Основы государственного и муниципального финансового контроля

В рамках бюджетного процесса осуществляется финансовый кон­троль со стороны законодательных (представительных) и исполнитель­ных органов власти. Законодательные (представительные) органы вла­сти осуществляют: а) предварительный контроль (в ходе обсуждения и утверждения проектов законов (решений) о бюджете и иных проектов законов (решений) по бюджетно-финансовым вопросам); б) текущий контроль (в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюд­жетов на заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп законодатель­ных (представительных) органов в ходе парламентских слушаний и в связи с депутатскими запросами); в) последующий контроль (в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов).

В связи с этим законодательные (представительные) органы власти наделены правом на: 1) получение от органов исполнительной власти, местных администраций муниципальных образований необходимых сопроводительных материалов при утверждении бюджета; 2) получе­ние от финансовых органов оперативной информации об исполнении соответствующих бюджетов; 3) утверждение (неутверждение) отчета об исполнении соответствующего бюджета; 4) создание собственных кон­трольных органов (Счетная палата РФ, контрольные палаты, иные ор­ганы законодательных (представительных) органов); 5) вынесение оценки деятельности органов, исполняющих бюджеты.

Финансовый контроль осуществляют Федеральная служба финан­сово бюджетного надзора, Федеральное казначейство, финансовые ор­ганы субъектов РФ и муниципальных образований и (или) уполномо­ченные ими органы, главные распорядители, распорядители бюджет­ных средств. Формы и порядок контроля устанавливаются Бюджетным кодексом, а также бюджетным законодательством и нормативными пра­вовыми актами РФ, ее субъектов и муниципальными правовыми акта­ми органов местного самоуправления.

Федеральное казначейство осуществляет контроль за: 1) непревы­шением лимитов бюджетных обязательств, распределенных главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета между нижестоящими распорядителями и получателями средств феде­рального бюджета; 2) непревышением бюджетных ассигнований, рас­пределенных главными администраторами источников финансирова­ния дефицита федерального бюджета между администраторами источ­ников финансирования дефицита федерального бюджета, над утвер­жденными им бюджетными ассигнованиями; 3) непревышением кассовых расходов, осуществляемых получателями средств федераль­ного бюджета, над доведенными до них лимитами бюджетных обяза­тельств и (или) бюджетными ассигнованиями; 4) непревышением кас­совых выплат, осуществляемых администраторами источников финан­сирования дефицита федерального бюджета, над доведенными до них бюджетными ассигнованиями; 5) соответствием содержания проводи­мой операции коду бюджетной классификации Российской Федерации, указанному в платежном документе, представленном в Федеральное ка­значейство получателем средств федерального бюджета; 6) наличием у получателя средств федерального бюджета документов, подтвер­ждающих в соответствии с порядком санкционирования расходов, уста­новленным Министерством финансов РФ, возникновение у него де­нежных обязательств.

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет финансовый контроль: а) за использованием средств федерального бюджета и средств государственных внебюджетных фондов РФ, вклю­чая использование предоставляемых из указанных бюджетов субвен­ций, межбюджетных субсидий, иных субсидий и бюджетных кредитов; б) за исполнением органами государственного (муниципального) фи­нансового контроля, созданными органами исполнительной власти (ме­стными администрациями муниципальных образований), законода­тельства РФ о финансово-бюджетном контроле и надзоре.

Главные распорядители бюджетных средств, во-первых, осуществ­ляют финансовый контроль (за подведомственными распорядителями (получателями) бюджетных средств в части обеспечения правомерного, Целевого, эффективного использования бюджетных средств; за исполь­зованием субсидий, субвенций их получателями в соответствии с усло­виями и целями, определенными при предоставлении указанных



Раздел II. Государственные и муниципальные финансы

Глава 8. Бюджетный процесс




Основы государственного и муниципального финансового контроля - student2.ru Основы государственного и муниципального финансового контроля - student2.ru Основы государственного и муниципального финансового контроля - student2.ru Основы государственного и муниципального финансового контроля - student2.ru Основы государственного и муниципального финансового контроля - student2.ru Основы государственного и муниципального финансового контроля - student2.ru Основы государственного и муниципального финансового контроля - student2.ru Основы государственного и муниципального финансового контроля - student2.ru Основы государственного и муниципального финансового контроля - student2.ru Основы государственного и муниципального финансового контроля - student2.ru средств из бюджета) и, во-вторых, вправе проводить проверки подве­домственных распорядителей (получателей) бюджетных средств и го­сударственных (муниципальных) унитарных предприятий.

Главные администраторы доходов бюджета осуществляют финан­совый контроль за подведомственными администраторами доходов бюджета по реализации ими функций администрирования доходов.

Главные администраторы источников финансирования дефицита бюджета: а) осуществляют финансовый контроль за подведомственны­ми администраторами источников финансирования дефицита бюджета в части кассовых выплат из бюджета по погашению источников финан­сирования дефицита бюджета; б) вправе проводить проверки подведом­ственных администраторов источников финансирования дефицита бюджета.

Контрольные и финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований осуществляют финансовый контроль за операциями с бюд­жетными средствами получателей средств соответствующих бюджетов, средствами администраторов источников финансирования дефицита соответствующих бюджетов, а также за соблюдением получателями бюджетных кредитов, бюджетных инвестиций и государственных и му­ниципальных гарантий условий выделения, получения, целевого ис­пользования и возврата бюджетных средств.

Органы исполнительной власти (органы местной администрации) вправе создавать подразделения внутреннего финансового аудита (внутреннего контроля), осуществляющие разработку и контроль за со­блюдением внутренних стандартов и процедур составления и исполне­ния бюджета, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетно­го учета, а также подготовку и организацию осуществления мер, на­правленных на повышение результативности (эффективности и эко­номности) использования бюджетных средств.

Наши рекомендации