Федеральный бюджет: понятие, структура, роль в экономике

Федеральный бюджет представляет собой форму образования и расходования денежных средств в расчете на определенный период, предназначенных для исполнения расходных обязательств Российской Федерации. С юридической точки зрения он является главным финансовым планом государства, имеющим силу закона после его утверждения Федеральным Собранием (парламентом) РФ.

По экономической сущности федеральный бюджет представляет собой наиболее крупный централизованный фонд денежных средств в бюджетной системе РФ, в котором аккумулируется значительная часть финансовых ресурсов национального хозяйства, осуществляется их перераспределение на социально-экономическое развитие страны в соответствии с приоритетами государственной политики. Перераспределение финансовых ресурсов через федеральный бюджет оказывает решающее воздействие на формирование воспроизводственных пропорций (валового потребления и накопления) на всей территории страны, определяет финансовое благополучие регионов и, следовательно, обеспечивает устойчивый экономический рост и высокий уровень жизни населения. Федеральный бюджет формирует значительную часть конечного спроса в экономике, а также заметную долю доходов населения. Поэтому именно федеральному бюджету принадлежит важнейшая роль в регулировании макроэкономических процессов.

Федеральный бюджет занимает центральное место в бюджетной системе страны. Как координирующий центр, он оказывает финансовую поддержку региональным и местным бюджетам в форме бюджетных субсидий, кредитов, гарантий и обеспечивает их сбалансированность.

Федеральный бюджет как фонд денежных средств и финансовый план государства представляет собой роспись основных источни­ков ресурсов, за счет которых происходит финансирование основ­ных функций, возложенных на органы власти. Объем этих функ­ций должен соотноситься с ресурсной базой государства. Чем бо­гаче страна, тем больше доходов у государства

Доходы федерального бюджета — денежные средства, зачисляе­мые в бюджет на налоговой и неналоговой основах за счет безвоз­вратных поступлений в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством. Доходы федерального бюджета выражают эко­номические отношения, возникающие в процессе формирования основного общегосударственного фонда денежных средств между государством, предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами. Они имеют специфическое общественное назначе­ние, связанное с мобилизацией денежных средств в распоряжение государства. Формой проявления этих отношений выступают раз­личные виды платежей предприятий, организаций и населения в бюджет. Эти платежи поступают в бюджет в безвозмездном и без­возвратном порядке в соответствии с действующим в стране бюд­жетным и налоговым законодательством в распоряжение органов государственной власти и служат для обеспечения их функций. Налоговые доходы (НДС, налог на прибыль организаций, акцизы, налог на добычу полезных ископаемых, гос пошлина), Неналоговые доходы (таможенные пошлины, доходы от использования имущества, находящегося в гос собственности, платежи при использовании природными ресурсами, продажи материальных активов)

Расходы федерального бюджета – выплачиваемые из бюджеты денежные средства, направляемые на финансирование полномочий органов федерального управления. Они имеют форму платежей, не подлежащих возврату, не создающих и не погашающих каких – либо финансовых требований.

По своей экономической сущности расходы бюджета отражают отношения, возникающие в процессе распределения централизованного фонда денежных средств государства и его использования по различным назначениям. Их объем и структура определяется типом проводимой государственной политики, стадией экономического цикла, внешней и внутренней конъюнктурой, размером государственного сектора экономики, уровнем благосостояния населения.

Федеральный бюджет является важнейшим инструментом ре­гулирующего воздействия государства на экономическое и соци­альное развитие, на состояние отдельных звеньев финансовой сис­темы. Он формирует базовые финансовые и экономические пока­затели, к которым относятся: уровень бюджетных инвестиций или государственных капиталовложений, уровень оплаты труда в бюд­жетной сфере, объем доходов социальных групп населения, объем государственного долга, степень централизации бюджетной систе­мы и уровень налоговой нагрузки на экономику, степень государ­ственного вмешательства в экономику.

Важным преимуществом современного федерального бюджета является расширение в его доходной части инструментов стимули­рования инвестиционной активности хозяйствующих субъектов. К таким инструментам относятся, прежде всего, совершенствова­ние налогообложения прибыли и ресурсодобычи, упрощение по­рядка косвенного налогообложения для экспортеров. Основными приоритетами федерального бюджета в сфере расходов стали по­вышение эффективности государственного управления, рост каче­ства и условий предоставления государственных услуг, создание условий и стимулов для развития человеческого капитала, сущест­венное увеличение финансирования национальных проектов в со­циальной сфере, сельском хозяйстве и сфере обеспечения населе­ния доступным жильем, создание условий для повышения качест­ва образовательных и медицинских услуг.

Наши рекомендации