Составление проектов бюджетов

Составление проектов бюджетов — обязанность Правительства РФ, соответствующих органов исполнительной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления. Непосредственное составление проектов бюджетов осуществляют Минфин России, финансовые органы субъектов Федерации и муниципальных образований.

В Российской Федерации бюджетная политика определяется в Бюджетном послании Президента России. Бюджетное послание Президента РФ ежегодно (не позднее марта) направляется Федеральному собранию. В нем подводятся итоги развития отношений в бюджетной сфере и устанавливаются задачи в этой области на среднесрочную перспективу.

Составление проекта федерального бюджета начинается не позднее, чем за 10 месяцев до начала очередного финансового года.

Исходной базой для проектирования федерального бюджета являются:

· Бюджетное послание Президента России;

· перспективный финансовый план;

· прогноз социально-экономического развития России на очередной год;

· отчет об исполнении федерального бюджета и прогнозы исполнения бюджета;

· доклады о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования;

· проекты федеральных законов о внесении изменений в нало­говое законодательство;

· реестр расходных обязательств Российской Федерации.

Проект федерального бюджета должен определять:

· общий объем расходов и доходов бюджета, объем дефицита или профицита бюджета;

· направления и объемы использования средств Стабилизаци­онного фонда;

· закрепление источников доходов бюджета за администрато­рами доходов;

· нормативы отчислений федеральных налогов и сборов в бюджеты различных уровней; нормативы отчислений неналоговых доходов в федеральный бюджет;

· объемы поступлений доходов в федеральный бюджет по ос­новным источникам;

· распределение расходов бюджета по разделам и подразделам функциональной классификации;

· перечень и объемы финансирования федеральных целевых программ;

· распределение капитальных вложений на реализацию федеральной адресной инвестиционной программы по разделам, подразделам, целевым статьям и видам функциональной классификации расходов;

· основные показатели государственного оборонного заказа;

· распределение по субъектам Федерации средств Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации, Федерального фонда компенсаций (по видам субвенций), Федерального фонда софинансирования социальных расходов (по видам субсидий), Федерального фонда регионального развития (по видам субсидий);

· распределение межбюджетных трансфертов бюджетам закры­тых административно-территориальных образований;

· размер долга иностранных государств по состоянию на 1 ян­варя текущего года;

· верхний предел государственного внешнего и внутреннего дол­га России на 1 января года, следующего за очередным годом;

· программу государственных внутренних и внешних заимство­ваний;

· программу предоставления государственных кредитов ино­странным государствам;

· источники финансирования дефицита бюджета.

К проекту федерального бюджета при его внесении в Государственную Думу прилагаются документы и материалы (ст. 192, 197 БК РФ), а также перспективный финансовый план. Проект федерального бюджета разрабатывается в три этапа.

Этапы разработки проекта федерального бюджета.

1й этап. Определяются основные характеристики бюджета в составе показателей перспективного финансового плана на очередной год, а также основные параметры прогноза социально-экономического развития России на среднесрочную перспективу.

Порядок разработки основных параметров прогноза социально-экономического развития России на среднесрочную перспективу и прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной год определяется Правительством Российской Федерации.

2й этап. Субъекты бюджетного планирования в соответствии с методическими указаниями Министерства финансов РФ распределяют максимальные объемы своих бюджетов на очередной год по главным распорядителям средств, статьям функциональной и эко­номической классификаций расходов, бюджетным целевым програм­мам и представляют указанное распределение в Минфин России.

3й этап. Минфин России на основе представленных субъектами бюджетного планирования расчетов, документов и материалов формирует проект бюджета и, после одобрения Бюджетной комиссией, вносит их на рассмотрение в Правительство РФ.

Правительство РФ не позднее 20 августа одобряет проект федерального бюджета для внесения в Государственную Думу.

проект Федерального закона о бюджете Правительство Российской Федерации вносит на рассмотрение Государственной Думы не позднее 26 августа текущего года одновременно со следующими документами и материалами:

· итогами социально-экономического развития Российской Федерации за истекший период текущего года;

· прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год;

· основными направлениями бюджетной и налоговой политики на очередной финансовый год;

· планом развития государственного и муниципального секто­ров экономики;

· прогнозом сводного финансового баланса по территории РФ на очередной финансовый год;

· прогнозом консолидированного бюджета РФ на очередной финансовый год;

· основными принципами расчетов федерального бюджета и консолидированных бюджетов субъектов Федерации в очередном финансовом году;

· проектами федеральных целевых программ и федеральных программ развития регионов;

· проектом федеральной адресной инвестиционной программы на очередной финансовый год;

· проектом программы государственных внешних заимствова­ний Российской Федерации на очередной финансовый год;

· проектом программы предоставления Россией государствен­ных кредитов иностранным государствам на очередной фи­нансовый год;

· проектом структуры государственного внешнего долга Рос­сийской Федерации по видам задолженности и с разбивкой по отдельным государствам в очередном финансовом году;

· проектом структуры государственного внутреннего долга РФ и проектом программы внутренних заимствований, предусмотренных на очередной финансовый год.

Банк России направляет Президенту РФ и в Правительство РФ проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на очередной финансовый год. До 26 августа текущего года представляет указанный проект в Государственную Думу.

Проект Федерального закона о федеральном бюджете на очеред­ной финансовый год считается внесенным в срок, если он доставлен в Государственную Думу до 24 часов 26 августа текущего года. Одновременно указанный законопроект представляется Президенту Российской Федерации.

Государственная Дума рассматривает проект Федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в четырех чтениях. Внесение в документ поправок Государственной думой не допускается. После принятия Государственной думой законопроекта он в течение пяти дней передается на рассмотрение Совета Федерации.

Совет Федерации рассматривает Закон о федеральном бюджете в течение 14 дней на предмет его одобрения в целом. Одобренный Советом Федерации Закон в течение пяти дней направляется Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования.

Исполнение бюджета

В соответствии с БК РФ в России устанавливается казначейское исполнение бюджетов. Исполнение федерального бюджета, бюджета государственного внебюджетного фонда обеспечивается Правительством РФ, а организация исполнения бюджета возлагается на Минфин России.

Для кассового обслуживания исполнения бюджетов Федеральное казначейство открывает счета в Банке России с учетом положений ст. 156 и 216 БК РФ. Все кассовые операции по исполнению бюджетов осуществляются Федеральным казначейством через указанные счета и отражаются в отчетности о кассовом исполнении бюджетов, представляемой им финансовым органам.

Федеральный бюджет исполняется на основе единства кассы и подведомственности расходов. Принцип единства кассы предусматривает зачисление всех поступающих доходов бюджета, привлечение и погашение источников финансирования дефицита бюджета и осуществление всех расходов с единого счета бюджета, за исключением операций, осуществляемых за пределами России.

Исполнение федерального бюджета по доходам предусматривает:

· перечисление и зачисление доходов на единый счет бюджета;

· распределение в соответствии с утвержденным бюджетом ре­гулирующих доходов;

· возврат излишне уплаченных в бюджет сумм доходов;

· учет доходов бюджета и составление отчетности о доходах со­ответствующего бюджета.

Санкционирование расходов бюджетов включают:

· составление и утверждение бюджетной росписи;

· утверждение и доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях до распорядителей и получателей бюджетных средств;

· утверждение смет доходов и расходов распорядителям бюджетных средств и бюджетным учреждениям;

· утверждение и доведение уведомлений о лимитах бюджетных обязательств до распорядителей и получателей бюджетных средств;

· принятие денежных обязательств получателями бюджетных средств;

· подтверждение и выверка исполнения денежных обяза­тельств.

Бюджеты по расходам исполняются в пределах фактического, наличия бюджетных средств на едином счете бюджета с соблюдением обязательных последовательно осуществляемых процедур санкционирования и финансирования.

Процедура финансирования заключается в расходовании бюджет­ных средств. Федеральное казначейство регистрирует все операции, связанные с поступлением в федеральный бюджет доходов и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета, а также с санкционированием и финансированием расходов бюджета, в Главной книге Федерального казначейства. Согласно «Инструкции по бюджетному учету» (утв. приказом Минфина России от 10 февраля 2006 г.), Главная книга ведется на основе Единого плана счетов бюд­жетного учета. Записи в Главной книге казначейства осуществляются по факту совершения соответствующих операций в процессе исполнения бюджета и являются основой для формирования отчетов об исполнении федерального бюджета.

Наши рекомендации