Общественное назначение распределительной функции

Общественное назначение распределительной функции финансов состоит:

- во-первых, в распределении и перераспределении стоимости ВВП и части национального богатства в денежной форме для обеспечения расширенного воспроизводства;

- во-вторых, в формировании экономического потенциала для создания финансовой основы функционирования государства и его экономической системы;

- в - третьих, в формировании финансовых ресурсов и целевых денежных фондов в соответствии с потребностями развития общественного производства.

Вместе с тем, распределительная функция, несмотря на ее многогранность, не раскрывает пол­ностью свойств, присущих финансам как экономической категории. Дело в том, что финансы, связанные с движением стоимости обще­ственного продукта, выраженной в денежной форме, обладают свойством количественно (через финансовые ресурсы и фонды) ото­бражать воспроизводственный процесс в целом и различные его фазы. Благодаря этому свойству финансы способны постоянно "сигнализи­ровать" о том, как складываются пропорции распределяемого общественного продукта, обеспечивается ли непрерывность воспроизводственного процесса или между разными фазами воспро­изводства образуются "ножницы", своевременно и полно ли форми­руются фонды целевого назначения в разных областях и сферах общественного производства и т.д.

Способность финансов количественно отображать ход воспроизводственного процесса, "сообщая" о неполадках и отклонениях, позволяет систематически контролиро­вать складывающиеся в обществе стоимостные пропорции.

Объектив­но присущее финансам свойство, заключающееся в их способности "сигнализировать" о течении распределительного процесса, проявля­ется через другую их функцию - контрольную.

Основу контрольной функции финансов составляет движение фи­нансовых ресурсов, происходящее, как в фондовой, так и в нефондо­вой формах. Поскольку финансы "пронизывают" все общественное производство, все его сферы и подразделения, все уровни хозяйство­вания, они выступают универсальным орудием контроля со стороны общества за производством, распределением и обращением сово­купного общественного продукта. Благодаря контрольной функции финансов, ее "сигналам" общество знает о том, как складываются пропорции в распределении денежных средств, насколько своевре­менно финансовые ресурсы поступают в распоряжение разных субъектов хозяйствования, экономно и эффективно ли они ими ис­пользуются, и т.д.

Контрольная функция действует не изолированно, а в тесном единстве с распределительной. Одновременное действие обеих функ­ций позволяет полностью проявиться экономической сущности фи­нансов. В распределительной и контрольной функциях находят отражение две неразрывно связанные стороны финансовых отноше­ний. В реальной жизни не существует таких финансовых отношений, которые имеют только распределительный характер и не обладают контрольной функцией; в то же время нет и таких финансовых отно­шений, которые обладали бы свойством контроля и не являлись рас­пределительными. Распределительная и контрольная функции - это две стороны одного и того же экономического процесса. Только в их единстве и тесном взаимодействии финансы могут проявить себя качестве категории стоимостного распределения.

Инструментом реализации контрольной функции финансов выступает финансовая информация.Она заключена в финансовых показателях, имеющихся в бухгалтерской, статистической и оперативной
отчетности. Финансовые показатели являются разновидностью стоимостных, их особенность - в синтетическом (комплексном) характере отражения разных сторон хозяйственной деятельности предприятий, организаций, учреждений. Финансовые показатели позволяют увидеть различные стороны работы предприятий и оценить результаты хозяйственной деятельности; на их основе принимаются меры, направленные на устранение выявленных негативных моментов.

Поскольку "сигналы", посылаемые контрольной функцией финан­сов, получают свое выражение через количественные параметры со­ответствующих финансовых показателей, исключительно остро стоит вопрос о достоверности финансовой (как и любой другой) информа­ции. Только в условиях достоверной информации, отвечающей ре­альному положению дел в народном хозяйстве, могут приниматься обоснованные решения, направленные на изменение (корректировку, уточнение) хода воспроизводственного процесса.

Формой проявления контрольной функции, ее практическим использова­нием является организация финансового контроля.

Финансовый контроль рассматривается в двух аспектах:

1) как строго регламентированная деятельность специально созданных контролирующих органов за соблюдением финансового законодательства и финансовой дисциплины всех экономических субъектов;

2) как неотъемлемый элемент управления финансами и денежными пото­ками с целью обеспечения целесообразности и эффективности финансовых операций.

Оба аспекта финансового контроля взаимосвязаны, но различаются целя­ми, методами и субъектами контроля. Если в первом случае преобладает право­вая и количественная сторона контроля, то во втором — упор делается на ана­литическую сторону финансового контроля.

Таким образом, финансовый контроль - это особый вид управленческой деятельности, необходимый для оценки экономической эффективности дея­тельности предприятий, организаций и учреждений, установления законности, достоверности и целесообразности хозяйственных и финансовых операций, вы­явления внутрихозяйственных резервов, повышения эффективности производ­ства, рационального и эффективного использования финансовых ресурсов.

Под государственным финансовым контролем следует понимать систему действий государственных контрольных органов, функциональными обязанностями которых является выявление нарушений в процессе управления государственными финансовыми ресурсами на стадии рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов, а также разработка превентивных мероприятий по их предотвращению.

Объектом государственного финансового контроля являются распредели­тельные процессыформирования и использования финансовых ресурсов на всех уровнях управления. Главным назначением такого контроля является целевое и эффективное использование финансовых ресурсов государства, госу­дарственной и муниципальное собственности.

Распределительная и контрольная функции финансов ярко и отчетливо проявляются в процессе формирования и использования финансовых ресурсов. Распределение и перераспределение стоимости с помощью финансов соп­ровождается движением денежных средств в форме доходов, пос­туплений и накоплений, составляющих в совокупности финансо­вые ресурсы, которые являются материальными носителями финансовых отношений.

При широком использовании термина «финансовые ресур­сы» толкование его различно. В России он впервые был приме­нен при составлении первого пятилетнего плана страны, в состав которого входил баланс финансовых ресурсов.

В более общем смысле «ресурс» в словарях рассматривается как запас, выступающий источником удовлетворения потребнос­тей, формирования фондов. Поскольку финансы представляют собой экономические отношения, опосредованные деньгами, очевидно, что под финансовыми ресурсами понимаются только такие ресурсы, которые имеют денежную форму, в отличие от ма­териальных, трудовых, природных и прочих ресурсов. Таким об­разом, можно сделать первый вывод о том, что финансовые ре­сурсы существуют только в денежной форме.

Однако финансовые ресурсы - это не вся сумма денежных средств, используемых органами государственной власти и орга­нами местного самоуправления, а также субъектами хозяйствова­ния. Помимо финансовых ресурсов в денежной форме также функционируют кредитные ресурсы, личные денежные доходы населения и т.п. Поэтому важным является выделение таких признаков финансовых ресурсов, которые позволят их вычле­нить из общего объема денежных средств.

В любом обществе финансовые ресурсы не существуют сами по себе, они всегда имеют собственника либо лицо, которому собственником делегированы права ими распоряжаться. Финан­совые ресурсы не могут быть вне отношений собственности и только та часть денежных средств, которая находится в собственности или распоряжении субъектов хозяйствования или органов государственной власти и органов местного самоуправления и обслуживает процесс общественного воспроизводства, отно­сится к финансовым ресурсам. Их принадлежность конкретному субъекту хозяйствования или органам государственной власти и местного самоуправления позволяет отделить их от не вовлеченной в процесс общественного воспроизводства части денежных доходов и накоплений населения.

Однако не все денежные средства субъектов хозяйствования можно отнести к финансовым ресурсам, а лишь те, которые опосредуют процессы производства товаров, оказания различно­го рода услуг или используются для финансирования функций органов государственной власти и местного самоуправления.

Общественное назначение распределительной функции - student2.ru Отсюда вытекает следующий признак финансовых ресурсов - они всегда используются на цели расширенного воспроизводства, со­циальные нужды, материальное стимулирование работающих, удовлетворение других общественных потребностей.

Под финансовыми ресурсами понимаются де­нежные доходы, накопления и поступления, находящиеся в собственности или распоряжении субъектов хозяйствования или органов государственной власти и местного самоуправления и используемые ими на цели расширенного воспроизводства, социальные нужды, материальное стимулирование работающих, удовлетворение других общественных потребностей[7].

К источникам формирования финансовых ресурсов принято относить стоимость валового внутреннего продукта, часть национального богатства и поступления от внешнеэкономической деятельности.

Часть национального богатства вовлекается в хозяйственный оборот в виде переходящих остатков бюджетных средств; средств от продаж части золотого запаса страны; выручки от реализации излишнего, конфискованного и бесхозного имущества, доходов т приватизации и др. От внешнеэкономической деятельности поступают финансовые ресурсы в виде доходов от внешнеторговых операций, внешних государственных заимствований, иностранных инвестиций и т.п.

Виды финансовых ресурсов - это те конкретные формы дохо­дов, поступлений и накоплений, которые образуются у субъектов хозяйствования и субъектов власти в результате финансового распределения. Ими являются: амортизационные отчисления, при­быль организации, налоговые доходы, страховые платежи и т. п.

Будучи внутренне необходимым элементом современной экономики, фи­нансовые ресурсы не только характеризируют потенциал расширенного вос­производства, но и выступают активным фактором экономической динамики.

Прочную основу увеличения финансовых ресурсов создает постоянный и неуклонный рост основных макроэкономических показателей, исчисляемых на основе системы национальных счетов (СНС):

1. Валовой национальный продукт (ВНП), представляющий рыночную стоимость всех предназначенных для конечного потребления товаров и услуг, произведенных в течение года с помощью факторов производства, принадле­жащих данной стране.

2.Валовой внутренний продукт (ВВП) определяется как стоимость всей совокупности конечных товаров и услуг, произведенных в данной стране в те­чение года. Различие между ВНП и ВВП двоякое. С одной стороны, при расче­те ВВП и ВНП вычитывается сумма доходов от использования ресурсов данной страны за рубежом (заработная плата, проценты, дивиденды и т.д.), с другой стороны, при расчете ВВП к ВНП прибавляются аналогичные доходы ино­странцев, получаемые в данной стране.

3.Чистый национальный продукт (ЧНП) - представляет собой сумму конечной продукции и услуг, оставшуюся для потребления после замены спи­санного оборудования. Он меньше ВНП на сумму амортизационных отчислений.

4.Национальный доход (НД) - характеризует величину доходов всех поставщиков производственных ресурсов, с помощью которых создается Чистый национальный продукт. Единственным компонентом ЧНП, который не отражает текущего вклада эко­номических ресурсов, являются косвенные налоги на бизнес (акцизы, таможен­ные пошлины, фискальные монопольные налоги). Поэтому при исчислении Национального дохода величина последнего вычитается из денежного объема Чистого национального продукта.

1.4. Дискуссионные вопросы сущности и функций финансов

Дискуссия по поводу сущности и содержания финансов имеет со­лидный стаж и изложена достаточно четко и предметно в экономиче­ской литературе.

Научный процесс понимания глубинной экономической сущности финансов имеет определенную эволюцию в развитии финансовой науки. Выход в свет целого ряда научных и учебных изданий свидетельствует о том, что наличие дискуссионных вопросов до настоящего времени не спо­собствует радикальному решению насущных практических проблем в об­ласти финансов.

Следует отметить, что основополагающие положения финансовой науки получили развитие в советский период. Фундаментальные труды в области финансов A.M. Александрова, Д.А. Алахвердяна, A.M. Бирмана, М.И. Боголепова, Э.А. Вознесенского, В.П. Дьяченко, В.В. Лаврова и др. позволили придать теории финансов стройную систе­му. Комплексный характер исследований, несмотря на различные подхо­ды и школы, обеспечил выход советской финансовой науки на достаточ­но высокий уровень. Научные труды таких известных ученых, как СВ. Большаков, Л.А. Дробозина, Л.П. Павлова, Ю.В. Пешехонов, В.М. Родионова, М.В. Рома­новский, Б.М. Сабанти, В.К. Сенчагов, Н.Г. Сычев и др. внесли сущест­венный вклад в дальнейшее исследование сферы финансовых отношений. От того, насколько правильно определены теорией и выверены практикой границы тех или иных денежных отношений, во многом за­висит эффективность их использования.

К разряду дискуссионных в финансовой науке относится, прежде всего, вопрос об экономической природе и границах финансовых отно­шений. Одни ученые считают, что финансы возникают на второй стадии воспроизводственного процесса - при распределении и пере­распределении стоимости общественного продукта; другие рассмат­ривают финансы как категорию воспроизводства в целом, включая в состав финансов также денежные отношения на стадии обмена.

В соответствии с позицией д.э.н., профессора Родионовой В.В., правомерность расширительной трактовки финансов вызывает со­мнение. Распределение и обмен - это разные стадии воспроизводства, имеющие свои, особые экономические формы выражения. Поэтому нелогично относить разные по характеру денежные отношения, воз­никающие на разных стадиях воспроизводственного процесса, к од­ной и той же категории - финансам. Более правомерно считать, что разные виды денежных отношений выражаются в различных эконо­мических формах: отношения, связанные с распределением денежной формы стоимости общественного продукта, составляют содержание категории финансов, а отношения, возникающие в процессе товарно­го обращения на основе систематически совершаемых актов купли-продажи, принимают форму расчетов, осуществляемых посредством денег как всеобщего эквивалента и цены как денежного выражения стоимости.

Ученые, подчеркивающие распределительный характер финансо­вых отношений, не отрицают того, что финансы являются категорией воспроизводства. Утверждение о возникновении и функционирова­нии финансов на второй стадии воспроизводственного процесса призвано подчеркнуть место и границы действия финансовых отно­шение, их специфику в системе экономических отношений, а не об­ласть и направления влияния. Финансовые отношения, будучи распределительными по характеру, одновременно являются не­отъемлемой составной частью всей системы производственных от­ношений, органически взаимосвязаны со всеми стадиями воспроизводственного процесса и могут оказывать воздействие на них. Ограничение финансов только отношениями второй стадии вос­производственного процесса не исключает их из состава активных экономических рычагов, поскольку распределение не является лишь пассивном результатом производства и обмена; оно оказывает на них обратное влияние

Большинство экономистов, разделяющих распределительную
трактовку сущности финансов, включают в состав последних как от-
ношения первичного распределения стоимости, так и ее перераспределения. Они обоснованно возражают против ограничения финансов
только перераспределительными отношениями (в основном - бюджетными), поскольку именно благодаря финансам (непосредственно
или в сочетании с другими стоимостными категориями) осуществляются процессы первичного распределения стоимости на отдельные со-
ставные части, каждая из которых получает определенное целевое
назначение.

К числу дискуссионных относится вопрос о качественных призна­ках, определяющих специфику финансов как экономической кате­гории. Споры идут в основном о том, включать или не включать в определение финансов такой их признак, как императивность. При­чем термин "императивность" трактуется учеными по-разному: одни видят в нем активную роль государства по организации финансовых отношений, другие - причину, порождающую функционирование финансов. Отношение к разным трактовкам одного и того же термина не может быть однозначным.

Финансовые отношения объективны, они существуют независимо от воли и сознания людей, поскольку обусловлены потребностями об­щества на определенной ступени его развития. В отличие от финансо­вых отношений формы их проявления всегда отражают деятельность субъекта, организуются им. Поэтому, если под императивностью по­нимается практическая деятельность государства, направленная на организацию финансовых отношений, выработку форм их проявле­ния и использования, то такое употребление термина не вызывает возражений. Однако в подобной интерпретации императивность ни­чего не добавляет к характеристике сущности финансов, так как, во-первых, является чертой, отличающей форму проявления фи­нансовых отношений, а не их сущность и, во-вторых, продуктом деятельности государства выступают формы проявления не только финансовых, но и любых других экономических отношений.

Однако в некоторых публикациях императивность трактуется как
сущностная черта финансовых отношений; подчеркивается даже, что
при характеристике категории финансов без данной черты не
обойтись, поскольку именно государство создает новые распредели-
тельные финансовые отношения, что непосредственной причиной
возникновения и развития финансов является деятельность государства и его органов. Подобные утверждения неправомерны, ибо не сама деятельность государства, а объективные потребности общественного развития, вызывают существование финансов. Преувеличение роли государства в возникновении финансовых отношений может принести практический вред, поскольку таит в себе опасность волюнтаристского решения вопросов хозяйственной практики. К числу дискуссионных относится также вопрос о функциях фи­нансов. Многие экономисты считают, что финансы выполняют две функции - распределительную и контрольную. Однако в литературе можно найти утверждения, что финансам, помимо двух вышеназван­ных, присущи и другие функции: производственная (разные авто­ры по-разному ее называют), стимулирующая, регулирующая и т.д.

Признавая необходимость дальнейших исследований проблемы функций финансов, нельзя не подчеркнуть, что плодотворность на­учных разработок во многом будет зависеть от четкости опреде­ления предмета исследования. Например, к ошибочным результатам может привести непроизвольная подмена вопроса о функциях финан­сов вопросом об их роли в общественном воспроизводстве, ибо это разные, хотя и взаимосвязанные вопросы. Конечно, финансы играют важную роль в общественном воспроизводстве, с их помощью может стимулироваться эффективное использование факторов производст­ва, регулироваться стоимостные пропорции, обеспечиваться условия для проведения режима экономии и т.д. Однако отождествлять эти результаты, достигаемые благодаря функционированию финансов, с их функциями неправомерно. Ведь функция - это способ выражения сущности самой экономической категории; поэтому действует фун­кция всегда в рамках тех экономических отношений, которые со­ставляют содержание соответствующей категории. Если же действие (точнее - воздействие) распространяется на объекты, лежащие за пределами экономических отношений, составляющих данную категорию, речь идет не о функциях категории, а о ее роли, т.е. конкретных результатах, получаемых от использования функций.

В самом деле, финансы как категория представлены распреде­лительными отношениями, связанными с образованием доходов, формированием и использованием денежных фондов целевого назна­чения. Распределительная и контрольная функции финансов выра­жают способ действия этой категории в рамках самих финансовых отношений. Но одновременно с помощью функций финансов сти­мулируется эффективное использование производственных фондов, регулируется стоимостная структура общественного производства, укрепляется режим экономии и т.д., т.е. стимулируется, регулирует­ся, укрепляется не система финансовых отношений, а те объекты, на которые направлено действие функций финансов.

Некоторые авторы не признают распределительной функции фи­нансов, считая, что она не выражает их специфики, поскольку процессы стоимостного распределения обслуживаются разными эко­номическими категориями. Такая позиция не лишена оснований, хо­тя порой грешит недостаточно глубокой аргументацией. Например, сторонники распределительной функции отнюдь не считают, что она порождена самим фактом функционирования финансов на второй стадии воспроизводственного процесса; наоборот, они связывают ее со специфическим общественным назначением финансов, подчерки­вая, что ни одна другая категория, действующая на стадии стоимост­ного распределения, не является столь "распределительной", как финансы.

Некоторые экономисты считают, что финансам присущи три фун­кции: формирование денежных фондов (доходов), использование денежных фондов (доходов), контрольная. Не отрицая в принципе такого подхода к конструированию функций, следует, однако, заме­тить, что первые две реально существуют, только каждая из них выражает способ действия не финансов в целом, а лишь части эконо­мических отношений, составляющих содержание этой категории; к тому же они больше напоминают механизм реализации распредели­тельной функции, чем самостоятельный способ действия категории финансов.

Наличие дискуссионных вопросов обусловливает необходимость дальнейшей разработки теоретических проблем сущности и функций финансов. Более глубокое знание экономической природы финансов, присущих им свойств позволит активнее разрабатывать пути лучшего использования данной категории в практике хозяйствования, научно обосновать меры, направленные на финансовое оздоровление эко­номики и совершенствование системы финансовых взаимосвязей в стране.

Наши рекомендации