Характеристика сфер и звеньев финансовой системы.

«Финансовый институт».

Сферы и звенья финансовых отношений взаимосвязаны, образуют в совокупности единую финансовую систему.

Наличие различных институтов в рамках финансовой системы связано с тем, что финансы охватывают своим воздействием всю экономику страны и обслуживают многообразные потребности общественного развития. Каждый из финансовых институтов способствует образованию и использованию соответствующего денежного фонда. Вся совокупность правовых институтов, регулирующих формирование, распределение и использование фондов денежных средств, образует рассматриваемую подсистему, которая отражает особенности развития государства в условиях перехода к рыночной экономике.

Здесь важным является разделение субъектов финансовых отношений как организаторов страховой защиты и государственного регулирования от непосредственных участников производства.

Таким образом, в рамках финансовой системы выделяется совокупность, или подсистема, финансовых отношений, возникающих у хозяйствующих субъектов. Тем самым подчеркивается значительная роль финансов хозяйствующих субъектов в жизнедеятельности государства.

Исторически принято разделять страны по типу финансовой системы - основанной на банках (традиционно к этому типу относятся финансовые системы стран континентальной Европы и Японии) или на фондовом рынке (классические представители - США, Великобритания, Канада, Австралия, Гонконг и Сингапур). Правда, подобное разделение в значительной мере условно, поскольку в последние десятилетия эти две системы корпоративного финансирования и контроля все больше сближаются. Но тем не менее оно достаточно удобно для анализа того, за счет каких источников может осуществляться финансирование реального сектора экономики - преимущественно за счет банковских кредитов либо за счет размещения ценных бумаг на фондовом рынке.

Считается, что тип финансовой системы в той или иной стране определяется четырьмя основными факторами: структурой собственности, качеством обеспечения защиты прав акционеров, готовностью населения данной страны к риску и - последнее по порядку, но не по значению - степенью вмешательства государства в экономическую жизнь. «Чем меньше это вмешательство (как, например, в США и Великобритании), тем больше объем фондового рынка и насыщенность ценными бумагами хозяйственного оборота. И наоборот, чем больше участие государства в перераспределении денежных ресурсов, как во Франции и в Германии, тем более ограничен фондовый рынок».

Состояние финансовой системы России в настоящее время характеризуется следующими параметрами:

высокий уровень ставки рефинансирования, определяющий возможность кредитования только отдельных высокорентабельных сфер деятельности с быстрой оборачиваемостью ресурсов;

концентрация капитала, особенно возросшая после 17 августа 1998 года (до 90% всех финансовых ресурсов сосредоточено в Москве);

финансовые ресурсы, аккумулированные банками, представляют собой короткие деньги, способные обслуживать только кратковременные финансовые операции;

большой объем бартерных сделок, примерно на 60% усекающий деятельность финансовой сферы;

большой объем внутренних и внешних обязательств государства;

отложенный спрос населения (сбережения с длительным циклом хранения) сформирован в виде кредита с отрицательной (для кредиторов) процентной ставкой, представленного населением России другому государству, т.е. в виде сбережений в наличной иностранной валюте, находящихся не в банке, а на руках у населения.

Отсутствие надежной законодательной защиты вложений в ценные бумаги приводит к тому, что, согласно социологическим опросам, только 0,3% российского населения готово вкладывать свои деньги в акции.

Естественно, что инвестиционные вложения в таких условиях весьма незначительны (объем прямых инвестиций в экономику значительно меньше нормативного размера амортизационного фонда). Поэтому для анализа инвестиционных возможностей региона необходимо рассмотреть процесс с двух сторон: первая - наличие и структура финансовых ресурсов региона, вторая - условия, при которых финансовые ресурсы вовлекаются в инвестиционный процесс.

Рассмотрим пути решения проблем российской финансовой системы. Инициативой с обеих сторон - как со стороны государства, так и со стороны бизнеса. Главная сложность проблемы развития финансовой системы заключается в том, что поодиночке ни государство, ни предпринимательское сообщество ее решить не могут. Власти могут принять сколько угодно постановлений, указов и законов о развитии финансовой системы, но, если они окажутся лишь пожарными расшивками отдельных узких мест и не будут достаточно системными и соответствующими интересам предпринимателей, толку не будет. Точно так же бизнес без поддержки государства не может развивать финансовую систему страны. Просто потому, что слишком многое здесь завязано на проблемы регулирования.

Все, что может сделать бизнес для оживления финансовой системы без участия государства, - это, во-первых, совершенствовать финансовую отчетность.

Возможностей для государства в сфере укрепления банковского сектора гораздо обширнее. Одним из основных источников длинных денег и для банковского сектора, и для фондового рынка (а затем и для реального сектора экономики) являются сбережения населения. Поэтому первая задача государства - увеличение доходов населения. В первую очередь за счет снижения налогового бремени на доходы россиян. Именно снижения, а не перераспределения с физических лиц на компании реального сектора экономики, как это у принято в России.

Второе, что необходимо сделать, - повысить привлекательность для населения банковских вкладов за счет формирования эффективной системы их страхования.

Необходимо кардинальное совершенствование нормативной базы. "Российская финансовая система сегодня находится в младенческой стадии и развивается лишь благодаря увеличению денежной массы в стране. Младенчество российской финансовой системы парадоксально сочетается со старческой законодательной средой - чрезвычайно анахроничной и рудиментарной. Без изменения концепции защиты инвесторов, принятой на внутреннем рынке, без свода правил, объясняющих рынку, какими действиями обеспечиваются честные клиентские и торговые практики, без реальных случаев наказания за нарушения прав инвесторов вряд ли возникнет то доверие инвесторов к внутреннему фондовому рынку, которое необходимо для роста его объема, превращения в механизм привлечения инвестиций, для конкуренции с рынками других странВыделим специализированные организации (институты), то есть обеспечивающие системы.

1. Банковская система – чрезвычайно важная система, так как уровень развития определяет скорость финансовых потоков, оперативность реагирования финансовой системы на изменения в экономике, эффективность исполнения финансового потенциала страны и другое.

Банковская система состоит из:

во-первых, банковских учреждений (они распределяются на 2 уровнях банковской системы);

во-вторых, средства связи банков;

в-третьих, методические и юридические правила взаиморасчетов.

2. Инвестиционные организации.

Они объединены в 3 группы:

холдинговые компании (это головные компании, владеющие контрольным пакетом акций дочерних фирм и специализирующиеся на их управлении);

финансовые группы (это объединение предприятий без головных компаний);

финансовые компании (это организации, финансирующие фирмы без права управления).

3. Биржевая система.

Она представлена совокупностью товарных и фондовых бирж.

Фондовая биржа – организованный и регулярно функционирующий рынок по купле-продаже ценных бумаг, по средством чего мобилизуются временно свободные денежные средства.

В свою очередь они являются составной частью финансового рынка.

4. Финансовый рынок.

Его можно представить как механизм распределения капитала между кредиторами и заемщиками при помощи посредников на основе спроса и предложения на капитал. Таким образом, главная функция финансового рынка – трансформация временно свободных денежных средств в ссудный капитал.

Структура финансового рынка может быть представлена следующем образом:

Характеристика сфер и звеньев финансовой системы. - student2.ru

Учетный рынок – рынок краткосрочных ценных бумаг с высокой степенью ликвидностью.

Валютный рынок имеет особенность: отсутствие общепринятого для всех стран платежного средства. Поэтому происходит постоянная конвертация одной валюты на другую по средством продажи.

Межбанковский рынок – рынок краткосрочных банковских кредитов.

Рынок ценных бумаг – фондовый рынок, кроме учетного рынка.

Финансовая система – чрезвычайно сложная организационно-экономическая структура, включающая:

государственные финансы, финансы предприятия и страхование;

специализирующиеся организации (банки, биржи);

совокупность норм и положений по правилам ведения финансовых расчетов;

совокупность управленческих решений по движению потоков финансовых средств.

В финансовую систему государства входят две подсистемы:

совокупность финансовых институтов, каждый из которых способствует образованию и использованию соответствующих денежных фондов;

совокупность государственных органов и учреждений, осуществляющих в пределах своей компетенции финансовую деятельность.

Наличие различных институтов в рамках финансовой системы связано с тем, что финансы охватывают своим воздействием всю экономику страны и обслуживают многообразные потребности общественного развития. Каждый из финансовых институтов способствует образованию и использованию соответствующего денежного фонда. Вся совокупность правовых институтов, регулирующих формирование, распределение и использование фондов денежных средств, образует рассматриваемую подсистему, которая отражает особенности развития государства в условиях перехода к рыночной экономике.

Финансовую систему Российской Федерации составляют следующие фонды денежных средств и соответствующие им правовые институты:

Бюджетная система, в состав которой входят федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации и бюджеты органов местного самоуправления.

Государственные внебюджетные фонды. Через эти фонды реализуется политика государства по осуществлению обязательного социального страхования, которое является частью системы социальной защиты граждан. Социальное обеспечение по возрасту предоставляется через Пенсионный фонд Российской Федерации; обеспечение по болезни, инвалидности, в случае потери кормильца и в других предусмотренных законодательством случаях — через Фонд социального страхования Российской Федерации. Бесплатная медицинская помощь и охрана здоровья финансируются Федеральным фондом обязательного медицинского страхования. Средства государственных внебюджетных фондов находятся в федеральной собственности и не входят в состав бюджетов каких-либо уровней. Взносы в эти фонды отнесены к федеральным налогам и сборам, поэтому на них распространяются все положения налогового законодательства.

Фонды, консолидированные в бюджете. Это специальные фонды, аккумулированные в бюджетах различных уровней. Создание целевых фондов возможно на федеральном уровне (например, Фонд Министерства РФ по атомной энергии), а также на уровне субъектов Федерации и местного самоуправления. Каждый такой фонд образуется в соответствии с законодательством РФ в составе бюджета за счет доходов целевого назначения или в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов. Средства целевого бюджетного фонда используются по отдельной смете.

Внебюджетные децентрализованные фонды. К ним относятся: а) отраслевые и межотраслевые внебюджетные фонды, б) финансы государственных и муниципальных организаций и предприятий (ресурсовые фонды государства). Примером первых может служить Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, созданный Постановлением Правительства РФ от 12 апреля 1996 г1. В качестве ресурсных фондов государства выступают внебюджетные фонды научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, которые создаются за счет отчислений предприятий и организаций независимо от форм собственности в размере до 1,5% себестоимости реализуемой продукции (работ, услуг). Следует иметь в виду, что система целевых фондов находится в состоянии перманентного развития и преобразования.

5. Фонды страхования. Из фондов, традиционно относящихся к учреждениям социального страхования, у нас действуют только следующие:

пенсионный фонд, имеющий довольно разнообразные функции, относящиеся по большей степени не к сфере социального страхования;

фонд социального страхования, также не могущий служить основой для создания в России стройной системы социального страхования;

фонд медицинского страхования, который фактически так же к страхованию имеет весьма отдаленное отношение, воплощая в себе все ту же бюджетную медицину с несколько иными источниками формирования бюджета.

В связи с различиями в объектах страхования всю совокупность страховых отношений можно разделить на пять отраслей: социальное, имущественное, личное, страхование ответственности, страхование предпринимательских рисков

Кредит (государственный и банковский). Государственный кредит — это деятельность государства по получению взаймы средств от юридических, физических лиц и других государств. Кредитование осуществляется через размещение государственных займов, других ценных бумаг и денежно-вещевых лотерей. Банковский кредит — это деятельность по привлечению вложений вкладчиков на условиях возвратности, срочности и возмездности, а также расходования средств путем выдачи кредитов на тех же условиях.

7. Финансы хозяйствующих субъектов. Финансы хозяйствующих субъектов являются основой единой финансовой системы страны. Они обслуживают процесс создания и распределения общественного продукта и национального дохода и являются главным фактором формирования централизованных денежных фондов. От состояния финансов предприятий зависит обеспеченность централизованных денежных фондов финансовыми ресурсами. При этом активное использование финансов предприятий в процессе производства и реализации продукции не исключает участия в этом процессе бюджета, банковского кредита, страхования.

Данный вид финансов включает финансы коммерческих предприятий и организаций (нефинансовые предприятия, кредитные организации) и финансы некоммерческих организаций.

Финансовый контроль присущ всем финансово-правовым институтам. Поэтому, помимо общих финансово – правовых норм, регулирующих организацию и порядок проведения финансового контроля в целом, имеются нормы, предусматривающие его специфику в отдельных финансово – правовых институтах и закреплённые соответствующим законодательством (например, в Налоговом или Бюджетном кодексах РФ).

Наши рекомендации