Глава IV. Специфика деятельности предприятий сферы услуг
Савкина Р.В.
Планирование на предприятии
Москва 2010
Рецензенты: доктор экономических наук,
заслуженный деятель науки РФ,
проф. В.И.Кравцова
доктор экономических наук,
проф.
Содержание | стр. | |
Глава I. | Сущность, принципы и методы планирования................... | |
1.1. | Сущность и необходимость планирования......................................... | |
1.2. | Принципы планирования...................................................................... | |
1.3. | Методы планирования............................................................................ | |
1.4. | Технология планирования: этапы и последовательность............... | |
Глава II. | Система планов и их место в управлении предприятием....................................................................................... | |
Глава III. | Система организации процесса планирования на предприятии.......................................................................................... | |
3.1. | Информационное обеспечение процесса планирования | |
3.2 | Организация планирования на предприятии.................................... | |
3.3. | Показатели планов и их классификация............................................ | |
Глава IY. | Специфика деятельности предприятий сферы услуг как объекта планирования............................................................ | |
Глава Y. | Риски и их учёт в планировании деятельности предприятий......................................................................................... | |
5.1. | Классификация рисков........................................................................... | |
5.2. | Прогнозирование рисков и потерь от их наступления..................... | |
5.3. | Меры по снижению рисков.................................................................... | |
Глава YI. | Стратегическое планирование в сфере услуг....................... | |
6.1. | Цели, задачи и методы разработки стратегических планов........... | |
6.2. | Порядок разработки стратегического плана...................................... | |
Глава YII. | Программно-целевое планирование......................................... | |
7.1. | Понятие, принципы, методы................................................................. | |
7.2. | Порядок разработки комплексных целевых программ................... | |
Глава YIII. | Бизнес-план, его структура, логика и методы обоснования........................................................................................... | |
8.1. | Виды бизнес-планов и их характеристика.......................................... | |
8.2. | Этапы разработки бизнес-плана........................................................... | |
8.3. | Структура бизнес-плана......................................................................... | |
8.4. | Реализация бизнес-плана........................................................................ | |
Глава IX. | Планирование коммерческой деятельности......................... | |
Глава X. | Оценка и планирование конкурентоспособности предприятий сферы услуг.............................................................. | |
10.1. | Оценка конкурентоспособности предприятий сферы услуг........... | |
10.2. | Планирование конкурентоспособности предприятия...................... | |
Глава XI. | План по труду и заработной плате........................................................ | |
11.1. | Разделы и показатели плана по труду и заработной плате............. | |
11.2. | Численность и квалификационный состав работников.................. | |
11.3. | План по мотивации и стимулированию труда................................... | |
11.4. | План по расходам на оплату труда....................................................... | |
11.5. | План по развитию персонала................................................................ | |
11.6. | План социально-культурного развития коллектива....................... | |
Глава XII. | Планирование затрат и себестоимости продукции и услуг............. |
Глава XIII. | Финансовое планирование.................................................................... | |
13.1. | Сущность и основные принципы финансового планирования | |
13.2. | Основные виды планов в финансовом планировании и порядок их расчёта.................................................................................................. | |
13.3. | План по объему деятельности............................................................... | |
13.4. | Баланс доходов и расходов..................................................................... | |
13.5. | План денежных поступлений и выплат.............................................. | |
13.6. | Баланс активов и пассивов................................................................... | |
Глава XIY. | Внутрифирменное бюджетирование как подсистема финансового планирования................................................................... | |
14.1. | Понятие бюджетирования и его назначение...................................... | |
14.2. | Система внутрифирменных бюджетов................................................ | |
14.3. | Бюджетное планирование...................................................................... | |
Глава XV. | ||
15.1. | ||
15.2. | ||
Глава XVI. | ||
16.1. | ||
16.2. | ||
16.3. | ||
Глоссарий | ||
Список литературы | ||
Приложения | ||
Введение
При переходе на рыночное хозяйствование планирование имеет особую значимость для обеспечения ресурсами расширенного кругооборота производственных фондов, достижения высокой результативности бизнеса, создания условий, обеспечивающих платежеспособность и финансовую устойчивость предприятия.
Планирование один из экономических методов управления, выступающий как основное средство определения перспектив развития субъекта планирования, с расчетом необходимых ресурсов и методов достижения запланированных объемов деятельности.
Планирование является необходимой предпосылкой эффективной и надёжной предпринимательской деятельности, что предопределяет формирование методической базы планирования бизнеса с учётом уровня специализации и кооперации производственных и сбытовых процессов, развитости рыночных отношений и межхозяйственных связей. Уже в 1994-1995 гг., т.е. через 2-3 года после перехода на неуправляемый рынок, возникла потребность в применении бизнес-планов для обоснования вложения инвестиций. Так, в январе 1995г. Московское правительство, в частности, опубликовало распоряжение, в котором рекомендовало использовать бизнес-план «в целях совершенствования методов расчета экономической эффективности проектных решений и коммерческой целесообразности вложений инвестиций в проектирование и строительство объектов и градостроительных комплексов».
Глобализация мирового рынка, постоянное увеличение скорости процессов, происходящих на нем, быстро изменяющаяся конъюнктура, жесткая конкуренция, рост требований рынка остро ставят вопрос о необходимости нового подхода к прогнозированию и планированию на всех уровнях управления, но, прежде всего, на предприятиях. Многие российские предприятия, в том числе сферы услуг, имеют опыт плановой и прогнозной работы, разработки различных ТЭО, оценок экономической эффективности проектов и т.д. Однако, современная ситуация требует более серьёзного и профессионального подхода к процессу принятия решений на основе обоснованных планов, целевых программ, различных проектов. Необходима оценка, прогнозирование и планирование платежеспособного спроса на продукцию и услуги, состояния конкуренции, экономической и финансовой устойчивости и результативности деятельности предприятия.
Планирование ориентируется не только на имеющиеся источники как собственных, так и привлекаемых средств и возможности их превращения в производительный капитал, но и на формируемый в будущем ресурсный потенциал на основе инновационных технологий. В рамках этого процесса предусматриваются реальные каналы создания основных и оборотных средств, обучения и найма персонала, обеспечения необходимых условий эффективной работы, удовлетворения социальных потребностей. Отсюда огромное значение придается определению размеров и направлений использования всех ресурсов, воспроизводству их качественных и количественных характеристик, которые должны соответствовать как по структуре, так и по качеству долговременной цели развития предприятия.
Главная экономическая цель, которую преследует коммерческое предприятие – достижение максимума прибыли при минимуме затрат. В планах предприятия эта задача решается с учётом определения наиболее выгодных источников финансирования и рационального использования средств, получения и потребления ресурсов.
Трудности становления прогнозирования и планирования на предприятиях в настоящее время обусловлены следующими обстоятельствами: законодательная база не даёт достаточно полной информации о месте планирования в деятельности предприятий; решения, принятые в сфере прогнозирования и планирования, не всегда имеют достаточное научное и правовое обоснование; экономические модели прогнозирования и планирования окончательно не разработаны; конкретный механизм прогнозирования и планирования находится в стадии становления и адаптации.
В этих условиях в учебном пособии на основе обобщения имеющихся теоретических и практических материалов, адаптации их к практике планирования российских предприятий с использованием зарубежного опыта управления и планирования изложены методы, порядок и процедуры разработки планов на предприятии.
Глава I. Сущность, принципы и методы планирования
1.1. Сущность и необходимость планирования
Планирование можно рассматривать с точки зрения методологии, технологии и подсистемы управления. Методология планирования включает принципы, методы и логику разработки планов.
Планирование как технологический процесс предусматривает разработку комплекса мероприятий, определяющих последовательность достижения конкретных целей с учетом возможностей эффективного использования ресурсов.
Планирование как процесс, включает обоснование:
- миссии предприятия;
- принципов функционирования предприятия;
- целей и задач долгосрочного и среднесрочного развития предприятия;
- планируемых показателей деятельности и эффективности;
- способов достижения заданных параметров;
- тактики развития предприятия и показателей ее характеризующих;
- средств реализации плана, включая ресурсное обеспечение, информационное сопровождение.
Планирование как подсистема управления формирует взаимоувязку и оптимизацию показателей будущего развития объекта планирования, обоснование способов и методов их достижения, обеспечивая принятие эффективных управленческих решений.
Результатом планирования является план. План представляет собой документ, в котором фиксируется через показатели желаемый уровень развития предприятия, его материальный и финансовый потенциал, а также результативность хозяйственной деятельности.
План – это модель будущего развития и состояния предприятия (организации, учреждения), выраженная количественными и качественными параметрами его деятельности и способами их достижения.
Объектом планирования являются конкретные предприятия, организации, их объединения, государственные структуры, регионы, отрасли, межотраслевые образования.
Субъектом планирования является структурное подразделение или другие физические, юридические лица, занимающиеся разработкой и обоснованием планов.
Предметом курса планирование на предприятии является система действий по обоснованию планов, а также управленческие отношения, обеспечивающие их реализацию в заданные сроки с максимально возможным эффектом.
Сущность планирования заключается в научном обосновании предстоящих экономических целей развития и форм хозяйственной деятельности предприятия; выборе наилучших способов их осуществления на основе наиболее полного выявления требуемых рынком видов, объемов и сроков выпуска товаров; выполнения работ и оказания услуг и установления таких показателей их производства и реализации, которые при полном использовании ограниченных ресурсов могут привести к достижению ожидаемых в будущем высоких качественных и количественных результатов.
Этот комплексный процесс по обоснованию будущего развития предприятия решает ряд задач. В частности, к задачам планирования хозяйственно-финансовой деятельности предприятий сферы услуг относятся:
- формирование состава предстоящих проблем, определение системы ожидаемых опасностей и возможностей развития предприятия;
- обоснование целей, задач, стратегии развития предприятия, проектирование желаемого будущего предприятия;
- планирование ресурсов и средств их использования для достижения целей развития предприятия, обоснования способов и мер расширения ресурсной базы; обоснование структуры необходимых ресурсов и сроков их поступления;
- проектирование организации реализации планов и контроль за ходом их выполнения.
Планирование базируется на прогнозных расчетах. Последние представляют собой аргументированное предположение, выраженное в количественных и качественных формах, относительно будущего развития объекта планирования.
В соответствии с задачами прогнозы могут быть:
- поисковые, показывающие как может развиваться экономика страны, региона, предприятия, если сохранятся тенденции, сложившиеся в прошлом и настоящем (в этих прогнозах обосновываются условия повышения эффективности использования ресурсного потенциала и на этой основе – рост объемов производства и продаж). В этом варианте прогноза предполагается, что в исследуемом объекте не произойдет существенных изменений, как количественных, так и качественных;
- целевые, определяющие цели развития предприятия и возможные варианты их достижения. В этих вариантах прогноза, рассчитанных на долгосрочный период, качественные характеристики развития доминируют над количественными, а альтернативные пути их достижения опираются на ресурсный потенциал будущего, который формируется на инновационной основе.
Для обеспечения устойчивого поступательного экономического развития предприятия необходимо, чтобы система планирования охватывала все уровни системы управления: от государства до структурных единиц предприятия. При этом, важная роль отводится государству, с одной стороны, как субъекту рынка, который планирует экономические отношения, возникающие между федеральными и региональными органами власти меду предприятиями и бюджетами (федеральным, региональным, местным), с другой – как объекту планирования государственных унитарных предприятий, с третьей – как властной структуре, которая определяет условия и приемы регулирования хозяйственных отношений субъектов рынка независимо от формы собственности.
Отказ от планового ведения хозяйства в 90-е годы, в период перехода России к рыночной экономике был неоправдан и привел к глубокому экономическому кризису во всех сферах жизнедеятельности государства, регионов, предприятия.
В то же время существовавшая до 90-х годов система планирования была методически несовершенной, так как, во-первых, предполагала воспроизводство сложившихся экономических пропорций, которые на определенном этапе тормозили инновационные процессы и формировали условия выгодности производства ради производства, что было экономически неэффективно как для государства и общества, так и для конкретных предприятий, во-вторых, поощрялся постоянный рост производства даже не востребованных потребителем товаров, а метод планирования и мотивация от достигнутого процента роста не стимулировал не только модернизацию производства и потребительских свойств товара, но и сдерживал рост эффективности всего народнохозяйственного комплекса. Поэтому необходимо было совершенствовать, прежде всего, систему планирования – как определяющую стадию принятия обоснованных управленческих решений. Переход к рыночным отношениям на первых этапах привел к отказу от планирования, что было ошибочно, так как рынок не может обеспечить развитие экономики в целом и каждого предприятия в отдельности без целенаправленных строго определяемых плановых действий, с помощью которых можно достичь сколько-нибудь заметный результат. Исходя из этого, необходимо выделить несколько тезисов:
- план и рынок – это не антиподы, а взаимодополняемые элементы по регулированию экономической системы, по целенаправленному управляющему воздействию на субъекты экономической или иной деятельности;
- при планировании учитываются законы рынка как объективно действующие условия и предпосылки саморазвития субъекта рынка;
- рынок рассматривается как система экономических отношений между субъектами рынка по поводу купли – продажи товаров и услуг, план же описывает эти отношения количественными и качественными параметрами с учетом их оптимизации;
- законы рынка носят объективный характер, а план – это субъективное вероятностное описание будущих событий и достижений, исходя из желаний (описываемых в виде целей и задач) и ресурсных возможностей предприятия, организации, государственных структур.
Планирование в рыночной экономике необходимо для всех сфер деятельности и субъектов рынка по ряду причин, основными из которых являются:
- высокий уровень неопределенности развития предприятий в рыночной быстро меняющейся среде, что необходимо предусматривать в управленческих действиях, просчитывать последствия управленческих решений и формировать условия стабильного и надежного поступательного развития предприятия с помощью планирования и последующей реализации намеченных планов;
- возможность с помощью планирования целенаправленно формировать конкурентные преимущества предприятия (организации) на основе учета рыночной ситуации и законов рынка, оптимизации использования ресурсного потенциала, а также результатов и затрат;
- применение инноваций во всех сферах хозяйственной деятельности предполагает их поиск, оценку, инвестирование и включение в хозяйственный оборот, что возможно наиболее эффективно и оптимально реализовать через систему планирования;
- формирование условий инвестиционной привлекательности предприятия для получения заемных средств с минимальными затратами на их обслуживание возможно на основе разработки оптимальных бизнес-планов, стратегии и тактики развития предприятия;
- упорядочение управленческих действий для достижения перспективных и текущих плановых показателей с помощью рациональной мотивации структурных преобразований и других управленческих решений;
- соотнесение перспективных целей и желаний с возможностями их достижения и выбор наиболее реального и эффективного пути развития на основе сочетания стратегических и текущих планов.
Эти предпосылки и объективная необходимость планирования выдвигают новые требования к методам, процессу обоснования планов и организации их выполнения. В соответствии с этим использование планирования в рыночной экономике предполагает поиск наиболее адекватных принципов, методов и технологий разработки плановых показателей.
1.2. Принципы планирования
При разработке плана руководствуются определенными принципами (основополагающими правилами), которые создают предпосылки для обоснованности и оптимальности плановых показателей в целях успешной, надежной и долговременной деятельности предприятий. В научной и учебной литературе достаточно много уделено внимания принципам планирования и их характеристикам. В данной работе на основе обобщения ряда литературных источников построена таблица 1, в которой приведены основные принципы и их содержание.
Таблица 1.
Основные принципы планирования
№ п/п | Принципы планирования | Содержание |
1. | Научный подход к обоснованию плановых показателей | При обосновании планов необходимо использовать современные методы планирования; учитывать законы рынка и их проявление в конкретной конкурентной среде; достижения науки и техники. План должен носить инновационный характер. |
2. | Непрерывность | Этот принцип реализуется путем: а) последовательной разработки новых планов по окончании действия планов предыдущих периодов; б) скользящего планирования – по истечении части планового периода составляется обновленный план, в котором увеличивается горизонт планирования, а на оставшийся период план может уточняться в свя-зи с появлением непредусмотренных ранее измене-ний внешней среды; в) преемственности планов различного временного горизонта: стратегический план конкретизируется в среднесрочных, а среднесрочные – в текущих. |
3. | Эластичность и гибкость | Приспособление первоначальных планов к изменя- ющимся условиям осуществляется путем: а) введения плановых резервов по основным показа-телям; б) применения эвентуального (на случай) планиро-вания для различных ситуаций и распределения данных; в) использования адаптационных оперативных планов для учета возникающих изменений внешней среды; г) использования альтернативных планов. |
4. | Единство и полнота | Достигается тремя основными способами: 1. Наличием общей (единой) экономической цели и взаимодействием всех структурных подразделений предприятия по горизонтальному и вертикальному уровням планирования. 2. Все сопряженные частные планы структурных единиц предприятия и сфер деятельности (произ-водства, сбыта, персонала, инвестирования и др.) во взаимосвязи должны составлять общий сводный план его социально-экономического развития. 3. Включения в план всех факторов, которые могут иметь значение для принятия эффективных решений. |
5. | Точность и детализация | 1. Любой план должен быть составлен с достаточно высокой степенью точности для достижения постав-ленной цели. 2. По мере перехода от оперативных краткосрочных к средне- и долгосрочным стратегическим планам точность и детализация планирования соответствен-но может уменьшаться вплоть до определения толь-ко основных целей и общих направлений развития предприятия. 3. Плановые задания должны иметь количествен-ную определенность и размерность. |
6. | Экономичность | 1. Расходы на планирование должны соизмеряться с получаемым от него выгодами. 2. Вклад планирования в эффективность определяет-ся улучшением качества принимаемых управленчес-ких решений. |
7. | Оптимальность | 1. На всех этапах планирования должен обеспечива-ться выбор наиболее эффективных вариантов разви-тия предприятия и его структур. 2. Выражается в максимизации прибыли и других результативных показателей предприятия и мини-мизации затратных, при прогнозируемых ограни-чениях. |
8. | Системность | Достигается тремя способами: а) детализацией планов «сверху-вниз»; б) укрупнением планов «снизу-вверх»; в) частичным делегированием полномочий по верти-кали управления. |
9. | Выделение ведущего звена | 1. Ресурсные ограничения предусматривают выделе-ние приоритетов в развитии и целевое, полное фина-нсирование выделенных приоритетов. 2. Дифференциация денежных потоков, исходя из приоритетных направлений развития. |
10. | Комплексность | Чем больше структурных единиц и уровней управле-ния предприятием, тем эффективнее в них разраба-тывать планы одновременно и во взаимосвязи. Система планов должна охватывать все структурные уровни предприятия и все виды хозяйственно-фина-нсовой или иной деятельности. |
Есть и другие принципы планирования. Например, по Файолю и Р.Акоффу, основными принципами планирования, которые формируют цели, задачи и функции планирования являются: единство, непрерывность, гибкость, точность, участие.[1] Здесь самостоятельное значение отводится принципу участия, т.е. привлечению сотрудников предприятия к выработке наиболее эффективных плановых решений. Некоторые авторы выделяют отдельно принцип сбалансированности и пропорциональности, сущность которого заключается в балансовой или методологической увязке потребности в ресурсах и возможностях их получения, а также в синхронизации развития отдельных видов деятельности и обновления ресурсов.
Каждый из принципов реализуется с помощью определенного механизма разработки планов, методов, логики обоснования плановых показателей. Например, наиболее эффективно принцип планирования – непрерывность, достигается через механизм контроллинга и адаптации плановых показателей и темпов развития к изменениям внешней среды; выделение ведущего звена наиболее полно реализуется с помощью комплексных целевых программ; комплексность при использовании бюджетирования по структурным единицам и видам деятельности.
Дифференциация принципов планирования зависит от вида плана, цели развития предприятия, а также от конкретных условий деятельности предприятия, к которым можно отнести:
- формы организации материальных потоков как внутри предприятия, так и во вне (покупки и продажи товаров и услуг);
- способы формирования денежных потоков с учетом принятой на предприятии учетной политики;
- динамика цен и ее влияние на объект планирования (все показатели плана приводятся в сопоставимый вид с учетом индекса изменения цен и коэффициента дисконтирования);
- характер конкурентной борьбы и доля предприятия на рынке (сегменте рынка);
- ресурсный потенциал предприятия и возможность привлечения дополнительных ресурсов.
В зависимости от условий деятельности, решаемых задач, а так же видов планов выделяют приоритетные принципы, которые формируют последовательность и обоснованность планов. Но при этом все принципы используются в комплексе и взаимодополняют друг друга, что обеспечивает обоснованное принятие решений по тому или иному плану.
Основополагающие принципы планирования тесно связаны между собой и в конечном счете ориентируют предприятия на всестороннее обоснование плановых показателей и достижение наилучших социально-экономических результатов. Они определяют содержание и ориентацию плановой работы на всех стадиях обоснования планов и их последовательной реализации.
1.3. Методы планирования
Метод планирования – это способ проведения плановых расчётов, порядок и алгоритм обоснования показателей плана.
Основными методами планирования на предприятиях сферы услуг являются:
1. Балансовый метод, в основе которого лежит принцип равенства направлений и объёмов использования ресурсов с источниками их поступления. Этот метод наиболее прост, доступен и нагляден, что позволяет широко его использовать в текущих и оперативных планах. Так, этим методом ведётся расчёт и взаимоувязка показателей планов в финансовом планировании предприятия (плана доходов и расходов, плана источников получения и направления использования инвестиционных ресурсов, плана денежных поступлений и выплат и других). Основным результатом использования этого метода является сбалансированность возможностей и потребностей в ресурсах по времени и объёму. При этом формируются условия действенного контроля за поступлением средств и их целевым использованием.
Балансовый метод применяется на всех стадиях разработки планов-прогнозов, программ. В связи с усилением роли прогнозов, усложнением межотраслевых связей он приобретает все большее значение, На практике этот метод реализуется путем разработки системы балансов, которая включает материальные, трудовые и финансовые балансы.
Баланс – это система показателей, в которой одна часть, характеризующая ресурсы по источникам поступления, равна другой части, характеризующей распределение (использование) по всем направлениям их расхода.
Материальные балансы различных видов продукции обыно разрабатываются в соответствующих физическим единицам измерения (в тоннах, метрах, штуках и т.п.). Но ряд балансов составляется в сводном виде в условно-науральном исчислении или в денежном выражении. К ним относятся продуктовый баланс, сводный баланс по расходным материалам и другие.
Балансы могут разрабатываться в укрупненной и специфицированной номенклатуре продукции. По количеству охватываемых ресурсов различаются однопродуктовые и многопродуктовые балансы. Первые составляются для одного продукта, последние охватывают несколько продуктов. В зависимости от единицы измерения разрабатываются балансы натуральные, стоимостные и натурально-стоимостные.
Для обеспечения соответствия планируемых финансовых ресурсов с потребностями в них разрабатываются финансовые балансы. В них находят отражение образование и распределение доходов предприятий, а так же денежных потоков, прибыли, инвестиций и другие.
Балансы рудовых ресурсов необходимы для выявления потребности в дополнительных кадрах, соответствующей квалификации их переподготовки, сокращении и предусматривают сопоставление планового штатного расписания с фактическим наличием кадров по должностям, квалификации и другим параметрам.
2. Нормативный метод планирования предполагает использование в плановых расчётах абсолютных и относительных норм и нормативов. Эти нормы могут быть заданы для предприятия извне (нормативы отчислений в бюджет и внебюджетные фонды, нормативы использования трудовых ресурсов, санитарные нормы и правила, нормативы эксплуатации оборудования и другие) или разработаны и утверждены на предприятии (нормы выработки работниками, нормативы распределения чистой прибыли по направлениям, нормативы численности работников и другие). Различают текущие нормативы, используемые для обоснования текущих и оперативных планов и фиксирующие достигнутый уровень рационального использования ресурсов или распределения доходов и прибыли; и целевые (стратегические), в которых отражается идеальное будущее состояние предприятия, региона, страны (эти целевые нормативы используются для обоснования долгосрочных планов). Нормативы могут быть абсолютные (нормативы численности работников по категориям, недельная норма рабочего времени и другие) и относительные (доля чистой прибыли, направляемой на выплату дивидендов, процент выплат в бюджет и внебюджетные фонды от показателей налогообложения).
Нормативы различают по степени их обязательности при проведении плановых расчетов:
- директивные, которые в обязательном порядке присутствуют в плановых расчётах;
- рекомендательные или ориентировочные, могут быть использованы для обоснования наиболее оптимальных путей развития.
Нормы и нормативы составляют часть всей экономической информации, характеризующей основные элементы производственного процесса, который предполагает взаимодействие труда человека, предметов и средств труда. В этой связи нормы и нормативы подразделяются на следующие группы:
· нормы затрат труда (нормы выработки, нормы времени - трудоемкость изделия, нормы обслуживания оборудования);
· нормы использования материальных ресурсов (нормы расхода сырья, основных и вспомогательных материалов, топлива, электроэнергии, нормы запасов сырья, топлива);
· нормы и нормативы использования основных производственных фондов (оборудования, транспортных средств) в натуральных показателях, а так же в стоимостных (выпуск продукции на 1 рубль основных производственных фондов).
Нормативный метод особенно актуален при разработке плана налоговых и других выплат, при расчете плановых показателей по труду и заработной плате, при обосновании инвестиционных проектов.
3. Метод экстраполяции (обоснование показателей «от достигнутого») предполагает определение будущего состояния предприятия на основе сложившихся в прошлом и настоящем темпов и пропорций. Этот метод предполагает перенос закономерностей и тенденций прошлого на будущее, что предопределяет использование этого метода при стабильном и предсказуемом изменении показателей в перспективе. Если предполагается, что темпы и пропорции достаточно устойчивы и их изменение в перспективе не предполагается, то речь идёт о формальной экстраполяции на основе трендовой модели[2] или средних темпов роста показателей. Если этот метод используется для формализации минимально допустимых или нежелательных тенденций, то речь идёт о прогнозной экстраполяции (прогнозные показатели, полученные этим методом, рассматриваются как предельно допустимые). Формализация изменения показателей на основе этого метода предполагает изучение статистических рядов в динамике (при этом ряд за прошлые годы должен быть не меньше периода, на который они экстраполируются), а также использование факторного анализа для определения степени зависимости одного показателя от других (рост прибыли в зависимости от роста выручки и т.д.)
При проведении расчетов на основе экстраполяции динамический ряд показателей приводится в сопоставимый вид с учетом коэффициента инфляции и структурных изменений, происходящих в предприятии (организации).
4. Метод технико-экономических расчётов предполагает проводить обоснование плановых показателей на основе утверждённого (принятого) алгоритма. Этот метод используется, если показатели имеют определённую стабильность во времени и формируют базовые условия функционирования предприятия. Например, этим методом ведётся расчёт условно-постоянных затрат при текущем планировании (на 1 год или квартал). В частности, расчёт размера арендной платы, коммунальных платежей, амортизационных отчислений и других затрат проводится на основе или договоров или схемы расчета. Этот метод может использоваться во взаимосвязи с нормативным (алгоритм расчёта с использованием утверждённых нормативов). Рассчитанные методом технико-экономических расчётов плановые показатели корректируются с учётом уровня инфляции в плановом периоде.
5. Программно-целевой метод используется при обосновании комплексных целевых программ, а также в стратегическом планировании. Этот метод предполагает структурирование цели до комплекса целевых показателей и нормативов, количественно описывающих идеальное (с учётом современного представления) состояние (развитие) объекта планирования в будущем. С помощью программно-целевого метода (комплексных целевых программ как результата использования этого метода) можно решать наиболее важные проблемы развития объекта планирования, если они не могут быть решены традиционными средствами планирования и управления.
Применение программно-целевого метода планирования вытекает из принципа ведущего звена в экономике. Особая значимость широкому распространению программно-целевого метода стала придаваться лишь в последнее время. Разработка программ по наиболее важным научно-техническим, экономическим, социальным, экологическим проблемам выделялась как одно из важнейших направлений совершенствования планирования.
Разработка программ с использованием программно-целевого метода осуществляется в определенной последовательности.