Классификация финансовой политики

По видам Бюджетная Налоговая Валютная
По срокам Учетно-балансовая Долгосрочная Среднесрочная Краткосрочная  
По степени рискованности Агрессивная (дефицитная) Экспансионистская Традиционная Классическая
По методам Дискреционная Встроенных стабилизаторов

Продолжение таблицы 1

По целям Антиинфляционная Государственного регулирования Формирования целевых бюджетных и внебюджетных фондов
По субъектам финансовых отношений По отношению к юридическим лицам По отношению к физическим лицам По отношению к резидентам По отношению к нерезидентам
По уровням финансовой системы Государственная Корпоративная Личная (домохозяйство) Местная (муниципальная) Региональная Федеральная Международная
По отраслевой направленности Отрасли сферы материального производства Отрасли сферы услуг
По типу финансовых инструментов Рыночная Нерыночная (государственная)
По типу рынка На денежном рынке На фондовом рынке На валютном рынке На рынке капитала

Финансовая политика как специфическая область человеческой деятельности относится к категориям надстройки. Между ней и эко­номическим базисом общества существует тесная взаимосвязь. С одной стороны, финансовая политика порождается экономически­ми отношениями; общество не свободно в выработке и проведении политики; последняя обусловлена экономикой. С другой стороны, возникая и развиваясь на основе экономического базиса, финансовая политика обладает определенной самостоятельностью; у нее специ­фические законы и логика развития. В силу этого она оказывает обратное влияние на экономику, состояние финансов. Это влияние может быть различно: в одних случаях посредством проведения политических мероприятий создаются благоприятные условия для развития экономики, в других - оно тормозится.

Мировой опыт хозяйствования свидетельствует о том, что обще­ственный прогресс приводит к возрастанию степени воздействия политики на экономическую и духовную жизнь общества. Достигну­тые масштабы хозяйственных комплексов, усложнение хозяйствен­ных и региональных связей вызывают необходимость обеспечивать согласованное развитие всех отраслей народного хозяйства и регио­нов; все большее значение в этой связи приобретает государствен­ное финансовое регулирование. В приоритетной финансовой политике нуждаются отрасли, обеспечивающие научно-технический прогресс, научные исследования.

классификация финансовой политики - student2.ru

Усиление мощи государства позволяет ему концентрировать в сво­их руках большую массу финансовых ресурсов, что дает возможность активно воздействовать на экономическую конъюнктуру. Государство становится как бы дирижером огромного оркестра, в котором каж­дый хозяйствующий субъект играет свою роль.

В условиях рыночной модели хозяйствованияфинансовые мероприятия во все большей степени направляются на социальные потребности, обеспечивая достижение более полного благосостояния всех членов общества.

Возможности активного воздействия финансовой политики на экономическое развитие, социальный прогресс требуют ее глубокого научного обоснования. Только научный подход, знание и изучение всех факторов, определяющих политику, служат гарантией тому, что ее относительная самостоятельность не перерастет в независимость от объективных экономических отношений. Опыт хозяйственного строи­тельства доказывает, что отрыв финансовой политики от экономики оборачивается серьезными экономическими трудностями, неизбежно сдерживает реализацию возможностей, заложенных в экономике.

Научный подход к выработке финансовой политики, знание и изу­чение всех факторов, определяющих политику, предполагают ее со­ответствие закономерностям общественного развития, постоянный учет выводов финансовой теории. Нарушение этого важнейшего тре­бования приводит большим потерям в народном хозяйстве.

Значение финансовой политикизаключается в тех результа­тах, которые могут быть получены в ходе ее реализации, как в те­чение финансового года, так и в более долгосрочном периоде. В ходе разработки и осуществления целей и задач финансовой политики на ее результативность оказывают влияние следую­щие факторы:

1) научный подход к разработке концепции финансовой по­литики, которая должна отвечать условиям экономического раз­вития государства, стадии экономического цикла и положениям финансовой науки, учитывать закономерности общественного развития;

2) прогнозирование возможных последствий реализации предполагаемых мероприятий при определении основных нап­равлений использования финансов на перспективу и текущий период и в ходе разработки конкретных путей реализации основ­ных направлений использования финансов. Обоснованность выдвигаемых мер и предстоящих решений по финансовым воп­росам развития страны должна подкрепляться соответствующи­ми расчетами, позволяющими определить не только общую сто­имость затрат государства на реализацию поставленных целей и задач финансовой политики, но и оценить их финансовые по­следствия;

3) учет накопленного опыта в ходе реализации финансовой политики в предшествующем периоде с целью выявления как ее положительных итогов, так и отрицательных последствий, кото­рые могут негативно влиять на дальнейшее развитие экономики государства;

4) четкое определение макроэкономических показателей, ко­торые должны служить ориентиром для оценки эффективности финансовой политики, что предполагает проведение финансо­вой политики, нацеленной на результат;

5) учет национальных и географических особенностей, ока­зывающих непосредственное влияние на результативность поли­тики в области межбюджетных отношений и выбор приоритетов политики в области бюджетных расходов на региональном и му­ниципальном уровнях;

6) комплексный подход при выработке и проведении финан­совой политики, предполагающий согласование целей и задач бюджетной политики, политики в области государственного со­циального страхования, финансовой политики в сфере финан­сов субъектов хозяйствования, их взаимосвязь. При этом все составляющие элементы финансовой политики должны быть ориентированы на достижение общей цели экономического раз­вития, а сама финансовая политика должна быть согласована и взаимосвязана с другими составляющими экономической поли­тики государства - денежно-кредитной политикой, ценовой по­литикой, политикой в области страхования, валютной полити­кой государства;

7) многовариантность финансовой политики, строящейся с учетом возможных изменений условий функционирования эко­номики государства. В современных условиях большое внимание уделяется развитию финансового прогнозирования и средне­срочного финансового планирования, они рассматриваются как инструмент научного предвидения, вариантного анализа, полу­чения дополнительной информации при разработке финансовой политики;

8) учет внутреннего положения и международных позиций государства, которые определяют особенности его экономичес­кого развития. Финансовая политика государства строится с уче­том конкуренции на мировых рынках, предусматривается фи­нансовая поддержка собственных производителей и экспорте­ров, защита интересов национальных компаний за рубежом, возможность привлечения иностранных инвестиций в экономи­ку государства.

Реализация финансовой политики также должна предусмат­ривать рост финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении субъектов хозяйствования, способствовать созданию прочной финансовой основы деятельности органов власти для реализации задач и функций, возложенных на государство, обеспечивать ста­бильность общественного производства с целью улучшения эко­номического положения государства и социальной защиты насе­ления.

классификация финансовой политики - student2.ru

- финансовая политика субъективна, но она определяется экономическими законами развития общества и порождается существующими экономическими отношениями, развивается на основе характера и степени использования производственных факторов;

- основой разработки финансовой политики являются объективно складывающиеся условия жизни общества, но полезность, эффективность и результативность ее определяется, в конечном счете, людьми;

- финансовая политика не может быть плохой или хорошей. Она может быть эффективной или нет; соответствовать интересам определенных групп людей или интересам всего общества; способствовать достижению поставленных целей и решению конкретных задач;

- финансовая политика – это сложное многослойное явление. Она прежде всего направлена на формирование максимально возможного объема финансовых ресурсов, которые являются материальной основой для решения конкретных задач и достижения поставленных целей.

Основной целью финансовой политики государстваявляется полная мобилизация финансовых ресурсов необходимых для удовлетворения общества, увеличения их объема и эффективности использования.

Важнейшей задачей, стоящей перед финансовой политикой, является построение такого финансового механизма, который позволит с наибольшей эффективностью обеспечивать достижение стратегических и тактических целей, заявленных в долгосрочной программе социально-экономического развития страны.

Финансовая стратегияпредполагает выбор методов, с помощью которых финансовая политика будет реализовываться.

Финансовая тактика охватывает набор конкретных инструментов, рычагов и методов, способных обеспечить реализацию стратегических целей с наибольшей эффективностью.

Таким образом, сочетание финансовой стратегии и финансовой тактики и есть необходимое условие выработки финансового механизма, с помощью которого и происходит реализация финансовой политики государства.

Место финансовой политики и финансового механизма реализации финансовой политики, в государственной экономической политики отражено на рисунке 8.

классификация финансовой политики - student2.ru

Рис. 8. Составляющие государственной экономической политики

Финансовая политика диктует параметры и границы перераспределения финансовых ресурсов, формирует разнообразные подходы к построению финансового механизма, является определяющей для выбора методов и способов констатируемого финансового механизма.

Наши рекомендации