Методы детерминированного анализа
К ним относятся:
· построение экономически обоснованной детерминированной факторной модели;
· выбор приема факторного анализа и подготовка условий для его выполнения;
· реализация счетных процедур анализа модели;
· формулирование выводов и рекомендаций по результатам анализа.
Все явления и процессы хозяйственной деятельности организаций находятся во взаимосвязи и взаимообусловленности. Одни из них непосредственно связаны между собой, другие косвенно. Отсюда важным методологическим вопросом в экономическом анализе является изучение и измерение влияния факторов на величину исследуемых экономических показателей.
Под экономическим факторным анализом понимается постепенный переход от исходной факторной системы к конечной факторной системе, раскрытие полного набора прямых, количественно измеримых факторов, оказывающих влияние на изменение результативного показателя.
По характеру взаимосвязи между показателями различают методы детерминированного и стохастического факторного анализа.
Детерминированный факторный анализ представляет собой методику исследования влияния факторов, связь которых с результативным показателем носит функциональный характер.
Основные свойства детерминированного подхода к анализу:
- построение детерминированной модели путем логического анализа;
- наличие полной (жесткой) связи между показателями;
- невозможность разделения результатов влияния одновременно действующих факторов, которые не поддаются объединению в одной модели;
- изучение взаимосвязей в краткосрочном периоде.
Рассмотрим возможность использования основных методов детерминированного анализа, обобщив вышеизложенное в виде матрицы (Таблица 1.7).
Таблица 1.7
Матрица применения способов детерминированного факторного анализа | |||||
Способы | Модели | ||||
Мультипликативные | Аддитивные | Кратные | Смешанные | ||
Цепной подстановки | + | + | + | + | |
Абсолютных разниц | + | - | + | - | |
Относительных разниц | + | - | - | y = a * (b – c) | |
Интегральный | + | - | + | y = a / Σ bi |
Обозначения: + используется;
– не используется
Различают четыре типа детерминированных моделей:
Аддитивные модели представляют собой алгебраическую сумму показателей и имеют вид:
. (1.5)
К таким моделям, например, относятся показатели себестоимости во взаимосвязи с элементами затрат на производство и со статьями затрат; показатель объема производства товаров в его взаимосвязи с объемом выпуска отдельных изделий или объема выпуска в отдельных подразделениях.
Мультипликативные модели в обобщенном виде могут быть представлены формулой:
.. (1.6)
Примером мультипликативной модели является двухфакторная модель объема продаж:
РП = Ч * СВ, ( 1.7)
где Ч - среднесписочная численность работников;
CB - средняя выработка на одного работника.
Кратные модели:
y = x1 /x2. . (1.8)
Примером кратной модели служит показатель срока оборачиваемости товаров (ТОБ.Т) (в днях):
ТОБ.Т = ЗТ / ОР , (1.9)
где ЗТ- средний запас товаров;
ОР - однодневный объем продаж.
Смешанные моделипредставляют собой комбинацию перечисленных выше моделей и могут быть описаны с помощью специальных выражений:
(1.10)
Примерами таких моделей служат показатели затрат на 1 руб. произведенной продукции, показатели рентабельности и др.
Для изучения зависимости между показателями и количественного измерения множества факторов, повлиявших на результативный показатель, приведем общие правила преобразования моделей с целью включения новых факторных показателей.
Для детализации обобщающего факторного показателя на его составляющие, которые представляют интерес для аналитических расчетов, используют прием удлинения факторной системы.
Если исходная факторная модель
y = | x1 | , |
x2 |
а х1 = х11 + х12 + … + х1n, то модель примет вид
Y = | x11 | + | x12 | + …+ | x1n | .(1.11) |
x2 | x2 | x2 |
Для выделения некоторого числа новых факторов и построения необходимых для расчетов факторных показателей применяют прием расширения факторных моделей. При этом числитель и знаменатель умножаются на одно и тоже число:
Y = | x1* a * b * c | = | x1 | * | a | * | b | * | c | . (1.12) |
x2 * a * b * c | a | b | c | x2 |
Для построения новых факторных показателей применяют прием сокращения факторных моделей. При использовании данного приема числитель и знаменатель делят на одно и то же число.
. (1.13)
Детализация факторного анализа во многом определяется числом факторов, влияние которых можно количественные оценить, поэтому большое значение в анализе имеют многофакторные мультипликативные модели. В основе их построения лежат следующие принципы:
1) место каждого фактора в модели должно соответствовать его роли в формировании результативного показателя;
2) модель должна строиться из полной двухфакторной модели путем последовательного расчленения факторов, как правило, качественных, на составляющие;
3) при написании формулы многофакторной модели факторы должны располагаться слева направо в порядке их замены.
Построение факторной модели – первый этап детерминированного анализа. Далее определяют способ оценки влияния факторов.