Глава IV. Специфика деятельности предприятий сферы услуг

Савкина Р.В.

Планирование на предприятии

Москва 2010

Рецензенты: доктор экономических наук,

заслуженный деятель науки РФ,

проф. В.И.Кравцова

доктор экономических наук,

проф.


Содержание стр.
Глава I. Сущность, принципы и методы планирования...................  
1.1. Сущность и необходимость планирования.........................................  
1.2. Принципы планирования......................................................................  
1.3. Методы планирования............................................................................  
1.4. Технология планирования: этапы и последовательность...............  
Глава II. Система планов и их место в управлении предприятием.......................................................................................  
Глава III. Система организации процесса планирования на предприятии..........................................................................................  
3.1. Информационное обеспечение процесса планирования  
3.2 Организация планирования на предприятии....................................  
3.3. Показатели планов и их классификация............................................  
Глава IY. Специфика деятельности предприятий сферы услуг как объекта планирования............................................................  
Глава Y. Риски и их учёт в планировании деятельности предприятий.........................................................................................  
5.1. Классификация рисков...........................................................................  
5.2. Прогнозирование рисков и потерь от их наступления.....................  
5.3. Меры по снижению рисков....................................................................  
Глава YI. Стратегическое планирование в сфере услуг.......................  
6.1. Цели, задачи и методы разработки стратегических планов...........  
6.2. Порядок разработки стратегического плана......................................  
Глава YII. Программно-целевое планирование.........................................  
7.1. Понятие, принципы, методы.................................................................  
7.2. Порядок разработки комплексных целевых программ...................  
Глава YIII. Бизнес-план, его структура, логика и методы обоснования...........................................................................................  
8.1. Виды бизнес-планов и их характеристика..........................................  
8.2. Этапы разработки бизнес-плана...........................................................  
8.3. Структура бизнес-плана.........................................................................  
8.4. Реализация бизнес-плана........................................................................  
Глава IX. Планирование коммерческой деятельности.........................  
Глава X. Оценка и планирование конкурентоспособности предприятий сферы услуг..............................................................  
10.1. Оценка конкурентоспособности предприятий сферы услуг...........  
10.2. Планирование конкурентоспособности предприятия......................  
Глава XI. План по труду и заработной плате........................................................  
11.1. Разделы и показатели плана по труду и заработной плате.............  
11.2. Численность и квалификационный состав работников..................  
11.3. План по мотивации и стимулированию труда...................................  
11.4. План по расходам на оплату труда.......................................................  
11.5. План по развитию персонала................................................................  
11.6. План социально-культурного развития коллектива.......................  
Глава XII. Планирование затрат и себестоимости продукции и услуг.............  



Глава XIII. Финансовое планирование....................................................................  
13.1. Сущность и основные принципы финансового планирования  
13.2. Основные виды планов в финансовом планировании и порядок их расчёта..................................................................................................  
13.3. План по объему деятельности...............................................................  
13.4. Баланс доходов и расходов.....................................................................  
13.5. План денежных поступлений и выплат..............................................  
13.6. Баланс активов и пассивов...................................................................  
Глава XIY. Внутрифирменное бюджетирование как подсистема финансового планирования...................................................................  
14.1. Понятие бюджетирования и его назначение......................................  
14.2. Система внутрифирменных бюджетов................................................  
14.3. Бюджетное планирование......................................................................  
Глава XV.    
15.1.    
15.2.    
     
Глава XVI.    
16.1.    
16.2.    
16.3.    
Глоссарий    
Список литературы  
Приложения  
     

Введение

При переходе на рыночное хозяйствование планирование имеет особую значимость для обеспечения ресурсами расширенного кругооборота производственных фондов, достижения высокой результативности бизнеса, создания условий, обеспечивающих платежеспособность и финансовую устойчивость предприятия.

Планирование один из экономических методов управления, выступающий как основное средство определения перспектив развития субъекта планирования, с расчетом необходимых ресурсов и методов достижения запланированных объемов деятельности.

Планирование является необходимой предпосылкой эффективной и надёжной предпринимательской деятельности, что предопределяет формирование методической базы планирования бизнеса с учётом уровня специализации и кооперации производственных и сбытовых процессов, развитости рыночных отношений и межхозяйственных связей. Уже в 1994-1995 гг., т.е. через 2-3 года после перехода на неуправляемый рынок, возникла потребность в применении бизнес-планов для обоснования вложения инвестиций. Так, в январе 1995г. Московское правительство, в частности, опубликовало распоряжение, в котором рекомендовало использовать бизнес-план «в целях совершенствования методов расчета экономической эффективности проектных решений и коммерческой целесообразности вложений инвестиций в проектирование и строительство объектов и градостроительных комплексов».

Глобализация мирового рынка, постоянное увеличение скорости процессов, происходящих на нем, быстро изменяющаяся конъюнктура, жесткая конкуренция, рост требований рынка остро ставят вопрос о необходимости нового подхода к прогнозированию и планированию на всех уровнях управления, но, прежде всего, на предприятиях. Многие российские предприятия, в том числе сферы услуг, имеют опыт плановой и прогнозной работы, разработки различных ТЭО, оценок экономической эффективности проектов и т.д. Однако, современная ситуация требует более серьёзного и профессионального подхода к процессу принятия решений на основе обоснованных планов, целевых программ, различных проектов. Необходима оценка, прогнозирование и планирование платежеспособного спроса на продукцию и услуги, состояния конкуренции, экономической и финансовой устойчивости и результативности деятельности предприятия.

Планирование ориентируется не только на имеющиеся источники как собственных, так и привлекаемых средств и возможности их превращения в производительный капитал, но и на формируемый в будущем ресурсный потенциал на основе инновационных технологий. В рамках этого процесса предусматриваются реальные каналы создания основных и оборотных средств, обучения и найма персонала, обеспечения необходимых условий эффективной работы, удовлетворения социальных потребностей. Отсюда огромное значение придается определению размеров и направлений использования всех ресурсов, воспроизводству их качественных и количественных характеристик, которые должны соответствовать как по структуре, так и по качеству долговременной цели развития предприятия.

Главная экономическая цель, которую преследует коммерческое предприятие – достижение максимума прибыли при минимуме затрат. В планах предприятия эта задача решается с учётом определения наиболее выгодных источников финансирования и рационального использования средств, получения и потребления ресурсов.

Трудности становления прогнозирования и планирования на предприятиях в настоящее время обусловлены следующими обстоятельствами: законодательная база не даёт достаточно полной информации о месте планирования в деятельности предприятий; решения, принятые в сфере прогнозирования и планирования, не всегда имеют достаточное научное и правовое обоснование; экономические модели прогнозирования и планирования окончательно не разработаны; конкретный механизм прогнозирования и планирования находится в стадии становления и адаптации.

В этих условиях в учебном пособии на основе обобщения имеющихся теоретических и практических материалов, адаптации их к практике планирования российских предприятий с использованием зарубежного опыта управления и планирования изложены методы, порядок и процедуры разработки планов на предприятии.

Глава I. Сущность, принципы и методы планирования

1.1. Сущность и необходимость планирования

Планирование можно рассматривать с точки зрения методологии, технологии и подсистемы управления. Методология планирования включает принципы, методы и логику разработки планов.

Планирование как технологический процесс предусматривает разработку комплекса мероприятий, определяющих последовательность достижения конкретных целей с учетом возможностей эффективного использования ресурсов.

Планирование как процесс, включает обоснование:

- миссии предприятия;

- принципов функционирования предприятия;

- целей и задач долгосрочного и среднесрочного развития предприятия;

- планируемых показателей деятельности и эффективности;

- способов достижения заданных параметров;

- тактики развития предприятия и показателей ее характеризующих;

- средств реализации плана, включая ресурсное обеспечение, информационное сопровождение.

Планирование как подсистема управления формирует взаимоувязку и оптимизацию показателей будущего развития объекта планирования, обоснование способов и методов их достижения, обеспечивая принятие эффективных управленческих решений.

Результатом планирования является план. План представляет собой документ, в котором фиксируется через показатели желаемый уровень развития предприятия, его материальный и финансовый потенциал, а также результативность хозяйственной деятельности.

План – это модель будущего развития и состояния предприятия (организации, учреждения), выраженная количественными и качественными параметрами его деятельности и способами их достижения.

Объектом планирования являются конкретные предприятия, организации, их объединения, государственные структуры, регионы, отрасли, межотраслевые образования.

Субъектом планирования является структурное подразделение или другие физические, юридические лица, занимающиеся разработкой и обоснованием планов.

Предметом курса планирование на предприятии является система действий по обоснованию планов, а также управленческие отношения, обеспечивающие их реализацию в заданные сроки с максимально возможным эффектом.

Сущность планирования заключается в научном обосновании предстоящих экономических целей развития и форм хозяйственной деятельности предприятия; выборе наилучших способов их осуществления на основе наиболее полного выявления требуемых рынком видов, объемов и сроков выпуска товаров; выполнения работ и оказания услуг и установления таких показателей их производства и реализации, которые при полном использовании ограниченных ресурсов могут привести к достижению ожидаемых в будущем высоких качественных и количественных результатов.

Этот комплексный процесс по обоснованию будущего развития предприятия решает ряд задач. В частности, к задачам планирования хозяйственно-финансовой деятельности предприятий сферы услуг относятся:

- формирование состава предстоящих проблем, определение системы ожидаемых опасностей и возможностей развития предприятия;

- обоснование целей, задач, стратегии развития предприятия, проектирование желаемого будущего предприятия;

- планирование ресурсов и средств их использования для достижения целей развития предприятия, обоснования способов и мер расширения ресурсной базы; обоснование структуры необходимых ресурсов и сроков их поступления;

- проектирование организации реализации планов и контроль за ходом их выполнения.

Планирование базируется на прогнозных расчетах. Последние представляют собой аргументированное предположение, выраженное в количественных и качественных формах, относительно будущего развития объекта планирования.

В соответствии с задачами прогнозы могут быть:

- поисковые, показывающие как может развиваться экономика страны, региона, предприятия, если сохранятся тенденции, сложившиеся в прошлом и настоящем (в этих прогнозах обосновываются условия повышения эффективности использования ресурсного потенциала и на этой основе – рост объемов производства и продаж). В этом варианте прогноза предполагается, что в исследуемом объекте не произойдет существенных изменений, как количественных, так и качественных;

- целевые, определяющие цели развития предприятия и возможные варианты их достижения. В этих вариантах прогноза, рассчитанных на долгосрочный период, качественные характеристики развития доминируют над количественными, а альтернативные пути их достижения опираются на ресурсный потенциал будущего, который формируется на инновационной основе.

Для обеспечения устойчивого поступательного экономического развития предприятия необходимо, чтобы система планирования охватывала все уровни системы управления: от государства до структурных единиц предприятия. При этом, важная роль отводится государству, с одной стороны, как субъекту рынка, который планирует экономические отношения, возникающие между федеральными и региональными органами власти меду предприятиями и бюджетами (федеральным, региональным, местным), с другой – как объекту планирования государственных унитарных предприятий, с третьей – как властной структуре, которая определяет условия и приемы регулирования хозяйственных отношений субъектов рынка независимо от формы собственности.

Отказ от планового ведения хозяйства в 90-е годы, в период перехода России к рыночной экономике был неоправдан и привел к глубокому экономическому кризису во всех сферах жизнедеятельности государства, регионов, предприятия.

В то же время существовавшая до 90-х годов система планирования была методически несовершенной, так как, во-первых, предполагала воспроизводство сложившихся экономических пропорций, которые на определенном этапе тормозили инновационные процессы и формировали условия выгодности производства ради производства, что было экономически неэффективно как для государства и общества, так и для конкретных предприятий, во-вторых, поощрялся постоянный рост производства даже не востребованных потребителем товаров, а метод планирования и мотивация от достигнутого процента роста не стимулировал не только модернизацию производства и потребительских свойств товара, но и сдерживал рост эффективности всего народнохозяйственного комплекса. Поэтому необходимо было совершенствовать, прежде всего, систему планирования – как определяющую стадию принятия обоснованных управленческих решений. Переход к рыночным отношениям на первых этапах привел к отказу от планирования, что было ошибочно, так как рынок не может обеспечить развитие экономики в целом и каждого предприятия в отдельности без целенаправленных строго определяемых плановых действий, с помощью которых можно достичь сколько-нибудь заметный результат. Исходя из этого, необходимо выделить несколько тезисов:

- план и рынок – это не антиподы, а взаимодополняемые элементы по регулированию экономической системы, по целенаправленному управляющему воздействию на субъекты экономической или иной деятельности;

- при планировании учитываются законы рынка как объективно действующие условия и предпосылки саморазвития субъекта рынка;

- рынок рассматривается как система экономических отношений между субъектами рынка по поводу купли – продажи товаров и услуг, план же описывает эти отношения количественными и качественными параметрами с учетом их оптимизации;

- законы рынка носят объективный характер, а план – это субъективное вероятностное описание будущих событий и достижений, исходя из желаний (описываемых в виде целей и задач) и ресурсных возможностей предприятия, организации, государственных структур.

Планирование в рыночной экономике необходимо для всех сфер деятельности и субъектов рынка по ряду причин, основными из которых являются:

- высокий уровень неопределенности развития предприятий в рыночной быстро меняющейся среде, что необходимо предусматривать в управленческих действиях, просчитывать последствия управленческих решений и формировать условия стабильного и надежного поступательного развития предприятия с помощью планирования и последующей реализации намеченных планов;

- возможность с помощью планирования целенаправленно формировать конкурентные преимущества предприятия (организации) на основе учета рыночной ситуации и законов рынка, оптимизации использования ресурсного потенциала, а также результатов и затрат;

- применение инноваций во всех сферах хозяйственной деятельности предполагает их поиск, оценку, инвестирование и включение в хозяйственный оборот, что возможно наиболее эффективно и оптимально реализовать через систему планирования;

- формирование условий инвестиционной привлекательности предприятия для получения заемных средств с минимальными затратами на их обслуживание возможно на основе разработки оптимальных бизнес-планов, стратегии и тактики развития предприятия;

- упорядочение управленческих действий для достижения перспективных и текущих плановых показателей с помощью рациональной мотивации структурных преобразований и других управленческих решений;

- соотнесение перспективных целей и желаний с возможностями их достижения и выбор наиболее реального и эффективного пути развития на основе сочетания стратегических и текущих планов.

Эти предпосылки и объективная необходимость планирования выдвигают новые требования к методам, процессу обоснования планов и организации их выполнения. В соответствии с этим использование планирования в рыночной экономике предполагает поиск наиболее адекватных принципов, методов и технологий разработки плановых показателей.

1.2. Принципы планирования

При разработке плана руководствуются определенными принципами (основополагающими правилами), которые создают предпосылки для обоснованности и оптимальности плановых показателей в целях успешной, надежной и долговременной деятельности предприятий. В научной и учебной литературе достаточно много уделено внимания принципам планирования и их характеристикам. В данной работе на основе обобщения ряда литературных источников построена таблица 1, в которой приведены основные принципы и их содержание.

Таблица 1.

Основные принципы планирования

№ п/п Принципы планирования Содержание
1. Научный подход к обоснованию плановых показателей При обосновании планов необходимо использовать современные методы планирования; учитывать законы рынка и их проявление в конкретной конкурентной среде; достижения науки и техники. План должен носить инновационный характер.
2. Непрерывность Этот принцип реализуется путем: а) последовательной разработки новых планов по окончании действия планов предыдущих периодов; б) скользящего планирования – по истечении части планового периода составляется обновленный план, в котором увеличивается горизонт планирования, а на оставшийся период план может уточняться в свя-зи с появлением непредусмотренных ранее измене-ний внешней среды; в) преемственности планов различного временного горизонта: стратегический план конкретизируется в среднесрочных, а среднесрочные – в текущих.
3. Эластичность и гибкость Приспособление первоначальных планов к изменя- ющимся условиям осуществляется путем: а) введения плановых резервов по основным показа-телям; б) применения эвентуального (на случай) планиро-вания для различных ситуаций и распределения данных; в) использования адаптационных оперативных планов для учета возникающих изменений внешней среды; г) использования альтернативных планов.
4. Единство и полнота Достигается тремя основными способами: 1. Наличием общей (единой) экономической цели и взаимодействием всех структурных подразделений предприятия по горизонтальному и вертикальному уровням планирования. 2. Все сопряженные частные планы структурных единиц предприятия и сфер деятельности (произ-водства, сбыта, персонала, инвестирования и др.) во взаимосвязи должны составлять общий сводный план его социально-экономического развития. 3. Включения в план всех факторов, которые могут иметь значение для принятия эффективных решений.

5. Точность и детализация 1. Любой план должен быть составлен с достаточно высокой степенью точности для достижения постав-ленной цели. 2. По мере перехода от оперативных краткосрочных к средне- и долгосрочным стратегическим планам точность и детализация планирования соответствен-но может уменьшаться вплоть до определения толь-ко основных целей и общих направлений развития предприятия. 3. Плановые задания должны иметь количествен-ную определенность и размерность.
6. Экономичность 1. Расходы на планирование должны соизмеряться с получаемым от него выгодами. 2. Вклад планирования в эффективность определяет-ся улучшением качества принимаемых управленчес-ких решений.
7. Оптимальность 1. На всех этапах планирования должен обеспечива-ться выбор наиболее эффективных вариантов разви-тия предприятия и его структур. 2. Выражается в максимизации прибыли и других результативных показателей предприятия и мини-мизации затратных, при прогнозируемых ограни-чениях.
8. Системность Достигается тремя способами: а) детализацией планов «сверху-вниз»; б) укрупнением планов «снизу-вверх»; в) частичным делегированием полномочий по верти-кали управления.
9. Выделение ведущего звена 1. Ресурсные ограничения предусматривают выделе-ние приоритетов в развитии и целевое, полное фина-нсирование выделенных приоритетов. 2. Дифференциация денежных потоков, исходя из приоритетных направлений развития.
10. Комплексность Чем больше структурных единиц и уровней управле-ния предприятием, тем эффективнее в них разраба-тывать планы одновременно и во взаимосвязи. Система планов должна охватывать все структурные уровни предприятия и все виды хозяйственно-фина-нсовой или иной деятельности.

Есть и другие принципы планирования. Например, по Файолю и Р.Акоффу, основными принципами планирования, которые формируют цели, задачи и функции планирования являются: единство, непрерывность, гибкость, точность, участие.[1] Здесь самостоятельное значение отводится принципу участия, т.е. привлечению сотрудников предприятия к выработке наиболее эффективных плановых решений. Некоторые авторы выделяют отдельно принцип сбалансированности и пропорциональности, сущность которого заключается в балансовой или методологической увязке потребности в ресурсах и возможностях их получения, а также в синхронизации развития отдельных видов деятельности и обновления ресурсов.

Каждый из принципов реализуется с помощью определенного механизма разработки планов, методов, логики обоснования плановых показателей. Например, наиболее эффективно принцип планирования – непрерывность, достигается через механизм контроллинга и адаптации плановых показателей и темпов развития к изменениям внешней среды; выделение ведущего звена наиболее полно реализуется с помощью комплексных целевых программ; комплексность при использовании бюджетирования по структурным единицам и видам деятельности.

Дифференциация принципов планирования зависит от вида плана, цели развития предприятия, а также от конкретных условий деятельности предприятия, к которым можно отнести:

- формы организации материальных потоков как внутри предприятия, так и во вне (покупки и продажи товаров и услуг);

- способы формирования денежных потоков с учетом принятой на предприятии учетной политики;

- динамика цен и ее влияние на объект планирования (все показатели плана приводятся в сопоставимый вид с учетом индекса изменения цен и коэффициента дисконтирования);

- характер конкурентной борьбы и доля предприятия на рынке (сегменте рынка);

- ресурсный потенциал предприятия и возможность привлечения дополнительных ресурсов.

В зависимости от условий деятельности, решаемых задач, а так же видов планов выделяют приоритетные принципы, которые формируют последовательность и обоснованность планов. Но при этом все принципы используются в комплексе и взаимодополняют друг друга, что обеспечивает обоснованное принятие решений по тому или иному плану.

Основополагающие принципы планирования тесно связаны между собой и в конечном счете ориентируют предприятия на всестороннее обоснование плановых показателей и достижение наилучших социально-экономических результатов. Они определяют содержание и ориентацию плановой работы на всех стадиях обоснования планов и их последовательной реализации.

1.3. Методы планирования

Метод планирования – это способ проведения плановых расчётов, порядок и алгоритм обоснования показателей плана.

Основными методами планирования на предприятиях сферы услуг являются:

1. Балансовый метод, в основе которого лежит принцип равенства направлений и объёмов использования ресурсов с источниками их поступления. Этот метод наиболее прост, доступен и нагляден, что позволяет широко его использовать в текущих и оперативных планах. Так, этим методом ведётся расчёт и взаимоувязка показателей планов в финансовом планировании предприятия (плана доходов и расходов, плана источников получения и направления использования инвестиционных ресурсов, плана денежных поступлений и выплат и других). Основным результатом использования этого метода является сбалансированность возможностей и потребностей в ресурсах по времени и объёму. При этом формируются условия действенного контроля за поступлением средств и их целевым использованием.

Балансовый метод применяется на всех стадиях разработки планов-прогнозов, программ. В связи с усилением роли прогнозов, усложнением межотраслевых связей он приобретает все большее значение, На практике этот метод реализуется путем разработки системы балансов, которая включает материальные, трудовые и финансовые балансы.

Баланс – это система показателей, в которой одна часть, характеризующая ресурсы по источникам поступления, равна другой части, характеризующей распределение (использование) по всем направлениям их расхода.

Материальные балансы различных видов продукции обыно разрабатываются в соответствующих физическим единицам измерения (в тоннах, метрах, штуках и т.п.). Но ряд балансов составляется в сводном виде в условно-науральном исчислении или в денежном выражении. К ним относятся продуктовый баланс, сводный баланс по расходным материалам и другие.

Балансы могут разрабатываться в укрупненной и специфицированной номенклатуре продукции. По количеству охватываемых ресурсов различаются однопродуктовые и многопродуктовые балансы. Первые составляются для одного продукта, последние охватывают несколько продуктов. В зависимости от единицы измерения разрабатываются балансы натуральные, стоимостные и натурально-стоимостные.

Для обеспечения соответствия планируемых финансовых ресурсов с потребностями в них разрабатываются финансовые балансы. В них находят отражение образование и распределение доходов предприятий, а так же денежных потоков, прибыли, инвестиций и другие.

Балансы рудовых ресурсов необходимы для выявления потребности в дополнительных кадрах, соответствующей квалификации их переподготовки, сокращении и предусматривают сопоставление планового штатного расписания с фактическим наличием кадров по должностям, квалификации и другим параметрам.

2. Нормативный метод планирования предполагает использование в плановых расчётах абсолютных и относительных норм и нормативов. Эти нормы могут быть заданы для предприятия извне (нормативы отчислений в бюджет и внебюджетные фонды, нормативы использования трудовых ресурсов, санитарные нормы и правила, нормативы эксплуатации оборудования и другие) или разработаны и утверждены на предприятии (нормы выработки работниками, нормативы распределения чистой прибыли по направлениям, нормативы численности работников и другие). Различают текущие нормативы, используемые для обоснования текущих и оперативных планов и фиксирующие достигнутый уровень рационального использования ресурсов или распределения доходов и прибыли; и целевые (стратегические), в которых отражается идеальное будущее состояние предприятия, региона, страны (эти целевые нормативы используются для обоснования долгосрочных планов). Нормативы могут быть абсолютные (нормативы численности работников по категориям, недельная норма рабочего времени и другие) и относительные (доля чистой прибыли, направляемой на выплату дивидендов, процент выплат в бюджет и внебюджетные фонды от показателей налогообложения).

Нормативы различают по степени их обязательности при проведении плановых расчетов:

- директивные, которые в обязательном порядке присутствуют в плановых расчётах;

- рекомендательные или ориентировочные, могут быть использованы для обоснования наиболее оптимальных путей развития.

Нормы и нормативы составляют часть всей экономической информации, характеризующей основные элементы производственного процесса, который предполагает взаимодействие труда человека, предметов и средств труда. В этой связи нормы и нормативы подразделяются на следующие группы:

· нормы затрат труда (нормы выработки, нормы времени - трудоемкость изделия, нормы обслуживания оборудования);

· нормы использования материальных ресурсов (нормы расхода сырья, основных и вспомогательных материалов, топлива, электроэнергии, нормы запасов сырья, топлива);

· нормы и нормативы использования основных производственных фондов (оборудования, транспортных средств) в натуральных показателях, а так же в стоимостных (выпуск продукции на 1 рубль основных производственных фондов).

Нормативный метод особенно актуален при разработке плана налоговых и других выплат, при расчете плановых показателей по труду и заработной плате, при обосновании инвестиционных проектов.

3. Метод экстраполяции (обоснование показателей «от достигнутого») предполагает определение будущего состояния предприятия на основе сложившихся в прошлом и настоящем темпов и пропорций. Этот метод предполагает перенос закономерностей и тенденций прошлого на будущее, что предопределяет использование этого метода при стабильном и предсказуемом изменении показателей в перспективе. Если предполагается, что темпы и пропорции достаточно устойчивы и их изменение в перспективе не предполагается, то речь идёт о формальной экстраполяции на основе трендовой модели[2] или средних темпов роста показателей. Если этот метод используется для формализации минимально допустимых или нежелательных тенденций, то речь идёт о прогнозной экстраполяции (прогнозные показатели, полученные этим методом, рассматриваются как предельно допустимые). Формализация изменения показателей на основе этого метода предполагает изучение статистических рядов в динамике (при этом ряд за прошлые годы должен быть не меньше периода, на который они экстраполируются), а также использование факторного анализа для определения степени зависимости одного показателя от других (рост прибыли в зависимости от роста выручки и т.д.)

При проведении расчетов на основе экстраполяции динамический ряд показателей приводится в сопоставимый вид с учетом коэффициента инфляции и структурных изменений, происходящих в предприятии (организации).

4. Метод технико-экономических расчётов предполагает проводить обоснование плановых показателей на основе утверждённого (принятого) алгоритма. Этот метод используется, если показатели имеют определённую стабильность во времени и формируют базовые условия функционирования предприятия. Например, этим методом ведётся расчёт условно-постоянных затрат при текущем планировании (на 1 год или квартал). В частности, расчёт размера арендной платы, коммунальных платежей, амортизационных отчислений и других затрат проводится на основе или договоров или схемы расчета. Этот метод может использоваться во взаимосвязи с нормативным (алгоритм расчёта с использованием утверждённых нормативов). Рассчитанные методом технико-экономических расчётов плановые показатели корректируются с учётом уровня инфляции в плановом периоде.

5. Программно-целевой метод используется при обосновании комплексных целевых программ, а также в стратегическом планировании. Этот метод предполагает структурирование цели до комплекса целевых показателей и нормативов, количественно описывающих идеальное (с учётом современного представления) состояние (развитие) объекта планирования в будущем. С помощью программно-целевого метода (комплексных целевых программ как результата использования этого метода) можно решать наиболее важные проблемы развития объекта планирования, если они не могут быть решены традиционными средствами планирования и управления.

Применение программно-целевого метода планирования вытекает из принципа ведущего звена в экономике. Особая значимость широкому распространению программно-целевого метода стала придаваться лишь в последнее время. Разработка программ по наиболее важным научно-техническим, экономическим, социальным, экологическим проблемам выделялась как одно из важнейших направлений совершенствования планирования.

Разработка программ с использованием программно-целевого метода осуществляется в определенной последовательности.

Наши рекомендации