Финансы государственных предприятий
В финансовой системе важное место принадлежит государственным предприятиям. На современном этапе развития, государственная собственность во многих странах сохраняет сильные позиции в экономике. Государственные предприятия получают многочисленные заказы, обеспечивая частному предпринимательству обширный и гарантированный рынок сбыта по ряду изделий, стимулируют процесс накопления капитала путем перераспределения национального дохода в пользу других звеньев финансовой системы (через низкие цены и тарифы на продукцию государственных и высокие цены на продукцию частных предприятий, потребляемую государственными) и инвестирование собственных средств в малорентабельные отрасли экономики.
Можно выделить несколько причин образования государственных предприятий, которые часто переплетаются и действуют одновременно.
1. Экономические причины вызваны необходимостью вмешательства государства в хозяйственные процессы. Функционирование государственных предприятий влияет на соотношение между отдельными отраслями материального производства, способствует изменению его структуры, стимулирует рост прогрессивных отраслей.
Широкое внедрение новой техники и научных достижений, автоматизация производственных процессов требуют крупных финансовых средств, высокоразвитой энергетической базы. В этой связи особое значение приобретает развитие в рамках государства таких отраслей промышленности, как газовая, электроэнергетическая, нефтяная, угольная. Помимо этого, создаются государственные научно-исследовательские центры и опытные предприятия; производится санирование монополистических предприятий, оказавшихся на грани банкротства; строятся новые предприятия в капиталоемких отраслях. Государственные предприятия широко используются в качестве инструмента антициклического и антиинфляционного регулирования.
2. Развитие вышеназванных отраслей, проведение исследовательских работ требуют крупных первоначальных капиталовложений. Частные предприятия неохотно идут на риск, связанный с освоением новых производств. Поэтому данные расходы финансирует государство. В этом и заключаются финансовые причины.
3. Политические причины обусловлены развитием интернационализации, что привело к широкому участию государственных предприятий в процессах интеграции производства и капитала. В современных условиях государственные и смешанные предприятия создают зарубежные филиалы с участием иностранного капитала, заключают лицензионные и другие соглашения по научно-техническому сотрудничеству и таким образом становятся непосредственными участниками международных экономических отношений. Многие государственные предприятия реализуют за границей значительную часть производимой продукции (это особенно характерно для Франции, которая за рубежом продает 50—60% всей продукции ряда государственных компаний). (Сфера деятельности государственных предприятий в развитых зарубежных странах приведена в приложении 1)
Государственные предприятия различаются по правовому положению, системе управления, организации экономики и финансов, характеру взаимоотношений с бюджетом. Их можно разделить на три основные группы: государственные корпорации; смешанные предприятия; предприятия, находящиеся на бюджетном финансировании.
Важнейшее значение имеют государственные корпорации, которые представляют собой крупные промышленные комплексы, охватывающие все предприятия отрасли или значительную их часть. Каждая корпорация утверждается специальным парламентским актом; она обладает производственной и финансовой самостоятельностью, правом вступать в договорные отношения с другими предприятиями.
Отличительной чертой государственных корпораций является их "автономность", т.е. их повседневная производственная деятельность находится вне парламентского контроля; финансы отделены от государственного бюджета.
Смешанные предприятия — это предприятия, часть капитала которых принадлежит государству. Они создаются в результате приобретения государством части акций предприятия или строительства государством предприятий с привлечением к его участию частного капитала. Управление такими предприятиями аналогично управлению акционерными обществами.
Предприятия, находящиеся на бюджетном финансировании, входят в состав управлений соответствующих министерств или муниципалитетов. Вся их хозяйственная деятельность регламентируется государством. Прибыль полностью или частично поступает в соответствующие бюджеты, а капитальные вложения финансируются главным образом за счет бюджетных ассигнований. Эти предприятия ежегодно составляют сметы, утверждаемые одновременно с государственным или местными бюджетами. На них полностью распространяется процедура, действующая в отношении государственного и местных бюджетов.
Финансы государственных предприятий представляют собой совокупность экономических денежных отношений, связанных с формированием и использованием фондов денежных средств и накоплений предприятий, а также с контролем за формированием, распределением и использованием этих фондов и накоплений.
Взаимоотношения государственных корпораций с бюджетной системой осуществляются по линии уплаты ими налогов в государственный и местные бюджеты, процентов за кредиты и получение из центрального бюджета субсидий, главным образом на финансирование капитальных вложений, дотаций и кредитов под высокие проценты.
Взаимоотношения смешанных предприятий с государственным бюджетом по линии налогов складываются так же, как и у обычных акционерных обществ.
Вопросы:
1. Дайте определение понятию «Финансы хозяйствующих субъектов».
2. Раскройте значение финансов хозяйствующих субъектов в системе финансовых отношений.
3. В чем выражаются сущность финансов хозяйствующих субъектов в процессе расширенного воспроизводства.
4. Что включает в себя финансы хозяйствующих субъектов.
5. Назовите основные функции финансов хозяйствующих субъектов.
6. Раскройте значение аккумулирующей функции финансов хозяйствующих субъектов.
7. В чем особенность распределительной функции финансов хозяйствующих субъектов.
8. Какова роль контрольной функции финансов хозяйствующих субъектов.
9. В состоит сущность коммуникационной функции финансов хозяйствующих субъектов.
10. Назовите основные черты финансов хозяйствующих субъектов.
11. Раскройте экономическую сущность финансов хозяйствующих субъектов.
12. Приведите основную классификацию хозяйствующих субъектов по разным признакам и основания их разграничения по тому или иному виду.
13. Какимифинансовыми результатами хозяйственной деятельности характеризуется предприятия.
14. Каковы особенности финансов акционерной формы собственности.
15. Какова роль финансов предприятий государственного сектора.
16. Что такое казенные предприятия? Какова роль финансов в данных видах предприятий.
17. Каковы особенности финансов совместных предприятий.
18. Раскройте роль финансов кооперативного сектора экономики.
19. Разграничите значение разгосударствление и приватизация, реструктуризация, санация.
20. Какова цель коммерческой деятельности предприятий.
21. Назовите и раскройте значение основных принципов организации финансов предприятий, функционирующих на коммерческих началах.
22. Какие фонды денежных средств создают предприятия. Обозначите их функциональное значение.
23. Назовите основные источники привлечения финансовых ресурсов для предприятий, функционирующих на коммерческих началах.
24. Дайте определение оборотные и внеоборотные активы предприятия.
25. Разграничите понятия собственные, привлеченные и заемные средства предприятия.
26. В чем особенности финансов некоммерческих организаций и учреждений.
27. Назовите основные направлениянекоммерческой деятельности.
28. Что является общей особенностью некоммерческой направлений деятельности.
29. Что является материальной основой деятельности некоммерческих учреждений, организаций.
30. Назовите методы ведения хозяйственной деятельности некоммерческой деятельности. Охарактеризуйте их.
31. Какие основные источники финансирования организаций и учреждений, некоммерческой деятельности вы знаете.
32. Какова роль государственных финансов на современном этапе?
33. В чем заключается «автономность» государственных предприятий?
34. Дайте определение понятию «государственные финансы».