Классификация форм контроля
По характеру субъектов контроля различаются внутренний и внешний контроль. Первый проводится внутренними службами предприятия (внутренними ревизионными подразделениями, бухгалтерией, общественными организациями), а второй — государственными финансовыми органами, правоохранительными органами, ведомственными вышестоящими инстанциями, аудиторскими службами, банками.
По срокам проведения финансово-хозяйственный контроль делится на предварительный, текущий и последующий.
Предварительный финансовый контроль производится на стадии составления, рассмотрения и утверждения финансовых планов предприятий, смет бюджетных организации, проектов бюджетов и т. д. Он предшествует осуществлению хозяйственных операций и призван предотвратить нерациональное расходование материальных, трудовых и финансовых ресурсов организаций.
Текущий финансовый контроль осуществляется в ходе самих финансово-хозяйственных операций. Его задачей является своевременный контроль правильности, законности и целесообразности произведенных расходов, полученных доходов, полноты и своевременности расчетов с бюджетом. Он производится повседневно финансовыми службами с тем, чтобы своевременно обнаружить и установить допущенные ошибки и злоупотребления. Оперативность и гибкость здесь имеют первостепенное значение.
Последующий финансовый контроль организуется в форме проверок и документальных ревизий правильности, законности и целесообразности произведенных финансовых операций. Основными его задачами является выявление недостатков и упущений в использовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов; возмещение нанесенного ущерба; привлечение к административной и материальной ответственности виновных лиц; принятие мер по предотвращению в дальнейшем случаев нарушения финансовой дисциплины.
По источникам данных контроль подразделяют на документальный и фактический.
Документальный контроль — это проверка, при которой содержание проверяемого объекта и его соответствие регламентированному значению определяются на основании данных, содержащихся в документах (первичных и сводных). Разновидностью этого вида проверок является камеральный контроль, когда исследуется документация (балансы, формы отчетов о прибылях, расчетов по налогам), периодически представляемая организациями в органы контроля и статистики по месту регистрации.
Фактический контроль — это проверка, при которой количественное и качественное состояние проверяемого объекта устанавливается на основании обследования, осмотра, обмера, пересчета, взвешивания, лабораторного анализа, экспертизы, контрольного запуска сырья и материалов в производство и другими способами аналогичного содержания.
По обследуемым периодам выделяют оперативный и периодический контроль.
Оперативный контроль представляет собой документальную проверку, которая осуществляется внутри отчетного месяца (например, за каждую декаду, за каждый день) по завершении контролируемого процесса, операции или действия. Источниками данных для оперативного контроля служат оперативно-техническая статистическая и бухгалтерская информация.
Периодический контроль - это проверка за определенный отчетный период (месяц, квартал, год) по данным планов, смет, норм и нормативов, первичных документов, производственных, материальных и других отчетов, по записям в учетных регистрах и другим источникам. Главная задача такого контроля — вскрыть нарушения и недостатки в работе проверяемого объекта (юридического или должностного лица) и принять меры к их устранению.
По объему деятельности, охватываемой ревизиями и обследованиями, различается полный (охватывает всю финансово-хозяйственную деятельность изучаемого объекта) и частичный контроль.
Существенный эффект дают сквозные проверки, когда по единой тематической программе проверяется ряд предприятий или организаций по признаку их однотипности или взаимной связи.
По методу проверки документов различают выборочные и сплошные проверки. Выборочность может осуществляться в двух формах: либо охватываются проверкой все документы, например в отдельные месяцы в пределах года, либо — часть документов в пределах каждого месяца. Сплошной проверке обычно подлежат наиболее ответственные и уязвимые с точки зрения нарушений операции, например, денежные операции (кассовые, банковские) и др. Выборочная проверка применяется чаще всего для массовых документов неденежного характера.
Основные тенденции изменения названных форм контроля следующие: осуществление текущего контроля в форме бездокументального наблюдения со стороны заинтересованных лиц (субъектов управления и собственников); ограничение количества ревизий и повышение оперативности контроля в форме разовых, частичных и узкотематических проверок.
Выбор формы и сроков проведения проверок должен зависеть от самостоятельных решении субъектов контроля, основанных не на формальных признаках (например, периодичности мероприятий), а на оценке деятельности и отчетной информации объекта контроля.
Реорганизация и частичная ликвидация сложных вертикальных управленческих структур существенно сужают базу ведомственного контроля.
Низкую эффективность ведомственного контроля можно объяснить стремлением скрыть действительное финансовое положение объекта, а в ряде случаев и непосредственным участием работников вышестоящих органов во вскрываемых злоупотреблениях. Недостатки ведомственного контроля обусловлены спецификой «ничейной» собственности, бюрократизмом и во многом формальным характером проведения ревизионной работы. В условиях коллективной и частной собственности пересматривается порядок организации контроля, внимание сосредоточивается на узловых вопросах работы, шире применяются выборочные кратковременные проверки, возрастает заинтересованность ревизоров в выявлении недостатков и их ответственность за качество работы.