Расчет рисков, присущих предприятию ООО «Истрапродукт»

Категория, вид и наименование риска Балл риска
А Б
Несистематический риск
Диверсификация деятельности                  
Доля на рынке                  
Качество управления                  
Систематический риск
Уровень инфляции                  
Процентные ставки                  
Экономический рост                  
Обменные курсы                  
Криминогенные факторы                  
Изменение государственной политики                  
Барьеры вступления в отрасль                  
Количество наблюдений
Взвешенный итог
Сумма
Количество факторов
Средневзвешенное значение 6,8
                       

Так как оптимальный размер предприятия должен составлять 100 млн. долл., а размер ООО «Истрапродукт» менее данной суммы, определим рисковую надбавку за размер предприятия. Максимальная величина данного риска – 5% [12].

Рисковая надбавка за размер ООО «Истрапродукт» принята на уровне 1,71% [5% × (165,76 / 100) ].

Расчет риска финансовой структуры представлен в табл. 2.5.

Таблица 2.5

Риск финансовой структуры ООО «Истрапродукт» [12]

Показатель Фактическое значение Нормативное значение Риск, %
А
Коэффициент текущей ликвидности 4,25
Коэффициент абсолютной ликвидности 1,41 0,2–0,7
Коэффициент финансовой независимости 0,42 0,6 1,50
Отношение кредиторской задолженности к дебиторской 0,056 4,72
Среднее значение риска     1,556


Если фактическое значение риска превышает нормативное значение, риск для компании отсутствует. Если меньше – риск нужно учитывать. По всем рискам максимальное значение также принимается на уровне 5%. Риск финансовой структуры ООО «Истрапродукт» равен 1,56%.

Расчетная ставка дисконтирования для предприятия составляет:

r = 6,8 + 10,5 + 1,56 + 1,71 = 20,57%.

Согласно расчетной дисконтной ставке были определены текущая стоимость денежных потоков и коэффициент текущей стоимости.

Сумма текущих денежных потоков в прогнозном периоде составила 312,890 млн. руб. Предварительная стоимость бизнеса включает текущую стоимость денежных потоков на протяжении прогнозного периода и текущее значение стоимости в постпрогнозный период.

Расчет стоимости в постпрогнозный период основан на предположении, что бизнес может приносить доход и после прогнозного периода. Ожидается, что после прогнозного периода доход бизнеса стабилизируется, и в остаточный период будет стабильный долгосрочный темпы роста или равномерный доход.

Стоимость продажи предприятия в постпрогнозный период была рассчитана по модели Гордона, согласно которой годовой доход постпрогнозного периода капитализируется в показатели стоимости с помощью коэффициента капитализации, определенного как разница между ставкой дисконтирования и долгосрочным темпом роста выручки.

Ставка капитализации = 20,57% – 10,00% = 10,57%,

где 10,00% – это средний темп прироста выручки в постпрогнозном периоде.

Расчет текущей стоимости выручки (PV) по модели Гордона:

PVtv = (1 245,278 × 0,520) / 0,1057 = 6 121,444 млн. руб.

Расчет рыночной стоимости предприятия представлен в Приложении 1.

Рыночная стоимость ООО «Истрапродукт», рассчитанная по доходному подходу, составляет 6 825,413 млн. руб.

Для оценки стоимости предприятия в рамках сравнительного подхода использован метод рынка капитала с учетом ценовых мультипликаторов.

Данный метод заключается в выборе предприятия, аналогичного оцениваемому, которое было недавно продано, или по нему имеется официальная информация по капитализации. Затем определяется соотношение между рыночной ценой продажи аналогичного предприятия и каким–либо его финансовым показателем (ценовой мультипликатор). Рыночная стоимость собственного капитала равна произведению аналогичного финансового показателя оцениваемого предприятия и ценового мультипликатора [10].

При сравнительном подходе выявлена проблема отсутствия информации о продаже предприятий АПК и результатах капитализации в связи со спецификой бизнеса. Поэтому пришлось применять некоторые допущения.

По ряду характеристик была выбрана компания, сопоставимая с оцениваемой и которая могла быть использована для расчета мультипликаторов. ООО «Продсбыт» (г. Москва) – вертикально интегрированный холдинг, специализирующийся на производстве кормов, выращивании птицы и свиней, переработке, реализации. ООО «Истрапродукт» по темпам развития сопоставимо с ООО «Продсбыт».

С 2010 г. рейтинговое агентство «Эксперт» публикует данные по капитализации ООО «Продсбыт» в ежегодном рейтинге крупнейших предприятий.

Далее были рассчитаны величины ценовых мультипликаторов. Ценовой мультипликатор – соотношение между рыночной ценой компании и каким–либо ее показателем, характеризующим результаты производственно-финансовой деятельности.

В оценочной практике наиболее распространены два ценовых мультипликатора:

- «Цена/Прибыль», информация о прибыли оцениваемой компании и предприятий–аналогов для определения которого является наиболее доступной;

- «Цена/Выручка от реализации», не зависит от методов ведения бухгалтерского учета и является универсальным, что избавляет оценщика от необходимости выполнения сложных корректировок.

В расчете рыночной стоимости ООО «Истрапродукт» использовались два интервальных мультипликатора: «Цена/Выручка от реализации» (P/S) и «Цена/Чистая прибыль» (Р/Е). Их значения по ООО «Продсбыт» за 2014 г. составили 0,86 и 11,78 соответственно. Данные по этим показателям опубликованы рейтинговым агентством «Эксперт» [20].

Расчет стоимости предприятия представлен в табл. 2.6.

Таблица 2.6

Наши рекомендации