Расчет рисков, присущих предприятию ООО «Истрапродукт»
Категория, вид и наименование риска | Балл риска | ||||||||||
А | Б | ||||||||||
Несистематический риск | |||||||||||
Диверсификация деятельности | |||||||||||
Доля на рынке | |||||||||||
Качество управления | |||||||||||
Систематический риск | |||||||||||
Уровень инфляции | |||||||||||
Процентные ставки | |||||||||||
Экономический рост | |||||||||||
Обменные курсы | |||||||||||
Криминогенные факторы | |||||||||||
Изменение государственной политики | |||||||||||
Барьеры вступления в отрасль | |||||||||||
Количество наблюдений | |||||||||||
Взвешенный итог | |||||||||||
Сумма | |||||||||||
Количество факторов | |||||||||||
Средневзвешенное значение | 6,8 | ||||||||||
Так как оптимальный размер предприятия должен составлять 100 млн. долл., а размер ООО «Истрапродукт» менее данной суммы, определим рисковую надбавку за размер предприятия. Максимальная величина данного риска – 5% [12].
Рисковая надбавка за размер ООО «Истрапродукт» принята на уровне 1,71% [5% × (165,76 / 100) ].
Расчет риска финансовой структуры представлен в табл. 2.5.
Таблица 2.5
Риск финансовой структуры ООО «Истрапродукт» [12]
Показатель | Фактическое значение | Нормативное значение | Риск, % |
А | |||
Коэффициент текущей ликвидности | 4,25 | ||
Коэффициент абсолютной ликвидности | 1,41 | 0,2–0,7 | |
Коэффициент финансовой независимости | 0,42 | 0,6 | 1,50 |
Отношение кредиторской задолженности к дебиторской | 0,056 | 4,72 | |
Среднее значение риска | 1,556 |
Если фактическое значение риска превышает нормативное значение, риск для компании отсутствует. Если меньше – риск нужно учитывать. По всем рискам максимальное значение также принимается на уровне 5%. Риск финансовой структуры ООО «Истрапродукт» равен 1,56%.
Расчетная ставка дисконтирования для предприятия составляет:
r = 6,8 + 10,5 + 1,56 + 1,71 = 20,57%.
Согласно расчетной дисконтной ставке были определены текущая стоимость денежных потоков и коэффициент текущей стоимости.
Сумма текущих денежных потоков в прогнозном периоде составила 312,890 млн. руб. Предварительная стоимость бизнеса включает текущую стоимость денежных потоков на протяжении прогнозного периода и текущее значение стоимости в постпрогнозный период.
Расчет стоимости в постпрогнозный период основан на предположении, что бизнес может приносить доход и после прогнозного периода. Ожидается, что после прогнозного периода доход бизнеса стабилизируется, и в остаточный период будет стабильный долгосрочный темпы роста или равномерный доход.
Стоимость продажи предприятия в постпрогнозный период была рассчитана по модели Гордона, согласно которой годовой доход постпрогнозного периода капитализируется в показатели стоимости с помощью коэффициента капитализации, определенного как разница между ставкой дисконтирования и долгосрочным темпом роста выручки.
Ставка капитализации = 20,57% – 10,00% = 10,57%,
где 10,00% – это средний темп прироста выручки в постпрогнозном периоде.
Расчет текущей стоимости выручки (PV) по модели Гордона:
PVtv = (1 245,278 × 0,520) / 0,1057 = 6 121,444 млн. руб.
Расчет рыночной стоимости предприятия представлен в Приложении 1.
Рыночная стоимость ООО «Истрапродукт», рассчитанная по доходному подходу, составляет 6 825,413 млн. руб.
Для оценки стоимости предприятия в рамках сравнительного подхода использован метод рынка капитала с учетом ценовых мультипликаторов.
Данный метод заключается в выборе предприятия, аналогичного оцениваемому, которое было недавно продано, или по нему имеется официальная информация по капитализации. Затем определяется соотношение между рыночной ценой продажи аналогичного предприятия и каким–либо его финансовым показателем (ценовой мультипликатор). Рыночная стоимость собственного капитала равна произведению аналогичного финансового показателя оцениваемого предприятия и ценового мультипликатора [10].
При сравнительном подходе выявлена проблема отсутствия информации о продаже предприятий АПК и результатах капитализации в связи со спецификой бизнеса. Поэтому пришлось применять некоторые допущения.
По ряду характеристик была выбрана компания, сопоставимая с оцениваемой и которая могла быть использована для расчета мультипликаторов. ООО «Продсбыт» (г. Москва) – вертикально интегрированный холдинг, специализирующийся на производстве кормов, выращивании птицы и свиней, переработке, реализации. ООО «Истрапродукт» по темпам развития сопоставимо с ООО «Продсбыт».
С 2010 г. рейтинговое агентство «Эксперт» публикует данные по капитализации ООО «Продсбыт» в ежегодном рейтинге крупнейших предприятий.
Далее были рассчитаны величины ценовых мультипликаторов. Ценовой мультипликатор – соотношение между рыночной ценой компании и каким–либо ее показателем, характеризующим результаты производственно-финансовой деятельности.
В оценочной практике наиболее распространены два ценовых мультипликатора:
- «Цена/Прибыль», информация о прибыли оцениваемой компании и предприятий–аналогов для определения которого является наиболее доступной;
- «Цена/Выручка от реализации», не зависит от методов ведения бухгалтерского учета и является универсальным, что избавляет оценщика от необходимости выполнения сложных корректировок.
В расчете рыночной стоимости ООО «Истрапродукт» использовались два интервальных мультипликатора: «Цена/Выручка от реализации» (P/S) и «Цена/Чистая прибыль» (Р/Е). Их значения по ООО «Продсбыт» за 2014 г. составили 0,86 и 11,78 соответственно. Данные по этим показателям опубликованы рейтинговым агентством «Эксперт» [20].
Расчет стоимости предприятия представлен в табл. 2.6.
Таблица 2.6