12 июля 1999 года он принял Инструкцию “О порядке осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций”. Так, КО обязана разработать план мер по финансовому оздоровлению и предоставить его в территориальное учреждение ЦБ РФ не позднее 20 календарных дней с момента принятия органами управления КО решения об осуществлении этих мер.
23. Особенности признания кредитной организации несостоятельной (банкротом). Конкурсное производство.
Банкротство организации – это вынесенные решения о неспособности предприятия продолжать свою предпринимательскую деятельность, а также наличии у данного предприятия кредитной задолженности.
Основания признания кредитной организации банкротом определяет ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитной организации».
Правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании кредитной организации банкротом обладают:
1) кредитная организация;
2) конкурсные кредиторы, включая физических лиц, имеющих право требования к кредитной организации по договору банковского вклада и (или) договору банковского счета;
3) уполномоченные органы;
4) Банк России, в том числе в случаях, когда он не является кредитором кредитной организации.
Заявление о признании кредитной организации банкротом может быть принято арбитражным судом, а производство по делу о банкротстве возбуждено только после отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций, если сумма требований к кредитной организации в совокупности составляет не менее тысячекратного размера минимального размера оплаты труда.
Если арбитражный суд принял решение о признании кредитной организации банкротом, вводится наблюдение и назначается конкурсный управляющий, начинается конкурсное производство. Все средства банка, включая обязательные резервы, переводятся на единый корреспондентский счет в учреждении Банка России. Конкурсный управляющий составляет реестр требований кредиторов.
При рассмотрении арбитражным судом дела о банкротстве кредитной организации внешнее управление и мировое соглашение в отношении кредитной организации не применяются.
24. Реорганизация и ликвидация кредитных организаций.
Реорганизация кредитной организации может быть осуществлена в форме: слияния; присоединения; выделения; разделения; преобразования.
Общим для всех форм реорганизации является следующее:
1) при всех формах реорганизации кредитной организации с созданием нового юридического лица ЦБ РФ рассматривает вопрос о выдаче им новых лицензий на осуществление банковских операций;
2) кредитные организации уведомляют ЦБ РФ о своей реорганизации и представляют необходимые для регистрации документы в течение 1 месяца со дня принятия решения о реорганизации;
3) при реорганизации с кредитной организации взимается регистрационный сбор.
Центральный банк, приняв решение о возможности реорганизации кредитной организации или ее ликвидации, направляет в регистрирующий орган сведения и документы, необходимые для осуществления этим органом функций по ведению государственного реестра юридических лиц.
Реорганизация или ликвидация кредитной организации считается завершенной после внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц.
25. Банковские объединения: союзы и ассоциации, банковские группы и банковские холдинги.
Банковская группа– это не являющееся юридическим лицом объединение кредитных организаций, в котором одна (головная) кредитная организация оказывает прямо или косвенно (через третье лицо) существенное влияние на решения, принимаемые органами управления другой (других) кредитной организации (кредитных организаций).
Банковский холдинг– не являющееся юридическим лицом объединение юридических лиц с участием кредитной организации (кредитных организаций), в котором юридическое лицо, не являющееся кредитной организацией (головная организация банковского холдинга), имеет возможность прямо или косвенно (через третье лицо) оказывать существенное влияние на решения, принимаемые органами управления кредитной организации (кредитных организаций).
Управляющая компания банковского холдинга– хозяйственное общество, основной деятельностью которого является управление деятельностью кредитных организаций, входящих в банковский холдинг.
Управляющая компания банковского холдинга не вправе заниматься страховой, банковской, производственной и торговой деятельностью.
Коммерческая организация, которая в соответствии с федеральным законодательством может быть признана головной организацией банковского холдинга, обязана иметь возможность определять решения управляющей компании банковского холдинга по вопросам, отнесенным к компетенции собрания ее учредителей (участников), в том числе о ее реорганизации и ликвидации.
Союзы и ассоциации кредитных организаций создаются и регистрируются в порядке, установленном законодательством РФ для некоммерческих организаций.
Союзы и ассоциации кредитных организаций уведомляют Банк России о своем создании в месячный срок после регистрации.
Виды договоров, применяемых в процессе осуществления безналичных расчетов. Договор банковского счета. Договор об использовании электронного средства платежа.
Безналичные расчеты производятся хозяйствующими субъектами через банки и иные кредитные организации, в которых открыты соответствующие счета. Иной порядок осуществления безналичных расчетов может быть предусмотрен законом или обусловлен формой расчетов. Необходимым средством осуществления безналичных расчетов является банковский счет. Порядок заключения договора банковского счета, права и обязанности сторон, ответственность за нарушение обязанностей регулируются нормами главы 45 ГК РФ. По договору банковского счета банк обязуется принимать и зачислять поступающие на счет, открытый клиенту (владельцу счета), денежные средства, выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других операций по счету.
Выбор банка для обслуживания осуществляется по усмотрению клиента. Вид счета определяется в зависимости от содержания операций, которые по нему проводятся, а также от субъектов - владельцев счета. В зависимости от характера операций по счету выделяют общие (универсальные) счета, позволяющие совершать любые операции данного субъекта (перечень таких операций ограничен только его компетенцией и правилами осуществления операций), а также целевые (специальные) счета, предполагающие целевое использование денег и контроль за таким использованием. Так, для обслуживания предпринимательской деятельности открываются расчетные счета, по которым проводятся практически любые операции. При осуществлении государственного финансирования и выделении средств из бюджета организациям открываются бюджетные, инвестиционные счета. В соответствии со ст. 30 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" количество открываемых организациями и индивидуальными предпринимателями счетов не ограничивается.
Использование электронных средств платежа осуществляется на основании договора об использовании электронного средства платежа, заключенного оператором по переводу денежных средств с клиентом, а также договоров, заключенных между операторами по переводу денежных средств. Оператор оказывает Клиенту услуги по переводу денежных средств с использованием электронного средства платежа в рамках применяемых форм безналичных расчетов в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, а Клиент оплачивает услуги Оператора. Переводы денежных средств с использованием ЭСП осуществляются на основании распоряжения Клиента в пользу Получателей денежных средств. Перевод денежных средств осуществляется в срок не более трех рабочих дней начиная со дня списания денежных средств со счета Клиента. После списания денежных средств со счета Клиента перевод отзыву не подлежит.