Платежное требование-поручение с безакцептным списанием денежных средств
В платежном требовании на безакцептное списание денежных средств со счетов плательщиков на основании законодательства в поле «Условие оплаты» получатель средств проставляет «без акцепта», а также делает ссылку на закон (с указанием его номера, даты принятия и соответствующей статьи), на основании которого осуществляется взыскание. В поле «Назначение платежа» взыскателем в установленных случаях указываются показания измерительных приборов и действующие тарифы либо производится запись о расчетах на основании измерительных приборов и действующих тарифов.
В платежном требовании на безакцептное списание денежных средств на основании договора в поле «Условие оплаты» получатель средств указывает «без акцепта», а также дату, номер основного договора и соответствующий его пункт, предусматривающий право безакцептного списания.
Безакцептное списание денежных средств со счета в случаях, предусмотренных основным договором, осуществляется банком при наличии в договоре банковского счета условия о безакцептном списании денежных средств либо на основании дополнительного соглашения к договору банковского счета, содержащего соответствующее условие. Плательщик обязан предоставить в обслуживающий банк сведения о кредиторе (получателе средств), который имеет право выставлять платежные требования на списание денежных средств в безакцептном порядке, наименовании товаров, работ или услуг, за которые будут производиться платежи, а также об основном договоре (дата, номер и соответствующий пункт, предусматривающий право безакцептного списания).
Отсутствие условия о безакцептном списании денежных средств в договоре банковского счета либо дополнительного соглашения к договору банковского счета, а также отсутствие сведений о кредиторе (получателе средств) и иных вышеуказанных сведений является основанием для отказа банком в оплате платежного требования без акцепта. Данное платежное требование оплачивается в порядке предварительного акцепта со сроком для акцепта пять рабочих дней.
При приеме платежных требований на безакцептное списание денежных средств ответственный исполнитель исполняющего банка обязан проверить наличие ссылки на законодательный акт (основной договор), дающий право получателю средств на указанный порядок расчетов, его дату, номер, соответствующий пункт, а также в установленных случаях наличие показаний измерительных приборов и действующих тарифов либо записи о расчетах на основании измерительных приборов и действующих тарифов.
При отсутствии указания «без акцепта» платежные требования подлежат оплате плательщиком в порядке предварительного акцепта со сроком для акцепта пять рабочих дней.
Банки не рассматривают по существу возражений плательщиков по списанию денежных средств с их счетов в безакцептном порядке.
Национальная экономика
3. Инкассо (англ. Collection, Encashment; итал. Incasso) -- посредническая банковская операция по передаче денежных средств от плательщика к получателю через банк с зачислением этих средств на счёт получателя. За выполнение инкассо банки взимают комиссионные.
В основе инкассовой формы расчетов лежит договоренность экспортера со своим банком, предусматривающая его обязательство передать товарораспорядительную документацию импортеру только при условии выплаты последним стоимости отгруженного товара либо договориться об этом с банком, расположенным в стране импортера.
В инкассовом поручении экспортер просит свой банк, чтобы им была получена стоимость отгруженного товара на условиях "наличными против документов" и реже - "наличными при сдаче товаров". Обычно платеж совершается через банк в месте нахождения покупателя.
Расчеты путем инкассо на условиях "платеж против документов" или на условиях акцепта дают экспортеру гарантию в том, что товар не перейдет в распоряжение покупателя до тех пор, пока им не будет произведен платеж или дано обязательство оплатить товар.
В инкассовой форме расчетов участвуют: 1) доверитель -- клиент, поручающий инкассовую операцию своему банку; 2) банк-ремитент, которому доверитель поручает операцию по инкассированию; 3) инкассирующий банк, получающий валютные средства; 4) представляющий банк, делающий представление документов импортеру-плательщику; 5) плательщик.
Международной торговой палатой в 1978 г. были изданы «Унифицированные правила по инкассо», к которым присоединились банки многих стран. Эти правила выдержали несколько редакций. Последняя редакция - издание Международной торговой палаты № 522, редакция 1995 года.
Согласно Правилам, "инкассо" означает операции, осуществляемые банками на основании полученных инструкций, с документами в целях:
1) получения акцепта и/или платежа;
2) выдачи документа против акцепта и/или платежа;
3) выдачи документов на других условиях (в зависимости от случая) Шмитгофф Клайв Максимилиан Экспорт: право и практика международной торговли. Пер. с англ. / Под ред. профессора А. С. Комарова -- М.: Юридическая литература, 1993. -- С. 198-200..
Документы, с которыми производятся операции по инкассо, Правила разделяют на две группы:
1) финансовые документы (переводные и простые векселя, чеки, платежные расписки и другие подобные документы, используемые для получения платежа деньгами);
2) коммерческие документы (счета, отгрузочные документы, документы о праве собственности и другие, не являющиеся финансовыми документами).
В связи с этим определяются два вида инкассо:
1) чистое инкассо, т. е. инкассо только финансовых документов;
2) документарное инкассо - инкассо финансовых документов, сопровождаемых коммерческими документами, или же инкассо только коммерческих документов.
Расчеты в форме инкассо осуществляются согласно схеме 1 (см. Приложение):
1) заключается контракт, в котором стороны обычно оговаривают, через какие банки будут производиться расчеты (1);
2) экспортер совершает в соответствии с условиями контракта отгрузку товара (2);
3) получив от перевозчика транспортные документы, экспортер подготавливает комплект документов и представляет его при инкассовом поручении своему банку (4). В соответствии с Правилами экспортер, выставляющий документы на инкассо, называется доверителем, банк, которому доверитель поручает операцию по инкассированию, - банком-ремитентом;
4) проверив, банк-ремитент отсылает документы вместе с поручением банку-корреспонденту страны импортера (5);
5) получив инкассовое поручение и документы, банк страны импортера, участвующий в операции по выполнению инкассового поручения (инкассирующий банк), представляет их импортеру (плательщику) для проверки и просит оплатить указанные документы (6);
6) после получения платежа от импортера (7) инкассирующий банк переводит выручку банку-ремитенту (8);
7) получив перевод, банк-ремитент зачисляет выручку экспортеру (9).
В инкассовом поручении могут содержаться следующие виды инструкций в отношении документов:
1) выдать документы плательщику против платежа;
2) выдать документы плательщику против акцепта (тратт);
3) выдать документы без оплаты.
Таким образом, Унифицированные правила предусматривают, что все переводы денег должны сопровождаться инкассовым поручением, которое банк-ремитент направляет в инкассирующий банк. В таком поручении должны быть даны полные и точные инструкции. Инкассирующий банк имеет право действовать только по инструкциям, содержащимся в поручении. Если же он не может этого сделать, он обязан немедленно сообщить об этом банку-ремитенту. Инкассирующий банк должен сразу же известить банк-ремитент об инкассирующих средствах. Такое извещение должно быть направлено авиапочтой, однако в случае особой срочности сообщение может применяться и более быстрым способом за счет клиента, т. е. экспортера Шмитгофф Клайв Максимилиан Экспорт: право и практика международной торговли. Пер. с англ. / Под ред. профессора А. С. Комарова -- М.: Юридическая литература, 1993. -- С. 198-200..
Банки, участвующие в расчетах по инкассо, выступают посредниками и не несут никакой ответственности за неоплату или неакцепт документов (тратт).
Как уже сказано выше, условия платежа регулируют сроки, форму, условия, при которых покупатель осуществляет платеж, определяют для покупателя и для продавца различные преимущества и риски. При рассмотренных условиях платежа - документарный аккредитив и документарное инкассо - существует огромное различие в рисках и преимуществах Стровский Л. Е. Валютно-финансовые отношения предприятий с зарубежными партнёрами 4 изд. - С. 250-260..
Недостатком инкассовой формы расчетов является разрыв во времени между отгрузкой товара, передачей документов в банк и получением платежа, который может быть достаточно продолжительным, что замедляет оборачиваемость средств экспортёра. А так же существенной порблемой является отсутствие надежности в оплате документов (может отказаться от оплаты товарных документов или оказаться неплатёжеспособным к моменту прибытия их в банк импортёра). Эти недостатки преодолеваются путём применения телеграфного инкассо, позволяющего сократить нежелательный разрыв во времени, а так же с использованием банковской гарантии. Дополнительная гарантия платежа обычно применяется при расчетах по коммерческому кредиту, так как при отсрочке оплаты возрастает риск неоплаты импортером документов в связи с возможным изменением в финансовом положении плательщика. Иногда банк импортера авалирует вексель. Аваль (гарантия платежа) -- вексельное поручительство. Банк-авалист принимает ответственность за платеж, ставя подпись обычно на лицевой стороне векселя с оговоркой, за кого конкретно выдана гарантия платежа; иначе считается, что аваль выдан за векселедателя переводного векселя (экспортера). Иногда экспортер прибегает к банковскому кредиту для покрытия иммобилизованных ресурсов.
Правовое регулирование расчетов по инкассо необходимо, прежде всего, для обеспечения чекового, вексельного оборота, а также связанных с безакцептным списанием средств со счетов отношений, которые применяются между сторонами по договору, а также используются в их отношениях с участием специально уполномоченных государственных органов.
Безналичные расчеты осуществляются в определенных формах, под которыми понимаются урегулированные законодательством условия исполнения через банк денежных обязательств, отличающиеся порядком зачисления средств на счет кредитора, видом расчетного документа и порядком документооборота Новоселова Л. А. Денежные расчеты в предпринимательской деятельности. - М.: Статут, 1996 г..
Нормативно-правовые акты, регулирующие расчетные отношения в предпринимательской деятельности, как правило, не предусматривают обязательное применение сторонами конкретной формы расчетов, оставляя решение этого вопроса на усмотрение сторон. Исключение содержится в ст. 516 ГК РФ, предусматривающей, что в случае, если соглашением сторон порядок и форма расчетов за поставляемые товары не определены, то расчеты осуществляются платежными поручениями. Аналогичная норма применительно к инкассовой форме содержится в законе "О государственном регулировании агропромышленного производства" Федеральный Закон "О государственном регулировании агропромышленного производства" от 19.07.1996 г.. Ею устанавливается, что безналичные расчеты юридических лиц, являющихся потребителями (покупателями) сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия, с товаропроизводителями (поставщиками), находящимися на территории Российской Федерации, производятся по инкассо, если иной порядок расчетов не предусмотрен в договоре. Срок оплаты за сельскохозяйственные продукцию и сырье, поставленные перерабатывающим и другим организациям, а также за продовольствие, поставленное торговым и другим организациям, устанавливается при инкассо до десяти дней, а по скоропортящимся товарам до пяти дней после поступления расчетных документов в банк плательщика. При наличии устойчивых хозяйственных связей расчеты за сельскохозяйственные продукцию, сырье и продовольствие осуществляются посредством обязательных платежей не реже трех раз в месяц.
Таким образом, условие о форме расчетов не является существенным. Однако оно направлено на право кредитора получить оплату за отгруженные товары, произведенные работы, оказанные услуги, и устанавливает конкретную форму ее реализации должником (покупателем, заказчиком, т.д.). Поэтому отсутствие прямого соглашения по вопросу о форме расчетов можно рассматривать как косвенное согласие стороны, получающей оплату, на применение любой формы расчетов по усмотрению стороны, осуществляющей платеж.
Статья 862 ГК РФ предусматривает, что при осуществлении безналичных расчетов допускаются расчеты платежными поручениями, по аккредитиву, в порядке инкассо, чеками, а также в иных формах, предусмотренных законодательством, установленными в соответствии с ним банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота. Расчеты по инкассо осуществляются в РФ с использованием платежных требований, платежных требований-поручений, инкассовых поручений (распоряжений), а также в форме бесспорного (безакцептного) списания средств.
В соответствии с п. 2 статьи 874 ГК РФ порядок осуществления расчетов по инкассо регулируется законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота. Инкассовая форма расчетов предусмотрена, прежде всего, в Гражданском Кодексе, который закрепляет общие правила механизма ее реализации. Согласно действующим банковским правилам расчеты в порядке инкассо производятся на основании платежных требований-поручений и платежных требований (в том числе и оплачиваемых без акцепта), требований на безакцептное списание, инкассовых поручений. Обычаи делового оборота, применяемые в банковской практике, представлены в документах Международной Торговой Палаты. Ею сформулированы международные правила, определяющие роль и ответственность банков в процессе инкассирования, а также особенности проведения инкассовых операций, которые были опубликованы в Унифицированных правилах по инкассо, действующих в редакции 1995 года и применяющихся ко всем инкассо, как они определены в данном документе, "если эти правила включены в текст инкассового поручения и являются обязательными для всех участвующих сторон, если только специально не оговорено иное и если только это не противоречит положениям федерального, республиканского либо местного законодательства и (или) правилам, носящим обязательный характер" Унифицированные правила по инкассо № 522 в редакции 1995 г..
Терминология, используемая ГК РФ, отличается от терминологии, употребляемой в УПИ. Гражданский Кодекс именует банк получателя средств (банк продавца) "банком-эмитентом", (то есть банком, выпускающим в обращение платежно-расчетные документы и несущим по ним от своего имени обязательства перед их владельцами), а УПИ - "банком-ремитентом" (то есть банком, получающим деньги по инкассо). Таким образом, на мой взгляд, терминология, использующаяся при международном регулировании инкассовых расчетов, является более точной.
Кроме того, разную смысловую нагрузку несут некоторые понятия, используемые в российской и международной организации расчетов по инкассо. Например: инкассовое поручение по национальному законодательству России представляет собой выданное банку плательщика, составленное на бланках установленной формы, поручение на основе исполнительных или приравненных к ним документов указанной в них суммы со счета плательщика. УПИ предусматривает, что все документы, посылаемые на инкассо, должны сопровождаться инкассовым поручением, указывающим, что инкассо подчиняется УПИ и содержащим полные и точные инструкции. Следовательно, такое расхождение понятий влечет за собой и совершение различных действий, следующих за использованием инкассового поручения в нашей стране и в международной банковской практике. В России инкассовые поручения с приложением исполнительных документов, а также распоряжение на списание средств со счетов между плательщиками, представляется к взысканию на инкассо в безакцептном порядке. Инкассовое поручение в международной организации безналичных расчетов означает, что инкассо подчиняется УПИ № 522 в редакции 1995 года. В международной расчетной практике банкам разрешается действовать только в соответствии с инструкциями, содержащимися в инкассовом поручении, а также в соответствии с УПИ, так как банки не будут изучать документы, посылаемые на инкассо, в целях получения инструкций Унифицированные правила по инкассо № 522 в редакции 1995 г.. Инкассо относится не только к импорту, но и к экспорту, таким образом, УПИ применяются в обоих случаях.
Но предметом рассмотрения данной статьи являются именно расчеты по инкассо, осуществляемые в Российской Федерации. Следовательно, при рассмотрении правового регулирования механизма их осуществления в нашей стране необходимо остановиться на вопросах применения актов, издаваемых высшими судебными органами РФ. Хотя они не признаются официальной доктриной источниками права, но их роль в регулировании отношений, возникающих при осуществлении инкассовой формы расчетов, велика. Среди актов Высшего Арбитражного Суда можно выделить следующие: "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с использованием аккредитивной и инкассовой форм расчетов", "Обзор практики разрешения споров, связанных с применением Арбитражными судами норм Гражданского кодекса РФ о поручительстве", "Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения", "Обзор практики разрешения Арбитражными судами споров, связанных с расчетами (без участия банков)", "О практике рассмотрения споров, связанных с ответственностью коммерческих банков и их клиентуры за нарушение правил совершения расчетных операций", а также постановления Пленума и Президиума Высшего Арбитражного Суда по конкретным делам.
Расчеты по инкассо осуществляются в РФ с использованием платежных требований, платежных требований-поручений, инкассовых поручений (распоряжений), а также в форме бесспорного (безакцептного) списания средств. По вопросам нового оформления платежных требований и платежных требований-поручений Центральный Банк России выпустил соответствующее письмо Письмо Центрального Банка России "о порядке оформления расчетных документов" от 17.03.97 г. № 17-15/450. Им предусматривается, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29 июля 96 г. № 914 "Об утверждении Порядка ведения журналов учета счетов-фактур при расчетах по налогу на добавленную стоимость" и письмом Государственной Налоговой службы РФ № ВЗ-6-03/890 и Министерства финансов РФ № 109 от 25 декабря 1996 года "О применении счетов-фактур при расчетах по налогу на добавленную стоимость с 1 января 1997 года" в расчетных документах, в том числе в платежных требованиях, платежных требованиях-поручениях на оплату отгруженных (отпущенных) товаров, выполненных работ, оказанных услуг в графе "Назначение платежа, наименование товара, выполненных работ, оказанных услуг, номера и суммы товарных документов" обязательна ссылка на номера и дату соответствующих счетов-фактур. Согласно действующим Правилам ведения бухгалтерского учета и отчетности ответственный исполнитель при приеме денежно-расчетных документов обязан проверить правильность и полноту заполнения всех реквизитов расчетных документов. При несоблюдении этих требований они возвращаются без исполнения. Указанный порядок оформления расчетных документов не распространяется на платежные требования на безакцептное списание средств со счетов плательщиков. При рассмотрении споров, касающихся вопросов бесспорного или безакцептного списания арбитражным судам, необходимо принимать во внимание, что, когда нормативными актами Президента РФ, Правительства РФ, принятыми до введения в действие части второй ГК РФ, и применяемыми на территории РФ постановлениями Правительства СССР по вопросам, которые согласно части второй ГК РФ могут регулироваться только федеральными законами, установлен бесспорный или безакцептный порядок списания денежных средств, указанные нормативные акты на основании ст. 4 Федерального Закона "О введении в действие части второй ГК РФ" подлежат применению впредь до принятия соответствующего закона по данному вопросу Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с заключением, исполнением и расторжением договоров банковского счета" от 19.04.99 г..
Сфера использования инкассо распространяется и на вексельный оборот. Вопросы предоставления векселей на инкассо регулируются Стандартом передачи векселей, принятым к обязательному исполнению членами АУВЕР Стандарт передачи векселей, утвержденный решением Общего собрания представителей членов Ассоциация участников вексельного рынка от 29 апреля 1998г., протокол № 6.. При осуществлении операций по инкассированию векселей следует руководствоваться статьями 874-876 ГК РФ, а также Унифицированными правилами по инкассо (публикация Международной торговой палаты № 522, редакция 1995 г.).
Разновидностью инкассовых операций в России являются расчеты платежными требованиями-поручениями и платежными требованиями.
До 1 июля 1992 г. платежные требования, подлежащие акцепту, являлись наиболее распространенной формой расчетов. Телеграмма ЦБ РФ предписала учреждениям банков распложенных на территории Российской Федерации прекратить прием от своих клиентов платежных требований, начиная с 1 июля 1992 года. После указанной даты они могли приниматься учреждениями банков только при условии их выписки до 1 июля 1992 года, в противном случае платежные требования должны были возвращаться в банк, принявший их на инкассо, без исполнения. Введенное Центральным банком России с этого времени Положение о безналичных расчетах в Российской Федерации не предусматривало этой формы расчетов, хотя в нем ее использование не было запрещено. Она могла применяться, если это было предусмотрено в договоре между кредитором и должником, а также в договорах контрагентов с обсуживающим банками. Коммерческим банкам была оставлена возможность принимать от продавцов платежные требования для предъявления их покупателям и даже помещать эти требования в специальную картотеку, если у покупателя отсутствуют средства для оплаты. Указами Президента от 18 сентября 1992 года "О мерах по улучшению расчетов за продукцию топливно-энергетических комплексов" и от 3 ноября 1992 года "О мерах по улучшению расчетов за перевозки железнодорожным транспортом" предусматривалась оплата этой продукции и услуг без предварительного акцепта плательщика. Такие условия ведения расчетов предусматривали использование платежных требований. С апреля 1993 года этот порядок распространялся постановлением Верховного Совета РФ на продукцию и услуги коммунальных и водопроводно-канализационных предприятий. Следующий этап дальнейшего развития правового регулирования расчетов платежными требованиями осуществлялся в соответствии с положениями письма Центрального Банка РФ от 30 июня 1994 г. Предприятия и организации в срок до 1 августа 1994 года могли через банк, в котором открыты их расчетные счета, предъявить в банк плательщика расчетные документы - платежные требования, если эта форма расчетов была предусмотрена договором между поставщиком и покупателем и их банками, по ранее отгруженным (отпущенным) материальным ценностям, выполненным работам, оказанным услугам и другим претензиям, счета по которым не оплачены плательщиками.
Практика Высшего Арбитражного суда придерживается именно таких положений. Исполняющий банк обязан принимать и исполнять платежные требования лишь при наличии соглашения об этом с владельцем счета - плательщиком. Одна организация - получатель средств обратилась в арбитражный суд с иском к банку, обслуживающему плательщика, о взыскании убытков, причиненных необоснованным отказом исполнить платежные требования на основании п. 3 ст. 874 ГК РФ. Как следовало из материалов дела, в договоре поставки стороны установили форму расчетов платежными требованиями. Получатель средств передал платежные требования обсуживающему его банку, который в дальнейшем отправил их банку плательщика. Однако банк плательщика возвратил эти требования без исполнения, указав, что договором банковского счета с плательщиком использование такой формы расчетов не предусмотрено. Арбитражный суд в иске отказал, исходя из следующих моментов:
- Положением о безналичных расчетах в РФ такая форма расчетов, как расчеты платежными требованиями, не регулируется.
- В письме ЦБ РФ от 09. 07. 92 № 14 отмечалось, что банки вправе принимать платежные требования "в соответствии с заключенными договорами".
- В п. 1.3. письма ЦБ РФ от 30. 06. 94 № 98 указывается, что платежные требования могут предъявляться в банк в срок до 1 августа 1994 года в случаях, когда эта форма расчетов предусмотрена договорами между поставщиками и покупателями и их банками.
Поскольку в данном случае ни соглашением между банками, ни договором между плательщиком и обслуживающим его банком такой формы расчетов не было предусмотрено, банк правомерно отказался от принятия и исполнения направленного его клиенту платежного требования. Положения ст. 848 ГК РФ, устанавливающей обязанность банка совершать для клиента операции, предусмотренные применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота, если иное не предусмотрено договором, на которую ссылался истец в обоснование своих требований, не могут рассматриваться как обязывающие банк исполнить платежное требование. В данном случае банковские правила предусматривают применение такой формы расчетов (платежными требованиями) лишь при наличии соглашения между участвующими в проведении этой операции клиентами и их банками.
Инкассовое поручение представляет собой выданное банку плательщика, составленное на бланках установленной формы поручение на основе исполнительных или приравненных к ним документов указанной в них суммы со счета плательщика. К исполнительным документам относятся: приказы государственных или ведомственных арбитражей, исполнительные листы, выданные судами, судебные приказы (являясь постановлением судьи о взыскании долга в бесспорном случае, судебный приказ имеет в то же время силу исполнительного документа). К приравненным к ним документам могут быть также отнесены инкассовые поручения Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ,. Высшего Арбитражного Суда РФ, Судебного департамента при Верховном Суде РФ на безакцептное (бесспорное) списание сумм со счета Главного Управления федерального казначейства Министерства финансов РФ, выдаваемые ими в случае неперечисления сумм финансирования судов РФ либо неполного их перечисления в указанный законом срок (до 10-го числа текущего месяца) в процессе исполнения соответствующих статей федерального бюджета.
Правительство РФ своим постановлением, согласованным с ЦБ РФ утвердило Порядок бесспорного списания пеней и штрафов, взимаемых таможенными органами РФ Оно предусматривало, что таможенные органы РФ осуществляют бесспорное списание пеней в соответствии с Таможенным кодексом РФ и Законом РФ "Об основах налоговой системы в РФ", штрафов - в соответствии с Законом РФ "Об основах налоговой системы в РФ". Однако некоторые положения данного закона, в частности те, которые касаются взыскания сумм штрафов с юридических лиц признаны не соответствующими Конституции.
В Конституционный Суд РФ было обращение арбитражного суда Архангельской области с запросом о проверке конституционности положений ст. 13 Закона РФ от 27 декабря 1991 года "Об основах налоговой системы в РФ", предусматривающих бесспорный порядок взыскания с налогоплательщиков - юридических лиц сумм штрафов, а также всей суммы сокрытого или заниженного дохода (прибыли). Поводом для обращения явилось находящееся в производстве арбитражного суда Архангельской области дело по иску архангельского инвестиционного коммерческого банка к ГНИ РФ по городу Архангельску о признании на подлежащим исполнению инкассового поручения о списании в бесспорном порядке в соответствии со ст. 13 Закона РФ "Об основах налоговой системы в РФ" заниженной прибыли за 1995 год и штрафа в размере ста процентов суммы заниженной прибыли. Арбитражный суд Архангельской области полагал, что установленный оспариваемой нормой бесспорный порядок взыскания с юридических лиц сумм штрафов и иных санкций нарушает требования ст. 35 ч. 3 и ст. 55 с. 3 Конституции РФ. По данному запросу Конституционный Суд РФ вынес определение. Конституционный Суд РФ отказывает в принятии обращения к рассмотрению, если по предмету обращения ранее было вынесено постановление, сохраняющее свою силу. Им является постановление КС РФ от 17. 12. 1996 года. Конституционный Суд признал не соответствующим Конституции РФ положения п. 2 и 3 части 1 ст. 11 Закона РФ "О федеральных органах налоговой полиции", предоставляющие федеральным органам налоговой полиции право производить взыскание с юридических лиц сумм штрафов, а также всей суммы сокрытого или заниженного дохода (прибыли) в бесспорном порядке без их согласия. Правовые основания такого решения, приведенные в постановлении, также свидетельствуют о том, что бесспорный порядок взыскания с юридических лиц всей суммы сокрытого или заниженного дохода (прибыли) и штрафов, установленных ст. 13 Закона РФ "Об основах налоговой системы в РФ" признан неконституционным вне зависимости от того, каким органом - налоговой полицией или налоговой инспекцией принимается решение о производстве взыскания. Проверке подвергались нормы трех законов и выводы Конституционного Суда РФ относительно бесспорного порядка взыскания с юридических лиц сумм штрафов и иных санкций распространяются и на положения ст. 13 Закона РФ "Об основах налоговой системы в РФ", а данное постановление КС РФ сохраняет силу.
Отношения, связанные с расчетами по инкассо подвергаются постоянному законодательному обновлению. Это связано с тем, что они имеют трехуровневую структуру своего содержания: ядро составляют две коммерческие организации, заключившие между собой гражданско-правовой договор, предусматривающий главу или положения о расчетах; коммерческие банки, которые имеют договорные отношения с каждой из этих организаций и в то же время сами подчиняются установленным порядкам осуществления расчетов, а также государственные органы, которые своими властными предписаниями влияют на отношения между сторонами по договору, коммерческими банками и торговыми организациями. Хотя порой довольно трудно разграничить участвующие в данных отношениях стороны и те функции, которые выполняются ими в процессе осуществления расчетов по инкассо. Что касается правового регулирования расчетных операций, в которых участвуют все названные стороны, то применительно к каждым из них вносятся изменения и дополнения, поэтому всем структурным элементам системы расчетов надо быть постоянно информированным о них не только о своем правовом положении, но и правовом положении других сторон - участников отношений по инкассо.
Постоянные изменения вносились и продолжают вноситься в Закон "Об основах налоговой системы".
Налоговая инспекция, проводя проверку акционерного коммерческого банка "Кредит ФД", выявила следующее правонарушение. При наличии неисполненного инкассового поручения, предъявленного ГНИ, о перечислении недоимки по налогу, банк производил выдачу денежных средств для АО "Судоходная компания" Камское речное пароходство" на выплату заработной платы. Налоговой инспекцией принято решение, которым за задержку исполнения указанного инкассового поручения с банка взысканы пени, предусмотренные ст. 15 Закона РФ "Об основах налоговой системы". Однако статья 15 данного закона предусматривала ответственность банков за несвоевременное исполнение только платежных поручений налогоплательщиков, но не инкассовых поручений налоговых органов. Ответственность за несвоевременное исполнение инкассовых поручений налоговых органов могла быть применена к банку лишь согласно п. 24 Указа Президента РФ от 22.12.1993 года "О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов всех уровней". Однако данный пункт с 20 мая 1996 года утратил силу пунктом 14 Указа Президента РФ от 08.05.96 года "Об основных направлениях налоговой реформы в Российской Федерации и мерах по укреплению налоговой и платежной дисциплины". Следовательно, взыскание с банка пеней за задержку исполнения инкассового поручения налоговой инспекции после указанной даты является неправомерным. Следующий этап правового регулирования данного вопроса связан с принятием Федерального Закона "О первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой политики", принятым 16.12. 98 года. Пунктом 2 статьи 17 данного Закона были внесены изменения в ст. 15 Закона "Об основах налоговой системы", которые запрещали кредитным организациям задерживать при наличии денежных средств на счетах налогоплательщиков исполнение платежных поручений налогоплательщиков либо инкассовых поручений налоговых органов на перечисление налогов в бюджет или поручений плательщиков страховых взносов в государственные внебюджетные фонды. В случае установления таких фатов кредитная организация несет ответственность в размере трехкратной ставки рефинансирования Центрального Банка РФ от суммы задержанного платежа за каждый день просрочки, а ее руководитель привлекается к административной ответственности в виде штрафа в размере пятикратного, установленного законом минимального месячного размера оплаты труда. Однако при выпуске данного информационного письма не были учтены последние изменения, внесенные в законодательство Федеральным Законом "О введении в действие части первой Налогового Кодекса РФ" от 16.07.98 года, который признал утратившим силу с 1 января 1999 года закон "Об основах налоговой системы", за исключением статей 19, 20, 21, а также пункта 2 статьи 18.
Порядок бесспорного списания пеней и штрафов, взимаемых таможенными органами содержал положения относительно оформления инкассового поручения таможенными органами. В более общем плане эти правила содержатся в Указании ЦБ РФ. В соответствии с ним инкассовое поручение (распоряжение) оформляется на бланке платежного требования, при этом слова "платежное требование" заменяются словами "инкассовое поручение" или "инкассовое распоряжение" в случае изготовления бланков с помощью ЭВМ.
Государственная налоговая служба РФ направила для сведения и использования в работе Постановление президиума ВАС РФ, касающегося отдельных вопросов применения мер финансовой ответственности к банкам за неисполнение инкассовых поручений. Акционерное общество "Коммерческий банк "Ураллига" обратилось в арбитражный суд Челябинской области с иском о признании недействительным решения ГНИ по Калининскому району г. Челябинска о взыскании с банка финансовых санкций за задержку исполнения платежных документов о перечислении в бюджет налоговых платежей. Решением суда иск бил удовлетворен; постановлением апелляционной инстанции это решение было оставлено без изменения; в протесте заместителя председателя ВАС РФ предлагалось в иске отказать. Президиум ВАС РФ посчитал, что протест подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям: