ТЕМА 5 Операционный анализ
Задача 1. Условно-постоянные годовые расходы в компании равны 12000 долл., отпускная цена единицы продукции – 16 долл., переменные расходы на единицу продукции – 10 долл.
Рассчитайте критический объем продаж в натуральных единицах. Как изменится значение этого показателя, если: а) условно-постоянные расходы возрастут на 15%; б) отпускная цена возрастет на 2 долл.; в) переменные расходы возрастут на 10 %; г) изменится в заданных пропорциях все три фактора.
Задача 2. Имеются следующие данные о производстве продукции: условно-постоянные расходы – 50 тыс. руб.; переменные расходы – 55 тыс. руб.; цена единицы продукции – 65 руб.
Требуется: а) определить критический объем продаж; б) рассчитать объем продаж, обеспечивающий валовой доход в размере 20 тыс. руб.
Задача 3. Имеются следующие данные о трех возможных вариантах организации производства некоторой продукции:
Показатель | Вариант 1 | Вариант 2 | Вариант 3 |
Цена единицы продукции, руб. | |||
Удельные переменные расходы, руб. | |||
Условно-постоянные расходы, млн. Руб. |
Среднегодовой объем производства продукции на ближайшие годы зависит от состояния экономики и спроса. На данный момент прогнозируется резкий спад экономики, что составляет реализацию только 500 единиц продукции.
Рассчитайте уровень производственного левериджа для данного варианта организации производства.
Задача 4 За 6 месяцев 2000 г. предприятие "Супер" произвело пледы и понесло при этом следующие затраты (см. таблицу). Необходимо установить, какие затраты целесообразно предусмотреть в июле 2000 г. Постройте функцию затрат используя два метода деления затрат: метод наименьших квадратов и метод «минимума-максимума».
Месяцы | Объем выпуска (шт.) | Себестоимость выпуска (грн.) |
Январь | ||
Февраль | ||
Март | ||
Апрель | ||
Май | ||
Июнь |
Задача 5. Известно, что объем продаж изменяется как , и суммарные затраты как ; где а = 50 у.е., b = 40 у.е., с = 30 у.е./ед., d = 60 у.е./ед., F = 1000 у.е.. Определите объем продаж максимизирующий прибыль.
Задача 6. Пусть стоимость продукции описывается линейной функцией выпуска , где цена единицы продукции р = 50 у.е., а переменные затраты на производство описываются нелинейной функцией , где удельные переменные затраты с = 40 у.е./ед., h = 0,5; постоянные затраты равны F = 100 у.е. Рассчитайте критический объем выпуска.
Задача 7. Планируемый объем производства – 1 млн банок консервов, цена реализации одной банки – 5 руб., переменные издержки – 2 руб. на одну банку, фиксированные издержки – 1,5 млн. руб.
Необходимо:
А) определить точку безубыточности и запас финансовой прочности;
Б) рассчитайте фактическую прибыль;
В) определить, как измениться прибыль, если снизить цену на 10 %, что позволит увеличить объем продаж на 5 % и одновременно снизить постоянные расходы на 0,3 млн. руб.;
Задача 8. Планируемый объем производства – 1 млн банок консервов, цена реализации одной банки – 5 руб., переменные издержки – 2 руб. на одну банку, фиксированные издержки – 1,5 млн. руб.
Необходимо:
А) определить точку безубыточности и запас финансовой прочности;
Б) рассчитать, как необходимо снизить затраты, чтобы сохранить прибыль прошлого периода при падении объема продаж на 20 %;
В) определить, какое количество банок надо реализовать, чтобы обеспечить прибыль 2 млн руб. при сохранении прежних цен.
Задача 9. Годовая потребность компании в производимых ею полуфабрикатах равна 8000 ед. себестоимость полуфабрикатов складывается из следующих компонентов:
Переменные затраты сырья (на единицу) – 5 руб;
Переменные затраты труда (на единицу) – 4 руб;
Переменные накладные расходы (на единицу) – 4 руб;
Постоянные накладные расходы – 52 000 руб.
Существует альтернатива покупки этих полуфабрикатов у поставщика по цене 18 руб за единицу. Какой вариант более предпочтителен, если в случае покупки полуфабрикатов постоянные накладные расходы могут быть уменьшены на 40 %.
Задача 10. В июне предприятие изготовило 5000 костюмов по цене 180 руб за каждый. Общие постоянные расходы предприятия составили 120 000 руб. удельные переменные издержки – 120 руб/изд. В июле по сравнению с июнем запланировано увеличение прибыли на 10 %. Каков должен быть дополнительный объем реализованной продукции?
Задача 11. Предприятие планирует ежегодно производить и продавать 1000 единиц продукции. Планируемая цена – 2500 руб., переменные расходы на единицу продукции – 1600 руб., постоянные расходы в год – 180 тыс. Руб. Предприятие платит налог на прибыль по ставке 24 %. Проанализируйте, как варьируется доход предприятия, если ошибка в прогнозных значениях показателей, характеризующих производство и продажу продукции, составляет ± 10 %.
Задача 12 Мария М. планирует продажу плакатов для туристов по 3,5 ам. долларов за штуку. Она может приобретать плакаты у оптовика по 2,1 ам. доллара и возвращать непроданные плакаты за полную стоимость. Аренда палатки обойдется в 700 ам. долларов в неделю.
Ответьте на следующие вопросы:
1) Каков порог рентабельности?
2) Каким станет порог рентабельности, если арендная плата повысится до 1050 ам. долларов?
3) Каким будет порог рентабельности, если удастся увеличить цену реализации с 3,5 ам. долларов до 3,85 ам. долларов?
4) Каким будет порог рентабельности, если закупочная цена плакатов повысится с 2,1 ам. доллара до 2,38 ам. долларов?
5) Сколько плакатов должно быть продано для получения прибыли в сумме 490 ам. долларов в неделю?
6) Какую прибыль можно ожидать при различных уровнях продаж?
7) Какой запас финансовой прочности имеет бизнес Марии при сумме прибыли 490 ам. долларов в неделю?
8) Если Мария М. запланирует продавать два вида товара: 400 штук обычных плакатов (цена реализации 3,5 ам. доллара, закупочная цена 2,1 ам. доллара) и 500 штук больших плакатов (цена реализации 6,0 ам. доллара, закупочная цена 3,92 ам. доллара), то чему будет равен порог рентабельности каждого из этих товаров и общий порог рентабельности всего предприятия?
Задача 13. Фирма имеет постоянные затраты ? 10000 в данном периоде, затраты на заработную плату составляют ? 1,5 и на материалы - ? 0,75 на единицу продукции. Продажная цена равна ? 4 за единицу. Рассчитайте критическую точку в денежных единицах и в единицах продукции.
Задача 14 Цены на продукцию компании приведены в таблице. Постоянные затраты составляют ?3500 в месяц. Рассчитайте точку безубыточности для многопродуктового случая и общий ежедневный объем продаж
№ изделия | Цена, ? | Затраты, ? | Прогноз продаж, ед. продукции |
2,95 | 1,25 | ||
0,80 | 0,30 | ||
0,59 | 0,18 | ||
1,55 | 0,47 | ||
0,75 | 0,25 | ||
2,95 | 1,20 | ||
1,75 | 0,55 | ||
1,75 | 0,80 | ||
2,85 | 1,0 |
Задача 15. Отношение постоянных издержек на весь выпуск зубной пасты фирмы «Блеск» к валовой марже произведенного за квартал изделия составило исходя из данных отчетности 1,177. Определите, сколько тюбиков пасты отделяет предприятие от точки безубыточности, если в отчетном году выпущено 85000 тюбиков?
Задача 16. Найти эффект операционного рычага для предприятия с выручкой от реализации продукции в сумме 200000 тыс.руб. и затратами в сумме 190000 тыс.руб. Соотношение переменных и постоянных затрат составляет при этом 9:1. В чем экономический смысл эффекта операционного рычага для данного предприятия
Задача 17. Условно-постоянные расходы фирмы равны 360000 руб., отпускная цена единицы продукции - 480 руб., переменные расходы на единицу продукции - 300 руб. Рассчитайте критический объем продаж в натуральных единицах. Как изменится значение этого показателя, если:
А) условно-постоянные расходы увеличатся на 15%
Б) отпускная цена возрастет на 60 руб.
В) переменные расходы возрастут на 10%
Задача 18.Предприятие хотело бы получить прибыль в следующем году в сумме 4 млн.руб. Переменные затраты составляют 20 тыс.руб. на единицу продукции, постоянные затраты - 8 млн.руб. в год. Цена реализации единицы продукции 36 тыс.руб. Каков должен быть объем реализации продукции, чтобы получить заданный объем прибыли.
Ответ:
Задача 19. На основании следующих данных рассчитайте порог рентабельности, запас финансовой прочности предприятия, операционную прибыль и рентабельность предприятия:
Показатели | Тыс.руб. |
Выручка от реализации | |
Переменные затраты | |
Постоянные затраты |
Задача 20.По нижеприведенным исходным данным определить:
А) Сколько процентов прибыли удастся сохранить предприятию, если выручка от реализации сократится на 25%?
Б) Процент снижения выручки, при котором предприятие полностью лишается прибыли и вновь встает на порог рентабельности.
В) На сколько процентов необходимо снизить постоянные издержки, чтобы при сокращении выручки на 25% и при прежнем значении силы воздействия операционного рычага, предприятие сохранило 75% ожидаемой прибыли.
Выручка от реализации | 1500 тыс. руб. |
Переменные издержки | 1050 тыс. руб. |
Валовая маржа | 450 тыс. руб. |
Постоянные издержки | 300 тыс. руб. |
Прибыль | 150 тыс. руб. |
Собственные средства | 600 тыс. руб. |
Долгосрочные кредиты | 150 тыс. руб. |
Краткосрочные кредиты | 60 тыс. руб. |
Задача 21.Предприятие "А" производит 100 000 шт. изделий типа А. Цена реализации - 2570 руб.; средние переменные издержки - 1800 руб./шт.; постоянные издержки - 38,5 млн. руб. .
Провести анализ чувствительности прибыли предприятия к 10%-ным изменениях основных элементов операционного рычага:
1. Цена изменяется на 10%. Как изменяется прибыль? На сколько единиц продукции можно сократить объем реализации без потери прибыли?
2. Оценить влияние 10-процентного изменения переменных расходов на прибыль.
3. Оценить влияние 10-процентного изменения постоянных расходов на прибыль.
4. Оценить влияние 10-процентного увеличения объема реализации.
Задача 22.Фирма "А" специализируется на производстве канцелярских товаров. В 200* г. при объеме реализации 60 270 тыс. руб. (включая косвенные налоги - 23%) фирма понесла убытки в размере 1520 тыс. руб. Конъюнктурные исследования показали, что аналогичные предприятия, работающие в тех же условиях и по тому же принципу, имеют прибыль на уровне 5% оборота. С целью достижения прибыли в размере 5% фактической выручки от реализации руководство фирмы наметило три альтернативных выхода из кризисной ситуации:
А) Увеличение объема реализации.
Б) Одновременное увеличение реализации и сокращение издержек.
В) Изменение ориентации реализации (выбор более рентабельных изделий, более выгодных заказчиков, более прибыльных объемов заказа и путей реализации).
Провести анализ чувствительности прибыли к изменениям для каждого из трех направлений увеличения рентабельности
тыс. руб. | |
Переменные издержки: | |
сырье и материалы | 18 300 |
производственная зарплата | 10 820 |
начисления на производственную зарплату | 4 330 |
прочие переменные издержки | 1 800 |
Постоянные издержки: | 15 270 |
зарплата | 6 000 |
начисления на зарплату | 2 400 |
аренда | |
амортизация | |
прочие постоянные издержки | 5 470 |
Задача 23.. Смотри задачу 22. Характеризуя четвертое направление выхода из кризиса (изменение ассортиментной политики), использовать данные по основным видам продукции фирмы "А", представленные в таблице:
Показатель | Линейки | Карандаши | Ручки | Итого, тыс. руб. |
Выручка от реализации (без косвенных налогов) | ||||
Переменные издержки: | ||||
материалы | ||||
оплата труда | ||||
начисления | ||||
прочие переменные издержки | ||||
Постоянные издержки: | ||||
зарплата мастера с начислениями | ||||
зарплата АУП | ||||
начисления | ||||
аренда | ||||
амортизация | ||||
прочие постоянные издержки |
Задача 24.Найти запас финансовой прочности, если фактический объём реализации — 1200 тыс. руб., постоянные затраты — 100 тыс. руб., норма маржинального дохода — 10%, цена продукции — 1 тыс. руб./ед
Задача 25. Предприятие шьет рубашки и брюки. В прогнозируемом периоде может быть отработано 20 000 человеко-часов. При этом за один человеко-час можно сшить либо одну рубашку, либо трое брюк.
Показатель | Рубашки | Брюки |
Цена реализации, тыс. руб. | ||
Переменные издержки на единицу продукции, тыс. руб. | ||
Валовая маржа на единицу продукции, тыс. руб. | ||
Коэффициент валовой маржи на единицу продукции, долей единицы | 0,6 | 0,2 |
Какой из товаров выгоднее производить предприятию?