Функциональные обязанности финансового менеджера
Автор | Функциональные обязанности финансового менеджера | ||
Балабанов И.Т. | -организация финансовой работы в хозяйствующем субъекте, разработка прогнозов, проектов, планов вложения капитала, - оценка различных вариантов вложения капитала с учетом степени риска и размера получаемого дохода, выбор оптимального варианта, - разработка перспективных и текущих финансовых планов, участие в разработке бизнес-плана хозяйствующего субъекта в части финансовых показателей, а также финансовых нормативов, - организация коммерческого расчета и внутрихозяйственного подряда, - проведение кредитной политики, - валютной политики, - формирование финансовой документации, - анализ финансового состояния хозяйствующего субъекта и эффективности использования финансовых ресурсов, финансовых мероприятий, - контроль за выполнением плановых финансовых показателей. | ||
Шеремет А.Д. | - обеспечение правовой законности и защищенности хозяйственных операций с капиталом и финансовыми ресурсами предприятия, - налаживание нормальных финансовых взаимоотношений со всеми участниками коммерческой организации, - разработка планов и прогнозов вложения капитала и оценка их эффективности, - выбор и обоснование кредитной и валютной политики предприятия, - разработка и реализация инвестиционных проектов, направленных на повышение доходности предприятия и его дочерних организаций, - страхование капитала и финансовых операций от финансовых рисков и потерь, - выявление рейтинга предприятия и конкурентов, - непрерывное обеспечение хозяйственной деятельности финансовыми ресурсами и контроль за эффективностью их использования, - анализ финансовых результатов и финансового состояния предприятия и клиентов. | ||
Ван Хорн Дж.К. |
- эффективным распределением фондов в рамках предприятия, - мобилизацией средств на как можно более выгодных условиях. | ||
Марочкина В.М., Колпина Л.Г., Титкин А.Г. | - прогнозирование денежных поступлений и направлений их рационального использования, обоснование финансовых потребностей на текущий период и перспективу, - определение степени риска, его вероятности, а также предельного размера, - обеспечение непрерывного кругооборота денежных средств и устойчивого финансового состояния субъекта хозяйствования как основы его эффективной деятельности, - выбор наиболее рациональных форм, методов финансирования и кредитования, денежных вложений, расчетов с партнерами, финансовыми и кредитными органами, - обеспечение роста прибыли, - обоснование стратегии финансового развития предприятия, расширение бизнеса, повышение экономического рейтинга предприятия. | ||
Данные Института финансовых управляю-щих националь-ной организации финансовых менеджеров США | - в области управления денежными фондами: регулирование и контроль денежных операций, получение, хранение наличных денег и ценных бумаг, выплата наличных денег, проведение банковских операций, коммерческое кредитование и взыскание денежных средств, управление инвестиционным портфелем, - в области планирования: участие в общей плановой работе, долгосрочное и краткосрочное финансовое планирование, бюджетирование в рамках структурных подразделений предприятия и по местам формирования затрат, оценка эффективности затрат, финансирование отдельных мероприятий, анализ экономических факторов, формирующих финансовый результат, планирование объемов продаж и проведение соответствующей ценовой политики, оценка приобретаемого и реализуемого имущества, - в области управления структурой капитала: определение краткосрочных источников заемных средств, стоимости и условий заимствования, определение долгосрочных источников заемных средств, стоимости и условий заимствования, поиск внутренних резервов и направление их использования, - в области учета и контроля: определение учетной политики, учет издержек производства и обращения, внутренняя ревизия и контроль (аудит), подготовка различных видов отчетности, сравнение фактических результатов с плановыми и нормативными показателями, представление руководству информации о финансовых результатах деятельности,
- в области минимизации рисков и защиты имущества предприятия: структурирование рисков, анализ конъюнктуры фондового рынка, разработка планов превентивных мероприятий, формирование страховых фондов и резервов, обеспечение внешнего страхования, внутренний контроль сохранности имущества, анализ инвестиционных проектов, формирование инвестиционного портфеля клиентов, управление портфелем ценных бумаг, привлечение внутренних и внешних источников финансирования инвестиционной деятельности, обеспечение связи с инвесторами, формирование дивидендной политики, - в области консалтинговой деятельности: консалтинг для сторонних организаций, консалтинг руководителей предприятия по финансово-экономическим вопросам, консалтинг руководителей и специалистов подразделений по торговым и финансовым операциям, консалтинг и повышение квалификации специалистов предприятия, - в области разработки информационных систем управления: изучение современных информационных систем управления, оценка предлагаемого программного обеспечения, разработка и использование информационных систем управления, разработка методик эффективного использования информационных систем. |
Рис.2.3. Пример организационной структуры системы управления финансами предприятия
Описание должности:
1) Начальник отдела финансового контроля
Основные обязанности:
- отвечает за создание и функционирование систем ведения финансового учета и отчетности в компании в соответствии с принятыми стандартами,
- отвечает за интегрированность всей системы учета и достоверное отражение в ней основной деятельности компании для информирования акционеров,
- планирует, организует, направляет и контролирует ведение учета и осуществление финансового контроля в компании и\или бизнес-единице,
- представляет отчеты о деятельности предприятия, включая балансовый отчет, отчет о прибылях и убытках и отчет о движении денежных средств,
- несет прямую ответственность за всю сферу учета, включая начисление заработной платы, обслуживание кредиторской и дебиторской задолженности, подготовку отчетов для нужд управленческого учета и налоговых органов, а также за своевременное представление таких управленческих отчетов, как расчет затрат по видам продукции,
- работает в тесном взаимодействии с начальниками отдела финансового анализа и отдела денежных средств и краткосрочных инвестиций,
- непосредственно подотчетен финансовому директору компании.
Основные задачи:
- координация и осуществление финансового контроля за основной деятельностью согласно плану,
- обеспечение анализа фактических показателей в сравнении с бюджетами текущей деятельности,
- отслеживание основных финансовых коэффициентов, таких как норма прибыли и рентабельность инвестиций, для обеспечения соответствия деятельности стратегическим целям компании и намеченным финансовым целевым показателям,
- контроль за соблюдением компанией всех требований российского законодательства, ведение налоговой документации,
- повышение квалификации сотрудников отдела финансового контроля.
Основные критерии оценки работы:
- интегрированность системы учета и финансовой отчетности,
- точность и своевременность представления данных для целей управленческого учета,
- соблюдение всех юридических требований, касающихся финансов и налогообложения,
- наличие квалифицированных финансовых специалистов, обеспечивающих функционирование системы управления финансами компании.
Опыт работы, навыки и квалификация:
- стаж работы в сфере финансового управления не менее 5 лет,
- умение убедительно аргументировать, работать с людьми,
- глубокое и детальное знание российского законодательства, налоговых и бухгалтерских стандартов и требований,
- понимание основных финансовых коэффициентов (коэффициента рентабельности активов и т.п.) и умение их рассчитывать,
- владение необходимыми математическими методами расчетов, предпочтительно высшее экономическое образование.
2) Начальник отдела финансового анализа
Основные требования:
- обеспечивает проведение детального финансового анализа в дополнение к стандартным отчетам, представляемым руководству компании отделом финансового контроля, включая анализ инвестиций, возможного приобретения предприятий и отделения структурных подразделений компании, микро- и макроэкономических тенденций и вероятного эффекта новых законодательных актов,
- отвечает за разработку, координацию и осуществление действенного и эффективного финансового и бюджетного планирования в компании и за ежегодное проведение этого процесса в масштабах компании,
- работает в тесном взаимодействии с начальниками отдела финансового контроля и отдела денежных средств и краткосрочных инвестиций, отслеживая и тщательно анализируя все отклонения от составленных бюджетов, особенно если они связаны с денежными средствами компании, с целью внесения необходимых поправок в управление финансами компании,
- непосредственно подотчетен финансовому директору компании.
Основные задачи:
- разработка и осуществление процессов финансового планирования и составления бюджетов,
- отслеживание подробных финансовых показателей, таких как оборачиваемость запасов и период сбора дебиторской задолженности, при необходимости – разработка рекомендаций по корректировке, необходимой для достижения компанией намеченных финансовых целевых показателей,
- обучение управленческого персонала разных уровней осуществлению процесса бюджетного планирования и правильному пониманию данных финансовой отчетности о текущей деятельности,
- своевременное представление руководству компании аналитических отчетов, необходимых для принятия стратегических решений.
Основные критерии оценки работы:
- наличие и эффективное функционирование системы финансового и бюджетного планирования,
- своевременное осуществление ежегодного финансового и бюджетного планирования,
- проведение детального финансового анализа для руководства компании и директоров, соотвествующих бизнес-единиц,
- постоянное углубление понимания результатов финансового анализа руководством компании – до того уровня, когда финансовый анализ будет первоосновой принятия решений.
Опыт работы, навыки и квалификация:
- опыт работы в сфере финансового управления и отличные аналитические способности,
- умение убедительно аргументировать, работать с людьми,
- глубокое и детальное знание российского законодательства, налоговых и бухгалтерских стандартов и требований,
- понимание основных финансовых коэффициентов и умение их рассчитывать,
- владение необходимыми математическими методами расчетов, предпочтительно высшее экономическое образование.
3) Начальник отдела денежных средств и краткосрочных инвестиций:
Основные обязанности:
- отвечает за управление всеми денежными средствами компании, за осуществление всех налоговых платежей и выбор финансовых инструментов для финансирования текущей основной деятельности компании,
- развитие и поддержание отношений с акционерами и финансовыми и консультационными институтами также осуществляется в первую очередь через начальника отдела денежных средств и краткосрочных инвестиций,
- работает в тесном взаимодействии с начальниками отдела финансового контроля и отдела финансового анализа при подготовке материалов для акционеров и определении потребности компании в краткосрочном и долгосрочном финансировании,
- непосредственно подотчетен финансовому директору компании.
Основные задачи:
- обеспечение достаточных объемов финансирования деятельности компании при минимальной стоимости использования средств,
- управление денежными средствами компании, обеспечивающих ей максимальную прибыль в принятых в компаниях рамках допустимого финансового риска.
- обеспечение эффективного контроля за поступлением и расходованием денежных средств,
- развитие прочных отношений с основными акционерами, банками и другими финансовыми институтами,
- обеспечение неукоснительного соблюдения российского налогового законодательства.
Основные критерии оценки работы:
- своевременность принятия решений по управлению денежными средствами компании, правильность и точность расчетов,
- своевременность принятия инвестиционных решений по привлечению капитала для основной деятельности подразделений, правильность и точность расчетов,
- общие затраты по обеспечению финансирования деятельности компании,
- структура капитала и уровень риска,
- соблюдение законодательства и правовых норм.
Опыт работы, навыки и квалификация:
- стаж работы в сфере финансового управления не менее 5 лет,
- умение убедительно аргументировать, работать с людьми,
- глубокое и детальное знание российского законодательства, налоговых и бухгалтерских стандартов и требований,
- понимание основных финансовых коэффициентов и умение их рассчитывать,
- владение необходимыми математическими методами расчетов, предпочтительно высшее экономическое образование.
4) Финансовый директор
Основные обязанности:
- обеспечивает работу компании в финансовом и административном отношении и оказывает содействие в области управления ее основной деятельностью,
- совместно с генеральным директором он определяет финансовые целевые показатели и задачи компании, а также соответствующую ее политику,
правила и процедуры,
- несет общую ответственность за всю сферу учета, включая начисление заработной платы, обслуживание кредиторской и дебиторской задолженности, подготовку отчетов для нужд управленческого учета и налоговых органов,
- работает в тесном взаимодействии непосредственными подотчетными ему начальниками отдела финансового контроля, отдела финансового анализа и отдела денежных средств и краткосрочных инвестиций и координирует их деятельность.
Основные задачи:
- определение политики и общего направления развития компании в области финансов,
- общее руководство финансовым планированием компании и разработкой бюджетов,
- отслеживание основных финансовых коэффициентов для обеспечения соответствия деятельности стратегическим целям компании и намеченным целям финансовым целевым показателям,
- обеспечение достаточных объемов финансирования деятельности компании при минимальной стоимости использования средств,
- развитие прочных отношений с основными акционерами, банками и другими финансовыми институтами,
- обеспечение неукоснительного соблюдения российского законодательства в области налогообложения и учета,
- обеспечение своевременной подготовки аналитических отчетов, необходимых для принятия руководством компании стратегических решений,
- контроль за тем, чтобы все управленческие решения на всех уровнях компании принимались только на основе финансового анализа, обеспечение всех соответствующих руководителей результатами такого анализа,
- разработка принципов и правил управления персоналом, процедур и системы стимулов, обеспечивающих заинтересованность квалифицированных и ответственных сотрудников в работе компании, обеспечение соблюдения этих принципов и правил,
основные критерии оценки работы:
- рентабельность собственного капитала, рентабельность инвестиций, норма прибыли,
- своевременность и точность финансовых отчетов,
- эффективность и действенность финансового и бюджетного планирования,
- общие затраты по обеспечению финансовой деятельности компании,
- соблюдение законодательства и правовых норм,
- обеспечение необходимой поддержки для принятия руководством компании стратегических решений, участие в принятии стратегических решений,
- наличие квалифицированных финансовых специалистов, обеспечивающих функционирование системы управления финансами компании.
Опыт работы, навыки и квалификация:
- стаж работы в финансовом управлении не менее 5 лет,
- умение убедительно аргументировать, работать с людьми,
- глубокое и детальное знание российского законодательства, налоговых и бухгалтерских стандартов и требований,
- понимание основных финансовых коэффициентов и умении рассчитывать,
- владение необходимыми математическим методами расчетов, предпочтительно высшее экономическое образование.