Значение, задачи и информационное обеспечение анализа финансовых результатов деятельности торговых предприятий

Одним из основных требований успешного функционирова­ния предприятий и их ассоциаций в условиях формирования и развития рыночной экономики является безубыточность ос­новной (текущей) и другой деятельности, возмещение расходов собственными доходами и обеспечение в определенных размерах прибыльности, рентабельности хозяйствования. Законом о пред­приятиях установлено, что главной задачей предприятия является хозяйственная деятельность, направленная на получение прибыли для удовлетворения социальных и экономических интересов членов трудового коллектива и интересов собственника имуще­ства предприятия.

Основными показателями, характеризующими финансовые результаты предпринимательской деятельности торговых пред­приятий, являются валовой доход (реализованные торговые и опто­вые надбавки), другие доходы, прибыль и рентабельность. Прибыль занимает одно из центральных мест в общей системе стоимостных показателей и рычагов управления экономикой. Она является мерилом оценки деятельности предприятия, источником его развития, самофинансирования, материального поощрения труда работников, выступает источником вознаграждения владельцам акций, паев в уставном капитале предприятия, пополнения госу­дарственного и местных бюджетов. Итак, прибыль — это основ­ной многозначный оценочный показатель результатов работы предприятия в условиях становления и развития рыночного ме­ханизма хозяйствования.

Основным источником формирования прибыли торговых предприятий являются реализованные торговые надбавки, а по некоторым товарам — торговые скидки. В настоящее время предприятиям розничной и оптовой торговли Беларуси предос­тавлено право самостоятельно определять оптовые и торговые надбавки на товары исходя из спроса, фактических издержек об­ращения и оптимальных уровней рентабельности (с учетом уста­новленных предельных размеров надбавок). Свободная розничная цена товара формируется из свободной отпускной цены (цены закупки) с добавлением торговой и оптовой надбавок в установ­ленных торговым предприятием размерах.

Кроме реализованных торговых надбавок предприятия роз­ничной торговли могут иметь доходы от биржевой и брокерской деятельности, продажи товаров и имущества на аукционах, по операциям с тарой (превышение доходов над расходами), от стоимости излишков тканей, выявленных при перемеривании, от реализации акций, облигаций, других ценных бумаг и т.п. Од­нако основным источникам формирования доходов розничных торговых предприятий являются реализованные торговые над­бавки (валовой доход). За счет валового дохода взимаются по установленным ставкам налог на добавленную стоимость, акци­зы и некоторые другие обязательные платежи. Следовательно, для определения валового дохода от реализации товаров, остаю­щегося в распоряжении торгового предприятия, следует из об­щей его суммы вычесть перечисленные выше налоги и другие обязательные платежи.

Главным показателем оценки финансовых результатов хозяй­ственной деятельности предприятий, как известно, является прибыль.Различают прибыль (или убыток) от реализации това­ров, прибыль (или убыток) от реализации основных средств и другой операционной деятельности, от внереализационных операций, общую и чистую прибыль. Прибыль от реализации товаровв торговле по форме № 2 бухгалтерской отчетности «Отчет о прибылях и убытках» рассчитывается вычитанием из выручки от реализации товаров налогов, включаемых в выручку от реализации товаров, себестоимости реализованных товаров, управленческих расходов и расходов на реализацию товаров. По «Отчету о прибылях и убытках» прибыль от реализации товаров можно также определить вычитанием из выручки-нетто от реа­лизации товаров (за минусом налога на добавленную стоимость, других налогов и обязательных платежей) себестоимости реали­зованных товаров, управленческих расходов и расходов на реализа­цию. В статистической отчетности (форма № 5 «Отчет о финансо­вых результатах») прибыль от реализации товаров рассчитывается вычитанием из общей суммы валового дохода налога на добав­ленную стоимость, других налогов и обязательных платежей, взимаемых за счет реализованных торговых надбавок, и издержек обращения. Во всех случаях результаты расчета прибыли от реа­лизации товаров будут идентичными. Предприятия могут также иметь прибыль (или убыток) от операционной (неосновной) деятельности, а также внереализационные доходы, расходы по­тери и убытки. Балансовую (общую) прибыль (или убыток)опреде­ляют следующим образом: к прибыли от реализации товаров до­бавляют доходы от операционной (неосновной) деятельности а также внереализационные доходы и вычитают расходы от опе­рационной деятельности, внереализационные расходы, потери иубытки. Если торговое предприятие получило убыток от от­дельных видов предпринимательской деятельности (от продажи товаров, реализации основных средств и прочих активов и т.п.) то он вычитается из общей (балансовой) прибыли.

Предприятия торговли, выполнившие план прибыли, имеют возможность своевременно сделать отчисления в бюджет и вне­бюджетные фонды, пополнить собственный капитал, создать специальные фонды, резервы и т.д. Чистая прибыль,остающаяся в распоряжении предприятия, определяется вычитанием из общей суммы прибыли налогов и других обязательных платежей. Если предприятием произведены отчисления на благотворительные цели, уплачены из прибыли пени и штрафы, то при определении чистой прибыли она корректируется на указанные выше суммы. В результате определяют чистую прибыль, которая остается в распоряжении предприятия.

По форме № 2 «Отчет о прибылях и убытках» общую сумму валового дохода можно определить вычитанием из выручки от реализации товаров себестоимости (покупной стоимости) реа­лизованных товаров. Валовой доход, оставшийся в распоряжении торгового предприятия рассчитывается вычитанием из общей суммы реализованных торговых надбавок налогов и других обяза­тельных платежей, взимаемых за счет валового дохода. По «От­чету о прибылях и убытках» валовой доход-нетто, остающийся в распоряжении торгового предприятия, можно определить вы­читанием из общей суммы выручки от реализации товаров-нетто (за минусом налога на добавленную стоимость и других обяза­тельных платежей) себестоимости реализованных товаров

Цель анализа финансовых результатов — выявление, изуче­ние и мобилизация резервов роста доходов и прибыли, повыше­ния рентабельности при улучшении качества обслуживания по­купателей. В процессе анализа проверяют степень выполнения планов по доходам, прибыли, рентабельности, изучают их дина­мику, определяют и измеряют влияние факторов на финансовые результаты от текущей (основной) и другой деятельности предприятий, выявляют и мобилизовывают резервы их роста, особенно прогнозные. Одной из основных задач анализа является также изучение экономической целесообразности и эффективности распределения и использования прибыли.

Анализ финансовых результатов деятельности торгового предприятия проводят по данным планов, бизнес-планов и прогнозов экономического исоциального развития, бухгалтерской и ста­тистической отчетности, регистров учета, машинограмм, других источников информации. Формирование прибыли (полученных убытков) подробно показывается в форме № 2 «Отчет о прибы­лях и убытках». В нем справочно показываются уплаченные из прибыли налоги и иные обязательные платежи, нераспределен­ная прибыль (убыток) отчетного года. Также дается расшифров­ка отдельных доходов и расходов. Предприятия всех отраслей национальной экономики и форм собственности представляют месячный (срочный) «Отчет о финансовых результатах» (форма № 5-ф), который составляется за месяц и нарастающим итогом с начала года. Предприятия торговли, общественного питания, других отраслей народного хозяйства представляют органам ста­тистики и своей вышестоящей организации квартальный «Отчет о затратах на производство и реализацию продукции, работ и ус­луг» (форма № 5-з), в первом разделе которого приводится ин­формация по основному виду деятельности об объеме реализа­ции продукции в текущих ценах (в торговле и общественном питании — валовой доход) за вычетом налогов и неналоговых платежей, производимых из выручки. В нем также содержатся сведения о материальных и приравненных к ним расходах. Во втором разделе отчета приводится информация о годовом объеме продукции в текущих ценах (за вычетом налогов и платежей из выручки) и затратах на производство и реализацию продукции (в торговле отражаются соответственно валовой доход, остаю­щийся в распоряжении предприятия, и издержки обращения). При анализе также используются данные налоговой отчетности.

В настоящее время анализ финансовых результатов и других показателей хозяйственной деятельности предприятий сильно за­труднен в связи с коммерческой тайной, засекречиванием, а иногда и искажением результатов их функционирования, особенно информации о полученных доходах, прибыли и рентабельности.

До проведения анализа необходимо проверить правильность сражения в учете и отчетности всех доходов, расходов, потерь и убытков (своевременность, законность и полноту отражения доходов, расходов и потерь на счетах, учитывающих финансовые результаты деятельности торговых предприятий, правильность распределения торговых накидок (надбавок) и издержек обра­щения на реализованные товары и их остаток и т.п.).

Наши рекомендации