Вопрос №20. Внутрихозяйственный финансовый контроль: общая характеристика

Внутренний контроль является одной из основных функций управления и представляет собой систему постоянного наблюдения и проверки работы организации в целях оценки обоснованности и эффективности принятых управленческих решений, выявления отклонении и неблагоприятных ситуаций, своевременного информирования руководства для принятия решений по устранению, снижению рисков его деятельности и управлению ими.

Система внутрихозяйственного контроля организации включает три основных элемента:

среду контроля, учетную систему и процедуры контроля.

Среда контроля — это действия, мероприятия и процедуры, которые отражают общее отношение администрации и собственников организации к контролю, степень его значимости. Эту среду формируют следующие составляющие: стиль и основные принципы управления, организационная структура, распределение полномочий и ответственности, управленческие методы контроля, работа с персоналом, внешние факторы.

Для контроля за работой организации администрация использует различные управленческие методы, включая определение квалификации сотрудников, оценку системы обработки информации и составления отчетов, анализ достигнутых результатов финансовой деятельности и их сравнение с запланированными, изучение деятельности отдельных подразделений. Важное значение имеет порядок внутреннего управленческого учета и подготовки отчетности для внутренних целей.

Учетная система — это совокупность процедур по сбору, регистрации, обработке и представлению данных об активах, пассивах и хозяйственных операциях организации. Эффективная система бухгалтерского учета обеспечивает полноту, реальность, своевременность отражения хозяйственных операций, их правильную оценку, классификацию и обобщение.

Для понимания учетной системы организации необходимы изучение и оценка следующих сведений о ее хозяйственной деятельности:

• учетной политики и основных принципов ведения бухгалтерского учета;

• организационной структуры подразделения, ответственного за ведение бухгалтерского учета и подготовку бухгалтерской отчетности (бухгалтерии);

• распределения обязанностей и полномочий между сотрудниками бухгалтерии;

•организации подготовки, оборота и хранения документов, отражающих хозяйственные операции;

• порядка отражения хозяйственных операций в учетных регистрах, форм и методов обобщения данных таких регистров;

• порядка подготовки бухгалтерской отчетности на основе данных бухгалтерского учета;

• роли и места вычислительной техники в ведении учета и подготовке отчетности;

• критических областей учета, где риск возникновения ошибок или искажений бухгалтерской отчетности особенно велик;

• средств контроля, предусмотренных в отдельных областях системы учета.

Процедуры контроля — это методы и правила, разработанные администрацией для того, чтобы иметь уверенность в том, что все совершаемые хозяйственные операции зарегистрированы полностью и точно; все ошибки в процессе ведения дел и регистрации данных по ним обнаруживаются максимально быстро; целостность данных обеспечена учетными регистрами; доступ к активам и связанным с ними документам ограничен.

Внутренний контроль может осуществляться как отдельными сотрудниками организации (менеджерами, бухгалтерами, экономистами), так и специально созданными для этих целей подразделениями (например, службой внутреннего аудита). Состав, структура и функции субъектов (служб) контроля определяются руководством и зависят от установленных для системы внутреннего контроля целей и организационной структуры предприятия.

В рамках консультационной функции внутреннего аудита можно выделить: функциональный аудит; организационно-технический аудит; всесторонний аудит системы производства и управления; консультационный аудит.

Функциональный аудит систем производства и управления проводится для оценки качества исполнения функций производства и управления каким-либо подразделением (должностным лицом) организации.

Примеры функционального внутреннего аудита:

• контроль качества отчетов об исследовании рынков, составленных отделом маркетинга;

• контроль качества сегментарной отчетности (в разрезе принятых подходов к ее составлению), составленной соответствующим подразделением бухгалтерии;

• контроль качества оперативных отчетов (управленческих балансов) о состоянии и движении капитала организации, составленных управленческой бухгалтерией; контроль качества обслуживания и техники управления, в том числе компьютерных систем.

Организационно-технический аудит систем производства и управления выражает проводимый аудиторами контроль разнообразных звеньев систем производства и управления на предмет организационной и технической (совокупность применяемых в работе приемов и способов) целесообразности их функционирования.

К организационно-техническому аудиту можно отнести:

• контроль целесообразности организационной структуры;

• контроль целесообразности схемы организационных отношений;

•контроль целесообразности приемов управления (технический аспект), в том числе персоналом;

• контроль организационной и технической целесообразности иных систем производства и управления, в том числе систем управления персоналом, коммуникаций, управленческой информационной системы.

Вопрос №21. Аудиторский (независимый) финансовый контроль: общая характеристика.

В соответствии с Федеральным законом "Об аудиторской дея­тельности" и Федеральными правилами (стандартами) аудитор­ской деятельности в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 № 696 (в ред. от 04.07.2003 №405), аудиторская деятельность - аудит ­представляет собой предпринимательскую деятельность аудито­ров (аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневе­домственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и дру­гих финансовых обязательств и требований хозяйственных субъ­ектов, а также оказанию им иных аудиторских услуг.

Основной целью аудиторской деятельности является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетно­сти во всех существенных отношениях.

Аудиторы, прошедшие аттестацию и желающие работать само­стоятельно, а также аудиторские фирмы, начинают свою дея­тельность после государственной регистрации в качестве субъекта предпринимательской деятельности, получения лицензии и вклю­чения в государственный реестр аудиторов и аудиторских фирм.

Лицензии на осуществление аудита выдаются Министерством финансов РФ. Данное положение введено Постановлением Правительства РФ "О лицензировании аудиторской деятельно­сти" от 29.03.2002 № 190. Лицензия на осуществление аудиторской деятельности, предоставляемая в соответствии с действующим законодательством, первоначально выдается на срок -5 лет. При этом отдельные виды аудиторской деятельности законода­тельством, не предусмотрены. Срок действия лицензии по за­явлению лицензиата может продлеваться на 5 лет неограни­ченное количество раз.

Аудитор в процессе проведения аудита обязан оценивать суще­ственность и ее взаимосвязь с аудиторским риском.

Информация об отдельных активах, обязательствах, доходах, расходах и хозяйственных операциях, а также составляющих капитала, считается существенной, если ее пропуск или искаже­ние может повлиять на экономические решения пользователей, принятые на основе финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Аудитор оценивает то, что является существенным, по своему

профессиональному суждению. Между существенностью и аудиторским риском существует об­ ратная зависимость, то есть чем выше уровень существенно­сти, тем ниже уровень аудиторского риска, и наоборот.

Оценка существенности и аудиторского риска на начальной стадии планирования может отличаться от такой оценки после подведения итогов аудиторских процедур.

При оценке достоверности финансовой (бухгалтерской) отчет­ности аудитору следует определить, является ли совокупность неисправленных искажений, выявленных в ходе аудита, суще­ственной.

Если аудитор приходит к выводу о том, что искажения могут оказаться существенными, ему необходимо снизить аудитор­ский риск посредством проведения дополнительных аудитор­ских процедур или потребовать от руководства аудируемого лица внесения поправок в финансовую (бухгалтерскую) отчет­ность. Руководство вправе внести поправки в финансовую (бухгалтерскую) отчетность с учетом выявленных искажений.

Аудитор должен получить надлежащие доказательства с целью формулирования обоснованных выводов, на которых основы­вается мнение аудитора.

Наши рекомендации