Анализ финансового состояния корпорации

1. Структура системы управления финансами корпорации

С позиции практического управления финансами корпорации ключевым является умение более или менее обоснованно отвечать на следующие вопросы:

1) удовлетворены ли стратегические инвесторы деятельностью корпорации, направлением и динамикой ее развития, положением в конкурентной среде?

2) каковы должны быть величина и оптимальный состав активов корпорации, позволяющие достичь поставленные перед предприятием цели?

3) где найти источники финансирования и каков должен быть их оптимальный состав?

4) как организовать текущее и перспективное управление финансовой деятельностью, обеспечивающее:

а) платежеспособность;

б) финансовую устойчивость корпорации;

в) экономически эффективную, рентабельную работу;

г) ритмичность платежно - расчетных операций.

Решаются эти вопросы в рамках финансового менеджмента, как системы эффективного управления финансовой деятельностью корпорации. Одна из наиболее распространенных интерпретаций финансового менеджмента такова: он представляет собой систему отношений, возникающих на предприятии по поводу привлечения и использования финансовых ресурсов. Возможна и более широкая его трактовка, расширяющая предмет этого научного и практического направления, начиная с финансовых ресурсов и кончая всей совокупностью отношений, обязательств и результатов деятельности корпорации, поддающихся стоимостной оценке.

2. Финансовый менеджмент

Основное назначение финансового менеджмента – построение эффективной системы управления финансами, направленной на достижение тактических и стратегических целей деятельности. Организация управления финансами на конкретных корпорациих зависит от ряда факторов: формы собственности, организационно-правового статуса, отраслевых и технологических особенностей, размера корпорации.

В настоящее время юридически и экономически самостоятельные корпорации действуют в условиях нестабильности и неопределенности и должны приспосабливаться к быстро меняющимся условиям внешней среды, оперативно определяя собственную стратегическую модель управления. Стратегическое управление связано с выработкой долговременного курса развития корпорации и его реализацией через систему текущих хозяйственных планов.

Деловая стратегия есть обобщенный план управления, ориентированный на достижение основополагающих целей компании путем выявления и реализации долгосрочных конкурентных преимуществ на данном рынке. Количество и формулировка стратегических целей зависят от специфики деятельности конкретной компании. Тем не менее, стратегические цели управления финансами можно ранжировать следующим образом:

1. улучшение финансового положения, избежание банкротства и финансовых неудач;

2. рост объемов производства и реализации;

3. лидерство в борьбе с конкурентами (с точки зрения финансиста, конкурентоспособность выражается показателем рентабельности капитала, т.е. прибыли на единицу капитала);

4. максимизация цены компании.

Все эти цели связаны между собой, дополняют друг друга, но предприятие всегда должно контролировать весь их комплекс.

3. Финансовые институты и их функции

Под финансовым институтом понимается учреждение, занимающееся как основной деятельностью операциями по передаче денег, кредитованию, инвестированию и заимствованию денежных средств с помощью различных финансовых инструментов. Основное предназначение финансового института – организация посредничества, т. е. эффективного перемещения денежных средств (в прямой или опосредованной форме) от сберегателей к заемщикам. Первые представляют собой, образно говоря, обладателей «мешка денег», т. е. они готовы передать их за вознаграждение лицу, испытывающему финансовый голод; вторые имеют в портфеле выгодный инвестиционный проект, но не располагают достаточными для его реализации источниками финансирования.

К финансовым институтам относятся банки, сберегательные институты (кассы), страховые и инвестиционные компании, брокерские и биржевые фирмы, инвестиционные фонды и т. п. Финансовый институт призван обеспечить согласование различных потребностей сберегателей и заемщиков: первые заинтересованы, прежде всего, в надежном и относительно безрисковом размещении собственных средств, подразумевающем:

а) ликвидность, т. е. легкость доступа к своим денежным средствам в случае необходимости;

б) получение долгосрочного дохода по приемлемой ставке; вторые – в возможности мобилизации денежных средств в требуемом объеме для осуществления различных инвестиционных программ и текущих расходов.

4. Финансовое планирование и контроль на корпорации

Важнейшим элементом предпринимательской деятельности является планирование, в том числе финансовое. Эффективное управление финансами организации возможно лишь при планировании всех финансовых потоков, процессов и отношений фирмы.

В рыночной экономике планирование на предпринимательской фирме является внутрифирменным, т.е. не носит элементов директивности. Основная цель внутрифирменного финансового планирования – обеспечение оптимальных возможностей для успешной хозяйственной деятельности, получение необходимых для этого средств и в конечном итоге достижение прибыльности фирмы. Планирование связано, с одной стороны, с предотвращением ошибочных действий в области финансов, с другой – с уменьшением числа неиспользованных возможностей. Таким образом, финансовое планирование представляет собой процесс разработки системы финансовых планов и плановых (нормативных) показателей по обеспечению развития предпринимательской деятельности на предприятии необходимыми финансовыми ресурсами и повышению эффективности его финансовой деятельности в будущем периоде.

Основными задачами финансового планирования деятельности корпорации являются:

1) обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами производственной, инвестиционной и финансовой деятельности;

2) определение путей эффективного вложения капитала, оценка степени рационального его использования;

3) выявление внутрихозяйственных резервов увеличения прибыли за счет экономного использования денежных средств;

4) установление рациональных финансовых отношений с бюджетом, банками и контрагентами;

5) соблюдение интересов акционеров и других инвесторов;

6) контроль за финансовым состоянием, платежеспособностью и кредитоспособностью фирмы.

5. Виды финансового рынка

Сферой приложения финансового менеджмента является финансовый рынок. Финансовый рынок – это сфера проявления экономических отношений между продавцами и покупателями финансовых ресурсов и инвестиционных ценностей (т.е. инструментов образования финансовых ресурсов), между их стоимостью и потребительной стоимостью. Существует несколько способов классификации финансовых рынков.

1. Классификация по характеру взаимодействия продавца и покупателя:

а) рынок продавца;

б) рынок покупателя.

2. Классификация по финансовым инструментам, использующимся на рынке:

а) валютный рынок – сфера экономических отношений, проявляющихся при осуществлении операций по купле-продаже иностранной валюты и ценных бумаг в валюте;

б) рынок драгоценных металлов и драгоценных камней – рынок, на котором осуществляется регулярная купля-продажа драгоценных металлов (в основном золота), драгоценных камней (в основном алмазов);

в) рынок капиталов – рынок, на котором объектами купли-продажи выступают деньги. К товарам денежного рынка России относятся депозиты, вклады, а также межбанковские кредиты;

г) страховой рынок – сфера денежных отношений, в которой объектом купли-продажи выступают услуги страхования.

3. Классификация по порядку размещения финансового инструмента:

а) первичный рынок (первичное размещение);

б) вторичный рынок (вторичное размещение);

в) последующие продажи.

Основной способ классификации финансовых рынков – второй, так как фактически составными частями финансового рынка являются: валютный рынок; рынок национальных денежных средств; фондовый рынок, разделенный на специализированные рынки по видам ценных бумаг; рынок золота и других драгоценных металлов; страховой рынок.

6. Анализ финансового состояния корпорации

Одно из важнейших условий успешного управления предприяти­ем — анализ его финансового состояния, поскольку результаты дея­тельности в любой сфере предпринимательской деятельности зависят от наличия и эффективности использования финансовых ресурсов. В условиях рыночной экономики забота о финансах является важным элементом деятельности каждого корпорации. Именно для эффектив­ного управления финансами необходимо систематически проводить финансовый анализ, основным содержанием которого является ком­плексное системное изучение финансового состояния корпорации и факторов, на него влияющих, и прогнозирование уровня доходности капитала корпорации.

Финансовое состояние корпорации характеризуется совокупнос­тью показателей, отражающих состояние капитала в процессе его кру­гооборота и способность корпорации финансировать свою деятель­ность на определенный момент времени. Проводится анализ финансо­вого состояния корпорации с целью выявления возможностей повышения эффективности его функционирования. Способность корпорации успешно работать и развиваться, сохранять равновесие своих активов и пассивов в постоянно изменяющейся внутренней и внешней предпринимательской среде, поддерживать свою платежеспо­собность и финансовую устойчивость свидетельствует о его устойчивом финансовом состоянии, и наоборот.

Тема 3. ИЗДЕРЖКИ, ДОХОД И ПРИБЫЛЬ КОРПОРАЦИИ

Наши рекомендации