Составление гибких бюджетов
Бюджеты, описанные выше, являются статичными и предполагают один уровень представления результатов, обычно выраженный через объем продаж. Статичные бюджеты не предусматривают никакой гибкости. В действительности в них необходимо отразить возможные (прогнозируемые) изменения в среде бизнеса. Когда составлен бюджет, имеется возможность спроектировать гибкий бюджет, который показывает влияние изменяющейся ситуации.
Под гибким бюджетом понимается главный бюджет, учитывающий потенциальные (возможные) изменения в объеме продаж.
В процессе планирования и прогнозирования менеджеры и бухгалтеры должны оценивать все характеристики о товаре (продукте или услуге), который они предлагают рынку, природу спроса, сегменты рынка, состояние экономики внутри страны и за рубежом. Они должны уметь предугадывать будущие события. Гибкие бюджеты в первую очередь основываются на этих обоснованных предположениях. Вероятно, некоторые предположения, например, о будущих процентных ставках в России или Великобритании и их влияние на расходы потребителей могут оказаться неверными, а мы в результате установили слишком высокие уровни продаж или, наоборот, слишком низкие. Гибкие бюджеты позволяют нам прослеживать возможное влияние таких изменений на доходность. Составление бюджета до начала бюджетного периода будет очень благоразумным действием со стороны организации.
Перед составлением гибкого бюджета необходимо определить, как изменения в уровне продаж или деятельности влияют на издержки.
Необходимо выделить постоянные и переменные издержки. Постоянные издержки не меняются в краткосрочном периоде при повышении или понижении уровня деятельности. В качестве примеров можно привести расходы по лицензированию туристской деятельности фирм, которые не зависят от количества клиентов (туристов); авиакомпании должны вносить аэропортам при приземлении самолета определенный сбор вне зависимости от того, сколько человек на борту. Постоянные издержки не изменяются в течение бюджетного периода.
Переменные издержки варьируются в краткосрочном периоде. Их изменение прямо пропорционально изменениям в объеме продаж. Как правило, различные виды бизнеса предполагают отличные суммы постоянных и переменных издержек.
Традиционно различные виды бизнеса имеют различные суммы постоянных и переменных издержек пропорционально их обычным эксплуатационным расходам. Туристские фирмы-операторы, как и авиакомпании, имеют высокие постоянные расходы. Индустрия гостеприимства требует больших капиталовложений, поэтому многие их расходы связаны с недвижимостью (приобретением и содержанием) и являются постоянными.
С целью составления бюджета необходимо различать постоянные и переменные издержки. После этого появляется возможность составления гибкого бюджета.
Пример.
Владелец кафе Camelion подготовил следующий бюджет на предстоящий период (ф. ст.):
Количество порций…………………………………….20 000
Средняя цена порции……………………………………..5,95
Продажи (выручка от реализации)…………………...119 000
Расходы на продукты…………………………………..41 650
Валовый доход…………………………………………77 350
Вычет расходов:
Зарплата………………………………………………...29750
Оклад управленческого персонала……………………22 500
Аренда и местные налоги………………………………14 500
Амортизационные выплаты……………………………..7 500
Сумма расходов………………………………………...74 250
Чистый доход……………………………………………3 100
Чистый доход в процентах от продаж…………………….2,6
Из-за экономического спада дела идут не лучшим образом и поэтому бюджет является консервативным.
Менеджер местного банка обеспокоен низким доходом фирмы и неопределенностью экономического положения и поэтому попросил владельца подготовить гибкий бюджет, показывающий, какое влияние будет иметь на доходы десятипроцентное увеличение или уменьшение оборота.
Для подготовки гибкого бюджета владелец кафе разделяет расходы на постоянные и переменные. Питание, очевидно, является переменной частью расходов и составляет 35% от объема продаж; расходы по заработной плате также являются переменными (так как владелец привлекает много нерегулярно работающих сотрудников) и составляют 25% от объема продаж. Все другие расходы являются постоянными.
Основной бюджет пересчитан с разделением постоянных и переменных расходов и с поправками на десятипроцентное увеличение или уменьшение оборота. Откорректированный (гибкий) бюджет представлен в Табл. 49.
Общий вид бюджета изменился незначительно, разделяя переменные расходы (на питание и зарплату) и постоянные по отдельности.
Решение.
Изменим объемы продаж на 10% в сторону увеличения и уменьшения. При этом постоянные расходы останутся без изменений. Составим далее гибкий бюджет (Табл. 49).
Таблица 49
Гибкий бюджет, ф. ст.
Показатели | Первоначальный бюджет | Увеличение на 10% | Уменьшение на 10% |
Количество порций | |||
Средняя плата | 5,95 | 5,95 | 5,95 |
Продажи (выручка от реали- | 1 19 000 | 130 900 | 107 100 |
зации) | |||
Расходы на продукты, 35% | |||
Зарплата, 25% | |||
Контрибуция (наценка) | |||
Вычет расходов | |||
Оклад управленческого пер- | |||
сонала (постоянные расходы) | |||
Аренда и местные налоги | |||
(постоянные расходы) | |||
Амортизация (постоянные | |||
расходы) | |||
Сумма постоянных расходов | 44 500 | ||
Чистый доход | -1660 | ||
Чистый доход (убыток), % от | 2,6 | 6,0 | -1,5 |
продаж |
Пояснения к Табл. 49.
Разница между годовым доходом от продаж и переменными расходами называется контрибуцией (наценкой).
Для расчета гибкого бюджета, показывающего десятипроцентное увеличение продаж, выручка от реализации и переменные расходы должны быть умножены на коэффициент 1,10. Для расчета влияния десятипроцентного уменьшения оборота выручка от реализации и переменные расходы умножаются на 0,90.
Общий результат от воздействия десятипроцентного увеличения или уменьшения объема продаж на контрибуцию и доходы показан в Табл. 49. Если оборот уменьшился на 10%, то кафе будет терпеть убытки (-1660). Зная это, владелец может предпринять определенные действия, чтобы найти пути для снижения расходов, например, изменить ассортимент, увеличить цены или закрыть (продать) кафе.
Этот простой пример показывает, как гибкие бюджеты могут оказать помощь даже небольшим фирмам предусматривать невидимые возможные случайности, и четко демонстрирует значение гибких бюджетов.
Расширение использования информационных технологий даже в небольших компаниях позволит финансовым менеджерам проводить намного более полный математический анализ данных быстро, аккуратно и самостоятельно. Гибкие бюджеты легко можно представить в форме развернутых таблиц. Если бюджет составлен в форме развернутой таблицы, то можно легко и быстро произвести проверку «а что, если» для того, чтобы увидеть влияние изменений в объемах продаж (Atkinson H., Berry A., Jarvis R. «Business Accounting for Hospitality and Tourism»).
Пример.
Статистический анализ - набор статистических процедур, используемых в целях обнаружения наиболее важных реальных факторов, воздействующих на продажи, и их взаимного влияния. Наиболее часто анализируемые факторы - это цены, доход, население и средства продвижения товаров и услуг.
Статистический анализ спроса состоит в определении продаж в качестве зависимой переменной величины в стремлении объяснить продажи как функцию от нескольких независимых переменных спроса.
При помощи техники, получившей название многофакторного регрессивного анализа, различные формы уравнения могут быть статистически приспособлены к поиску факторов прогноза и соответствующего уравнения.
Например, в ресторане близ университета Marquette в Милуоки (штат Висконсин, США) заметили, что уровень продаж зависел от двух факторов:
· была ли в это время сессия в университете;
· уровня продаж в течение предыдущей недели.
Функция уровня продаж выглядела следующим образом:
Уровень продаж = 2614,3 + 1610,7Х1+ 0,2605 Х2,
Где:
Х1-заданная переменная, указывающая, была ли в это время в университете Marquette сессия (1-была сессия и 0-не было сессии);
Х2- объем продаж за прошлую неделю.
Для примераХ2 = $6000. Требуется провести финансовый анализ полученной модели.
Решение.
Предположим, что в университете Marquette только что закончился учебный семестр и руководство ресторана хотело спрогнозировать уровень продаж на следующую неделю. Уровень продаж на прошлой недели составил $6000, следовательно, объем продаж прогнозируемый на следующую неделю составит:
Уровень продаж = 2614,3 + 1610,7 Х1+0,2605 Х2 = 2614,3 + 1610,7(0) + 0,2605(6000) = 2614,3 + 0 + 1563 = $4177,30.
Менеджер мог также ожидать постепенное снижение продаж (так как продажи в предыдущую неделю сокращалось), поскольку активность в университетском городке идет на убыль. Например, если ресторан достиг прогнозируемого уровня продаж $4177,30, то на следующей неделе планируемые продажи составят $3702,49. Это снижение произойдет из-за падения уровня продаж с $6000 до $4177,30, которое наблюдалось на предыдущей неделе. Продажи ресторана в период отсутствия в университете сессии составят $3535 (в течение шестой недели периода между сессиями).
Ограничения в применении регрессионных моделей
Используя в прогнозе метод регрессии, следует помнить о двух опасностях:
1. Приведенное уравнение не работает в экстраординарных случаях. Например, если на уик-энд к студентам приезжают родители, ресторан может иметь очень высокий уровень продаж. Однако уравнение не учитывает такой семейный уик-энд как переменную. Поэтому для этого случая невозможно точно запланировать уровень продаж. В течении недели после семейного уик-энда уровень продаж будет завышен, поскольку показатель продаж в течение предыдущей недели (семейный уик-энд) был необычно высок.
2. Прогнозирование без ранжирования различных переменных опасно. Например, если менеджер исследует влияние рекламы на уровень продаж гостиничных номеров, он может обнаружить, что продажи номеров увеличиваются на $5 на каждый доллар, потраченный на рекламирование гостиничных услуг. Если у гостиницы рекламные расходы ранжированы с $75 до $150, то мы не обязательно получим эту зависимость в случае рекламных расходов в $250, так как этот уровень рекламы не был тестирован.
Рассмотренные предостережения иллюстрируют два типа ошибок, вызываемых неправильным использованием регрессионного анализа. Статистический анализ спроса может быть очень сложен, и специалист должен быть очень осторожным при планировании и использовании результатов такого анализа. Однако постоянно совершенствуемые компьютерные технологии делают статистический анализ спроса все более популярным в прогнозировании.
Дополнения к использованию статистических методов
в финансовом анализе
Для оперативного, но наиболее грубого приближения, можно воспользоваться расчетом скользящего среднего значения. Это значение является средним числом из ряда предыдущих периодов (n); оно используется для прогнозирования продаж в течении следующего периода. Например, если ресторан имел продажи $12000, $12 500, $13000 и $12 500 за последние четыре недели, то, используя скользящее среднее значение за четыре недели, прогноз сбыта на следующую неделю составит $12 500:
$12000 + $12 500 + $13000 + $12 500
4 = $12 500
Ограничение по скользящей средней означает, что среднее значение прошлого периода имеет тот же вес, что и в текущем периоде.
Вопросы для повторения
1. В чем роль и значение финансового планирования и прогнозирования в сфере туризма?
2. Какие существуют методы финансового прогнозирования?
3. Что Вы понимаете под планированием деятельности туристского предприятия? Какие основные разделы бизнес-плана туристского предприятия Вы можете выделить?
4. Какие Вы знаете виды планирования, и в чем их координальное отличие?
5. Что такое бюджетирование?
6. Что отражает общий бюджет туристской фирмы?
Список использованной литературы
1. Балабанов И.Г. Основы финансового менеджмента: Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 1998.
2. Баранов В.В. Финансовый менеджмент: Механизмы финансового управления предприятиями в традиционных и наукоемких отраслях: Учеб. пособие. - М.: Дело, 2002. - 272 с.
3. Боголюбов В.С. Финансовый менеджмент в туризме и гостиничном хозяйстве: Учеб.- метод. пособие. - СПб.: СПбГИЭУ, 2002 - 71c.
4. Боголюбов В.С. Финансовый менеджмент на предприятиях туризма и гостиничного хозяйства: Учеб. пособие. - СПб.: СПбГИЭУ, 2003. - 175с.
5. Быстров С.А.Финансовый менеджмент в туризме. - СПб.: Издательский дом Герда, 2006. - 240с.
6. Ковалев В.В. Введение в финансовый менеджмент. – М.: Финансы и статистика, 1999.
7. Крейнина М.Н. Финансовый менеджмент: Учебное пособие. – М.: Изд-во "Дело и Сервис", 1998.
8. Менеджмент туризма: Финансы и бухгалтерский учет в туризме: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2005. - 336с.
9. Роберт Н. Холт Основы финансового менеджмента. – Пер. с англ. – М.: Дело, 1993.
10. Финансовый менеджмент: теория и практика: Учебник / Под ред. Е.С.Стояновой. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд-во “Перспектива”, 2000. - 656с.
11. Финансовый менеджмент: Учебное пособие / М.Г. Миронов, Е.А. Замедлина, Е.В. Жарикова. - М.: Издательство “Экзамен”, 2004. - 224с.
12. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Финансы предприятий. – М.: Инфра-М, 1999.
13. Юджин Бригхем, Луис Гапенски. Финансовый менеджмент. СПб.: Экономическая школа, 1997.
14. Atkinson H., Berry A., Jarvis R. Business Accounting for Hospitality and Tourism. Chapmen Hall. London – Glasgow – Weinheim – New York – Tokyo – Melbourne – Madras, 1996.