Анализ степени влияния на объём продаж отдельных факторов, связанных с использованием материалов
№ п/п | Показатель | Прошлый год | Отчетный год | Изменение, (+;-) |
Объем продаж (без НДС), тыс. руб. | ||||
Материальные затраты в себестоимости продаж (МЗ), тыс. руб. | 4 211 690 | 4 756 320 | ||
Коэффициент материалоотдачи проданной продукции | 1,71864 | 1,7332 | +0,01456 | |
Влияние на объем продаж следующих факторов: | Х | Х | Х | |
Изменение стоимости материалов в себестоимости продаж, тыс. руб. | Х | Х | 936025,5022 | |
изменения материалоотдачи продаж, (ΔКмо) тыс. руб. | Х | Х | 69394,4978 |
1. Для расчёта коэффициента материалоотдачи проданной продукции нужно воспользоваться следующей формулой:
Эффективность использования материальных ресурсов характеризуется их материалоотдачей и материалоемкостью продукции. Материалоотдача рассчитывается как отношение выручки от продаж к материальным затратам, связанным с производством и продажей продукции. Она показывает, сколько приходится продукции на 1 рубль использованных материалов.
Определим степень влияния. Для этого мы используем метод абсолютных разниц.
Степень влияния на объем продаж изменения стоимости материалов в себестоимости продаж:
∆V(МЗ) = ∆МЗ * 0
∆V(МЗ) =4211690*1,718644772 = 936025,5022 тыс. руб.
Степень влияния на объем продаж изменения материалоотдачи продаж: ∆V( ) = Мз1 * ∆
∆V( ) = 4756320 * 0,014589956 = 69394,4978 тыс. руб.
Баланс:
ΔV = V (ΔМЗ) + V (ΔКмо)
Первоначальное изменение объёма продаж: 8243819 – 7238399 = 1 005420 тыс. руб.
Общее влияние факторов: 936025,50 + 69394,49 = 1 005420 тыс.руб.
Баланс отклонений = исходному отклонению, что говорит о верности произведенных расчетов.
Выводы:
1) В отчетном году OOO «Рубин» увеличил объем продаж на 1005420 тыс. руб по сравнению с прошлым годом.
2) изменение стоимости материалов в себестоимости продаж 936025,5022 тыс. руб. оказало положительное влияние.
3) в отчетном году материалоотдача увеличилась на +0,01456, что положительно сказалось на выручке от продаж 69394,4978 тыс. руб. Увеличение материалоотдачи говорит о более эффективном их использовании в отчетном году по сравнению с прошлым годом;
4) по показателю «Число отработанных человеко-часов « резерв составит 203202 тыс.руб
Задание.
Определите степень влияния факторов, связанных с использованием основных средств, на объем продаж, а также резерв роста объема продаж за счет устранения факторов, имеющих отрицательное влияние. Полученные результаты обобщите в табл. 3 «Анализ степени влияния на объем продаж отдельных факторов, связанных с использованием основных средств» и дайте их интерпретацию. При анализе факторов, указанных в табл. 3, учтите, что четыре последних фактора соответствуют совокупному влиянию показателя среднегодовой фондоотдачи активной части основных средств.
Таблица 3