Нормативное правовое регулирование внутреннего контроля в коммерческом банке в целях ПОД/ФТ
Эффективность функционирования системы ПОД/ФТ во многом определяется качеством нормативного правового обеспечения. Нормативная база в области ПОД/ФТ является одним из самых динамично развивающихся сегментов современной нормотворческой мысли, что создает трудности субъектам исполнения законодательства о ПОД/ФТ.
Для соблюдения банком и его сотрудниками положений российского законодательства в области ПОД/ФТ и нормативных документов регулирующих органов создается юридическое подразделение в коммерческом банке. Практическая реализация сотрудниками юридического подразделения контрольных процедур находит отражение в разработке и актуализации внутренней нормативной базы кредитной организации, обеспечении ее соответствия требованиям законодательства РФ, нормативно-правовых и иных документов Банка России, Федеральной службы по финансовому мониторингу в области ПОД/ФТ, а также формулировании позиции по параметрам учета и исполнения положений документов рекомендательного характера национальных банковских ассоциаций и объединений.
Внутренняя нормативная база коммерческого банка является одним из самых существенных элементов системы управления любой кредитной организации, поэтому от качества ее разработки и системности отражения в ней ключевых вопросов и приоритетов развития во многом зависит эффективность работы всего банка и отдельных его составляющих, в роли которых выступают внутренние структурные подразделения.
Система внутреннего контроля коммерческого банка в целях ПОД/ФТ основывается, как правило, на следующих документах:
— действующие законодательные акты и нормативные документы Российской Федерации в области ПОД/ФТ;
— нормативные акты Банка России, Федеральной службы по финансовому мониторингу;
— внутренние нормативные документы кредитной организации, отражающие характер и специфику ее деятельности, параметры и стратегические направления развития.
К нормативным правовым актам РФ, Банка России и ФСФМ относят следующие документы:
- Федеральный закон от 07 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (Закон № 115-ФЗ);
- Федеральный закон от 27 июня 2011 года № 161-ФЗ «О национальной платежной системе»;
- Положение Банка России от 02 марта 2012 года № 375-П «О требованиях к правилам внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (Положение № 375-П);
- Положение Банка России от 29 августа 2008 года № 321-П «О порядке представления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (Положение № 321-П);
- Положение Банка России от 19 августа 2004 года № 262-П «Об идентификации кредитными организациями клиентов и выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;
- Указание Банка России от 09 августа 2004 года № 1486-У «О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и программ его осуществления в кредитных организациях» (Указание № 1486-У);
- Указание Банка России от 09 августа 2004 года № 1485-У «О требованиях к подготовке и обучению кадров в кредитной организации» (Указание № 1485-У);
- Указание Банка России от 26 ноября 2004 года № 1519-У «О порядке представления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений о случаях отказа от заключения договора банковского счета (вклада) с физическим или юридическим лицом и от проведения операции с денежными средствами или иным имуществом» (Указание № 1519-У);
- Указание Банка России от 07 августа 2003 года № 1317-У «О порядке установления уполномоченными банками корреспондентских отношений с банками-нерезидентами, зарегистрированными в государствах и на территориях, предоставляющих льготный налоговый режим и (или) не предусматривающих раскрытие и предоставление информации при проведении финансовых операций (офшорных зонах)»;
- Указание Банка России от 14 сентября 2011 года № 2693-У «О порядке осуществления контроля операторами по переводу денежных средств, являющимися кредитными организациями, за деятельностью банковских платежных агентов».
Всю совокупность внутренних нормативных документов кредитной организации в области финансового мониторинга можно представить в виде следующей иерархической структуры:
— политика и стратегия в области ПОД/ФТ, а также правила внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ являются документами первого условного уровня, который определяет стратегические цели, содержание и основные механизмы управления риском вовлечения банка в процессы легализации преступных доходов и финансирования терроризма, и предназначены для кредитной организации в целом;
— документы второго условного уровня призваны детализировать базовые программы реализации внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ;
— документы третьего условного уровня содержат методики, регламенты и технологические инструкции, устанавливающие для отдельных категорий сотрудников способы осуществления конкретных действий по выполнению документов первого и второго уровней;
— документы четвертого условного уровня содержат свидетельства выполнения порядков и процедур внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ и включают в себя элементы внутреннего документооборота кредитной организации по данному вопросу: служебные записки, внутренние отчеты, акты проверок, результаты служебных расследований, результаты проверки знаний сотрудников и т.п., а также документы «внешнего» документооборота по ПОД/ФТ, отчеты в виде электронных сообщений, направляемые в Росфинмониторинг, ответы на запросы государственных органов и т.п.
В соответствии с п. 2 ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ кредитные организации в числе прочих организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля, назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля, а также принимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.
Правила внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ разрабатываются кредитными организациями с учетом рекомендаций Банка России (и прежде всего, в соответствии с Положением Банка России 375-П). При этом разработка правил внутреннего контроля по Под/ФТ должна осуществляться коммерческим банком самостоятельно с учетом, в частности, специфики ее деятельности и деятельности её клиентов, используемых коммерческим банком риск-ориентированных подходов, наличия или отсутствия филиальной сети и масштабов её разветвленности, других критериев самостоятельно определяемых банком. В связи с этим разработка единого стандарта правил внутреннего контроля, по мнению Банка России, является нецелесообразным. Для самих коммерческих банков наличие единых стандартов правил внутреннего контроля является предпочтительным, т.к. они являются определенной страховкой для банков от рисков предъявления проверяющими из Банка России претензий относительно содержания правил внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ и порядков их реализации.
В Письме Банка России от 13.07.2005 № 99-Т «О методических рекомендациях по разработке кредитными организациями правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» изложены основные программы (направления) осуществления внутреннего контроля в коммерческом банке. Они нашли свое отражение в направлениях внутреннего контроля в коммерческом банке в целях ПОД/ФТ.
Третий уровень составляют документы, содержащие конкретные инструкции по реализации правил внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ, обязательные для выполнения работниками кредитной организации в процессе осуществления ими своих служебных обязанностей. В документах, содержащих требования к процедурам, выполняемым как структурными подразделениями кредитной организации, так и отдельными ее работниками, даются детализированные описания порядка выполняемых действий и (или) вводимых ограничений, что должно позволить четко определить правила выполнения задач обеспечения режима ПОД/ФТ на каждом рабочем месте, а также установить персональную ответственность конкретных сотрудников за выполнение предписанных требований. Технологические инструкции не только служат цели точного и единообразного выполнения операций служащими, но и призваны помочь проводить оценку эффективности их труда, а также могут быть использованы для проведения аттестации. К документам данного уровня относятся:
— типовые должностные инструкции;
— инструкции по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма, на различных участках работы в разных подразделениях кредитной организации;
— методические рекомендации по проведению проверки знаний сотрудников кредитной организации в области ПОД/ФТ;
— документы, содержащие требования к порядку и форме хранения информации, получаемой в рамках осуществления процедур по ПОД/ФТ, и др.
К инструкциям, руководствам, методическим указаниям по ПОД/ФТ предъявляются повышенные требования четкости и ясности изложения текста. Документы данного уровня, в отличие от документов вышестоящего уровня, описывают конкретные приемы и порядок действий сотрудников для решения определенных должностными инструкциями задач либо конкретные ограничения, что в обязательном порядке предполагает согласование их содержания с юридическим подразделением.
Четвертый уровень документов по ПОД/ФТ составляют документы, содержащие данные о результатах реализации подразделениями банка и отдельными сотрудниками программ и порядков осуществления внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ. Отчеты о принятых мерах вместе с документами более высоких уровней служат документированным доказательством реализации кредитной организацией требований законодательства по организации и осуществлению внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ при проведении внутреннего контроля и внешних проверок. К данной группе документов могут быть отнесены:
— отчеты, в том числе отчеты в виде электронных сообщений, направленных в уполномоченный орган;
— листы ознакомления/журналы учета ознакомления с нормативными документами и результаты тестирования сотрудников;
— акты проверок;
— служебные записки с резолюциями о принятых решениях;
— переписка с уполномоченным органом, Банком России, другими органами исполнительной власти, клиентами и контрагентами.
На данном уровне юридическое подразделение выступает в качестве одного из ключевых элементов системы внутреннего контроля, поскольку обеспечивает консультирование сотрудников по вопросам применения отдельных положений законодательства и нормативных документов в области ПОД/ФТ, юридическое сопровождение проверок надзорных органов и отстаивание интересов банка в судах.[3]
Юридическое подразделение отслеживает все изменения законодательства в области ПОД/ФТ и обеспечивает соответствие системы внутреннего контроля банка.
Совершенствование систем внутреннего контроля в коммерческих банках ведется помимо отслеживания изменения законодательства в области ПОД/ФТ, также и в сфере выявления типичных способов легализации преступных денежных средств. Банк России на регулярной основе доводит до сведения коммерческих банков в своих письмах признаки сомнительных операций и типовые схемы, наиболее часто встречаемые при проведении таких операций. Начиная с 2003 года издано 22 таких письма Банка России, из них 4 письма в 2014 году.
Таким образом, нормативное регулирование внутреннего контроля в коммерческом банке представляет собой очень важный элемент, который обеспечивает соответствие внутренних документов законодательству РФ. Кроме того, обеспечивается обновление схем ПОД/ФТ в соответствии с выкладываемыми Банком России типовых схем легализации преступных доходов.