Показатели экономической эффективности деятельности предприятия
Исследование влияния коммерческой работы на результаты деятельности предприятий как показывает анализ экономической литературы, основывается на разработке системы критериев, которые используются и в качестве самооценки коммерческой работы каждым торговым предприятием. Так И. Манн предлагает систему критериев коммерческой работы розничного предприятия, представленную в таблице 1.1 и состоящую из четырех блоков, характеризующих вид коммерческой деятельности, и показателей, оценивающих ее эффективность[12].
Экономическая эффективность коммерческой деятельности характеризует результативность управления коммерческой работой как конкретного предприятия, так и совокупности предприятий на определенной территории. Эти показатели завершают и обобщают оценку коммерческой деятельности.
Таблица 1.1 - Система показателей оценки коммерческой работы предприятий розницы
Вид коммерческой деятельности | Показатели эффективности коммерческой работы |
Ассортимент товаров | Широта ассортимента; Глубина ассортимента К обновления ассортимента; К устойчивости ассортимента |
Планирование товарного предложения | Индекс роста товарооборота Прирост времени обращения товаров Степень соответствии товарных запасов нормативу Индекс выполнения плана закупок; Индекс валового дохода Степень выполнения договорных обязательств Ритмичность поступления товаров по ассортименту К допустимого уровня качества товаров |
Формирование и стимулирование спроса | Соответствие предложения покупательскому спросу Степень обновления ассортимента К. завершения покупки Объем и структура неудовлетворенного спроса Рентабельность рекламы |
Экономическая эффективность коммерческой деятельности | Прирост валового дохода; Прирост прибыли Соотношение доходов и расходов по закупу и реализации товаров |
В торговом предприятии коммерческая деятельность непосредственно влияет и на его экономические результаты, и на социальную эффективность торговли в целом. Экономическую эффективность коммерческой деятельности следует оценивать по экономическим результатам, характеризующим работу предприятия в целом: обобщающим экономическим показателям, таким, как товарооборот, издержки, прибыль, цены, показателям использования ресурсов, а именно, выработка, товарооборачиваемость, по качеству товаров и качеству торгового обслуживания.
Эффективность управления торговлей оценивается, прежде всего, с позиции качества торгового обслуживания и рентабельности предприятий. Составляющие эффективности управления во многом зависят от организации коммерческой деятельности и ее результатов, так как при осуществлении коммерческих операций формируются товарооборот, доходы предприятия, ассортимент товаров, проверяется их качество.
Товарооборот является одним из основных экономических показателей хозяйственной деятельности торгового предприятии, он представляет собой процесс обмена товаров на деньги. Товарооборот характеризует процесс движения товаров посредством купли-продажи.
Товарооборот торгового предприятия можно рассматривать, во-первых, как результат деятельности предприятия торговли, как его экономический эффект. Во-вторых, в социально-экономическом acпекте - как показатель товарного снабжения населения, как один из показателей уровня жизни [13].
Под розничным товарооборотом понимается продажа потребительских товаров населению за наличный расчет независимо от каналов и их реализации[14]. Структура и объем розничного товарооборота характеризуют уровень потребления населением, рост или снижение благосостояния народа. Посредством розничной продажи оказывается постоянное воздействие на развитие объема и структуры производства товаров народного потребления: увеличение производства недостающих товаров или сокращение производства тех товаров, которые непользуются спросом упокупателей.
Оборот розничной торговли учитывается в розничных ценах - фактических продажных ценах, включающих торговую наценку, налог на добавленную стоимость, акциз и налог спродаж строго за отчетный период на основе первичных документов - товарно-денежного отчета и прилагаемых к нему документов[15].
Розничный товарооборот имеет качественную и количественную характеристику. Качественная связана со структурой товарооборота, то есть ассортиментным составом, количественная характеристика товарооборота - с объемом реализации в денежном исчислении. Следует четко различать понятия «величина» и «состав» товарооборота: величина - это совокупность сумм торговой выручки, сданной в кассу или банк, объема мелкооптовых продаж, расходов, произведенных за счет кассовой выручки (по документам), а состав товарооборота складывается из различных видов продаж.
Структура или ассортиментный состав товарооборота включает в себя продовольственные и непродовольственные товары, реализуемые конкретным торговым предприятием. Эти товары делят на ассортиментные группы и подгруппы и при дальнейшей детализации рассматриваются виды, сорта, модели, размеры[16].
Розничный товарооборот может быть использован для характеристики эффективности использования ресурсов предприятия и общей суммы затрат на реализацию товаров. Поскольку товарооборот является показателем, отражающим важнейший конечный результат хозяйственной деятельности торгового предприятия, то его сопоставление с величиной затраченных ресурсов даст представление обэффективности их использования, так как в обобщенное виде показатель эффективности есть соотношение результата и затрат. Развитие товарооборота должно быть тесно связано с такими экономическими показателями, как поступление товаров, товарные запасы, прибыль, численность работников, расходы на оплату труда.
Основными задачами анализа оборота розничной торговли являются[17]:
- определение тенденций развития магазина;
- проверка степени выполнения прогнозных продаж по объему и структуре;
- удовлетворения спроса покупателей на отдельные товары;
- определение товарных групп – «магнитов» и товарных групп «паразитов», корректировка ассортимента и ценовой стратегии в плохо работающих группах[18];
- выявление тенденции и закономерностей его развития в динамике и изменений, происходящих в них;
- определение факторов, влияющих на его изменение (количественное измерение и обобщение влияния факторов на выполнение прогнозных показателей и динамику розничного товарооборота);
- оценка внедрения прогрессивных методов торговли и их эффективность;
- выявление резервов, путей и возможностей роста объема продаж и улучшения обслуживания покупателей;
- разработка мер по устранению недостатков и повышению эффективности хозяйственно-финансовой деятельности;
- оценка эффективности проведенных мероприятий;
В процессе анализа розничного товарооборота используются: прогнозные и нормативные данные; бухгалтерская и статистическая отчетность, которая является основой и для проведения анализа финансовых результатов деятельности предприятия, которые характеризуются обобщающими показателями эффективности текущей деятельности предприятия - объемомпродаж и полученной прибылью.
Прибыль представляет собой выраженный в денежной форме чистый доход от деятельности предприятия, получаемый как разница между совокупными доходами и совокупными затратами торгового предприятия. Получение прибыли является главной целью организации, она создает финансовую основу для выделения средств на финансирование текущих и долгосрочных потребностей организации. Прибыль характеризует степени деловой активности и финансового благополучия организации, ее конкурентоспособности и платежеспособности[19].
Комплексный анализ прибыли рекомендуется проводить в определенной последовательности. Прежде всего, валовую прибыль анализируют по составным элементам, главным из которых является прибыль от реализации товарной продукции, Затем анализируются укрупненные факторы изменения прибыли от выпуска товарной продукции. Важным в этой системе, будет анализ технико-экономических факторов снижения или роста затрат на денежную единицу товарной продукции. Анализируется изменение состава и структуры реализации, изменение уровня цен на реализованную продукцию, а также на приобретенное сырье, материалы, топливо, энергию и др. Сопоставляется уровень материальных затрат и затрат на оплату труда.
Определяется также изменение прибыли вследствие нарушения хозяйственной дисциплины. Наряду с этим, проводится анализ изменения прибыли, в остатках готовой продукции от прочей реализации и прочих операций. Важными факторами роста прибыли, зависящими от деятельности предприятий, являются рост объема производимой продукции в соответствии с договорными условиями, снижение ее себестоимости, повышение качества, улучшение ассортимента, повышение эффективности использования производственных фондов, рост производительности труда.
К факторам, не зависящим от деятельности организаций, относятся изменения государственных регулируемых цен на реализуемую продукцию, влияние природных, географических, транспортных и технических условий на производство и реализацию продукции. Под влиянием, как тех, так и других факторов складывается валовой доход предприятий, основную долю которого составляют торговые наценки, относящиеся к проданным товарам.
В составе валовой прибыли учитывается прибыль от всех видов деятельности. Прежде всего валовая прибыль включает прибыль от реализации товарной продукции, исчисленную путем вычета из общей суммы выручки от реализации этой продукции (работ, услуг) налога на добавленную стоимость, акцизов, налога с продаж и затрат на производство и реализацию, включаемых в себестоимость[20]. Прибыль от реализации товарной продукции - основная часть валовой прибыли.
В состав валовой прибыли входит прибыль от реализации основных фондов и другого имущества. У фирмы могут образоваться излишние материальные ценности в результате изменения объема производства, недостатков в системе снабжения, реализации и других причин. Длительное хранение этих ценностей в условиях инфляции приводит к тому, что выручка от их реализации окажется ниже цен приобретения. Поэтому от реализации излишних товарно-материальных ценностей образуются не только прибыль, но и убытки.
Основными факторами влияния на величину прибыли являются[21]:
- изменение объема производства и реализации продукции. Чем больше объем реализации, тем больше прибыли получит предприятие, и наоборот. Зависимость прибыли от этого фактора при прочих равных условиях прямо пропорциональная.
- изменение уровня себестоимости продукции. Если изменение объема реализации влияет на сумму прибыли прямо пропорционально, то связь между величиной прибыли и уровнем себестоимости обратная. Чем ниже себестоимость продукции, определяемая уровнем затрат на ее производство и реализацию, тем выше прибыль, и наоборот.
Фактором, напрямую определяющим величину прибыли предприятия от реализации продукции, являются свободные цены (устанавливаются самими предприятиями в зависимости от конкурентоспособности данной продукции, спроса и предложения аналогичной продукции другими производителями). Уровень цен определяется, прежде всего, качеством продукции.
Таким образом, как свободные, так и государственные регулируемые цены представляют собой третий крупный фактор, определяющий объем прибыли от реализации товарной продукции.
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ООО «СОЛНЕЧНЫЙ БЕРЕГ»