Расчеты доходов и расходов федерального бюджета РФ
Государственные финансовые ресурсы подразделяются на централизованные и децентрализованные. Централизация значительной части государственных доходов позволяет проводить единую финансовую политику, поддерживать развитие прогрессивных отраслей, выполнять социальные функции.
Основное место в составе централизованных финансовых ресурсов занимают доходы бюджета, которые формируются в соответствии с законодательством РФ. В них могут быть частично централизованы доходы зачисляемые в бюджеты других уровней для целевого финансирования мероприятий, а также безвозмездные перечисления. В составе доходов бюджетов учитываются доходы целевых бюджетных фондов.
Доходы бюджетов обеспечиваются за счет налоговых и неналоговых поступлений, а также за счет безвозмездных перечислений. Зачисляется в плановые доходы бюджетов и остаток средств на конец предыдущего года.
К налоговым доходам относятся федеральные, региональные и местные налоги и сборы, таможенные платежи, а также пени и штрафы.
Перечень налогов и сборов, их ставки определяются налоговым законодательством РФ, а пропорции распределения между бюджетами разных уровней утверждаются законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.
К неналоговым относятся доходы:
· от использования имущества, находящегося в государственной или
муниципальной собственности;
· от продажи имущества, находящегося в государственной или
муниципальной собственности;
· от платных услуг, оказываемых соответствующими органами
государственной власти, органами местного самоуправлениями, а также
бюджетными учреждениями;
· средства, полученные в результате применения мер гражданско-
правовой, административной и уголовной ответственности, а также средства,
полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации и ее
субъектам;
· в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд, полученных от бюджетов
других уровней бюджетной системы РФ.
Неналоговые доходы (за исключением доходов от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности), а также налоговые доходы, закрепленные за соответствующими бюджетами, государственные внебюджетные фонды образуют собственные доходы бюджетов.
Основу этих доходов составляют местные налоги и сборы, отчисления от федеральных и региональных налогов, переданные в местные бюджета в твердой доле на постоянной основе.
Финансовая помощь не является собственным доходом соответствующего бюджета, бюджета государственного внебюджетного фонда. Федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений в бюджета субъектов РФ или местные бюджета, образуют регулирующие доходы (процентные отчисления от федеральных и региональных налогов, дотации, субвенции, средства, полученные из вышестоящих бюджетов по взаимным расчетам).
Передача этих средств осуществляется до начала планируемого года на основании плана регулирования и законодательного акта о бюджете на планируемый год или в процессе исполнения бюджета по указанию вышестоящих распорядительных и исполнительных органов.
Доходы от использования государственного и муниципального имущества
планируются по видам:
· средства, получаемые в виде арендной либо иной платы за сдачу во
временное владение и пользование или во временное пользование имущества;
· средства, получаемые в виде процентов по ставкам бюджетных средств
на счетах в кредитных организациях;
· средства, получаемые от передачи имущества под залог, в
доверительное управление;
· средства от возврата государственных кредитов, бюджетных кредитов и
бюджетных ссуд;
· плата за пользование бюджетными средствами, предоставленными другим
бюджетам, иностранным государствам или юридическим лицам на возвратной и платной основах;
· часть прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий,
остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей.
В доходах федерального бюджета учитываются прибыль Банка России, доходы от реализации государственных запасов и резервов внешнеэкономической деятельности.
Основными доходами бюджетов в России, как и в странах с развитой рыночной экономикой, являются налоги.
В приведенной ниже таблице №1 приводятся данные о поступлении доходов в федеральный бюджет .
Таблица №1.
Доходы федерального бюджета за 2005 г.
Статья дохода | Сумма, млн. руб. |
Налоговые доходы - всего | 473501,35 |
В том числе: | |
Налог на прибыль (доход) предприятий и организаций | 61256,78 |
Налог на добавленную стоимость | 244328,76 |
Акцизы | 148139,87 |
Налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в инвалюте | 2896,3 |
Лицензионные сборы | |
Платежи за пользование природными ресурсами | 16131,64 |
Неналоговые доходы - всего | 64297,23 |
В том числе: | |
Доходы от имущества, находящегося в госсобственности | 13444,28 |
Перечисление прибыли ЦБ РФ | |
Дивиденты по акциям в госсобственности | |
Доходы от сдачи в аренду имущества | 6992,78 |
Доходы от внешнеэкономической деятельности | 39610,17 |
Доходы целевых бюджетных фондов - всего | 70657,95 |
Государственные расходы основываются на принципах целевого и безвозвратного использования средств.
Целевое направление средств означает, что расходы должны соответствовать их целевому назначению, тем направлениям расходования, которые предусмотрены в финансовых планах. Безвозвратность расходования предполагает необязательное возмещение средств, направляемых на финансирование народного хозяйства, социальные и другие цели. При этом принцип безвозвратности финансовых ресурсов тесно увязывается с эффективностью их использования.
Бюджетное финансирование применяется для обеспечения затрат, имеющих общегосударственное значение. Формирование расходов бюджетов всех уровней базируется на единых методологических основах, нормативах минимальной бюджетной обеспеченности и финансовых затрат на оказание государственных услуг.
Расходы бюджетов в зависимости от их экономического содержания делятся на текущие и капитальные. Текущие расходы — это часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование как органов государственной власти и местного самоуправления, так и бюджетных учреждений. Кроме того, эта часть расходов направляется также на оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на их текущее функционирование. Основная часть средств бюджетов приходится на текущие расходы.
Капитальные расходы представляют собой часть расходов бюджетов,
обеспечивающих инновационную и инвестиционную деятельность и включающих расходы, которые предназначены для инвестиций в действующие или вновь создаваемые предприятия в соответствии с утвержденной инвестиционной программой. В эти расходы включаются также средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели, а также расходы на проведение капитального (восстановительного) ремонта и другие расходы.
Предоставление бюджетных средств осуществляется в следующих формах:
· ассигнования на содержание бюджетных учреждений;
· оплата товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным или муниципальным заказам и
контрактам;
· трансферты населению.
Бюджетные учреждения могут расходовать бюджетные средства только на:
· оплату труда в соответствии с заключенными трудовыми договорами;
· перечисление страховых взносов в государственные внебюджетные фонды;
· трансферты населению;
· командировочные или компенсационные выплаты работникам;
· оплату товаров, работ и услуг в соответствии с утвержденными сметами;
· оплату товаров, работ и услуг по заключенным государственным или
муниципальным контрактам.
Плановые трансферты населению включают бюджетные средства, необходимые для финансирования обязательных выплат пенсий, стипендий, пособий, компенсаций и других социальных выплат.
В расходной части бюджетов всех уровней предусматривается создание резервных фондов органов исполнительной власти и соответствующих органов местного самоуправления.
В федеральном бюджете размер резервных фондов не може превышать трех процентов утвержденных расходов данного бюджета, а в бюджетах
субъектов РФ устанавливается органами законодательной (представительной) власти этих субъектов при утверждении их бюджетов на очередной финансовый год.
В федеральном бюджете предусматривается создание резервного фонда Президента РФ в размере не более одного процента утвержденных расходов бюджета.
Исключительно из федерального бюджета финансируются такие виды расходов, как:
· обеспечение деятельности Президента РФ, Федерального-Собрания РФ,
Счетной палаты РФ, Центральной избирательной комиссии РФ, федеральных органов власти и их территориальных органов и другие расходы на общегосударственное управление;
· функционирование федеральной судебной системы;
·осуществление международной деятельности в общефедеральных интересах;
· национальная оборона и обеспечение безопасности государства, осуществление конверсии оборонной промышленности;
· фундаментальные исследования;
· государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского
транспорта;
· государственная поддержка атомной энергетики;
· формирование федеральной собственности.
Разработана и одобрена Президентом РФ программа сокращения расходов
федерального бюджета, включающая:
· сокращение количества главных распорядителей бюджетных средств
(прямых получателей бюджетного финансирования);
· оптимизацию занятости в бюджетном секторе;
· консолидацию в федеральном бюджете внебюджетных счетов и средств
бюджетных организаций, финансируемых из федерального бюджета;
· слияние, передачу или закрытие целого ряда организаций и учреждений,
финансируемых из федерального бюджета;
· приостановление работ и поставок для государственных нужд, не
обеспеченных финансовыми ресурсами;
· установление лимитов потребления тепла и энергии для бюджетных
организаций, финансируемых из федерального бюджета.
В составе федерального бюджета образуется бюджет развития. Он является специальным плановым инструментом, с помощью которого государство стимулирует привлечение средств частных инвесторов и инвестиционных институтов на реализацию проектов, обеспечивающих структурную перестройку экономики.
Практическая часть