Обоснование целесообразности инвестиционного проекта судоходной компании
При анализе инвестиционной политики компании во внимание должны приниматься следующие аспекты:
1. структура наличного флота компании и возможности его использования;
2. проектное значение доходов, расходов и потока денежных средств компании;
3. оценка качества управленческой деятельности и способности принимать эффективные решения в условиях изменяющейся структуры тоннажа.
Анализ эффективности долгосрочных капиталовложений особенно сложен, так как связан со значительными периодами времени и требует обстоятельной оценки будущих вероятностных условий, которые необходимы для получения прибыли, оправдывающей предполагаемые инвестиционные затраты. Сущность его сводится к определению целесообразности того или иного инвестиционного проекта с позиций соизмерения единовременных и предстоящих расходов компании с перспективой получения доходов. Анализ инвестиционных проектов в судоходстве представляет собой комплексный процесс, в котором применяются определенные аналитические методы. Следует отметить, что каждый из методов позволяет сделать оценку проекта с определенных позиций и лишь их комплексное использование может привести к обоснованному выводу о принятии или непринятии определенного решения.
Одним из ведущих показателей, оценивающих результаты работы судна и, как следствие, результаты управленческой деятельности компании, в финансовом аспекте является широко применяемый в зарубежной практике показатель потока денежных средств. Для анализа эффективности капитальных вложений наиболее часто используют метод "чистой современной стоимости", базирующийся на дисконтных вычислений по приведению, связанных с реализацией проекта доходов и расходов к некоторому моменту времени, как правило - к началу осуществления проекта.
При использовании метода "чистой современной стоимости" сначала рассчитываем современную стоимость ожидаемых в перспективе значений CF:
, (2.1)
где CFi - поток денежных средств при эксплуатации судна в течение года i,
Т - период эксплуатации судна, приобретаемого в соответствие с анализируемым инвестиционным проектом.
р - процентная ставка кредита.
Поток денежных средств является разностью между доходами и расходами проекта, включая расходы по кредиту
CFi = Fр – Rр – Rk, (2.2)
где Fр - доходы судна за год;
Rр - расходы при эксплуатации судна за год;
Rk - расходы по кредиту за i-й год.
Прибыль судна за год определяется по формуле:
F = f * Qр, (2.3)
где f - ставка за перевозку одной тонны груза на рассматриваемом направлении;
Qр - количество груза, перевезенного судном за год на рассматриваемом направлении.
Количество перевозимого груза судном за год определяется по формуле:
Qр = q * Np, (2.4)
где q - загрузка судна в рейсе на рассматриваемом направлении;
Np - количество рейсов за год.
Количество рейсов за год определяется по формуле:
, (2.5)
где Тэ - эксплуатационный период судна (365 дней);
Тх и Тст - ходовое и стояночное время рейса на рассматриваемом направлении, соответственно.
Затраты при эксплуатации судна за i-й год рассчитывается по формуле:
Rр = Rpейс * Np, (2.6)
где Rрейс - затраты судна за рейс:
Rpейс = rх * Tх + rст * Tст, (2.7)
где rх и rст - нормативные значения суточных затрат на ходу и на стоянке,соответственно.
Ø Рассчитаем для направления Украина - Франция прибыль и затраты при эксплуатации судна 2009 г. постройки за 1 год:
Тх = = 15,5 сут,
где 19 и 20 – скорости судна в грузу и в балласте, соответственно, узлы;
3393 – расстояние между портами, мили;
16 и 33 – расстояния участков с ограниченной скоростью (пролив Босфор и Дарданеллы, соответственно);
10 – скорость прохождения участка с ограниченной скоростью, узлы;
Тст = = 11 сут,
где 1000 – валовые нормы обработки судов портами за сутки, т/сут;
5500 – загрузка судна в рейсе на рассмотренном направлении, т.
Тр = 15,5+11= 25,5 сут
Np = 365/25,5 = 14,3=15 рейсов;
где 365 – эксплуатационный период работы судна, сут;
Rpейс = 1800*15,5 + 1250*11 = 41650 долл.;
где 1650, 1250 – нормативные значения суточных расходов на ходу и на стоянке, соответственно, долл./сут.
Rр = 41650*15 = 624750 долл.;
Qр = 5500*15 = 82500 т;
Fр = 82500*15,5 = 1278750 долл.
Данные расчеты по обоим направлениям сведены в табл. 2.1.
Таблица 2.1.
Эксплуатационные показатели по вариантам проекта
Судно | Схема | Tх | Тст | Тр | Nр | Rрейс | Rр | Qр | Fр |
15,5 | 25,5 | ||||||||
27,3 | 36,3 | ||||||||
8,3 | 27,3 | 35,6 |
Расходы по кредиту за i-й год определяются по формуле:
Rкрi = R%i + Rвi, (2.8)
где R%i - затраты за использования кредита за i-й год;
Rвi - затраты по погашению кредита за i-й год.
R%i = Iкрoi * p, (2.9)
где Iкрoi - остаток кредитных сумм на момент окончания i-го года.
Для условия возвращения кредита равными долями:
Rвi = , (2.10)
где Iкрo - общий объем кредитных сумм на момент начала инвестиционного проекта;
Т - период пользования кредитом.
Ø Рассчитаем затраты по погашению кредита за 1-й год для судна 2014 года в течении 15 лет эксплуатации без последующей продажи. Для условия возвращения кредита равными долями:
Общий объем кредитных сумм на момент начала инвестиционного проекта:
Согласно источникуWeekly Shipping Market Reports стоимость нового судна балкера размера «Хэндисайз», к которому относится наше судно, составляет 23 млн.долл.США
= 0,8*18000 = 14400 тыс. долл.
Затраты по погашению кредита за 1-й год:
= 14400/15 = 960тыс. долл.;
Рассчитаем затраты за использование кредита за 1-й год:
тыс. долл.;
Расходы по кредиту за 1-й год:
тыс. долл;
Поток денежных средств является разностью между доходами и расходами проекта, включая расходы по кредиту. Для первого года:
CF1= 5698-1311,75-2544= 1842,25 тыс. долл;
Современная стоимость ожидаемых в перспективе значений CF:
тыс. долл.
Ø На следующем этапе рассчитывается собственное значение чистой современной стоимости:
o для проектных вариантов без условия будущей продажи судна после его эксплуатации на протяжении Т лет:
NPV = (2.11)
где - объем инвестиций за счет собственных средств судовладельца, дол.
Пример расчета показателя для варианта эксплуатации судна 2014 года постройки при эксплуатации 15 лет приведен ниже:
NPV = 17141- 3600 = 13541 тыс. долл.
o для проектных вариантов при условии будущей продажи судна после его эксплуатации на протяжении Т лет:
NPV = (2.12)
где PV(Iпр) – текущее значение прогнозированной стоимости продажи судна после его эксплуатации на протяжении Т лет:
(2.13)
где Iпр для судна эксплуатируемого 10 лет и 5 лет соответственно равно:
Iпр=1/3*С
Iпр=2/3*C
где С – первоначальная стоимость судна.
Пример расчета NPV для судна 2014 эксплуатируемого 10 лет с последующей продажей приведен ниже:
Iпр= (1/3)*18000 = 6000 тыс. долл.
2113,11тыс. долл.
NPV= 11431,6+ 2113,11– 3600 = 9944,75 тыс. долл.
Далее приведём табличные расчёты показателя NPV для всех вариантов инвестиций и эксплуатации (таблицы 2.2 – 2.8).
Судно-новострой №1 15 лет без продажи | |||||||||
Годы | Собственные средства, тыс. дол. | Кредит, тыс. дол. | Расходы по использованию кредита, тыс. дол. | Расходы по возврату кредита, тыс. дол. | Расходы по кредиту, тыс. дол. | Расходы по эксплуатации за год, тыс. дол. | Доходы (фрахт) за год, тыс. дол. | CFi , тыс. дол. | PV(CFi), тыс. дол. |
1311,75 | 1842,25 | 1659,685 | |||||||
1478,4 | 2438,4 | 1311,75 | 1947,85 | 1580,919 | |||||
1372,8 | 2332,8 | 1311,75 | 2053,45 | 1501,465 | |||||
1267,2 | 2227,2 | 1311,75 | 2159,05 | 1422,233 | |||||
1161,6 | 2121,6 | 1311,75 | 2264,65 | 1343,96 | |||||
1311,75 | 2370,25 | 1267,232 | |||||||
950,4 | 1910,4 | 1311,75 | 2475,85 | 1192,514 | |||||
844,8 | 1804,8 | 1311,75 | 2581,45 | 1120,16 | |||||
739,2 | 1699,2 | 1311,75 | 2687,05 | 1050,434 | |||||
633,6 | 1593,6 | 1311,75 | 2792,65 | 983,528 | |||||
1311,75 | 2898,25 | 919,5664 | |||||||
422,4 | 1382,4 | 1311,75 | 3003,85 | 858,623 | |||||
316,8 | 1276,8 | 1311,75 | 3109,45 | 800,7277 | |||||
211,2 | 1171,2 | 1311,75 | 3215,05 | 745,875 | |||||
105,6 | 1065,6 | 1311,75 | 3320,65 | 694,0303 | |||||
Итого | 19676,3 | 38721,8 | |||||||
Iпр | |||||||||
NPV,тыс.дол. |
Cудно новострой, эксплуатация 10 лет с продажей (смешанное финансирование) | |||||||||
Процент - 11 % | |||||||||
Годы | Собственные средства, тыс. дол. | Кредит, тыс. дол. | Расходы по использованию кредита, тыс. дол. | Расходы по возврату кредита, тыс. дол. | Расходы по кредиту, тыс. дол. | Расходы по эксплуатации за год, тыс. дол. | Доходы (фрахт) за год, тыс. дол. | CFi , тыс. дол. | PV(CFi), тыс. дол. |
1311,75 | 1362,25 | 1227,252 | |||||||
1425,6 | 2865,6 | 1311,75 | 1520,65 | 1234,194 | |||||
1267,2 | 2707,2 | 1311,75 | 1679,05 | 1227,707 | |||||
1108,8 | 2548,8 | 1311,75 | 1837,45 | 1210,385 | |||||
950,4 | 2390,4 | 1311,75 | 1995,85 | 1184,44 | |||||
1311,75 | 2154,25 | 1151,75 | |||||||
633,6 | 2073,6 | 1311,75 | 2312,65 | 1113,907 | |||||
475,2 | 1915,2 | 1311,75 | 2471,05 | 1072,254 | |||||
316,8 | 1756,8 | 1311,75 | 2629,45 | 1027,917 | |||||
158,4 | 1598,4 | 1311,75 | 2787,85 | 981,8375 | |||||
Итого | 13117,5 | 20750,5 | 11431,6 | ||||||
PV(Iпр) | 2113,11 | ||||||||
NPV,тыс.дол. | 9944,75 |
Судно новострой, эксплуатация 5 лет с продажей (смешанное финансирование) | |||||||||
Процент - 11 % | |||||||||
Годы | Собственные средства, тыс. дол. | Кредит, тыс. дол. | Расходы по использованию кредита, тыс. дол. | Расходы по возврату кредита, тыс. дол. | Расходы по кредиту, тыс. дол. | Расходы по эксплуатации за год, тыс. дол. | Доходы (фрахт) за год, тыс. дол. | CFi , тыс. дол. | PV(CFi), тыс. дол. |
1311,75 | -77,75 | -70,045 | |||||||
1267,2 | 4147,2 | 1311,75 | 239,05 | 194,0183 | |||||
950,4 | 3830,4 | 1311,75 | 555,85 | 406,4327 | |||||
633,6 | 3513,6 | 1311,75 | 872,65 | 574,8416 | |||||
316,8 | 3196,8 | 1311,75 | 1189,45 | 705,8807 | |||||
Итого | 6558,75 | 2779,25 | 1811,13 | ||||||
PV(Iпр) | 7121,42 | ||||||||
NPV,тыс.дол. | 5332,54 |
Cудно 5 лет, эксплуатация 10 лет (смешанное финансирование) | |||||||||
Процент - 11 % | |||||||||
Годы | Собственные средства, тыс. дол. | Кредит, тыс. дол. | Расходы по использованию кредита, тыс. дол. | Расходы по возврату кредита, тыс. дол. | Расходы по кредиту, тыс. дол. | Расходы по эксплуатации за год, тыс. дол. | Доходы (фрахт) за год, тыс. дол. | CFi , тыс. дол. | PV(CFi), тыс. дол. |
624,75 | 1278,75 | -690 | -621,622 | ||||||
633,6 | 1273,6 | 624,75 | 1278,75 | -619,6 | -502,881 | ||||
563,2 | 1203,2 | 624,75 | 1278,75 | -549,2 | -401,57 | ||||
492,8 | 1132,8 | 624,75 | 1278,75 | -478,8 | -315,4 | ||||
422,4 | 1062,4 | 624,75 | 1278,75 | -408,4 | -242,366 | ||||
624,75 | 1278,75 | -338 | -180,709 | ||||||
281,6 | 921,6 | 624,75 | 1278,75 | -267,6 | -128,892 | ||||
211,2 | 851,2 | 624,75 | 1278,75 | -197,2 | -85,5703 | ||||
140,8 | 780,8 | 624,75 | 1278,75 | -126,8 | -49,5693 | ||||
70,4 | 710,4 | 624,75 | 1278,75 | -56,4 | -19,8632 | ||||
Итого | 6247,5 | 12787,5 | -3732 | -2548,4 | |||||
Iпр | |||||||||
NPV,тыс.дол. | -4148,4 |
Судно 5 лет, эксплуатация 5 лет с продажей (смешанное финансирование) | |||||||||
Процент - 11 % | |||||||||
Годы | Собственные средства, тыс. дол. | Кредит, тыс. дол. | Расходы по использованию кредита, тыс. дол. | Расходы по возврату кредита, тыс. дол. | Расходы по кредиту, тыс. дол. | Расходы по эксплуатации за год, тыс. дол. | Доходы (фрахт) за год, тыс. дол. | CFi , тыс. дол. | PV(CFi), тыс. дол. |
624,75 | 1278,75 | -1330 | -1198,2 | ||||||
563,2 | 1843,2 | 624,75 | 1278,75 | -1189,2 | -965,181 | ||||
422,4 | 1702,4 | 624,75 | 1278,75 | -1048,4 | -766,581 | ||||
281,6 | 1561,6 | 624,75 | 1278,75 | -907,6 | -597,864 | ||||
140,8 | 1420,8 | 624,75 | 1278,75 | -766,8 | -455,058 | ||||
Итого | 3123,75 | 6393,75 | -5242 | -3982,9 | |||||
Iпр | 3165,07 | ||||||||
NPV,тыс.дол. | -2417,8 |
Судно 10 лет, эксплуатация 5 лет (смешанное финансирование) | |||||||||
Процент - 11 % | |||||||||
Годы | Собственные средства, тыс. дол. | Кредит, тыс. дол. | Расходы по использованию кредита, тыс. дол. | Расходы по возврату кредита, тыс. дол. | Расходы по кредиту, тыс. дол. | Расходы по эксплуатации за год, тыс. дол. | Доходы (фрахт) за год, тыс. дол. | CFi , тыс. дол. | PV(CFi), тыс. дол. |
2111,712 | |||||||||
457,6 | 1497,6 | 2458,4 | 1995,293 | ||||||
343,2 | 1383,2 | 2572,8 | 1881,209 | ||||||
228,8 | 1268,8 | 2687,2 | 1770,142 | ||||||
114,4 | 1154,4 | 2801,6 | 1662,613 | ||||||
Итого | |||||||||
Iпр | |||||||||
NPV,тыс.дол. |
Судно 10 лет, эксплуатация 5 лет (финансирование за свой счет) | |||||||||
Процент - 11 % | |||||||||
Годы | Собственные средства, тыс. дол. | Кредит, тыс. дол. | Расходы по использованию кредита, тыс. дол. | Расходы по возврату кредита, тыс. дол. | Расходы по кредиту, тыс. дол. | Расходы по эксплуатации за год, тыс. дол. | Доходы (фрахт) за год, тыс. дол. | CFi , тыс. дол. | PV(CFi), тыс. дол. |
3563,964 | |||||||||
3210,778 | |||||||||
2892,593 | |||||||||
2605,94 | |||||||||
2347,693 | |||||||||
Итого | |||||||||
Iпр | |||||||||
NPV,тыс.дол. |
Поскольку анализируемые варианты имеют разную продолжительность, необходимо привести их к единому интервалу времени, сделав правомерным сравнение по показателю NPV. Для этого воспользуемся методом эквивалентного аннуитета.
Последовательность метода:
1. Для каждого проекта находим соответствующий ему эквивалентный аннуитет CFк, т.е денежный поток, в котором денежные поступления в каждом периоде одинаковые по значению (CFк =const) по формуле:
CFк = ; (2.14)
где Сpv – удельный коэффициент;
Сpv = . (2.15)
2. На этом этапе рассчитываем показатель NPV’:
NPV’= (2.16)
Приведем пример расчета показателя NPV’ для судна 2014 года постройки при эксплуатации его 15 лет:
Сpv = = 7,19;
CFк = = 1883,3 тыс. долл.;
NPV’ = = 17120,9 тыс. долл.
Результаты расчетов по остальным вариантам сводятся в таблицу 2.9.
Таблица 2.9. Сводная таблица значений показателя NPV’ для заданного грузопотока, тыс. долл.
Характеристика судна | Вариант проекта | Истинное значение NPV, тыс.дол. | Значение показателя NPV' по направлениям | |
Судно-новострой, DW 30000 т | Эксплуатация 15 лет (смешанное финансирование) | 17120,9 | ||
Судно-новострой, DW 30000 т | Эксплуатация 10 лет с продажей (смешанное финансирование) | 9944,75 | ||
Судно-новострой, DW 30000 т | Эксплуатация 5 лет с продажей (смешанное финансирование) | 5332,54 | - | 13354,7 |
Судно возрастом 5 лет, DW 6200 т | Эксплуатация 10 лет (смешанное финансирование) | -4148,4 | -6348,9 | - |
Судно возрастом 5 лет, DW 6200 т | Эксплуатация 5 лет с продажей (смешанное финансирование) | -2417,8 | -6055,1 | - |
Судно возрастом 10 лет, DW 29500 т | Эксплуатация 5 лет (смешанное финансирование) | - | ||
Судно возрастом 10 лет, DW 29500 т | Эксплуатация 5 лет (финансирование за счет собственных средств) | - |
Вывод: максимальное значение показателя NPV’ (17120,9 тыс. долл.) соответствует следующему варианту проекта: приобретение судна-новостроя дедвейтом 30000 т, эксплуатация 15 лет без продажи на схеме 2 Украина(Одесса)– Италия (Трапани),смешанное финансирование.
Для комплексной оценки эффективности лучшего варианта проектного решения, найденного по показателю NPV’, рассчитывается показатель внутренней нормы прибыльности (IRR, Internal Rate Of Return). Для установления значения IRR необходимо найти такую ставку дисконтирования, при которой чистая современная стоимость проекта (NPV) за расчетный период равнялась бы нулю.
Расчет IRR - итеративный процесс, для реализации которого можно использовать следующий алгоритм:
1. Проводиться расчет NPV, с использованием предварительно оговоренного значения p. Поскольку в большинстве судоходных компаний прирост прибыли на капитал составляет 10-15%, внутренняя норма прибыльности должна быть не меньше 10%. Для лучшего варианта проекта p=10% - это и будет обоснованное стартовое значение для начала расчетов. Необходимо найти максимально близкие друг другу положительное и отрицательное значения показателя NPV.
2. В случае, если NPV > 0, следует увеличить p и снова повторить процедуру. В случае, если NPV < 0, - значение p следует уменьшить. Искомое значение IRR даст расчетное значение чистой современной стоимости равное нулю.
Расчетная формула для приведенного выше алгоритма имеет следующий вид:
(2.17)
где p1 – значение коэффициента дисконтирования при NPV (p1) > 0,
p2 – значение коэффициента дисконтирования при NPV (p2) < 0.
Анализ проекта на основе установленного значения IRR сводится к сравнению его с размером процентной ставки p, по которой есть возможность получения банковского кредита. В случае если IRR = p, проект нельзя отнести ни к прибыльному, ни к убыточному (будущая прибыль от реализации проекта может быть использована лишь для полного покрытия единовременных и будущих затрат). Если IRR > p, проект следует признать прибыльным, а если IRR < p - убыточным.
Эффективность проекта тем выше, чем больше превышение внутренней нормы прибыльности над процентной ставкой.
Таблица 2.10. Изменение значений NPV в зависимости от р
11% | 1433,24 |
12% | 1285,03 |
13% | 1143,42 |
15% | 878,56 |
17% | 636,03 |
19% | 413,49 |
21% | 208,91 |
23% | 20,48 |
24% | -68,17 |
IRR | 23,23 |
> 11% - проект прибыльный.
Значение IRR определяется по графику зависимости NPV от p, как точка пересечения кривой с осью значений p, график – на рис.2.1.
Рис. 2.1.
вывод: таким образом, в результате выполнения данного раздела проведено обоснование принятия одного варианта инвестиционного проекта из нескольких предполагаемых вначале. Лучшим проектом признан проект приобретения судна возрастом 5 лет и дедвейтом 6000 т, эксплуатация 5 лет с продажей на схеме 1 (Египет (Александрия)– Украина (Ильичевск)) (рыба – 5100 т при f=18 долл./т), смешанное финансирование.
При этом чистая современная стоимость проекта (NPV) – 1433,24 тыс.долл. > 0; внутренняя норма прибыльности проекта (IRR) – 23,23 % > 11% (процентная ставка по кредиту).
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВОЗМОЖНЫХ ВАРИАНТОВ ЭКСПЛУАТАЦИИ СУДНА В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СОСТОЯНИЯ МИРОВОГО РЫНКА
При смешанном финансировании затраты, понесенные судовладельцем за период инвестиционного проекта, складываются из затрат по кредиту и затрат по содержанию судна.
Размер суточной прибыли должен быть по крайней мере не меньше суточных затрат критической ставки бербоут-чартера и тайм-чартера для данного судна. Величина бербоут-чартера показывает ту минимальную прибыль, которую должен получить судовладелец, при условиях отфрахтования судна в бербоут-чартер, для полного покрытия своих затрат при данной форме фрахтования. Критическая ставка тайм-чартера обозначает минимальную прибыль судовладельца для покрытия своих затрат относительно данной формы финансирования. Отфрахтование судна в тайм-чартер предполагает, что постоянные затраты по удержанию судна оплачивает судовладелец.
Критическая ставка бербоут-чартера рассчитывается по формуле:
, (3.1)
где CPV – удельный коэффициент для расчета суммарного значения современной стоимости денежных средств, рассчитываемый по формуле:
(3.2)
Для лучшего проектного решения (приобретение судна возрастом 5 лет и дедвейтом 6000 т, эксплуатация 5 лет с продажей на схеме 1 (Египет (Александрия)– Украина (Ильичевск)) (рыба – 5100 т при f=18 долл./т), смешанное финансирование.
Величина удельного коэффициента составит:
Тогда величина критической ставки бербоут-чартера равна:
fб-чкр= (700+3724-1384,72 ) / 3,7 = 822,3 тыс. долл./год (смешанное финансирование);
Величина критической ставки бербоут-чартера выражает ту минимальную прибыль, которую должен иметь ежегодно судовладелец, при условии отфрахтования судна в бербоут-чартер, для полного покрытия своих затрат при данной форме отфрахтования.
Критическая ставка тайм-чартера рассчитывается по формуле:
, (3.3)
где rпост – норматив постоянных суточных расходов.
fт-чкр=((700+3724-1384,72 ) / 3,7 * 365) + 1,4 = 3,65 тыс. долл./сут. (смешанное финансирование);
Величина критической ставки тайм-чартера выражает минимальную прибыль судовладельца для покрытия своих затрат в соответствии с указанной формой отфрахтования. Именно отфрахтование в тайм-чартер предполагает, что постоянные затраты по эксплуатации судна оплачивает судовладелец.
Значения тайм-чартерных ставок в зависимости от тоннажной группы, специализации судна и направлений перевозок известны для текущего состояния рынка. Предположив наличие двух альтернативных направлений перевозок 3 и 4, значения тайм-чартерных ставок на которых соответственно на 10% превышают и уменьшают найденное , определим критическое значение прогнозируемой стоимости судна после его эксплуатации на протяжении Т лет на этих направлениях:
, (3.4)
Таким образом, минимально допустимая для судовладельца цена судна при его продаже на рынке после Т лет эксплуатации на этих направлениях в современном эквиваленте составит:
. (3.5)
Приведем пример расчета выше указанных показателей для направления 3 (+10%):
тыс. долл. /сут.
тыс. долл.
тыс. долл.
Результаты расчетов по формулам 3.4 - 3.5 сводим в таблицу 3.1.
Таблица 3.1. Основные показатели альтернативных вариантов эксплуатации судна
Наименование показателя | Условное обозначение | Единица измере-ния | Альтернативные варианты | |
3(+10%) | 4 (-10%) | |||
Критическая ставка тайм-чартера | Тыс. долл. / сут | 4,02 | 3,29 | |
Минимально допустимая цена продажи судна в современном эквиваленте | PV (Iкр) | Тыс. долл. | 896,36 | 1881,13 |
Критическое значение прогнозируемой стоимости продажи судна после его эксплуатации на протяжении Т лет | FV (Iкр) | Тыс. долл. | 1443,59 | 3029,58 |
Проанализируем полученные значения по направлениям:
На направлениях 3 и 4 минимально допустимая цена продажи судна в современном эквиваленте составит 896,36 тыс. долл. и 1881,13 тыс. дол. соответственно. При этом критическое значение прогнозируемой стоимости продажи судна после его эксплуатации на таких направлениях составляет 1443,59 тыс. долл. и 3029,58 тыс. дол. Из них выгоднее то, которое обслуживает 3 вариант (на нем – благоприятная конъюнктура фрахтового рынка).
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
В результате выполнения курсового проекта судовладельцу предоставляется многовариантный анализ возможных проектных решений с использованием современного инструментария проектного менеджмента, а также обосновываются возможные варианты оперирования приобретённым тоннажем в различных эксплуатационных условиях.
Определение наилучшего варианта осуществлялось с использованием метода «чистой современной стоимости» (Net Present Value), который базируется на дисконтных расчетах прибылей и расходов, приведенных к началу осуществления проекта.
Поскольку анализируемые варианты имеют разную продолжительность, необходимо было устранить их временную несопоставимость, тем самым, сделав правомерным сравнение по показателю . Это было сделано с использованием метода эквивалентного аннуитета.
Анализ полученных данных показал, что максимальное значение соответствует варианту: покупка судна постройки 2009 года с последующей эксплуатацией на схеме 1 (Египет-Украина) в течение 5 лет и продажей (форма финансирования – смешанная). Для этого проекта тыс.$.
Для анализа уровня эффективности наилучшего проекта использовали показатель внутренней нормы прибыльности IRR. IRR = 23,23 %. Так как IRR > p, следовательно проект считается прибыльным.
Поскольку ситуация на фрахтовом рынке постоянно меняется, в целях анализа реакции проекта на изменения ставок, были рассчитаны критические ставки бербоут- и тайм-чартера, которые составили 822,3 тыс. дол/год и 3,65 тыс. дол/сут. соответственно.
Таким образом, проведенный анализ является всесторонним и позволяет дать рекомендации о принятии данного проекта, так как по всем проведенным расчетам, он является прибыльным.
Кроме того, в курсовом проекте проанализированы возможные варианты эксплуатации судна в зависимости от состояния мирового фрахтового рынка
На направлении «3» наблюдается благоприятная конъюнктура фрахтового рынка, значения PV и FV имеют относительно невысокие положительные значения. На направлении «4» – неблагоприятная конъюнктура рынка, так как значения PV и FV имеют слишком большое значение, поэтому продажа по этим ценам нереальна.