Общественное назначение распределительной функции
Общественное назначение распределительной функции финансов состоит:
- во-первых, в распределении и перераспределении стоимости ВВП и части национального богатства в денежной форме для обеспечения расширенного воспроизводства;
- во-вторых, в формировании экономического потенциала для создания финансовой основы функционирования государства и его экономической системы;
- в - третьих, в формировании финансовых ресурсов и целевых денежных фондов в соответствии с потребностями развития общественного производства.
Вместе с тем, распределительная функция, несмотря на ее многогранность, не раскрывает полностью свойств, присущих финансам как экономической категории. Дело в том, что финансы, связанные с движением стоимости общественного продукта, выраженной в денежной форме, обладают свойством количественно (через финансовые ресурсы и фонды) отображать воспроизводственный процесс в целом и различные его фазы. Благодаря этому свойству финансы способны постоянно "сигнализировать" о том, как складываются пропорции распределяемого общественного продукта, обеспечивается ли непрерывность воспроизводственного процесса или между разными фазами воспроизводства образуются "ножницы", своевременно и полно ли формируются фонды целевого назначения в разных областях и сферах общественного производства и т.д.
Способность финансов количественно отображать ход воспроизводственного процесса, "сообщая" о неполадках и отклонениях, позволяет систематически контролировать складывающиеся в обществе стоимостные пропорции.
Объективно присущее финансам свойство, заключающееся в их способности "сигнализировать" о течении распределительного процесса, проявляется через другую их функцию - контрольную.
Основу контрольной функции финансов составляет движение финансовых ресурсов, происходящее, как в фондовой, так и в нефондовой формах. Поскольку финансы "пронизывают" все общественное производство, все его сферы и подразделения, все уровни хозяйствования, они выступают универсальным орудием контроля со стороны общества за производством, распределением и обращением совокупного общественного продукта. Благодаря контрольной функции финансов, ее "сигналам" общество знает о том, как складываются пропорции в распределении денежных средств, насколько своевременно финансовые ресурсы поступают в распоряжение разных субъектов хозяйствования, экономно и эффективно ли они ими используются, и т.д.
Контрольная функция действует не изолированно, а в тесном единстве с распределительной. Одновременное действие обеих функций позволяет полностью проявиться экономической сущности финансов. В распределительной и контрольной функциях находят отражение две неразрывно связанные стороны финансовых отношений. В реальной жизни не существует таких финансовых отношений, которые имеют только распределительный характер и не обладают контрольной функцией; в то же время нет и таких финансовых отношений, которые обладали бы свойством контроля и не являлись распределительными. Распределительная и контрольная функции - это две стороны одного и того же экономического процесса. Только в их единстве и тесном взаимодействии финансы могут проявить себя качестве категории стоимостного распределения.
Инструментом реализации контрольной функции финансов выступает финансовая информация.Она заключена в финансовых показателях, имеющихся в бухгалтерской, статистической и оперативной
отчетности. Финансовые показатели являются разновидностью стоимостных, их особенность - в синтетическом (комплексном) характере отражения разных сторон хозяйственной деятельности предприятий, организаций, учреждений. Финансовые показатели позволяют увидеть различные стороны работы предприятий и оценить результаты хозяйственной деятельности; на их основе принимаются меры, направленные на устранение выявленных негативных моментов.
Поскольку "сигналы", посылаемые контрольной функцией финансов, получают свое выражение через количественные параметры соответствующих финансовых показателей, исключительно остро стоит вопрос о достоверности финансовой (как и любой другой) информации. Только в условиях достоверной информации, отвечающей реальному положению дел в народном хозяйстве, могут приниматься обоснованные решения, направленные на изменение (корректировку, уточнение) хода воспроизводственного процесса.
Формой проявления контрольной функции, ее практическим использованием является организация финансового контроля.
Финансовый контроль рассматривается в двух аспектах:
1) как строго регламентированная деятельность специально созданных контролирующих органов за соблюдением финансового законодательства и финансовой дисциплины всех экономических субъектов;
2) как неотъемлемый элемент управления финансами и денежными потоками с целью обеспечения целесообразности и эффективности финансовых операций.
Оба аспекта финансового контроля взаимосвязаны, но различаются целями, методами и субъектами контроля. Если в первом случае преобладает правовая и количественная сторона контроля, то во втором — упор делается на аналитическую сторону финансового контроля.
Таким образом, финансовый контроль - это особый вид управленческой деятельности, необходимый для оценки экономической эффективности деятельности предприятий, организаций и учреждений, установления законности, достоверности и целесообразности хозяйственных и финансовых операций, выявления внутрихозяйственных резервов, повышения эффективности производства, рационального и эффективного использования финансовых ресурсов.
Под государственным финансовым контролем следует понимать систему действий государственных контрольных органов, функциональными обязанностями которых является выявление нарушений в процессе управления государственными финансовыми ресурсами на стадии рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов, а также разработка превентивных мероприятий по их предотвращению.
Объектом государственного финансового контроля являются распределительные процессыформирования и использования финансовых ресурсов на всех уровнях управления. Главным назначением такого контроля является целевое и эффективное использование финансовых ресурсов государства, государственной и муниципальное собственности.
Распределительная и контрольная функции финансов ярко и отчетливо проявляются в процессе формирования и использования финансовых ресурсов. Распределение и перераспределение стоимости с помощью финансов сопровождается движением денежных средств в форме доходов, поступлений и накоплений, составляющих в совокупности финансовые ресурсы, которые являются материальными носителями финансовых отношений.
При широком использовании термина «финансовые ресурсы» толкование его различно. В России он впервые был применен при составлении первого пятилетнего плана страны, в состав которого входил баланс финансовых ресурсов.
В более общем смысле «ресурс» в словарях рассматривается как запас, выступающий источником удовлетворения потребностей, формирования фондов. Поскольку финансы представляют собой экономические отношения, опосредованные деньгами, очевидно, что под финансовыми ресурсами понимаются только такие ресурсы, которые имеют денежную форму, в отличие от материальных, трудовых, природных и прочих ресурсов. Таким образом, можно сделать первый вывод о том, что финансовые ресурсы существуют только в денежной форме.
Однако финансовые ресурсы - это не вся сумма денежных средств, используемых органами государственной власти и органами местного самоуправления, а также субъектами хозяйствования. Помимо финансовых ресурсов в денежной форме также функционируют кредитные ресурсы, личные денежные доходы населения и т.п. Поэтому важным является выделение таких признаков финансовых ресурсов, которые позволят их вычленить из общего объема денежных средств.
В любом обществе финансовые ресурсы не существуют сами по себе, они всегда имеют собственника либо лицо, которому собственником делегированы права ими распоряжаться. Финансовые ресурсы не могут быть вне отношений собственности и только та часть денежных средств, которая находится в собственности или распоряжении субъектов хозяйствования или органов государственной власти и органов местного самоуправления и обслуживает процесс общественного воспроизводства, относится к финансовым ресурсам. Их принадлежность конкретному субъекту хозяйствования или органам государственной власти и местного самоуправления позволяет отделить их от не вовлеченной в процесс общественного воспроизводства части денежных доходов и накоплений населения.
Однако не все денежные средства субъектов хозяйствования можно отнести к финансовым ресурсам, а лишь те, которые опосредуют процессы производства товаров, оказания различного рода услуг или используются для финансирования функций органов государственной власти и местного самоуправления.
Отсюда вытекает следующий признак финансовых ресурсов - они всегда используются на цели расширенного воспроизводства, социальные нужды, материальное стимулирование работающих, удовлетворение других общественных потребностей.
Под финансовыми ресурсами понимаются денежные доходы, накопления и поступления, находящиеся в собственности или распоряжении субъектов хозяйствования или органов государственной власти и местного самоуправления и используемые ими на цели расширенного воспроизводства, социальные нужды, материальное стимулирование работающих, удовлетворение других общественных потребностей[7].
К источникам формирования финансовых ресурсов принято относить стоимость валового внутреннего продукта, часть национального богатства и поступления от внешнеэкономической деятельности.
Часть национального богатства вовлекается в хозяйственный оборот в виде переходящих остатков бюджетных средств; средств от продаж части золотого запаса страны; выручки от реализации излишнего, конфискованного и бесхозного имущества, доходов т приватизации и др. От внешнеэкономической деятельности поступают финансовые ресурсы в виде доходов от внешнеторговых операций, внешних государственных заимствований, иностранных инвестиций и т.п.
Виды финансовых ресурсов - это те конкретные формы доходов, поступлений и накоплений, которые образуются у субъектов хозяйствования и субъектов власти в результате финансового распределения. Ими являются: амортизационные отчисления, прибыль организации, налоговые доходы, страховые платежи и т. п.
Будучи внутренне необходимым элементом современной экономики, финансовые ресурсы не только характеризируют потенциал расширенного воспроизводства, но и выступают активным фактором экономической динамики.
Прочную основу увеличения финансовых ресурсов создает постоянный и неуклонный рост основных макроэкономических показателей, исчисляемых на основе системы национальных счетов (СНС):
1. Валовой национальный продукт (ВНП), представляющий рыночную стоимость всех предназначенных для конечного потребления товаров и услуг, произведенных в течение года с помощью факторов производства, принадлежащих данной стране.
2.Валовой внутренний продукт (ВВП) определяется как стоимость всей совокупности конечных товаров и услуг, произведенных в данной стране в течение года. Различие между ВНП и ВВП двоякое. С одной стороны, при расчете ВВП и ВНП вычитывается сумма доходов от использования ресурсов данной страны за рубежом (заработная плата, проценты, дивиденды и т.д.), с другой стороны, при расчете ВВП к ВНП прибавляются аналогичные доходы иностранцев, получаемые в данной стране.
3.Чистый национальный продукт (ЧНП) - представляет собой сумму конечной продукции и услуг, оставшуюся для потребления после замены списанного оборудования. Он меньше ВНП на сумму амортизационных отчислений.
4.Национальный доход (НД) - характеризует величину доходов всех поставщиков производственных ресурсов, с помощью которых создается Чистый национальный продукт. Единственным компонентом ЧНП, который не отражает текущего вклада экономических ресурсов, являются косвенные налоги на бизнес (акцизы, таможенные пошлины, фискальные монопольные налоги). Поэтому при исчислении Национального дохода величина последнего вычитается из денежного объема Чистого национального продукта.
1.4. Дискуссионные вопросы сущности и функций финансов
Дискуссия по поводу сущности и содержания финансов имеет солидный стаж и изложена достаточно четко и предметно в экономической литературе.
Научный процесс понимания глубинной экономической сущности финансов имеет определенную эволюцию в развитии финансовой науки. Выход в свет целого ряда научных и учебных изданий свидетельствует о том, что наличие дискуссионных вопросов до настоящего времени не способствует радикальному решению насущных практических проблем в области финансов.
Следует отметить, что основополагающие положения финансовой науки получили развитие в советский период. Фундаментальные труды в области финансов A.M. Александрова, Д.А. Алахвердяна, A.M. Бирмана, М.И. Боголепова, Э.А. Вознесенского, В.П. Дьяченко, В.В. Лаврова и др. позволили придать теории финансов стройную систему. Комплексный характер исследований, несмотря на различные подходы и школы, обеспечил выход советской финансовой науки на достаточно высокий уровень. Научные труды таких известных ученых, как СВ. Большаков, Л.А. Дробозина, Л.П. Павлова, Ю.В. Пешехонов, В.М. Родионова, М.В. Романовский, Б.М. Сабанти, В.К. Сенчагов, Н.Г. Сычев и др. внесли существенный вклад в дальнейшее исследование сферы финансовых отношений. От того, насколько правильно определены теорией и выверены практикой границы тех или иных денежных отношений, во многом зависит эффективность их использования.
К разряду дискуссионных в финансовой науке относится, прежде всего, вопрос об экономической природе и границах финансовых отношений. Одни ученые считают, что финансы возникают на второй стадии воспроизводственного процесса - при распределении и перераспределении стоимости общественного продукта; другие рассматривают финансы как категорию воспроизводства в целом, включая в состав финансов также денежные отношения на стадии обмена.
В соответствии с позицией д.э.н., профессора Родионовой В.В., правомерность расширительной трактовки финансов вызывает сомнение. Распределение и обмен - это разные стадии воспроизводства, имеющие свои, особые экономические формы выражения. Поэтому нелогично относить разные по характеру денежные отношения, возникающие на разных стадиях воспроизводственного процесса, к одной и той же категории - финансам. Более правомерно считать, что разные виды денежных отношений выражаются в различных экономических формах: отношения, связанные с распределением денежной формы стоимости общественного продукта, составляют содержание категории финансов, а отношения, возникающие в процессе товарного обращения на основе систематически совершаемых актов купли-продажи, принимают форму расчетов, осуществляемых посредством денег как всеобщего эквивалента и цены как денежного выражения стоимости.
Ученые, подчеркивающие распределительный характер финансовых отношений, не отрицают того, что финансы являются категорией воспроизводства. Утверждение о возникновении и функционировании финансов на второй стадии воспроизводственного процесса призвано подчеркнуть место и границы действия финансовых отношение, их специфику в системе экономических отношений, а не область и направления влияния. Финансовые отношения, будучи распределительными по характеру, одновременно являются неотъемлемой составной частью всей системы производственных отношений, органически взаимосвязаны со всеми стадиями воспроизводственного процесса и могут оказывать воздействие на них. Ограничение финансов только отношениями второй стадии воспроизводственного процесса не исключает их из состава активных экономических рычагов, поскольку распределение не является лишь пассивном результатом производства и обмена; оно оказывает на них обратное влияние
Большинство экономистов, разделяющих распределительную
трактовку сущности финансов, включают в состав последних как от-
ношения первичного распределения стоимости, так и ее перераспределения. Они обоснованно возражают против ограничения финансов
только перераспределительными отношениями (в основном - бюджетными), поскольку именно благодаря финансам (непосредственно
или в сочетании с другими стоимостными категориями) осуществляются процессы первичного распределения стоимости на отдельные со-
ставные части, каждая из которых получает определенное целевое
назначение.
К числу дискуссионных относится вопрос о качественных признаках, определяющих специфику финансов как экономической категории. Споры идут в основном о том, включать или не включать в определение финансов такой их признак, как императивность. Причем термин "императивность" трактуется учеными по-разному: одни видят в нем активную роль государства по организации финансовых отношений, другие - причину, порождающую функционирование финансов. Отношение к разным трактовкам одного и того же термина не может быть однозначным.
Финансовые отношения объективны, они существуют независимо от воли и сознания людей, поскольку обусловлены потребностями общества на определенной ступени его развития. В отличие от финансовых отношений формы их проявления всегда отражают деятельность субъекта, организуются им. Поэтому, если под императивностью понимается практическая деятельность государства, направленная на организацию финансовых отношений, выработку форм их проявления и использования, то такое употребление термина не вызывает возражений. Однако в подобной интерпретации императивность ничего не добавляет к характеристике сущности финансов, так как, во-первых, является чертой, отличающей форму проявления финансовых отношений, а не их сущность и, во-вторых, продуктом деятельности государства выступают формы проявления не только финансовых, но и любых других экономических отношений.
Однако в некоторых публикациях императивность трактуется как
сущностная черта финансовых отношений; подчеркивается даже, что
при характеристике категории финансов без данной черты не
обойтись, поскольку именно государство создает новые распредели-
тельные финансовые отношения, что непосредственной причиной
возникновения и развития финансов является деятельность государства и его органов. Подобные утверждения неправомерны, ибо не сама деятельность государства, а объективные потребности общественного развития, вызывают существование финансов. Преувеличение роли государства в возникновении финансовых отношений может принести практический вред, поскольку таит в себе опасность волюнтаристского решения вопросов хозяйственной практики. К числу дискуссионных относится также вопрос о функциях финансов. Многие экономисты считают, что финансы выполняют две функции - распределительную и контрольную. Однако в литературе можно найти утверждения, что финансам, помимо двух вышеназванных, присущи и другие функции: производственная (разные авторы по-разному ее называют), стимулирующая, регулирующая и т.д.
Признавая необходимость дальнейших исследований проблемы функций финансов, нельзя не подчеркнуть, что плодотворность научных разработок во многом будет зависеть от четкости определения предмета исследования. Например, к ошибочным результатам может привести непроизвольная подмена вопроса о функциях финансов вопросом об их роли в общественном воспроизводстве, ибо это разные, хотя и взаимосвязанные вопросы. Конечно, финансы играют важную роль в общественном воспроизводстве, с их помощью может стимулироваться эффективное использование факторов производства, регулироваться стоимостные пропорции, обеспечиваться условия для проведения режима экономии и т.д. Однако отождествлять эти результаты, достигаемые благодаря функционированию финансов, с их функциями неправомерно. Ведь функция - это способ выражения сущности самой экономической категории; поэтому действует функция всегда в рамках тех экономических отношений, которые составляют содержание соответствующей категории. Если же действие (точнее - воздействие) распространяется на объекты, лежащие за пределами экономических отношений, составляющих данную категорию, речь идет не о функциях категории, а о ее роли, т.е. конкретных результатах, получаемых от использования функций.
В самом деле, финансы как категория представлены распределительными отношениями, связанными с образованием доходов, формированием и использованием денежных фондов целевого назначения. Распределительная и контрольная функции финансов выражают способ действия этой категории в рамках самих финансовых отношений. Но одновременно с помощью функций финансов стимулируется эффективное использование производственных фондов, регулируется стоимостная структура общественного производства, укрепляется режим экономии и т.д., т.е. стимулируется, регулируется, укрепляется не система финансовых отношений, а те объекты, на которые направлено действие функций финансов.
Некоторые авторы не признают распределительной функции финансов, считая, что она не выражает их специфики, поскольку процессы стоимостного распределения обслуживаются разными экономическими категориями. Такая позиция не лишена оснований, хотя порой грешит недостаточно глубокой аргументацией. Например, сторонники распределительной функции отнюдь не считают, что она порождена самим фактом функционирования финансов на второй стадии воспроизводственного процесса; наоборот, они связывают ее со специфическим общественным назначением финансов, подчеркивая, что ни одна другая категория, действующая на стадии стоимостного распределения, не является столь "распределительной", как финансы.
Некоторые экономисты считают, что финансам присущи три функции: формирование денежных фондов (доходов), использование денежных фондов (доходов), контрольная. Не отрицая в принципе такого подхода к конструированию функций, следует, однако, заметить, что первые две реально существуют, только каждая из них выражает способ действия не финансов в целом, а лишь части экономических отношений, составляющих содержание этой категории; к тому же они больше напоминают механизм реализации распределительной функции, чем самостоятельный способ действия категории финансов.
Наличие дискуссионных вопросов обусловливает необходимость дальнейшей разработки теоретических проблем сущности и функций финансов. Более глубокое знание экономической природы финансов, присущих им свойств позволит активнее разрабатывать пути лучшего использования данной категории в практике хозяйствования, научно обосновать меры, направленные на финансовое оздоровление экономики и совершенствование системы финансовых взаимосвязей в стране.