Методологические принципы корпоративных финансов

Управление корпоративными финансами связано с функционированием рынка капитала, определением стоимости финансовых активов, выбором способов финансирования и инвестирования. Методология корпоративных финансов основывается на принципах эффективного применения финансовых инструментов, характеристики которых меняются во времени с учетом факторов неопределенности и риска. Теория корпоративных финансов как наука оформилась и получила развитие в XX веке в западных странах, в которых этого сложились следующие предпосылки:

- были сформированы основы общей экономической теории;

- была создана индустриальная экономика на основе крупного промышленного производства и акционерной формы собственности;

- сформирована эффективная система правовых институтов и рыночной инфраструктуры;

- возникла развитая система национальных и международных фондовых рынков и финансовых посредников.

С семидесятых годов XIX возникла история современной микроэкономики (маржиналистской теории), существенными чертами которой являются: равновесный подход; экономическая рациональность; предельный анализ; математизация, революцией. Наибольший вклад в ее становление внесли работы У.С. Джевонса и К. Менгера (1871), Л. Вальраса (1874).

Методологические принципы маржинализма и послужили основой большинства теоретических концепций не только корпоративных финансов, но и многих других прикладных аспектов экономической науки в связи с его универсальностью. Теория предельной полезности создала теоретический язык и инструмент анализа (предельный анализ), пригодный для применения при решении других экономических проблем.

В настоящее время в мире в области корпоративных финансов сложились две основные научные школы, базирующиеся на достижениях современной экономической науки и специфике развития рыночной экономики в различных странах: рыночная и континентальная.

Рыночная школа (англо-американская) опирается на положение о распыленности капитала (владельцы собственного и заемного капитала представлены держателями акций и облигаций) при относительно слабом участии собственников в управлении и контроле над денежными потоками.

В этой системе в качестве стратегической цели выступает максимизация рыночной оценки капитала компании. Именно эта цель получила наибольшее при­знание в рыночной теории корпоративных финансов и сыграла важную роль в развитии корпораций разных стран (Германии, Франции и других стран континентальной Европы).

Рыночная школа базируется на принципе собственника, поскольку главным действующим лицом корпоративного сектора в открытой рыночной системе является акционер, обеспечивающий предприятие необходимыми финансовыми ресурсами (собственным капиталом предприятия).

В условиях развитого фондового рынка и распыленности капитала максими­зация благосостояния собственников выражается в росте курсовой стоимости акций и зависит от большого количества факторов: времени получения доходов; использования заемного капитала; дивидендной политики; ситуации на финансовом рынке и др. не всегда отвечает макроэкономическим целям социально-экономического развития национальной и мировой экономики. При принятии инвестиционных решений также нельзя опираться только на данные фондового рынка, поскольку реальные экономические показатели постоянно искажаются действиями участников рынка и могут привести к его обвалу. Об этом свидетельствуют случаи банкротства крупнейших банков ряда наиболее развитых стран Запада, спад на рынках недвижимости и фондовых рынках по всему миру в 2008-2009 гг.

Континентальная школа корпоративных финансовработает в «связанной» финансовой системе со слабым дроблением капитала, развитыми институтами социальной и профессиональной защиты. Данная школа в первую очередь опирается на так называемый принцип участника.Принцип участника признает, что кроме акционеров, являющихся юридическими владельцами ком­пании, существует ряд других групп, имеющих законные права на участие в деятельности компании. К ним относятся: финансовые институты; рабочие и служащие компании; покупатели готовой продукции; поставщики сырья, материалом, услуг и др.; общество.

При таком подходе меняются акценты в принятии решений менеджерами и максимизация капитализации редко выступает в качестве приоритета деятельности даже в стратегических установках. На первое место выходят вопросы обеспечения требуемой доходности на вложенные средства, выход на мировые рынки и установление новых финансовых зависимостей.

По мнению М.В. Романовского, принципы собственника и участника не являются абсолютно противоположными друг другу, а в какой-то степени оказываются взаимозависимыми. Если предприятие не приносит соответствующего дохода своим акционерам, то оно не будет иметь доступа к дополнительному акционерному капиталу для расширения своей деятельности [8].

В связанной рыночной системе трансформация принципа участника привела, таким образом, к формированию принципа максимизации социальной ответственности предприятия. Социальная ответственность основывается на предпосылке, что предприятие функционирует не в социальном вакууме, а постоянно взаимодействует со всеми общественными структурами — профсоюзами, органами местного самоуправления и т.п. Детали этих взаимодействий отличаются от компании к компании. Для всех фирм эти отношения корректируются через какое-то время в результате изменений в социальной и экономической среде.

Наши рекомендации