Оценка финансовых результатов деятельности предприятий
Анализ финансовых результатовпредполагает: -общую оценку выполнения плана по прибыли в текущем периоде (факторный анализ выполнения плана за счет таких факторов как цена, объем, затраты); -оценку финансовых результатов отдельных сфер деятельности и их влияния на общую величину прибыли (убытка) (показатели структуры прибыли по видам деятельности); -анализ тенденций в динамике объема и структуры прибыли за прошедшие периоды и оценку этих изменений с учетом внешних и внутренних факторов (анализ динамики); -определение показателей рентабельности, сравнение их динамики и оценка отраслевых показателей. Коэффициенты рентабельности - отражают, насколько прибыльна деятельность предприятия. Рассчитываются как отношение полученной прибыли к затраченным средствам либо к объему реализованной продукции (работ, услуг). Поскольку в отчетности предприятия отражается несколько показателей прибыли, ее пользователи могут рассчитать и целый ряд показателей рентабельности в зависимости от целей проводимого анализа. При этом следует четко представлять содержание каждого показателя прибыли. Наиболее часто используемыми показателями в контексте финансового менеджмента являются показатели: 1.рентабельности активов предприятия: прибыль/ среднегодовую стоимость активов предприятия. Отражает сколько денежных единиц прибыли приносит каждая денежная единица вложенного капитала, независимо от источника его привлечения. Сравнивают со среднеотраслевыми показателями. 2.рентабельность реализации: прибыль/объем реализованной продукции. Если в числителе прибыль по данным налогового учета, показатель отражает способность предприятия контролировать себестоимость реализованной продукции и величину косвенных налогов, включаемых в цену. Если в числителе прибыль по данным бухгалтерского учета, показатель отражает величину прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после финансирования всех текущих издержек предприятия (включая платежи в бюджет и расходы социального характера); 3.рентабельность собственного капитала: прибыль/ среднегодовую сумму собственных средств. Позволяет определить эффективность использования капитала, инвестированного собственниками, и сравнить этот показатель с возможным получением дохода от вложения этих средств в другие источники дохода. В западных странах этот показатель оказывает существенное влияние на уровень котировки акций компании. С точки зрения наиболее общих выводов большее значение приобретает показатель рассчитанный по величине «бухгалтерской» прибыли. Важным приемом анализа является сопоставление показателей рентабельности между собой. Например, сопоставление рентабельности активов и рентабельности собственного капитала позволит выявить эффект от привлечения предприятием внешних источников финансирования. Другим важным приемом анализа является оценка взаимосвязи показателей рентабельности и оборачиваемости – модель Дюпона: Рентабельность активов = рентабельность реализации х оборачиваемость активов Или Рентабельность собственного капитала = рентабельность реализации х оборачиваемость активов х (1/доля собственного капитала в источниках финансирования)
16.Содержание, значение и задачи финансового планирования и прогнозирования.
Главной целью финансового планирования на предприятии является обоснование источников финансирования намечаемых проектов, операций, объема затрат и доходов, а также оценка эффективности таких проектов. Организация финансового планирования предполагает реализацию следующих этапов: 1.Определение основной цели финансового планирования, а также задач на каждом участке финансовой деятельности. 2.Упорядочение последовательности действий: -сбор и обработка информации о состоянии всех ресурсов на начало планового периода, а также о внешней среде; -определение основных тенденций прошлого периода и возможности их экстраполяции на перспективу; -выбор методики расчетов и обоснование нескольких вариантов плановых заданий; -выбор оптимальных плановых заданий и обоснование финансовых планов. 3.Контроль за выполнением финансовых заданий и их эффективностью: -Текущий контроль; -Оценка эффективности выполнения финансовых заданий. Финансовый план, как правило, является одним из последних разделов бизнес-плана и включает в себя: -баланс доходов и расходов (расчет финансовых результатов), в котором отражаются денежные поступления от всех сфер деятельности, соответствующие затраты и финансовые результаты; -баланс движения денежных ресурсов (кассовый план), задачей которого является сбалансирование в данный период времени денежных поступлений с платежами; -плановый баланс активов и пассивов, который содержит предполагаемую структуру имущества и эффективные источники его финансирования; -план стратегии финансирования развития предприятия, обосновывающий размеры затрат на инвестиции, источники их финансирования и предполагаемые в перспективе результаты.
17. Объекты и методы финансового планирования и прогнозирования
Объектами финансового планирования на предприятии являются его денежные потоки формирования капитала, инкассации выручки от продаж, изъятия инвестиций (дезинвестиции), поступления доходов от ранее сделанных инвестиций (поступление арендной платы, ренты и доходов по ценным бумагам). Методы планирования - это конкр. способы и приемы расчетов пок-лей. При планировании фин. показателей могут применяться след. методы: нормативный (закл-ся в том, что на основе заранее установленных норм и технико-экономических нормативов рассч-ся потребность хозяйствующего субъекта в фин. ресурсах и их источниках. Такими нормативами явл-ся ставки налогов, ставки тарифных взносов и сборов, нормы амортиз.отчислений и др.), расчетно-аналитический (широко применяется при планировании суммы прибыли и доходов, при определении величины отчислений от прибыли в фонды накопления, потребления, резервный и т. п.), балансовый (применяется при планировании распределения прибыли и др. финансовых ресурсов, планировании потребности поступлений средств в финансовые фонды (фонд накопления, фонд потребления и др.), м-д оптимизации плановых решений (сводится к разработке нескольких вариантов плановых расчетов с тем, чтобы выбрать из них наиболее оптимальный. При этом могут применяться разные критерии выбора:минимум приведенных затрат;максимум приведенной прибыли;минимум вложения капитала при наиб. эфф-ти результата;минимум текущих затрат;минимум времени на оборот капитала,;максимум дохода на рубль вложенного капитала;максимум рентабельности капитала; максимум сохранности фин. ресурсов), экономико-математическое моделирование (оно позволяет найти колич. выражение взаимосвязей между финансовыми показателями и факторами, их определяющими. Эта связь выражается через экономико-математическую модель. Экономико-математическая модель предст. собой точное математическое описание экономического процесса, т.е. описание факторов, характеризующих структуру и закономерности изменения данного экономического явления с помощью математических символов и приемов (уравнений, неравенств, таблиц, графиков и т. д.). Модель может строиться по функциональной или корреляционной связи).
18.Порядок разработки годового финансового плана на предприятии
Финансовый план предприятия является одним из разделов бизнес-плана предприятия, отражающий объём поступлений и расходования денежных средств. Необходим предприятию для того, чтобы заранее знать финансовые результаты своей деятельности, а также для организации рационального движения финансовых ресурсов в соответствии с выбранной финансовой стратегией. Финансовый план включает в себя: баланс доходов и расходов (расчет финансовых результатов), в котором отражаются денежные поступления от всех сфер деятельности, соответствующие затраты и финансовые результаты; баланс движения денежных ресурсов (кассовый план), задачей которого является сбалансирование в данный период времени денежных поступлений с платежами; плановый баланс активов и пассивов, который содержит предполагаемую структуру имущества и эффективные источники его финансирования.
Порядок разработки плана определяется предприятием самостоятельно. В зависимости от форм собственности план утверждается собранием трудового коллектива, собранием акционеров, учредителей, советом директоров и т.д.Финансовый план или выписки из него о размере финансовых ресурсов и платежах в бюджет сообщаются финансовому и налоговому органу по месту нахождения предприятия. Для составления финансового плана используется следующая информация: планируемые объемы производства и реализации продукции (работ, услуг); сметы затрат на производство; данные об объемах капвложений и о движении основных фондов; нормы амортизации, нормативы платежей в бюджет и отчислений во внебюджетные фонды; другая информация в пределах необходимости. Финансовый план составляется в форме баланса. Имеет три раздела: доходы и поступления средств; расходы и отчисления средств; взаимоотношения с бюджетом.
19. Виды финансовых планов и степень их детализации
Вид планирования обусловлен характером задач, которые ставит перед собой предприятие, и возможными сроками их решения. В соответствии с этим планирование подразделяют на: краткосрочное, или текущее (до 1 года);среднесрочное (на 1 год);долгосрочное (более 1 года).Краткосрочное планирование. Зачастую на предприятиях используют краткосрочное планирование, и имеют дело с плановым периодом не превышающим одного года. Это объясняется тем, что за период такой протяженности, как можно предположить, происходят все типичные для жизни предприятия события, поскольку за этот срок выравниваются сезонные колебания конъюнктуры. По времени годовой бюджет (план) можно разделить на месячные или квартальные бюджеты (планы). Среднесрочное планирование является неотъемлемой частью общей системы финансового управления на предприятии и предназначено для выработки финансовой политики на среднесрочную перспективу равную одному году. Коротко можно сказать, что финансовый план является оцифренным этапом стратегического планирования и служит основанием для оперативного бюджета. Долгосрочное планирование. Значение некоторых из принимаемых решений распространяется на очень долгую перспективу. Это относится, например, к решениям в таких областях, как приобретение элементов основного капитала, кадровая политика, определение ассортимента выпускаемой продукции. Такие решение определяют деятельность предприятия на много лет вперед и должны быть отражены в долгосрочных планах (бюджетах), где степень детализированности обычно бывает довольно невысока. Долгосрочные планы должны представлять собой своего рода рамочную конструкцию, составными элементами которой являются краткосрочные планы.