Неналоговые доходы включают

ü страховые взносы на обязательное социальное страхование;

ü доходы от внешнеэкономической деятельности; доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности; платежи при пользовании природными ресурсами;

ü доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства;

ü доходы от продажи материальных и нематериальных активов;

ü административные платежи и сборы

ü штрафы, санкции, возмещение ущерба.

К безвозмездным поступлениям относятся:

1) безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы РФ. К ним относятся

ü дотации из других бюджетов бюджетной системы РФ;

ü субсидии из других бюджетов бюджетной системы РФ (межбюджетные субсидии);

ü субвенции из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов РФ;

ü иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы РФ

2) безвозмездные поступления от нерезидентов;

ü безвозмездные поступления от государственных (муниципальных) организаций;

ü безвозмездные поступления от негосударственных организаций;

ü безвозмездные поступления от наднациональных организаций.

Другие классификации доходов:

1. Доходы федерального бюджета делятся на нефтегазовые и ненефтегазовые доходы

Нефтегазовые доходы федерального бюджета используются для финансового обеспечения нефтегазового трансферта, а также для формирования Резервного фонда и Фонда будущих поколений.

К нефтегазовым доходам федерального бюджета относятся доходы федерального бюджета от уплаты:

налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (нефть, газ горючий природный из всех видов месторождений углеводородного сырья, газовый конденсат из всех видов месторождений углеводородного сырья);

вывозных таможенных пошлин на нефть сырую;

вывозных таможенных пошлин на газ природный;

вывозных таможенных пошлин на товары, выработанные из нефти.

Нефтегазовый трансферт представляет собой часть средств федерального бюджета, используемых для финансирования ненефтегазового дефицита федерального бюджета за счет нефтегазовых доходов федерального бюджета и средств Резервного фонда

2. Все доходы делятся на собственные доходы бюджетов и субсидии.

Таким образом, формирование доходов бюджетов разных уровней происходит согласно Бюджетному кодексу.

Федеральный бюджет формируется за счет

федеральных налогов (зачисляемым полностью или частично); штрафов и пени, связанные с нарушением законодательства по налогам;

неналоговых доходов;

безвозмездных поступлений

Региональный бюджет формируется за счет

части федеральных налогов, региональных налогов; штрафов и пени, связанные с нарушением законодательства по налогам;

неналоговых доходов;

безвозмездных поступлений

Местный бюджет формируется за счет

части федеральных и местных налогов; штрафов и пени, связанные с нарушением законодательства по налогам;

неналоговых доходов, в том числе средств самообложения;

безвозмездных поступлений.

Расходы бюджетов, их классификации.

Расходы бюджета - денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления. Это - денежные затраты государства на выполнение его функций.

Бюджетные расходы:

ü традиционно бюджетные расходы называются трансфертными – безвозмездное однонаправленное перемещение денежных средств (субсидии);

ü трансформационные расходы (помимо трансфертных), т.е. расходам государства противопоставляется движение товаров, работ и услуг (оплата труда бюджетникам);

ü кредитные расходы – те денежные средства, которые возвратятся (кредиты, займы, ссуды доходами не являются, а в расходной части существуют расходы на выдачу кредитов, ссуд, продажу выпущенных ценных бумаг).

Расходы планируются и исполняются в соответствии с единой бюджетной классификацией расходов и закрепляются за главными распорядителями и распорядителями.

Бюджетная классификация расходов часто уточняется в связи с потребностями государства.

Едиными для бюджетов бюджетной системы РФ разделами и подразделами классификации расходов бюджетов являются:

1) общегосударственные вопросы:

функционирование Президента Российской Федерации;

функционирование высшего должностного лица субъекта Российской Федерации и муниципального образования;

функционирование законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов муниципальных образований;

функционирование Правительства Российской Федерации, высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций;

судебная система;

обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов финансового (финансово-бюджетного) надзора;

обеспечение проведения выборов и референдумов;

международные отношения и международное сотрудничество;

государственный материальный резерв;

фундаментальные исследования;

резервные фонды;

прикладные научные исследования в области общегосударственных вопросов;

национальная оборона:

Вооруженные Силы Российской Федерации;

модернизация Вооруженных Сил Российской Федерации и воинских формирований;

мобилизационная и вневойсковая подготовка;

мобилизационная подготовка экономики;

подготовка и участие в обеспечении коллективной безопасности и миротворческой деятельности;

ядерно-оружейный комплекс;

реализация международных обязательств в сфере военно-технического сотрудничества;

прикладные научные исследования в области национальной обороны;

3) национальная безопасность и правоохранительная деятельность:

органы прокуратуры;

органы внутренних дел;

внутренние войска;

органы юстиции;

система исполнения наказаний;

органы безопасности;

органы пограничной службы;

органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ;

защита населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, гражданская оборона;

обеспечение пожарной безопасности;

миграционная политика;

модернизация внутренних войск, спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, а также правоохранительных и иных органов;

прикладные научные исследования в области национальной безопасности и правоохранительной деятельности;

4) национальная экономика:

общеэкономические вопросы;

топливно-энергетический комплекс;

исследование и использование космического пространства;

воспроизводство минерально-сырьевой базы;

сельское хозяйство и рыболовство;

водное хозяйство;

лесное хозяйство;

транспорт;

дорожное хозяйство (дорожные фонды);

связь и информатика;

прикладные научные исследования в области национальной экономики;

5) жилищно-коммунальное хозяйство:

жилищное хозяйство;

коммунальное хозяйство;

благоустройство;

прикладные научные исследования в области жилищно-коммунального хозяйства;

6) охрана окружающей среды:

экологический контроль;

сбор, удаление отходов и очистка сточных вод;

охрана объектов растительного и животного мира и среды их обитания;

прикладные научные исследования в области охраны окружающей среды;
7) образование:

дошкольное образование;

общее образование;

начальное профессиональное образование;

среднее профессиональное образование;

профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации;

высшее и послевузовское профессиональное образование;

молодежная политика и оздоровление детей;

прикладные научные исследования в области образования;

8) культура, кинематография:

культура;

кинематография;

прикладные научные исследования в области культуры, кинематографии;

9) здравоохранение:

стационарная медицинская помощь;

амбулаторная помощь;

медицинская помощь в дневных стационарах всех типов;

скорая медицинская помощь;

санаторно-оздоровительная помощь;

заготовка, переработка, хранение и обеспечение безопасности донорской крови и ее компонентов;

санитарно-эпидемиологическое благополучие;

прикладные научные исследования в области здравоохранения;

10) социальная политика:

пенсионное обеспечение;

социальное обслуживание населения;

социальное обеспечение населения;

охрана семьи и детства;

прикладные научные исследования в области социальной политики;

11) физическая культура и спорт:

физическая культура;

массовый спорт;

спорт высших достижений;

прикладные научные исследования в области физической культуры и спорта;

12) средства массовой информации:

телевидение и радиовещание;

периодическая печать и издательства;

прикладные научные исследования в области средств массовой информации;

13) обслуживание государственного и муниципального долга:

обслуживание государственного внутреннего и муниципального долга;

обслуживание государственного внешнего долга;

14) межбюджетные трансферты общего характера бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований:

дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

иные дотации;

прочие межбюджетные трансферты общего характера.

Дефицит и профицит бюджета. Источники финансирования дефицита бюджета.

До 2001 г. бюджеты всех уровней принимались с дефицитом. В мировой практике существует два подхода к дефициту:

ü классический: дефицит свидетельствует о неблагополучии в экономике;

ü кейнсианский: дефицит рассматривается как эффективный инструмент политики государства.

Считается нормой, если дефицит составляет 2-3% от ВВП.

При принятии бюджета одновременно определялись источники его финансирования, которые можно разделить на 2 группы:

ü инфляционные источники (большая их часть является незаконными):

ü бумажная денежная эмиссия;

ü кредиты Центробанка Правительству;

ü продажа Центробанку при первичном размещении государственных ценных бумаг.

ü неинфляционные источники (разрешенные):

ü кредиты, займы.

До 1993 г. в финансировании дефицита бюджета преобладали инфляционные источники, с 1993 г. стали использоваться неинфляционные источники (главным стали ГКО – государственные бескупонные краткосрочные облигации).

Неинфляционные источники могут превращаться в инфляционные, если государство использует непроизводительно привлеченные кредитные ресурсы (кредит берем на зарплату, следовательно, используем его непроизводительно).

В Бюджетном кодексе разрешено принимать бюджеты с дефицитом (принцип сбалансированности бюджета).

На всех уровнях бюджетной системы могут использоваться внутренние источники, внешние – на федеральном уровне и с 2008 г на уровне субъектов РФ.

Источники внутреннего финансирования дефицитов бюджетов:

ü государственные (муниципальные) ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в валюте РФ;

ü кредиты кредитных организаций в валюте РФ;

ü бюджетные кредиты от других бюджетов бюджетной системы РФ;

ü кредиты международных финансовых организаций в валюте РФ;

ü изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджета;

ü иные источники внутреннего финансирования дефицитов бюджетов;

Источники внешнегофинансирования дефицитов бюджетов:

ü государственные ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте;

ü кредиты иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты (заимствования), международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц в иностранной валюте;

ü кредиты кредитных организаций в иностранной валюте;

ü иные источники внешнего финансирования дефицитов бюджетов.

Для каждого уровня бюджетной системы в Бюджетном Кодексе источники покрытия дефицита бюджета уточняются. Местные бюджеты не имеют права использовать внешние источники финансирования своего дефицита бюджета.

Внебюджетные фонды.

Государство для выполнения своих функций создает разнообразные целевые фонды денежных средств. Государственный внебюджетный фонд - это форма образования и расходования денежных средств, образуемых вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ. Эти фонды могут быть консолидированы в бюджете, либо существовать вне бюджетов. В последнем случае они называются внебюджетными. Они характеризуются более узкой направленностью по сравнению с бюджетом, а также собственными источниками доходов. И те, и другие являются методом перераспределения национального дохода и включаются в бюджетную систему страны. В России внебюджетные фонды создаются с начала 90-х гг.

Внебюджетные фонды социального назначения - это государственные фонды денежных средств, которые образуются вне федерального бюджета и управляются органами государственной власти РФ (Пенсионный фонд РФ, Фонд обязательного медицинского страхования РФ, Фонд социального страхования РФ). Они предназначенные для реализации конституционных прав граждан на социальное обеспечение по возрасту; социальное обеспечение по болезни, инвалидности, в случае потери кормильца, рождения и воспитания детей; социальное обеспечение в случае безработицы; охрану здоровья и получение бесплатной медицинской помощи. Основными доходами внебюджетных фондов являются страховые взносы работодателей и межбюджетные трансферты.

Пенсионный Фонд РФ (ПФ) был создан в 1990 г. Его назначение - в распределении средств для пенсионного обеспечения на основе принципа солидарности поколений, а с 2002 сочетания принципа солидарности поколений и накопительного принципа. Пенсионный фонд РФ является самостоятельным финансово - кредитным учреждением.

Пенсионный фонд осуществляет ряд социально значимых функций:

ü учет страховых средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию;

ü назначение и выплата пенсий.

ü назначение и реализация социальных выплат отдельным категориям граждан: ветеранам, инвалидам, инвалидам вследствие военной травмы, Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и т.д.

ü персонифицированный учет

ü выдачу сертификатов на получение материнского (семейного) капитала;

ü управление средствами пенсионной системы, в т.ч. накопительной частью трудовой пенсии, которое осуществляется через государственную управляющую компанию (Внешэкономбанк) и частные управляющие компании;

ü реализацию Программы государственного софинансирования пенсии.

Фонд социального страхования (ФСС) РФ был создан в. 1991 г. Его целью является обеспечение государственных гарантий в области социального страхования.

Средства ФСС расходуются на:

ü выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам; женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности; при рождении ребенка; по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;

ü родовые сертификаты,

ü социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг;

ü оплату путевок для работников и их детей в санаторно-курортные учреждения, расположенные на территории РФ и в санаторно-курортные учреждения в государствах - участниках СНГ, аналогичных которым нет в РФ, а также на лечебное (диетическое) питание;

ü частичное содержание находящихся на балансе страхователей санаториев - профилакториев, имеющих лицензии на право занятия этим видом деятельности (оплата расходов на питание, лечение и медикаменты, заработную плату работников, культурно - массовое обслуживание);

ü частичную оплату путевок в детские загородные оздоровительные лагеря, находящиеся на территории РФ, для детей работающих граждан;

ü частичное содержание детско-юношеских спортивных школ (оплата расходов на оплату труда тренерско-преподавательского состава и аренду помещений, необходимых для учебно-тренировочного процесса) и др.

Фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС) были созданы в 1991 г. Они включают Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды. Обязательное медицинское страхование в РФ является всеобщим для населения. Объектом медицинского страхования выступает страховой риск, связанный с затратами на медицинское обслуживание при наступлении страхового случая. Обязательное медицинское страхование должно гарантировать гражданам получение медицинской помощи за счет накопленных средств.

Для осуществления своей деятельности Фонды обязательного медицинского страхования заключают договоры со страховыми организациями, которые получили лицензию на ведение медицинского страхования. Фонды выделяют средства страховой компании для оплаты тех медицинских услуг, которые будут оказаны медицинскими учреждениями лицам, застрахованным данной компанией. Медицинские услуги предоставляются населению в пределах гарантированного государством объема услуг.

Основными статьями расходов средств ФОМС являются:

ü оплата медицинских услуг;

ü содержание аппарата фондов;

ü финансирование целевых программ в рамках обязательного медицинского страхования;

ü создание страхового запаса.

Государственный и муниципальный кредит

Государственный кредит – это экономические отношения, в которых государство может выступать кредитором, заемщиком или гарантом. Государственный кредит представляет собой понятие, находящееся на стыке финансов и кредита. Следовательно, в нём можно найти черты и тех и других отношений.

Субъектами госкредита, с одной стороны, выступает государство, а с другой стороны, – физические и юридические лица, другие государства.

Функции госкредита:

Ø перераспределительная;

Ø формирование и использование централизованного денежного фонда – бюджета;

Ø замещение действительных денег кредитными деньгами (в 1993-1995 гг. государство выпускало казначейские обязательства, которые можно было использовать как квазиденьги, т.к. казначейские обязательства – это ценные бумаги, которыми можно было заплатить за товары, работы и услуги и уплатить налоги;

Ø контрольная (в зависимости от школы: в Санкт-Петербургской нет).

Госкредит может существовать в следующих формах:

госкредиты, в том числе бюджетные кредиты;

займы (выпуск долговых ценных бумаг);

гарантии.

Преимущества госкредита:

ü дает государству неинфляционные источники покрытия дефицита бюджета, но неинфляционные источники могут превратиться в инфляционные;

ü в случае нехватки налоговых и неналоговых доходов кредит может способствовать экономическому развитию страны;

ü госкредит воздействует на денежную политику, т.е. при помощи госкредита можно регулировать денежную массу в стране;

ü госкредит – форма международного сотрудничества и взаимной помощи, поэтому важны факторы политического характера.

Недостатки:

ü госкредит – это налог, взятый наперед, т.е. до момента сбора. Берем кредит сегодня, а погашаем его завтра за счет налогов;

ü чрезмерные заимствования ведут к политической и экономической зависимости от других государств.

Положительное и отрицательное влияние госкредита зависит от того, как используется денежные средства кредита.

Государство как заемщик.

Исторически в отношениях государственного кредита государство выступало преимущественно как заемщик. Это связано с необходимостью:

ü финансирования дефицита бюджета;

ü покрытия временных разрывов в поступлении доходов;

ü рефинансирования уже имеющихся задолженностей;

ü финансирования целевых программ.

Займы (выпуск государственных и муниципальных ценных бумаг) являются альтернативой повышения налогов при недостаточности бюджетных средств, поэтому целесообразность использования государственного кредита определяется политическими и социально-экономическими факторами.

Кредит формирует поступления в бюджет. Источниками государственного кредита, когда государство выступает в качестве заемщика, служат временно свободные средства юридических и физических лиц, международных финансовых организаций, иностранных государств.

Государственный кредит оказывает влияние на величину бюджетного фонда; структуру расходов; условия воспроизводства.

В результате заимствований образуется государственный или муниципальный долг. Различают государственный долг РФ, государственный долг субъекта РФ и муниципальный долг.

Российская Федерация и субъекты РФ могут заимствовать максимум на 30 лет, а муниципальные образования – максимум на 10 лет.

Государство как кредитор

Государство как кредитор использует следующие виды кредитов:

ü бюджетный кредит - денежные средства, предоставляемые бюджетом другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, юридическому лицу (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), иностранному государству, иностранному юридическому лицу на возвратной и возмездной основах;

ü целевой иностранный кредит (заимствование) - форма финансирования проектов, включенных в программу государственных внешних заимствований Российской Федерации, которая предусматривает предоставление средств в иностранной валюте на возвратной и возмездной основах путем оплаты товаров, работ и услуг в соответствии с целями этих проектов. Целевые иностранные кредиты (заимствования) включают связанные кредиты иностранных государств, иностранных юридических лиц, а также нефинансовые кредиты международных финансовых организаций;

ü связанные кредиты иностранных государств, иностранных юридических лиц - форма привлечения средств на возвратной и возмездной основах для закупок товаров, работ и услуг за счет средств иностранных государств, иностранных юридических лиц в основном в стране кредитора;

ü нефинансовые кредиты международных финансовых организаций - форма привлечения средств на возвратной и возмездной основах для закупок преимущественно на конкурсной основе товаров, работ и услуг в целях осуществления инвестиционных проектов или проектов структурных реформ при участии и за счет средств международных финансовых организаций.

1. По политическим причинам государство выдает кредиты другим странам, в том числе странам СНГ.

2. Выдает бюджетные кредиты юридическим лицам на конкурсной основе. Обычно кредит выдается под Неналоговые доходы включают - student2.ru или Неналоговые доходы включают - student2.ru ставки рефинансирования ЦБ. Если кредит используется не по целевому назначению, то основная сумма должна быть немедленно возвращена в бюджет, а за использование денежных средств ставка равна 2-3 ставкам рефинансирования. Эта форма сегодня является неэффективной.

3. Бюджетные кредиты предоставляются из вышестоящего бюджета нижестоящему для покрытия кассовых разрывов.

Государство как гарант.

Государство выступает гарантом по кредитам, которые юридические лица берут кредиты у коммерческих банков. Гарантии выдаются на конкурсной основе.

Финансы организаций (предприятий)

Исходным звеном системы финансовых отношений являются финансы хозяйствующих субъектов - организаций (предприятий). На предприятиях создаются первичные финансовые ресурсы, которые затем распределяются по различным каналам финансовой системы. Финансы организаций (предприятий) представляют собой наиболее дискуссионное понятие в сфере финансов. Это касается определения финансов организаций (предприятий), их функций, принципов.

Под финансами организаций и предприятий понимают:

ü денежные отношения, возникающие в результате движения денежных потоков, связанные с функционированием создаваемых на организациях и предприятиях денежных фондов ;

ü денежные отношения, в которые фирма вступает для обеспечения своей жизнедеятельности ;

ü денежные отношения, связанные с формированием и использованием капитала, доходов, денежных фондов в процессе кругооборота их средств и выраженных в виде различных денежных потоков;

ü совокупность экономических отношений, возникающих в реальном денежном обороте по поводу формирования, распределения и использования финансовых ресурсов ;

ü денежные отношения, возникающие в ходе предпринимательской деятельности в процессе формирования собственного капитала, целевых фондов денежных средств, их распределения и использования ;

ü относительно самостоятельную сферу системы финансов государства, охватывающих широкий круг денежных отношений, связанных с формированием и использованием капитала, доходов, денежных фондов в процессе кругооборота их средств .

В международной практике наиболее распространенной организационно-правовой формой предприятия являются акционерные общества (корпорации), поэтому содержание финансов организаций (предприятий) ограничивается сферой корпоративных финансов.

Вследствие разнообразия современных предприятий можно предложить несколько классификаций финансов предприятий.

Существуют финансы коммерческих и некоммерческих предприятий (организаций). Они отличаются целевыми установками.

По отраслевому признаку различают:

ü финансы традиционных отраслей (например, финансы промышленных предприятий, финансы сельскохозяйственных предприятий, финансы строительных, торговых предприятий);

ü финансы относительно новых для России отраслей (например, финансы кредитных организаций, финансы страховых организаций (но не государственных), финансы профессиональных участников РЦБ).

Финансовые отношения возникают в связи с образованием и распределением денежных средств, которыми располагает предприятие.

Наши рекомендации