Вопрос 21. РЦБ. Первичный и вторичный рынки ЦБ
Существует множество способов классификации рынков ценных бумаг:
· По характеру движения ценных бумаг (первичный, вторичный).
· По виду ценных бумаг (рынок облигаций, рынок акций, рынок производных финансовых инструментов).
· По форме организации (организованный и неорганизованный, биржевой и внебиржевой).
· По территориальному принципу (международные, национальные и региональные рынки).
· По эмитентам (рынок ценных бумаг предприятий, рынок государственных ценных бумаг и т. п.).
· По срокам (рынок кратко-, средне-, долгосрочных и бессрочных ценных бумаг).
· По видам сделок (кассовый рынок — подразумевает мгновенное исполнение сделок, форвардный рынок и т. д.).
· По отраслевому принципу.
· По другим критериям.
Рассмотрим деление рынка ЦБ по характеру движения ЦБ:
Первичный рынок ценных бумаг — это рынок, на котором происходит первичное размещение ценных бумаг.
Первичное размещение бывает двух видов — частное и публичное.
Частное размещение (англ. private placement). В этом случае пакет ценных бумаг продается ограниченному числу лиц (как правило, одному-двум институциональным инвесторам). Особенностью частного размещения является закрытый характер сделки. Никаких требований по раскрытию финансовой документации не предъявляется.
Публичное размещение (англ. public offering) или IPO (initial public offering (англ.)). Публичное размещение происходит с помощью посредников. Ими могут выступать как биржи, так и институциональные брокеры.
Вторичный рынок ценных бумаг — это рынок, на котором происходит обращение ценных бумаг. На этом рынке уже не аккумулируются новые финансовые средства для эмитента, а только перераспределяются ресурсы среди последующих инвесторов.
Являясь механизмом перепродажи, он позволяет инвесторам свободно покупать и продавать бумаги. При отсутствии вторичного рынка или его слабой организации последующая перепродажа ценных бумаг была бы невозможна или затруднена, что оттолкнуло бы инвесторов от покупки всех или части бумаг. В итоге общество осталось бы в проигрыше, так как многие, особенно новейшие, начинания не получили бы необходимой финансовой поддержки.
Состояние рынка ценных бумаг можно оценить по нескольким основным показателям, рассчитываемым отдельно для рынка акций и для рынка долговых инструментов (преимущественно облигаций).
Основным из них является] отношение капитализации рынка акций (облигаций) к ВВП (определяется как отношение объёма находящихся в обращении соответствующих ценных бумаг к ВВП).
Проблемы сравнения рынков акций (облигаций) для стран с формирующимися и развивающимися финансовыми рынками усложняются тем, что ликвидность этих рынков низка либо они практически неликвидны. Вследствие этого общий объём капитализации не является полностью информативным показателем относительно размера ликвидной массы акций (либо облигаций), принимающих участие в обращении. Поэтому реальное качественное состояние национального рынка ценных бумаг и уровень его стабильности можно определить, анализируя вместе с объёмом капитализации объём обращения акций (облигаций), что характеризует ликвидность рынка. Уровень ликвидности рынка определяется как отношение объёма оборота соответствующего финансового инструмента к объёму капитализации рынка.
Исторически существуют три условные модели фондового рынка в зависимости от банковского или небанковского характера финансовых посредников:
· Небанковская модель (США) — в качестве посредников выступают небанковские компании по ценным бумагам.
· Банковская модель (Германия) — посредниками выступают банки.
· Смешанная модель (Япония) — посредниками являются как банки, так и небанковские компании.
Задача регулирования рынка ценных бумаг — обеспечить финансовую безопасность участников и стандартизировать процедуры. А именно: защитить инвесторов, обеспечить бесперебойную и эффективную работу рынков, минимизировать воздействие неблагоприятной рыночной конъюнктуры на экономику, поддержать конкуренцию, предотвратить недобросовестную практику. Наиболее часто регулирующие органы обращают внимание на такие области, как раскрытие финансовой информации и инсайдерскую торговлю[7]
Государственное регулирование РЦБ осуществляется путем установления обязательных требований к деятельности эмитентов и инвесторов, лицензированием деятельности профессиональных участников РЦБ, регистрацией выпусков ценных бумаг, контроля за использованием служебной информации и рекламной деятельностью на РЦБ. Ведущая роль в области государственного регулирования РЦБ принадлежит Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг(ФКЦБ).
С целью выработки единых стандартов на рынках ценных бумаг, анализа и обобщения опыта работы на различных национальных рынках ценных бумаг созданы международные организации.
· Международная организация комиссий по ценным бумагам — объединяет национальные органы регулирования рынка ценных бумаг.
· Ассоциация участников международных фондовых рынков (ISMA). В ассоциации состоят крупнейшие банки-участники рынка еврооблигаций. Под управлением ISMA находится система TRAX, представляющая собой онлайновую систему, которая позволяет в реальном времени сопоставлять и подтверждать осуществляемые между дилерами операции[8].
· Международная ассоциация свопов и деривативов (ISDA) — саморегулируемая организация, занимающаяся преимущественно внебиржевыми рынками.
· Смешанная модель (Япония) — посредниками являются как банки, так и небанковские компании.