Порядок формирования прибыли от обычной деятельности
Прибыль является центральной экономической категорией, органически связанной с процессами распределения и перераспределения стоимости ВНП и НД. В условиях рынка прибыль выступает одной из основных форм чистого дохода предприятий и является ведущей формой денежных накоплений. Прибыль от обычной деятельности определяется как сумма прибыли от операционной (основной) деятельности, доходов от участия в капитале, финансовых и других доходов за минусом расходов от участия в капитале, финансовых и других расходов. Прибыль от обычной деятельности формируется как разность между доходами от обычных видов деятельности и расходами, связанными с их осуществлением. Доходами от обычных видов деятельности является выручка от продажи продукции и товаров, а также поступления, связанные с выполнением работ и оказанием услуг. К прочим доходам относятся операционные и внереализационные. К расходам по обычным видам деятельности относятся расходы, связанные с изготовлением и продажей продукции, приобретением и продажей товаров, выполнением работ и оказанием услуг (себестоимость, коммерческие и управленческие расходы). В состав прочих расходов включаются операционные и внереализационные расходы.
30.Факторы, влияющие на величину прибыли. Содержание аналитического метода планирования прибыли, его преимущества и недостатки.В анализе факторов, влияющих на величину прибыли, лежат резервы увеличения прибыли предприятия, основными из которых являются :Обеспечение роста объема производства продукции на основе технического его обновления и повышения эффективности производства. Улучшение условий продажи продукции, в том числе за счет совершенствования расчетно-платежных отношений между предприятиями. Изменение структуры производимой и продаваемой продукции за счет увеличения доли более рентабельной. Снижение валовых расходов на производство и обращение продукции. Установление реальной зависимости уровня цен от качества производимой продукции, ее конкурентоспособности, спроса и предложения аналогичной продукции другими производителями. Увеличение прибыли от прочей деятельности предприятия (от продажи основных фондов, иного имущества предприятия, валютных ценностей, ценных бумаг и т.д.).Аналитический метод находит применение при планировании прибыли в отраслях с широким ассортиментом продукции, а также как дополнение к прямому методу и на стадии составления предварительных расчетов для бизнес-плана. Плановая величина прибыли определяется не по каждому виду выпускаемой продукции, а по всей сравнимой продукции в целом. Базой расчета здесь служат показатели базовой рентабельности, затрат на рубль товарной продукции, а также совокупность плановых показателей деятельности предприятия. Исчисление прибыли аналитическим методом на основе базовой рентабельности включает в себя следующие этапы:а) определение базовой рентабельности (Рб) как частного от деления ожидаемой прибыли за отчетный период (год) (П0) на полную себестоимость сравнимой товарной продукции за тот же период (С0), т. е. Рб = П0 / С0;б) исчисление объема товарной продукции в плановом периоде по себестоимости отчетного года (Сп) и определение прибыли на товарную продукцию (Пр) исходя из базовой рентабельности, т. е. Пр = Сп * Рб;в) учет влияния на плановую прибыль по сравнимой товарной продукции различных факторов (каждого в отдельности): объема производства, себестоимости сравнимой товарной продукции, ее ассортимента и качества, цен на сырье, материалы, энергию, готовую продукцию (работы, услуги) и т. п.; г) расчет прибыли по несравнимой товарной продукции, прибыли в переходящих остатках готовой продукции и как результат — прибыли от реализации товарной продукции в плановом периоде (году).План по прибыли на следующий год разрабатывается, как правило, в конце отчетного периода. Поэтому для определения базовой рентабельности используются отчетные данные за первые три квартала включительно и показатели ожидаемого выполнения плана на оставшийся до конца года период (за IV квартал).На основе показателя базовой рентабельности исчисляется прибыль на планируемый период (год) только по сравнимой товарной продукции. Прибыль по несравнимой продукции определяется отдельно. К аналитическому методу относится также планирование прибыли на основе затрат на рубль товарной продукции. В данном случае прибыль планируется по всему выпуску товарной продукции (сравнимой и несравнимой) по следующей формуле: Пв = Т * (100 - 3) / 100,где Пв — прибыль от выпуска товарной продукции; Т — выпуск товарной продукции в ценах реализации в планируемом периоде (году);З — затраты на 1 руб. товарной продукции, исчисленной в ценах реализации. Для определения общей суммы прибыли от продаж полученный результат корректируют на изменение прибыли в переходящих остатках нереализованной продукции.
31.Прямой метод планирования прибыли, его преимущества инедостатки.
Процесс планирования прибыли нацелен на выявление внутрихозяйственных резервов на основе более рационального использования производственных фондов, материальных ресурсов, трудовых ресурсов. Основную часть прибыли составляет прибыль от реализации продукции. Поэтому в процессе планирования финансовых результатов особое место отводится определению прибыли от реализации продукции (работ и услуг). Другой показатель — прибыль от реализации работ, услуг непромышленного характера (прибыль от прочей реализации).К традиционным методам планирования прибыли относятся: а) метод прямого счета; б) аналитический метод. Метод прямого счета применяется, как правило, при небольшом ассортименте выпускаемой продукции при составлении перспективных планов развития предприятия. Сущность метода прямого счета состоит в том, что плановая прибыль от реализации товарной продукции определяется как разность между планируемой выручкой от реализации продукции и полной себестоимостью реализуемой продукции. При этом выручка исчисляется в тех ценах, по которым предприятие реализует продукцию (за вычетом НДС и акцизов).Таким образом, планируемый размер прибыли от реализации продукции (работ, услуг) можно рассчитать по следующей формуле: Пр = Вр - Сп,где Пр — планируемая величина прибыли от продаж; Вр — планируемая выручка от реализации продукции; Сп — планируемая полная себестоимость реализуемой продукции, включая коммерческие и управленческие расходы. Методом прямого счета прибыль планируют как в разрезе ассортимента выпускаемой продукции, так и на весь объем реализуемой продукции. Основой расчета в первом случае является развернутый план выпуска продукции по всей номенклатуре, полная плановая себестоимость каждой единицы изделий и цена реализации (отпускная цена предприятия) за единицу. Для определения общей суммы прибыли от реализации продукции необходимо знать сумму прибыли, приходящуюся на остатки нереализованной продукции в плановом году. Расчет плановой прибыли от реализации продукции примет вид: Пр = П1 + Пт - П2,где П1 и П2 - прибыль в остатках нереализованной продукции на начало и конец планируемого периода; Пт — прибыль по товарному выпуску планируемого периода (года), планируемая исходя из плана производства по развернутой номенклатуре, плановых калькуляций по каждому изделию, смет управленческих и коммерческих расходов. Определение прибыли в переходящих товарных остатках имеет некоторые особенности. Ассортиментного учета по товарам, отгруженным, но не оплаченным покупателями, не ведется. Поэтому прибыль по входным и выходным остаткам товарной продукции исчисляется по всей их совокупности. Кроме того, складские товарные остатки на начало, и конец планируемого периода учитываются по производственной себестоимости, т.е. без внепроизводственных расходов. В связи с этим, прибыль по переходящим товарным остаткам определяется как разность между их величиной в ценах реализации и по производственной себестоимости. При определении общего размера плановой прибыли необходимо учесть и прибыль от прочих операций (сальдо прочих доходов и расходов).Метод прямого счета прибыли по своему содержанию прост и не требует больших затрат труда. Он позволяет весьма точно определить прибыль. Однако для этого к моменту планирования прибыли необходимо знать весь ассортимент выпускаемой продукции, подсчитать по плановым калькуляциям ее себестоимость, предельно точно спрогнозировать объем реализации этой продукции и цены в плановом году. К числу недостатков метода прямого счета можно отнести то, что он не позволяет выявить факторы, влияющие на изменения прибыли в плановом году. Этот недостаток может быть устранен применением аналитического метода планирования прибыли.
Планирование и оптимизация прибыли на основе определения точки безубыточности и эффекта операционного рычага.
Данный метод базируется на принципе разделения затрат на условно-постоянные и условно-переменные, расчете маржинальной прибыли, а также определении зависимости прибыли от величины и структуры затрат и от объема продаж. Для целей планирования и оптимизации прибыли важное значение имеют следующие показатели:1. маржинальная прибыль2. порог рентабельности (точка безубыточности)3. запас финансовой прочности4. сила воздействия операционного рычага.Маржинальная прибыль представляет собой превышение выручки над величиной переменных затрат: МП = ВП – VC= (FC+Пп), где ВП – выручка от продажи в плановом периоде ; VC – условно-переменные затраты ;FC- условно-постоянные затраты Пп – прибыль от продаж; Определение планируемой величины прибыли осуществляется на основе анализа безубыточности. Границей маневрирования в управленческих решениях служит порог окупаемости затрат (точка безубыточности). Определение точки безубыточности можно представить графически Выручка, при которой предприятие не получает ни прибыли, ни убытка, называется порогом рентабельности. После прохождения порога рентабельности предприятие начинает получать прибыль. В этой связи можно рассчитать запас финансовой прочности, позволяющий определить, насколько предприятие может выдержать снижение выручки от продаж в плановом периоде, сохранив при этом финансовую устойчивость и не неся убытков. В абсолютном выражении запас финансовой прочности определяется как разница между запланированным объемом реализации и порогом рентабельности. ЗФП = ВП – ВПР, где ЗФП – запас финансовой прочности предприятия ;Вп- плановая выручка от продаж.;ВПР – порог рентабельности В относительном выражении показатель финансовой прочности рассчитывается как доля от планируемой выручки от продаж. ЗФП,% = (ВП –ВПР)/ ВП*100%Далее планирование прибыли строится на основе расчета силы воздействия операционного (производственного) рычага (левериджа). СВОР = МП/Пп. Действие эффекта операционного рычага состоит в том, что любое изменение выручки приводит к еще более сильному изменению прибыли в данном релевантном периоде, что обусловлено неодинаковым характером воздействия условно-постоянных затрат и условно-переменных затрат на финансовый результат: дельтаПп =СВОР*дельтаВП, где СВОР – сила воздействия операционного рычага, МП – маржинальная прибыль. Чем выше доля условно-постоянных затрат в себестоимости продукции, тем сильнее воздействие операционного рычага. Изменяя соотношение между постоянными и переменными затратами, предприятие может воздействовать на величину прибыли. Чем выше сила воздействия операционного рычага, тем выше степень предпринимательского риска, связанного с данным предприятием. Сфера применения метода: предприятия, на которых внедрен управленческий учет. Достоинства метода: позволяет определить зависимость темпов роста прибыли от объемов реализации, достаточно точно планировать прибыль, определять наиболее рентабельные виды продукции. Недостатки метода: требует дополнительных затрат по внедрению управленческого учета на предприятии.