Аудиторская проверка начисления налогов и других обязательных платежей в бюджет
Аудиторская проверка формирования финансовых результатов.
Аудиторская проверка формирования финансовых результатов начинается с анализа документов о применении учетной политики на отчетный год.
Второй этап проверки – проверка показателя себестоимости реализуемой продукции (форма № 2). Необходимо сплошным порядком проверить соблюдение требований положения о составе затрат по производству и реализации продукции и о порядке формирования финансовых результатов с учетом последних изменений и дополнений, установить обоснованность включения расходов в себестоимость, а также их списание за счет балансовой прибыли и прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.
В процессе аудирования контролируют все основные части каждого финансового результата :
• от реализации продукции;
• от продажи ОС и иного имущества;
• от внереализационной деятельност
Цель аудиторской проверки финансовых результатов – установление достоверности отражения в учете и отчетности прибылей и убытков, а также законности распределения и использования чистой прибыли.
В ходе проверки правильности формирования финансового результата и использования прибыли аудитор решает следующие задачи:
• устанавливает правильность определения и отражения в учете прибыли (убытков) от продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг;
• анализирует правильность учета операционных, внереализационных и чрезвычайных доходов и расходов от внереализационных операций;
• выясняет правомерность и обоснованность распределения чистой прибыли.
Результаты проверки правильности определения прибыли от реализации в значительной мере зависят от качества проведения контрольных процедур на предыдущих стадиях аудита, в частности на этапах аудита затрат и реализации продукции, основных средств и другого имущества, аудита расчетных операций.
Правильное исчисление выручки от реализации и себестоимости реализованной продукции, выручки и расходов, связанных с реализацией другого имущества, объективно предопределяет точный подсчет финансового результата по этим операциям.
Аудиторская проверка начисления налогов и других обязательных платежей в бюджет
Цель аудита расчетов предприятия с бюджетом и внебюджетными фондами –подтверждение правильности расчетов, полноты и своевременности перечисления в бюджет и внебюджетные фонды налогов, сборов и платежей.
Этот объект проверки имеет особое значение, поскольку определяет полноту выполнения обязательств хозяйствующего субъекта перед государством.
По каждому виду расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами аудитор должен проверить:
• состояние внутреннего контроля этих расчетов (путем тестирования);
• правильность определения налогооблагаемой базы (с помощью таких приемов контроля, как прослеживание, сканирование, сверка документов и регистров учета);
• правильность применения ставок налогов, сборов и платежей (путем прослеживания, пересчета);
• правильность применения льгот при расчете и уплате налогов (путем прослеживания, сверки с нормативными материалами, изучения особенностей организации и т.д.);
• правильность возмещения НДС из бюджета по приобретенным ресурсам (путем прослеживания, изучения первичных документов, пересчета арифметических данных);
• полноту и своевременность перечисления налоговых платежей, правильность составления налоговой отчетности (путем проверки платежных документов, налоговых расчетов и т.д.);
• правильность оформления первичных платежно-расчетных документов и отражения в учете операций по начислению и уплате налоговых платежей (путем сканирования, сверки данных различных регистров учета).
Источниками информации для проверки расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами являются расчетные ведомости по начислению заработной платы, учетные регистры (карточки, ведомости, журналы-ордера, машинограммы) по счетам 68, 69, 70, 76, 84, 90, 91, 99 и др., Главная книга, Баланс (форма № 1), Отчет о прибылях и убытках (форма № 2), расчеты (налоговые декларации) по отдельным налогам и платежам и пр.
Приступая к проверке расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами, аудитор должен помнить, что налогооблагаемая база, ставки и другие параметры начисления налогов в предыдущем периоде могли меняться, вследствие чего необходимо пользоваться нормативными материалами, учитывающими все внесенные в них изменения и дополнения.
Детальной проверки требуют расчеты с бюджетом по налогу на прибыль, НДС, акцизам, налогам с продаж, налогу на доходы физических лиц, налогам, сборам во внебюджетные государственные фонды. Именно на долю этих налогов приходится основная масса платежей предприятия в бюджет, а также нарушений налогового законодательства и обусловленных этими нарушениями финансовых санкций (штрафов, пеней и др.). Если предприятие является участником внешнеэкономической деятельности, то углубленному анализу должно быть подвергнуто и налогообложение экспортно-импортных операций.