Сущность, необходимость и организация внутрибанковского аудита
Внутрибанковский (внутренний) аудит — независимая оценка деятельности банка, производимая внутри организации в интересах его собственников и регламентированная его внутренними документами.
Внутренний аудит является неотъемлемым и важным элементом управленческого контроля. В связи с этим его иногда называют управленческим или производственным аудитом. Служба внутреннего аудита (СВА) подчиняется непосредственно руководителю исполнительного органа банка. В Республике Беларусь как правило — Председателю Правления банка.
Необходимость (потребность) во внутреннем аудите в банках связана: 1-х, с возникновением больших структурных подразделений (в настоящее время служба внутреннего аудита необходима, также в банках без филиальной сети), 2-х, с тем, что верхнее звено руководства не занимается повседневным контролем деятельности банка и низших управленческих структур; 3-х, с усложнением организационной структуры банков; 4-х, с разнообразием видов деятельности; 5-х, с удаленностью подразделений; 6-х, с необходимостью руководства получить достаточно объективную и независимую оценку работы подразделения (филиала, департамента, отдела и т.д.).
Цель внутреннего аудита состоит в том, чтобы обеспечить соблюдение законности и экономической целесообразности деятельности банка, а также минимизировать банковские риски.
Для организации работы внутрибанковских аудиторов Национальным банком Республики Беларусь разработано “Типовое положение по организации внутреннего аудита в банке”. В каждом коммерческом банке также разрабатывается внутреннее Положение о службе внутреннего аудита, утвержденное высшим органом управления банка и план работы службы внутреннего аудита, которые утверждаются Председателем Правления банка или его заместителем.
Внутренние аудиторы должны иметь высшее экономическое или юридическое образование и обладать необходимыми профессиональными навыками и квалификацией.
Принципами организации деятельности службы внутреннего аудита в коммерческом банке являются:
· Независимость СВА от деятельности других подразделений банка;
· Объективность в изложении материалов, принятии решений и выполнении требований, направленных на устранение выявленных недостатков и нарушений в деятельности банка;
· Системность, комплексность охвата внутренним аудитом всех направлений деятельности банка;
· Профессионализм и компетентность сотрудников СВА;
· Конфиденциальность;
· Эффективность функционирования СВА.
Аудиторы не имеют права совмещать свою деятельность с работой в других подразделениях банка.
При проведении внутрибанковских проверок очень важна независимость внутренних аудиторов. Несмотря на то, что они работают в тех организационных структурах, которые проверяют, и подчинены руководству этих организаций. Однако они сохраняют независимость в своей работе относительно подразделений, которые проверяют. Внутренние аудиторы должны быть независимы при сборе информации, т.е. свободными от указаний и запретов руководителей филиалов или подразделений. Независимость укрепляется тем, что аудиторы обязаны и уполномочены представлять отчеты только высшему руководству банка и Совету банка (его аудиторскому комитету, если такой существует). Это должно практически обеспечить независимость аудиторов от контроля и прямого влияния руководителей, деятельность которых проверяют аудиторы. Таким образом, работая объективно и независимо, аудиторы действуют во благо организации в целом, а не узкого круга заинтересованных лиц внутри банка. Обязательным условием работы внутрибанковского аудитора должна быть конфиденциальность.
При проведении внешнего аудита независимые аудиторы должны принимать во внимание результаты работы внутрибанковских аудиторов отделов и работать с ними в контакте.
Согласно “Типовому положению по организации внутреннего аудита в банке” определены его права и обязанности. Аудитор имеет право:
·получать от руководителей и сотрудников проверяемого подразделения банка необходимые для проведения проверки документы, касающиеся деятельности банка, в том числе приказы и другие распорядительные документы, изданные руководством банка и его подразделениями, бухгалтерские и денежно-расчетные документы, связанные с компьютерным обеспечением деятельности проверяемого подразделения банка;
·получать устные и письменные объяснения от руководителей и сотрудников подразделения банка по проверяемым вопросам и операциям;
·устанавливать соответствие действий и операций, осуществляемых сотрудниками банка, требованиям действующего законодательства, внутренних документов банка, определяющих проводимую банком политику, процедуры принятия и реализации решений, организации учета и отчетности, включая внутреннюю информацию о принимаемых решениях, проводимых операциях (заключаемых сделках), результатах анализа финансового положения и рисках банковской деятельности;
·привлекать при необходимости сотрудников иных структурных подразделений банка для решения задач внутреннего аудита;
·входить в помещение проверяемого подразделения, а также в помещения, используемые для хранения документов (архивы), наличных денег и ценностей (денежные хранилища), компьютерной обработки данных (компьютерный зал) и хранения данных на машинных носителях, с обязательным привлечением руководителя либо, по его поручению, сотрудника проверяемого подразделения;
·выдавать временные (до решения руководства банка) предписания о недопущении действий, результатом которых может стать нарушение законодательства, нормативных актов, принятие банком чрезмерных рисков на себя;
·с разрешения исполнительного руководства банка самостоятельно или с помощью сотрудников проверяемого подразделения снимать копии с полученных документов, в том числе копии файлов, копии любых записей, хранящихся в локальных вычислительных сетях и автономных компьютерных системах, а также делать расшифровки этих записей.
Обязанности работников службы внутреннего аудита состоят в следующем:
·обеспечивать осуществление постоянного мониторинга рисков банковской деятельности и текущий анализ финансового положения банка;
·организовывать постоянный контроль путем регулярных проверок деятельности подразделений банка на предмет соответствия их действий требованиям законодательства, нормативных актов и стандартов профессиональной деятельности, определяющих политику банка, должностным инструкциям;
·обеспечивать постоянный контроль за соблюдением сотрудниками банка установленных процедур, функций и полномочий по принятию решений;
·разрабатывать рекомендации и указания по устранению выявленных нарушений;
·осуществлять контроль за исполнением рекомендаций и указаний по устранению нарушений;
·обеспечивать документальное оформление каждой проверки и делать заключения по результатам проверок, отражающие все вопросы;
·изучать в ходе проверки, выявленные недостатки и нарушения;
·давать рекомендации по их устранению, а также по применению мер дисциплинарного и иного воздействия к нарушителям;
·обеспечивать сохранность и возврат полученных от соответствующих подразделений документов;
·предоставлять заключения по итогам проверок руководству банка и соответствующих подразделений для принятия мер по устранению нарушений, а также для анализа деятельности конкретных сотрудников банка;
·своевременно информировать руководство о всех выявленных рисках, фактах нарушений сотрудниками законодательства, нормативных актов, внутренних распоряжений, о мерах, принятых руководителями проверяемых подразделений банка по устранению допущенных нарушений, и их результатах;
·контролировать организацию работы в банке по изучению всеми сотрудниками требований законодательства, нормативных актов и других документов исходя из перечня служебных обязанностей сотрудников.
Внутренние аудиторы осуществляют проверку внутренней отчетности так же, как и внешние аудиторы проверяют внешние финансовые отчеты. Внутренний и внешний аудит дополняют друг друга и в то же время существенно различаются
Особенности внутреннего и внешнего аудита
Таблица 6.1
Отличительный признак | Внутренний аудит | Внешний аудит | |||
Постановка задач | Определяется руководством исходя из потребностей управления как подразделениями предприятия, так и предприятием в целом | Определяется договором между независимыми сторонами: предприятием и аудиторской фирмой (аудитором) | |||
Задачи | Обеспечение выполнения банком требований законодательства и нормативных актов; Контроль за соблюдением установленных процедур и полномочий при принятии любых решений, затрагивающих интересы банка, его собственников и клиентов; Обеспечение контроля за своевременной идентификацией, оценкой и принятием мер по минимизации рисков банковской деятельности. | Установление реальности, полноты и достоверности предоставляемой отчетности, соответствие ее действующему законодательству, а также требованиям, предъявляемым к бухгалтерскому учету и финансовой отчетности, выявление недостатков и нарушений в деятельности | |||
Цель | Экспертная оценка соблюдения экономической и учетной политики предприятия, оценка функционирования внутреннего контроля, осуществляемого всеми структурными подразделениями. Определяется руководством предприятия. | Определяется законодательством по аудиту: оценка достоверности финансовой отчетности и подтверждение соблюдения действующего законодательства. | |||
Субъект | Сотрудники, подчиненные руководству предприятия и находящиеся в штате предприятия | Независимые эксперты, имеющие соответствующий аттестат и лицензию на право заниматься этим видом предпринимательства | |||
Объект | Решение отдельных функциональных задач управления, разработка и проверка информационных систем предприятия | Система учета и отчетности предприятия | |||
Средства | Выбираются самостоятельно (либо определяются стандартами внутреннего аудита) | Определяются общепринятыми Аудиторскими стандартами | |||
Методы | Общие методы с большой степенью точности и детализации | Общие методы с меньшей степенью точности и детализации | |||
Вид деятельности | Исполнительская деятельность | Предпринимательская деятельность | |||
Организация работы | Выполнение конкретных заданий руководства | Определяется аудитором самостоятельно исходя из общепринятых норм и правил аудиторской проверки | |||
Управленческие связи | в основе взаимоотношений лежит подчиненность и подотчетность перед администрацией предприятия, т.е. имеют место вертикальные связи | Связи горизонтальные, аудитор и проверяемый субъект являются равноправными независимыми партнерами. | |||
Квалификация | Определяется по усмотрению руководства предприятия | Регламентируется государством | |||
Оплата | Начисление заработной платы по штатному расписанию | Оплата предоставленных услуг по договору | |||
Отчетность | Перед руководством | Итоговая часть аудиторского заключения может быть опубликована, аналитическая часть передается клиенту | |||
Форма проведения | Добровольная | Добровольная и обязательная | |||
Инициаторы проверок | Руководитель банка, вышестоящие структурные подразделения, администрация банка. | Добровольный аудит -собственники, администрация, правоохранительные органы, клиенты, компаньоны, рабочие и служащие банка. Обязательный –хозяйствующие субъекты, согласно законодательству. | |||
Пользователи | Руководство банка, руководитель структурного подразделения | Внутренние и внешние пользователи финансовой отчетности | |||
Конфиденциальность | Информация предназначена для внутреннего использования | Аудитор не имеет права обнародовать полученную информацию | |||
Страхование ответственности | Не обязательно | Обязательно | |||
Плановость | аудит всегда планируется | ||||
Сроки проведения | Осуществляется непрерывно | Проводится периодически, как правило, 1 раз в год. | |||
Нормативно-правовая база | «Положения о внутренней аудиторской службе» | Закон РБ «Об аудиторской деятельности» Указ Президента РБ от 12.02.04 №67 «О совершенствовании государственного регулирования аудиторской деятельности» Постановление «Об утверждении правил лицензирования аудиторской деятельности в банковской системе РБ», Правила аудиторской деятельности Кодекс этики аудиторов | |||
Главнымотличием внутреннего аудита является его цель, которая состоит в помощи управленческому персоналу в достижении наиболее эффективного управления банком, а не в подтверждение правильности составления отчетов, что в первую очередь присуще внешнему аудиту. Их сходство — в методике и технике проведения аудита. Методы могут быть одинаковыми при решении одинаковых задач.