Государственный бюджет: понятие, методы формирования, функции, доходы и расходы
Понятие общественных финансов и общественных благ, их значение в социально-экономическом развитии государства. Механизм финансирования производства общественных благ.
Общественные финансы (англ. publik finance) - это
денежные ресурсы «совместного» использования и предназначенные для финансирования общественных благ.
Общественные блага обладают следующими свойствами ( По П. Самуэльсону):
¡ Неделимость (несоперничество) – предоставление общественного блага одному потребителю позволяет увеличивать количество реципиентов без изменения стоимости и качества блага;
¡ Неисключаемость – потребитель не может быть исключен из числа реципиентов общественного блага;
¡ Невозможность не потреблять – если общественное благо предоставляется, то им пользуются все члены общества без исключения, вне зависимости от желания потреблять.
Механизм финансирования производства общественных благ основан на обязательном (принудительном) изъятии части доходов граждан ( членов сообщества) в форме налогов и сборов в пользу общественного сектора.
Механизм воздействия потребителя на производство общественных благ основан на использовании политических институтов. (Производство общественных благ в отличии от частных не подвержено рыночному контролю ).
Общественные товары или услуги с ярко выраженными описанными свойствами называют чистыми общественными благами ( оборона и безопасность и пр.)
Общественные товары или услуги с неярко выраженными свойствами называют смешанными общественными благами (здравоохранение, образование и пр.)
Управление общественными финансами - это процесс регулирования публично-правовыми образованиями( государственными и муниципальными органами власти) использования денежных ресурсов налогоплательщиков.
2. Сущность, цели, инструменты и виды финансовой политики.
Цели фискальной политики:
1. изменение реального объема национального производства и занятости
2. стабилизация экономики
3. контроль над инфляцией
4. ускорение экономического роста
5/ Риски бюджетной устойчивости в РФ.
¡ Внешнеэкономические риски:
Вероятность начала нового мирового экономического кризиса – высокая нагрузка на бюджет с целью стабилизации финансово-кредитной системы и экономики в целом ;
Сокращение спроса на энергоносители – уменьшение поступлений нефтегазовых доходов в Федеральный бюджет.
Внутренние риски.
¡ Демографические – старение населения и усиление социальной нагрузки на бюджет;
¡ Макроэкономическая разбалансированность национальной экономики
¡ Значительная доля устаревших оборудования и технологий
Достижение оптимизации налоговой нагрузки на экономику
4. Бюджетная система РФ и принципы ее организации
Бюджетная система государства — совокупность бюджетов всех властных структур данного государства (федеральных, муниципальных, региональных).
Все звенья соответствующих бюджетных систем самостоятельны, т. е. принимаются соответствующими региональными и местными органами управления.
В зависимости от политической структуры государства можно условно выделить два вида государственной бюджетной системы: унитарного государства и федерального государства (рис. 29).
Рис. 29. Государственная бюджетная система
Структура бюджетной системы государства:
§ Унитарного (Япония, Швейцария, Франция)
§ Госбюджет
§ Местный бюджеты
§ Федерального (США, Канада, Россия)
§ Госбюджет
§ Федеральные бюджеты
§ Местные бюджеты
К примеру бюджетная система США включает: федеральный бюджет, бюджеты всех штатов, более 80000 бюджетов местных административных подразделений.
Бюджетная система РФ, в соответствии с Бюджетным Кодексом, состоит из бюджетов следующих уровней:
§ федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
§ бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
§ местные бюджеты муниципальных районов, городских округов;
§ бюджеты городских и сельских поселений.
Совокупность всех бюджетов на соответствующей территории составляет консолидированный бюджет.
Основными принципами любой системы государственного бюджета можно назвать следующие:
§ единство бюджетной системы РФ (ст. 29 БК РФ);
§ разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ (ст. 30 БК РФ);
§ самостоятельности бюджетов (ст. 31 БК РФ);
§ полноты отражения доходов и расходов бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов (ст. 32 БК РФ);
§ сбалансированности бюджета (ст. 33 БК РФ);
§ эффективности и экономности использования бюджетных средств (ст. 34 БК РФ);
§ общего (совокупного) покрытия расходов бюджета (ст. 35 БК РФ);
§ гласности (ст. 36 БК РФ);
§ достоверности бюджета (ст. 37 БК РФ);
§ адресности и целевого характера бюджетных средств (ст. 38 БК РФ).
6. Понятие и функции государственного бюджета
Государственный бюджет — главное звено финансовой системы. Он представляет собой форму образования и использования централизованного фонда денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти. Государственный бюджет является основным финансовым планом страны, утверждаемым Федеральным Собранием РФ как закон.
Государственный бюджет: понятие, методы формирования, функции, доходы и расходы.
Государственный бюджет – главное звено финансовой системы. Представляет собой финансовый план государства на текущий год и имеет силу закона – баланс (смета) доходов и расходов государства.
По материальному содержанию гос. бюджет – центральный фонд денежных средств государства. По социально-экономической сущности гос. бюджет – основное орудие для выполнения правительством своих функций.
Функции гос. бюджета:
1. Перераспределение национального дохода.
2. Государственное регулирование и стимулирование экономики.
3. Финансовое обеспечение социальной политики.
4. Контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств
Методы формирования гос. бюджета:
1. Бюджетный – путем изъятия части денежных доходов предприятий и населения безвозмездно.
7. Бюджетное устройство государства.
Бюджетное устройство ― это организация бюджетной системы страны, которая включает три важных характеристики:
Ø структура бюджетной системы;
Ø организационные принципы построения БС;
Ø межбюджетные отношения
Структура бюджетной системы любой страны представляет совокупность бюджетов различных уровней власти.
Структура бюджетной системы : соответствует определенному государственному устройству страны регулируется нормами права
Модели построения бюджетной системы по типу государственного устройства
· Унитарное государство: Гос. бюджет, Местные бюджеты
· Федеративное государство: Гос.бюджет, Региональные бюджеты, Бюджет штата США , Бюджеты земель Германии
Модели бюджетных систем:
· Децентрализованная
Активная роль регионов в обеспечении финансирования их социально-экономического развития
· Умеренно централизованная…Расходы центра и регионов оптимально сбалансированы
· Максимально централизованная…Социально-ориентированная модель унитарных государств
Бюджетное устройство:
· Федеральный уровень: федеральный бюджет +государственные внебюджетные фонды
· Региональный уровень: бюджеты субъектов РФ + бюджеты территориальных внебюджетных фондов
· Муниципальный уровень: местные бюджеты
·
. 8. Бюджетная классификация: сущность, цели и виды. Коды бюджетной классификации.
Бюджетная классификация - один из важнейших инструментов регулирования, стандартизации и интеграции бюджетной системы РФ в мировую финансовую систему
Бюджетную классификацию устанавливает МФ в целях:
Ø единообразного построения бюджетной системы и единого бюджетного учета движения денежных средств;
Ø сопоставимости показателей бюджетов для проведения необходимого анализа исполнения государственного бюджета;
Ø автоматической обработки огромного массива информации по движению денежных потоков.
Бюджетная классификация Российской Федерации включает:
Ø классификацию доходов бюджетов;
Ø классификацию расходов бюджетов;
Ø классификацию источников финансирования дефицитов бюджетов;
Ø классификацию операций публично-правовых образований (или классификацию операций сектора государственного управления).
Классификация групп доходов бюджетов:
· Налоговые доходы и неналоговые доходы
· Безвозмездные поступления
Каждой структурной единице бюджетной классификации, например: группам, подгруппам или статьям – присваивается соответствующий уникальный код.
Полный код соответствующего вида дохода бюджета содержит полную информацию:
• об источнике поступления дохода,
• уровне бюджетной системы РФ – получателе данного дохода,
• об органе, являющемся администратором данного вида дохода.