Расчет рыночной стоимости ООО «Истрапродукт» по методу чистых активов

Наименование показателя Код строки баланса
А Б
1. АКТИВЫ        
Нематериальные активы
Основные средства
Основные средства (приобретенные по ликвидационной стоимости) – сумма дооценки    
Незавершенное строительство
Долгосрочные финансовые вложения 135+140
Прочие внеоборотные активы
Запасы
Дебиторская задолженность 230+240
Краткосрочные финансовые вложения
Денежные средства
Прочие оборотные активы
Итого активы
2. ПАССИВЫ        
Заемные средства 510+610
Кредиторская задолженность
Задолженность перед участниками (учредителями) по выплате доходов
Резервы предстоящих расходов и платежей
Прочие пассивы
Итого пассивы
3. Чистые активы, тыс. руб.        
Активы – Пассивы

Поскольку метод ликвидационной стоимости является составляющим инструментом затратного подхода, представим скорректированный расчет рыночной стоимости компании по затратному подходу показан в табл. 3.2.

Рыночная стоимость ООО «Истрапродукт» методом чистых активов по состоянию на 01.01.2015 составит 3261984 тыс. руб. после приобретения активов по ликвидационной стоимости и их переоценки.

Окончательная рыночная стоимость бизнеса ООО «Истрапродукт» с учетом доходного и сравнительного подхода составит:

3261,984 × 0,462 + 6825,413 × 0,461 + 4509,626 × 0,077 = 5000,7932 млн. руб.

Увеличение рыночной стоимости бизнеса составило:

(5000,7932 млн. руб. / 4432,536 млн. руб.) × 100% = 112,82%

Таким образом, рыночная стоимость бизнеса ООО «Истрапродукт» составляет 5000,7932 млн руб., что на 12,82% выше рыночной стоимости до приобретения активов по ликвидационной стоимости.

Учитывая вышеизложенное, представляется целесообразным создание на предприятиях специализированных структурных подразделений, занимающихся реализацией предложенной схемы с целью повышения стоимости предприятия.

Заключение

Принятие эффективных управленческих решений собственниками и руководителями предприятия требуется информации о стоимости предприятия. В оценке бизнеса заинтересованы и государственные организации, контрольно–ревизионные органы, страховые компании, кредитные учреждения, поставщики, собственники и инвесторы.

Повышение стоимости компании – один из показателей роста доходов акционеров. Поэтому периодическая оценка стоимости необходима для анализа эффективности управления бизнесом. Процесс оценки компании является основанием для разработки финансово–экономической стратегии. Инвестиции в бизнес максимально выгодны лишь тогда, когда менеджеры будут объективно оценивают его стоимость и делают все, чтобы она непрерывно росла.

Затратный (имущественный подход) оценки подразумевает оценку бизнеса как совокупности активов, являющихся имущественным комплексом предприятия, достаточных для производства запланированного объема продукции. Доходный подход предполагает использование большого количества методов в зависимости от выбора базы дохода (прибыль, дивиденды, денежный поток) и типа данных, являющихся базой для анализа. Согласно сравнительному подходу, ценность собственного капитала равна сумме, за которую может быть продано предприятие при наличии достаточно развитого рынка.

Результаты оценки компании на основе анализа внутренней и внешней информации являются инструментом не только обсуждения купли–продажи, но и формирования стратегии развития. В стратегическом планировании важно оценить будущие доходы компании, степень ее устойчивости и ценность репутации. Принятие эффективных управленческих решений требует инфляционной корректировки данных финансовой отчетности, на которой основывается принятие финансовых решений. Обоснование инвестиционных проектов по покупке и развитию бизнеса невозможно без достоверных сведений о стоимости бизнеса или его части.

Оценка стоимости ООО «Истрапродукт» с использованием рассмотренных подходов дала следующие результаты. Стоимость ООО «Истрапродукт» в соответствии с затратным подходом по состоянию на 01 января 2015 составляет 2031,984 млн. руб., с доходным подходом – 6825,413 млн. руб., со сравнительным – 4 509,626 млн. руб. Для уточнения стоимости компании рассчитано средневзвешенное значение с учетом веса каждого подхода. По результатам выявлена окончательная рыночная стоимость ООО «Истрапродукт» в сумме 4432,536 млн. руб.

Рыночная стоимость предприятия согласно доходному подходу на 2315,787 млн. руб. выше результата сравнительного подхода. Это свидетельствует о том, что рынок пока недооценивает ООО «Истрапродукт», а также о неэффективном управлении компанией. В целом результаты оценки ООО «Истрапродукт» являются достаточно достоверными и рекомендуются для обоснования эффективных управленческих решений.

Руководству ООО «Истрапродукт» рекомендуется внедрение управления стоимостью и в качестве целевого показателя данной деятельности принять стоимость бизнеса. Предложены ключевые факторы успешной реализации системы управления стоимостью в ООО «Истрапродукт».

Увеличение стоимости бизнеса возможно за счет методов затратного подхода, например, дооценки активов, приобретенных по ликвидационной стоимости. На примере оценки бизнеса ООО «Истрапродукт» методом чистых активов с учетом приобретенного имущественного комплекса ожидается повышение рыночной стоимости на 12,82% до 5000,7932 млн. руб.

Список использованной литературы

Нормативные документы общегосударственного значения, отраслевые нормативные документы и документы предприятия

1. ФЗ Об оценочной деятельности в Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации от 29 июля 1998 года №135–ФЗ.

2. Стандарты оценки, обязательные к применению субъектами оценочной деятельности: Постановление Правительства Российской Федерации от 6 июля 2001 №519.

Монографии, учебники, учебные пособия и справочники

3. Роберт Ф. Райлли, Роберт П. Швайс. Оценка бизнеса – опыт профессионалов. Издательство «Квинто-Консалтинг», 2010. – 408 с.

4. Шпилевская Е.В., Медведева О.В. Оценка стоимости предприятия (бизнеса). – М.: Издательство «Феникс», 2010. – 352 с.

5. Дамодаран А. Инвестиционная оценка: инструменты и методы оценки любых активов / пер. с англ. / Асват Дамодаран. 6–е изд. М.: Альпина Паблишерз, 2010. – 1 323 с.

6. Когденко В.Г., Мельник М.В. Управление стоимостью компании. Ценностно–ориентированный менеджмент: учебник. – М.: Юнити–Дана 2012. – 447 с.

7. Криворотов В.В., Мезенцева О.В. Управление стоимостью: Оценочные технологии в управлении предприятием: Учебное пособие.- М., 2005.- 111 с.

8. Оценка бизнеса: Учебник / А.Г. Грязнова, М.А. Федотова. – М.: «Финансы и статистика», 2011. – 387 с.

9. Булыга Р.П., Мельник М.В. Аудит бизнеса. Практика и проблемы развития. – М.: Юнити–Дана 2013. – 263 с

10. Федотова М.А. Основы оценки стоимости имущества. Учебник / М.А. Федотова, Т.В. Тазихина. – М.: КноРус, 2011. – 272 с.

11. Тонких А.С., Ионов А.В. Управление рыночной стоимостью предприятия на основе соблюдения баланса интересов. Монография. – Екатеринбург – Ижевск: ИЭ УрО РАН, 2011. – 142 с.

12. Кузнецов Б.Т. Финансовый менеджмент: Учебное пособие. – М.: Юнити–Дана 2012. – 415 с.

13. Черняк В.З. Управление инвестиционными проектами: Учебное пособие для вузов. – М.: Юнити–Дана 2012. – 351 с.

Статьи из научных журналов и периодической прессы

14. Новиков А.В., Новикова И.Я. Финансовые инструменты создания стоимости компании // Имущественные отношения в Российской Федерации. Выпуск № 8 / 2012. – С. 39–52.

15. Комиссарова Л.И. Повышение инвестиционной привлекательности компании процессе управления стоимостью бизнеса // Транспортное дело России. Выпуск № 5 / 2010. – С. 27–29.

16. Барташевич Н.И. Методические подходы к оценке стоимости организаций // Инновационное развитие экономики. 2014. № 1 (18). С. 22-25.

17. Карцев П.В., Аканов А.А. Обзор практики применения доходного подхода к оценке бизнеса // Вопросы оценки. 2012. № 2. С. 2-19.

18. Тюрин А.И. Стоимость компании и пути ее повышения // Актуальные направления научных исследований XXI века: теория и практика. 2013. № 2. С. 319-326.

Интернет–ресурсы

19. Галасюк В. Повышение стоимости предприятия при помощи ликвидационной стоимости [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.galasyuk.com.ua/downloads/publications/pov.pdf

20. Гукасьян Н. Как повысить стоимость компании [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.crn.ru/numbers/reg–numbers/detail.php?ID=11352

21. Вершинина О. В., Ступичева Я. Г. Система управления стоимостью компании на основе результатов оценки бизнеса [Электронный ресурс]. – Проблемы современной экономики, № 2 (42), 2012. – Режим доступа: http://www.m–economy.ru/art.php?nArtId=4053

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Таблица – Расчет стоимости бизнеса методом дисконтирования денежных потоков, тыс. руб.

Показатель Ретроспективный период Прогнозный период Пост–прогнозный период
А
 
Выручка от продажи
Темп роста выручки, % 17,2 52,96 23,89 31,35 36,07 30,44 10,00
Себестоимость проданной продукции
Доля в выручке, % 67,36 70,12 77,47 71,65 73,08 74,07 72,93
Прибыль от продаж
Сальдо прочих доходов и расходов –88257 –93569 –13620 –129950 –136118 –146647 –203439
Доля в выручке, % –6,39 –4,43 –0,52 –3,78 –2,91 –2,40 –3,03
Прибыль до налогообложения
Налог на прибыль
Доля прибыли в налогообложении, % 1,23 0,06 0,39 0,56 0,34 0,43 0,44
Чистая прибыль (оптимист)
Чистая прибыль (вероятный)
Чистая прибыль (пессимист)
Темп прироста чистой прибыли, % 21,25 50,06 6,80 26,04 26,04 26,04 26,04
Первоначальная стоимость ОС
Прирост ОС
Прирост ОС, % 65,18 37,58 33,76 45,51 38,95 39,40 41,28
Среднегодовая первоначальная стоимость
Амортизационные отчисления
Среднегодовая норма амортизации 5,78 6,10 6,19 6,02 6,10 6,10 6,08
Долгосрочная задолженность
Темп прироста, % 49,23 18,92 55,18 41,11 38,40 44,90 41,47
Прирост долгосрочной задолженности
Чистый оборотный капитал
Доля в выручке, % 65,87 56,30 50,60 57,59 54,83 54,34 55,59
Прирост чистого оборотного капитала
Денежный поток (оптимист)      
Денежный поток (вероятный)      
Денежный поток (пессимист)       –17645
Денежный поток
Прирост денежного потока, %         976,03 88,96 50,36
Ставка дисконтирования, %       20,57
Коэффициент текущей стоимости       0,911 0,755 0,626 0,520
Текущая стоимость денежных потоков        
Сумма текущей стоимости денежных потоков        
Выручка от продажи в конце последнего прогнозного периода       По ставке капитализации 10,57%  
Текущая стоимость выручки от продажи      
Рыночная стоимость собственного капитала
Недостаток чистого оборотного капитала Доля в выручке 57,59% ЧОК 1508027  
Рыночная стоимость компании

Наши рекомендации