Взаимосвязь выручки, расходов и прибыли от продажи продукции (анализ безубыточности). Функции прибыли
Точка безубыточности (критический объем продаж или производства) – это объем продаж, при котором полученные доходы обеспечивают возмещение всех затрат, но не дают возможности получать прибыль. Иначе говоря, что это объем выпуска продукции, при котором прибыль равна нулю, либо, можно сказать, что это объем продаж, начиная с которого последующие продажи должны приносить прибыль. Для определения точки безубыточности на практике используют три метода:
- математический;
- графический;
- метод предельного дохода (валовой прибыли).
Точка безубыточности характеризуется следующими показателями:
1. Пороговый объем продажи = Постоянные расходы / (Цена – Средние переменные затраты на единицу продукции);
2. Порог рентабельности – это объем производства (реализации), при котором предприятие не несет ни прибыли, ни убытков. Это критический объем реализации в стоимостном выражении.
Порог рентабельности = Пороговый объем реализации x Цена
3. Запас финансовой прочности – это превышение реального производства над порогом рентабельности; это сумма, на которую предприятие может снизить выручку, не выходя при этом из зоны прибылей, получая при этом обязательно какую–то сумму прибыли от продажи продукции.
Запас финансовой прочности = Выручка от продажи – Порог рентабельности.
4. Маржа безопасности = Объем продажи – Пороговый объем продажи.
Показатели «запас финансовой прочности» и «маржа безопасности» оценивают финансовое состояние предприятия, что оказывает влияние на принятие управленческих решений. Если предприятие приближается к точке безубыточности, то возрастают постоянные затраты. Чем больше запас финансовой прочности, тем более устойчивым является предприятие.
На величину критического объема продажи (производства) и порога рентабельности оказывают влияние изменение суммы постоянных расходов, величина средних переменных затрат и уровень цен. Предприятие с малой долей постоянных доходов может произвести меньше продукции, чем предприятие с большей долей постоянных расходов, чтобы обеспечить безубыточность. Запас финансовой прочности выше, если доля постоянных затрат меньше.
Предельный доход – это разница между выручкой от продаж и переменными затратами на ее производство.
Передаточное отношение (сила воздействия операционного рычага) – это отношение предельного дохода к прибыли от реализации. Выражает взаимосвязь между переменными и постоянными затратами. Оно выше, чем больше постоянные затраты по отношению к переменным. При равном росте объема продажи более высокие темпы роста прибыли будут у тех предприятий, у которых большее значение показателя СВОР. Таким образом, можно сказать, что любое изменение выручки приводит к большему изменению прибыли.
Необходимо стремиться к положению, когда выручка превышает порог рентабельности, т.е. производить товаров больше их порогового значения, при этом будет происходить наращивание прибыли предприятия.
Функции прибыли.Прибыль как важнейшая категория рыночных отношений выполняет ряд функций.
Во-первых, прибыль является критерием и показателем эффективности деятельности предприятия. Сам факт получения прибыли свидетельствует об эффективной деятельности предприятия.
Во-вторых, прибыль выполняет стимулирующую функцию. Прибыль – это основной источник прироста собственного капитала, основа инвестиционной, дивидендной и социальной политики предприятия.
В-третьих, прибыль характеризует эффективность реализации любого инвестиционного решения на предприятии (например, внедрение прогрессивной технологии, разработка новой продукции, совершенствование организации производства, результативность маркетинговых исследований и т. п.).
В-четвертых, прибыль является источником формирования доходов бюджетов всех уровней. Она поступает в бюджеты в виде налогов, а также экономических санкций и используется на различные цели, определенные расходной частью бюджетов.
Планирование прибыли, факторы ее роста
Управление процессом формирования прибыли всегда начинается с планирования финансовых поступлений в расчетном периоде. Оно осуществляется финансовыми службами предприятия на основе анализа следующей информации:
- расчетных потребностей предприятия в финансовых ресурсах для обеспечения процесса расширенного воспроизводства как суммы затрат по всем направлениям деятельности;
- практически имеющейся загрузки производственных мощностей как суммы выручки по уже сформированному портфелю заказов;
- результатов маркетинговых исследований, позволяющих прогнозировать поступление новых заказов в течение планового периода.
При планировании процесса формирования прибыли предприятия необходимо особое внимание уделить следующим моментам:
1. в современных условиях хозяйственной деятельности исключительно высока вероятность уменьшения фактической выручки от продаж, вследствие сокращения производственной нагрузки в сравнении с плановой величиной. Это определяет актуальность планирования дополнительных (резервных) источников финансовых ресурсов, прежде всего, прочих поступлений;
2. для существенного расширения финансовых возможностей предприятия необходима корректная (то есть не противоречивая действующему фискальному законодательству) минимизация планируемых платежей по налогу на прибыль и другим налогам.
Планирование прибыли – это составная часть финансового планирования. Объектом планирования являются элементы прибыли, в первую очередь, прибыль от продажи продукции. Основой расчетов прибыли является планируемый объем продаж (планируемая выручка), в соответствии с которым определяется производственная программа и полная себестоимость реализуемой продукции. Объем выручки и полная себестоимость реализуемой продукции рассчитываются с учетом переходящих остатков готовой продукции на начало и конец планируемого периода по формуле:
Рпр. = Он + Тпр. – Ок,
где: Рпр. – объем реализованной продукции, исчисленный в двух оценках: по ценам продаж и по полной себестоимости;
Он и Ок – соответственно остатки готовой продукции на складе на начало и конец планируемого периода, также исчисленные в двух оценках;
Тпр. – объем товарной продукции, исчисленный по ценам продаж и полной себестоимости.
После того, как объем реализованной продукции будет рассчитан в двух оценках – по ценам продаж и полной себестоимости, определяется прибыль (убыток) как разница объемов продажи в двух оценках.
К существенным недостаткам данного метода планирования прибыли следует отнести следующее:
- не учитывается уменьшение полной себестоимости продукции за счет экономии удельных постоянных расходов при увеличении объемов производства;
- не учитывается в расчете прибыли действие фактора отнесения затрат на производство к фактическому периоду их осуществления.
К методам планирования прибыли, позволяющим устранить указанные недостатки, относится метод воздействия операционного рычага и метод определения запаса финансовой прочности.
Факторы роста прибыли.В процессе планирования прибыли важно определить, за счет каких факторов она растет или снижается. Поскольку прибыль исчисляется как разность между ценой и себестоимостью продукции, то очевидно, что на размер прибыли оказывают влияние изменение цен, себестоимости, обновление ассортимента и номенклатуры выпускаемой продукции.
Подчеркивая возможность использования фактора ценообразования на рост прибыли в современных условиях, следует отметить, что замедление инфляционных процессов, насыщение рынка товарами, развитие конкуренции значительно ограничивают возможности производителей повышать цены и получать прибыль посредством этого фактора.
В результате актуальным становится фактор снижения затрат.
В практике предпринимательской деятельности применяются различные способы снижения себестоимости. Конечно, используются такие традиционные приемы, как экономия топливно–сырьевых ресурсов, материальных и трудовых затрат, сокращение административных, коммерческих расходов и т. п.
В современном рыночном хозяйстве большое внимание уделяется новым методам управления затратами, таким как управленческий учет. С его помощью осуществляется контроль за издержками предприятия. Особенно эффективен учет по центрам ответственности.
Эта форма управления затратами позволяет рационализировать структуру расходов, оперативно реагировать на отклонения от запланированной величины издержек и передать часть функций по принятию решений на уровень линейных управляющих. Они несут ответственность за фактическую величину расходов и выполнение запланированных показателей.
К числу факторов роста прибыли следует отнести также обновление ассортимента и номенклатуры выпускаемой продукции. Любая продукция проходит определенные стадии жизненного цикла: стадию разработки, производства, пробных продаж, серийного выпуска, результатом которого является насыщение рынка, стадию спада продаж. Даже если в настоящее время продукция предприятия пользуется достаточным спросом, по истечении времени она морально устареет и будет вытеснена более совершенной.
Для сохранения уровня прибыли на предприятии важно определить момент начала проектирования и запуска в производство новой продукции.
Повышение качества продукции, дизайна, технические усовершенствования и другие приемы поддержания спроса также требуют времени и дополнительных затрат, поэтому должны планироваться задолго до стадии спада продаж.