Характеристика сфер и звеньев финансовой системы ФРГ
Государственная финансовая система Германии включает:
1) бюджетную систему;
2) специальные фонды;
3) внебюджетные фонды, находящиеся в распоряжении центрального правительства;
4) финансы государственных предприятий.
Основные принципы финансовой системы Германии закреплены конституционно, что отличает ее регулирование от других стран и чрезвычайно важно для обеспечения ее устойчивости. Государственным финансам, бюджетному механизму, межбюджетным отношениям отведен самый большой раздел конституции Германии. Для изменения принципов финансовой системы требуется квалифицированное большинство в парламенте и в правительствах земель.
Бюджетная система Германии, в свою очередь, включает:
1) бюджет федерации;
2) специальные правительственные фонды;
3) бюджеты 16 земель (в том числе 5 восточногерманских);
4) более 10 тыс. общин.
В конституции Германии закреплено существование двух уровней государственной власти — «федеративной республики», называемой федерацией, и «земель», являющихся членами федерации. Земли сами являются государствами, объединенными в реальную федерацию, а не регионами фактически унитарного государства.
Первоосновой федеративного устройства Германии является распределение компетенции между федерацией и землями. В связи с тем, что реализация государственных задач в современном социальном государстве неразрывно связана с расходами, одновременно возникает вопрос о распределении расходов, с одной стороны, и финансовых средств — с другой. Общины не образуют третьего государственного уровня. Они являются частью земель, которые несут главную ответственность за наделение общин соответствующими финансовыми ресурсами.
Власти на федеральном уровне берут на себя обеспечение работы почты, железной дороги (до 1993 г.), автодорог, службы социальной защиты (страхование по болезни, пенсионные кассы, фонды помощи), центрального банка и различных банковских институтов. Федеративное государство является обладателем контрольного пакета акций в авиакомпании «Люфтганза».
Земли занимаются регулированием некоторых видов деятельности региональных банков, университетов, радио и телевидения, железных дорог (с 1993 г.).
Специальные фонды — важное звено финансовой системы Германии. По объему эти фонды стоят на втором месте после федерального бюджета страны. В 1984 г. число специальных фондов превышало 30 видов. Главное место среди них занимает фонд социального страхования, который состоит из большого числа автономных фондов, охватывающих отдельные виды страхования — фондов страхования по временной нетрудоспособности, на случай безработицы, если она наступила в связи с реорганизацией предприятия или отрасли, от несчастных случаев и проч. Фонд социального страхования включен в федеральный бюджет с 1974 г.
Обшей для всех фондов социального страхования является система мобилизации доходов. Средства фондов образуются за счет трех источников:
· обязательных отчислений от заработной платы рабочих и служащих;
· взносов предпринимателей;
· государственных субсидий из федерального бюджета.
Основным элементом пенсионной системы Германии является обязательное пенсионное страхование, которое охватывает 78% всего населения от 15 до 65 лет.
В финансовую систему включаются также внебюджетные фонды, находящиеся в распоряжении центрального правительства, состав которых меняется в зависимости от стоящих перед государством задач. Эти фонды работают как финансовые институты на финансовом рынке, а также могут получать финансовую помощь от правительства страны.
11. Значение и состав сферы государственных и местных
финансов в финансовой системе ФРГ
Система государственных финансов включает в себя бюджет центрального правительства; бюджеты местных органов власти; специальные фонды, примыкающие к бюджетам; финансовые ресурсы государственных предприятий.
Бюджет выступает главным звеном финансовой системы ФРГ, его структура и бюджетный процесс соответствуют федеративному характеру государственного строя. В госбюджет включаются доходы и расходы трех уровней административного управления - федерации (центральный бюджет), земель (региональные бюджеты), и общин (местные бюджеты). Сводный (консолидированный) госбюджет получается путем сложения доходов и расходов бюджетов всех трех уровней за вычетом межбюджетных трансфертов (субсидий, дотаций).
В рамках бюджета формируются специальные фонды социального страхования. За их счёт финансируются выплата пенсий по старости, медицинское страхование, пособие по безработице. Социальное вспомоществование представляет собой программы помощи малоимущим слоям населения. Они финансируются за счёт общего объёма налогов.
Основным видом дохода госбюджета являются налоги (до 90%) . Усилилось обложение как косвенными, так и прямыми налогами. В ФРГ налоги используются как средство воздействия на накопление частного капитала во имя стимулирования темпов экономического роста.
Финансовый капитал страны представлен группами сросшихся между собой промышленных, финансовых и прочих монополий, охватывающих всё национальное хозяйство.
Финансы земель и общин занимают важное место в финансовой системе страны. Доля бюджетов земель и общин в национальном доходе ФРГ составляет свыше 20%. Земли и общины несут почти 100% общегосударственных расходов на коммунальное хозяйство, учреждения образования или здравоохранения, свыше 80% всех расходов на транспорт, дорожное или жилищное хозяйство, почти 3/4 расходов на содержание государственного аппарата и свыше 40% расходов по управлению государственным долгом. Рост расходов бюджетов земель и общин не сопровождается расширением их доходной базы. В связи с этим удельный вес собственных источников доходов снижается и увеличивается доля дотаций из вышестоящего звена бюджетной системы. Растет объем займовых операций местных органов власти, что в конечном итоге приводит к усилению дефицитности этих бюджетов.
Налоговая система земель насчитывает около 25 налогов. Земли получают налоги на имущество, наследство, налог, взимаемый при приобретении земельного участка, налог на автомобили, на пиво, на проведение лотерей, скачек и содержание игровых домов, налог на пожарную охрану. Эти налоги дают свыше 85% всех налоговых поступлений земель. Большой удельный вес занимают платежи по социальному страхованию, включающие взносы на медицинское и пенсионное страхование и страхование по безработице.
Общины получают промысловый, поземельный налог и местные налоги (на собак, на охрану и рыбалку, на второе жилище). Поземельным налогом облагаются сельскохозяйственные и лесные предприятия, а также земельные участки.
В доход бюджетов общин поступают различные административные сборы и доходы от выдачи местных лицензий. К доходам от местного хозяйства относятся доходы от муниципальных домов, водоснабжения, газовых заводов, электростанций, мостов.
Однако расходы земель и общин ни в коей мере не обеспечиваются поступлениями налогов. Для финансирования расходов местных бюджетов земель и общин получают от федерального правительства дотации - целевые и общие.
Местные бюджеты хронически дефицитны. Они обременены долгами. Особо высока доля долгов у общин. Постоянное использование займов на покрытие бюджетных дефицитов и финансирование капиталовложений усиливает рост местной задолженности и являются одной из причин ухудшения финансового состояния местных бюджетов.
Бюджетная система ФРГ
Современная финансовая система ФРГ включает в себя бюджет федерации, бюджеты земель, общин, специальные правительственные и внебюджетные фонды. Сюда же входят бюджеты государственных предприятий.
Расходные и доходные части госбюджета предусматривают законодательную процедуру, носящую название бюджетный процесс, включающий в себя следующие стадии: составление проекта, рассмотрение, утверждение и исполнение бюджета.
Составление бюджета начинается за 6 месяцев до начала нового бюджетного года. На этой стадии министерства и ведомства обязаны направлять в министерство финансов сметы расходов по установленной тарификации. Таможенное и акцизное управления обязаны прислать сметы предстоящих доходов. Министерство финансов уточняет полученные сметы и подготавливает проект бюджета, который передается на утверждение федеральному правительству. После рассмотрения и одобрения кабинетом министров проект бюджета направляется в бундесрат (верхнюю палату парламента). Бундесрат рассматривает его в течение трех недель и высказывает свое мнение. Он также уполномочен внести в проект бюджета некоторые поправки, не касающиеся основных статей доходов и расходов. Если такая поправка внесена, то проект бюджета опять поступает в кабинет министров. После утверждения поправок советом министров проект бюджета возвращается в бундесрат. После троекратного чтения он утверждается бундестагом (нижней палатой парламента). Формально проект является утвержденным после подписания его главой правительства.
В случае несогласия с принятым и утвержденным бюджетом бундесрат в течение 2 недель имеет право требовать созыва так называемого согласительного или арбитражного комитета, в который входят представители бундестага и бундесрата. Если арбитражный комитет предлагает изменить статьи бюджета, то бундестаг вновь рассматривает и принимает решение по бюджету. И в этом случае бундесрат в течение недели после одобрения бюджета бундестагом может наложить вето. Срок вето начинается со дня действия вновь принятого бундестагом решения. Если бундесрат накладывает вето большинством голосов, то оно может быть отменено лишь большинством голосов в бундестаге. После всей перечисленной процедуры утвержденный бундестагом бюджет принимается к исполнению. Контроль за исполнением федерального бюджета осуществляет министр финансов через начальников управлений. Бундестаг и бундесрат могут пойти на превышение запланированных расходов только с разрешения правительства и при условии указания источников покрытия. Кроме того, не предусмотренные ранее расходы подлежат утверждению и министром финансов.
Федерация не имеет права контролировать бюджеты земель; земли, напротив, обязаны контролировать бюджеты общин и следить за их бездефицитностью. Проекты бюджетов в землях утверждаются ландтагами, в общинах — собранием представителей общин.
Немаловажное значение при рассмотрении функционирования государственных финансов имеет вопрос о координации деятельности всех звеньев государственного бюджета. Достаточно подчеркнуть, что в общей сумме расходов государственного бюджета на долю федерации приходится около 40%, тогда как оставшиеся 60% падают на земли и общины.
В соответствии с конституцией бюджеты земель и общин имеют относительную самостоятельность, и на практике часто возникают противоречия в финансовой политике федерации, земельных и общинных органов власти. Поэтому координация всех звеньев госбюджета является одним из важнейших вопросов экономической политики западногерманского государства.
Налоговая система ФРГ
В ФРГ налоги используются как средство воздействия на накопление частного капитала во имя стимулирования темпов экономического роста. Налоговое регламентирование условий накопления общественного капитала является в настоящее время одним из основных инструментов государственного регулирования экономики.
К числу главных методов налогового регулирования относятся:
1) понижение или повышение общего уровня налогообложения (ставки прямого индивидуального подоходного налога, налога на прибыль корпораций, косвенных налогов);
2) система ускоренной амортизации капитала предприятий;
3) налоговые скидки на инвестиции ("налоговый кредит");
4) разнообразные специальные налоговые льготы, поощряющие деловую активность в отдельных сферах или регионах.
Федерация получает полностью налог на спиртоводочные изделия, все налоги на потребление (кроме налога на пиво) и страховую пошлину, равно как и все таможенные пошлины. Совместные налоги: подоходный налог - федерация- 42,5%, земли -42,5%, общины - 15%; налог на корпорации - федерация -50%, земли -50%; налог с оборота - федерации - 65%, земли -35%.
Налоговая система ФРГ включает прямые и косвенные налоги. Основными плательщиками налогов являются рабочие и служащие. На их долю приходится около 70% всех налоговых поступлений в стране. Налоговое обложение не ограничивается только федеральными налогами. Оно дополняется взносами на социальное страхование и местными налогами.
Налоговая система ФРГ опирается, прежде всего, на подоходный налог Доля подоходного налога превышает 1/3 общей суммы налоговых поступлений. Данным налогом облагаются все граждане имеющие доход. Подоходный налог включает два вида налога: налог на заработную плату и налог с капитала. Минимальная ставка подоходного налога -19%, максимальная - 53%. Ставка налога на доходы с капитала - 25%.
Поимущественным налог или налогом на собственность облагается имущество физ. и юр. лиц. Налог взимается с суммарной оценки всех элементов движимого и недвижимого имущества, приносящего прибыль. Ставка для физ. лиц - 0,5%, для юр. лиц -0,6%.
Обложение юр. лиц производится посредством налога на корпорации. Ставка налог на корпорации для нераспределенной прибыли - 50%, для распределенной прибыли -36%.
Промысловым налогом облагаются не результаты деятельности физ. и юр. лиц, а капитал и доходы предприятия как хозяйствующего субъекта.
Поземельным налогом облагаются земельные участки предприятий, лесное хозяйство, сельскохозяйственные угодья.
Налог на транспортные средства уплачивают владельцы мотоциклов, легковых и грузовых автомобилей.
К косвенным налогам ФРГ относят НДС, земельный налог с оборота, индивидуальные акцизы (на нефтепродукты, табак, кофе), налог с оборота импорта, фискальная монополия и таможенные пошлины. НДС занимает главное место среди косвенных налогов. На его долю приходится около 43% всех косвенных налоговых поступлений в стране.
Обязательным общегосударственным налогом является церковный налог. Устанавливая церковный налог в качестве обязательного, центральное правительство хотело заручится поддержкой католической церкви.
Забота о сохранении естественной среды обитания повлекла за собой введение "экологического налога", который, в сущности, является добавкой к поземельному налогу.
Кроме налоговых поступлений доходы центрального бюджета складываются из прибыли от экономической деятельности государственных предприятий и рентных платежей.
В эту статью доходов регулярно включаются многомиллиардная прибыль центрального банка ФРГ. Несколько меньшее значение имеют поступления процентных выплат за предоставленные межгосударственные кредиты, доходы от участия в капитале, а также средства от реализации этих участий.