Расчеты доходов и расходов федерального бюджета РФ

Государственные финансовые ресурсы подразделяются на централизованные и децентрализованные. Централизация значительной части государственных доходов позволяет проводить единую финансовую политику, поддерживать развитие прогрессивных отраслей, выполнять социальные функции.

Основное место в составе централизованных финансовых ресурсов занимают доходы бюджета, которые формируются в соответствии с законодательством РФ. В них могут быть частично централизованы доходы зачисляемые в бюджеты других уровней для целевого финансирования мероприятий, а также безвозмездные перечисления. В составе доходов бюджетов учитываются доходы целевых бюджетных фондов.

Доходы бюджетов обеспечиваются за счет налоговых и неналоговых поступлений, а также за счет безвозмездных перечислений. Зачисляется в плановые доходы бюджетов и остаток средств на конец предыдущего года.

К налоговым доходам относятся федеральные, региональные и местные налоги и сборы, таможенные платежи, а также пени и штрафы.

Перечень налогов и сборов, их ставки определяются налоговым законодательством РФ, а пропорции распределения между бюджетами разных уровней утверждаются законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

К неналоговым относятся доходы:

· от использования имущества, находящегося в государственной или

муниципальной собственности;

· от продажи имущества, находящегося в государственной или

муниципальной собственности;

· от платных услуг, оказываемых соответствующими органами

государственной власти, органами местного самоуправлениями, а также

бюджетными учреждениями;

· средства, полученные в результате применения мер гражданско-

правовой, административной и уголовной ответственности, а также средства,

полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации и ее

субъектам;

· в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд, полученных от бюджетов

других уровней бюджетной системы РФ.

Неналоговые доходы (за исключением доходов от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности), а также налоговые доходы, закрепленные за соответствующими бюджетами, государственные внебюджетные фонды образуют собственные доходы бюджетов.

Основу этих доходов составляют местные налоги и сборы, отчисления от федеральных и региональных налогов, переданные в местные бюджета в твердой доле на постоянной основе.

Финансовая помощь не является собственным доходом соответствующего бюджета, бюджета государственного внебюджетного фонда. Федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений в бюджета субъектов РФ или местные бюджета, образуют регулирующие доходы (процентные отчисления от федеральных и региональных налогов, дотации, субвенции, средства, полученные из вышестоящих бюджетов по взаимным расчетам).

Передача этих средств осуществляется до начала планируемого года на основании плана регулирования и законодательного акта о бюджете на планируемый год или в процессе исполнения бюджета по указанию вышестоящих распорядительных и исполнительных органов.

Доходы от использования государственного и муниципального имущества

планируются по видам:

· средства, получаемые в виде арендной либо иной платы за сдачу во

временное владение и пользование или во временное пользование имущества;

· средства, получаемые в виде процентов по ставкам бюджетных средств

на счетах в кредитных организациях;

· средства, получаемые от передачи имущества под залог, в

доверительное управление;

· средства от возврата государственных кредитов, бюджетных кредитов и

бюджетных ссуд;

· плата за пользование бюджетными средствами, предоставленными другим

бюджетам, иностранным государствам или юридическим лицам на возвратной и платной основах;

· часть прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий,

остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей.

В доходах федерального бюджета учитываются прибыль Банка России, доходы от реализации государственных запасов и резервов внешнеэкономической деятельности.

Основными доходами бюджетов в России, как и в странах с развитой рыночной экономикой, являются налоги.

В приведенной ниже таблице №1 приводятся данные о поступлении доходов в федеральный бюджет .

Таблица №1.

Доходы федерального бюджета за 2005 г.

Статья дохода Сумма, млн. руб.
Налоговые доходы - всего 473501,35
В том числе:  
Налог на прибыль (доход) предприятий и организаций 61256,78
Налог на добавленную стоимость 244328,76
Акцизы 148139,87
Налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в инвалюте 2896,3
Лицензионные сборы
Платежи за пользование природными ресурсами 16131,64
Неналоговые доходы - всего 64297,23
В том числе:  
Доходы от имущества, находящегося в госсобственности 13444,28
Перечисление прибыли ЦБ РФ
Дивиденты по акциям в госсобственности
Доходы от сдачи в аренду имущества 6992,78
Доходы от внешнеэкономической деятельности 39610,17
Доходы целевых бюджетных фондов - всего 70657,95

Государственные расходы основываются на принципах целевого и безвозвратного использования средств.

Целевое направление средств означает, что расходы должны соответствовать их целевому назначению, тем направлениям расходования, которые предусмотрены в финансовых планах. Безвозвратность расходования предполагает необязательное возмещение средств, направляемых на финансирование народного хозяйства, социальные и другие цели. При этом принцип безвозвратности финансовых ресурсов тесно увязывается с эффективностью их использования.

Бюджетное финансирование применяется для обеспечения затрат, имеющих общегосударственное значение. Формирование расходов бюджетов всех уровней базируется на единых методологических основах, нормативах минимальной бюджетной обеспеченности и финансовых затрат на оказание государственных услуг.

Расходы бюджетов в зависимости от их экономического содержания делятся на текущие и капитальные. Текущие расходы — это часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование как органов государственной власти и местного самоуправления, так и бюджетных учреждений. Кроме того, эта часть расходов направляется также на оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на их текущее функционирование. Основная часть средств бюджетов приходится на текущие расходы.

Капитальные расходы представляют собой часть расходов бюджетов,

обеспечивающих инновационную и инвестиционную деятельность и включающих расходы, которые предназначены для инвестиций в действующие или вновь создаваемые предприятия в соответствии с утвержденной инвестиционной программой. В эти расходы включаются также средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели, а также расходы на проведение капитального (восстановительного) ремонта и другие расходы.

Предоставление бюджетных средств осуществляется в следующих формах:

· ассигнования на содержание бюджетных учреждений;

· оплата товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным или муниципальным заказам и

контрактам;

· трансферты населению.

Бюджетные учреждения могут расходовать бюджетные средства только на:

· оплату труда в соответствии с заключенными трудовыми договорами;

· перечисление страховых взносов в государственные внебюджетные фонды;

· трансферты населению;

· командировочные или компенсационные выплаты работникам;

· оплату товаров, работ и услуг в соответствии с утвержденными сметами;

· оплату товаров, работ и услуг по заключенным государственным или

муниципальным контрактам.

Плановые трансферты населению включают бюджетные средства, необходимые для финансирования обязательных выплат пенсий, стипендий, пособий, компенсаций и других социальных выплат.

В расходной части бюджетов всех уровней предусматривается создание резервных фондов органов исполнительной власти и соответствующих органов местного самоуправления.

В федеральном бюджете размер резервных фондов не може превышать трех процентов утвержденных расходов данного бюджета, а в бюджетах

субъектов РФ устанавливается органами законодательной (представительной) власти этих субъектов при утверждении их бюджетов на очередной финансовый год.

В федеральном бюджете предусматривается создание резервного фонда Президента РФ в размере не более одного процента утвержденных расходов бюджета.

Исключительно из федерального бюджета финансируются такие виды расходов, как:

· обеспечение деятельности Президента РФ, Федерального-Собрания РФ,

Счетной палаты РФ, Центральной избирательной комиссии РФ, федеральных органов власти и их территориальных органов и другие расходы на общегосударственное управление;

· функционирование федеральной судебной системы;

·осуществление международной деятельности в общефедеральных интересах;

· национальная оборона и обеспечение безопасности государства, осуществление конверсии оборонной промышленности;

· фундаментальные исследования;

· государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского

транспорта;

· государственная поддержка атомной энергетики;

· формирование федеральной собственности.

Разработана и одобрена Президентом РФ программа сокращения расходов

федерального бюджета, включающая:

· сокращение количества главных распорядителей бюджетных средств

(прямых получателей бюджетного финансирования);

· оптимизацию занятости в бюджетном секторе;

· консолидацию в федеральном бюджете внебюджетных счетов и средств

бюджетных организаций, финансируемых из федерального бюджета;

· слияние, передачу или закрытие целого ряда организаций и учреждений,

финансируемых из федерального бюджета;

· приостановление работ и поставок для государственных нужд, не

обеспеченных финансовыми ресурсами;

· установление лимитов потребления тепла и энергии для бюджетных

организаций, финансируемых из федерального бюджета.

В составе федерального бюджета образуется бюджет развития. Он является специальным плановым инструментом, с помощью которого государство стимулирует привлечение средств частных инвесторов и инвестиционных институтов на реализацию проектов, обеспечивающих структурную перестройку экономики.

Практическая часть

Наши рекомендации