Сводные показатели по повышению конкурентоспособности товаров и экономической эффективности деятельности предприятия розничной (оптовой) торговли

Таблица 7

Эффект инновационных мероприятий по повышению конкурентоспособности товаров и эффективности деятельности предприятия ______________________

(наименование предприятия)

№ п/п Показатель Ед. изм. Значение эффекта и эффективности
1. Рост потребительской конкурентоспособности товара на рынке    
1.1. (название товара) %  
1.2. (название товара) и т.д. %  
2. Надбавка к цене на единицу товара    
2.1. (название товара) руб.  
2.2. (название товара) и т.д. руб.  
3. Дополнительная прибыль за счёт надбавки к цене продаж товара    
3.1. (название товара) тыс.руб.  
3.2. (название товара) и т.д. тыс.руб.  
4. Дополнительная прибыль инновационных мероприятий    
4.1. Инновационные мероприятия «на входе» предприятия – всего в т.ч. тыс.руб.  
4.1.1.(содержание мероприятия) тыс.руб.  
4.1.2.(содержание мероприятия) и т.д. тыс.руб.  
4.2. Инновационные мероприятия во внутренней среде предприятия – всего в т.ч. тыс.руб.  
4.2.1. .(содержание мероприятия) тыс.руб.  
4.2.2. .(содержание мероприятия) и т.д. тыс.руб.  
4.3. Инновационные мероприятия «на выходе» предприятия – всего в т.ч. тыс.руб.  
4.3.1. .(содержание мероприятия) тыс.руб.  
4.3.2. .(содержание мероприятия) и т.д. тыс.руб.  
5. Годовой эффект в натуральных измерителях по предприятию    
5.1. Сокращение численности работников предприятия чел.  
5.2. Экономия сырья и материалов кг  
5.3. Экономия технологической электроэнергии кВт-ч  
5.4. Экономия технологического топлива т (м3)  
5.5. Относительное высвобождение оборудования ед.  
5.6. Относительное высвобождение зданий м2  
6. Экономический эффект в стоимостном выражении    
6.1. Дополнительные капитальные вложения тыс.руб.  
6.2. Годовая дополнительная прибыль за счёт надбавки к цене и инновационных мероприятий тыс.руб.  
6.3. Годовой экономический эффект тыс.руб.  
6.4. Экономический эффект за срок «Т» тыс.руб.  
7. Экономическая эффективность капитальных вложений в инновационные мероприятия    
7.1. Рентабельность капитальных вложений %  
7.2. Срок окупаемости капитальных вложений годы  
Финансовая эффективность проекта    
8.1. Чистый дисконтированный доход ЧДД>0  
8.2. Индекс рентабельности ИД>1  
8.3.Срок окупаемости годы  



Список литературы

1. Берман, Барри, Эванс, Джоэл, Р. Розничная торговля: стратегический подход, 8-е издание.: Пер. с англ. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2008.

2. Ершова Г.Е., Иовлева О.В. Инновационная деятельность предприятия: Учеб. пособие. – Екатеринбург: Изд.-во урал. гос. ун-та, 2005.

3. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. / К.В. Балдин и др.– М: Издательский центр «Академия», 2008.

4. Иовлева О.В. Инновационная деятельность и конкурентоспособность предприятия. – Екатеринбург: Изд.-во урал. гос. экон. ун-та, 2007.

5. Карпова Е.В. Ресурсы торгового предприятия: учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2005.

6. 12. Лебедева С.Н. Экономика торгового предприятия: учеб. пособие / С.Н. Лебедева. – 5-е изд., испр. – Минск: Новое знание, 2007.

7. Леманн Дональд Р. Управление продуктом: учебник для студентов вузов. /Дональд Р. Леманн, Рассел С. Винер; пер. с англ. – 4-е изд. – М.: ЮНИТИ-ДАНН, 2008 (серия «Зарубежный учебник).

8. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов. – М.: Финансы и статистика, 2001.

9. Розничные торговые сети: стратегии, экономика и управление: учебное пособие / кол. Авторов; под ред. А.А. Есютина и Е.В. Карповой. – 2-е изд., - М.: КНОРУС, 2008.

10. Фатхутдинов Р.А. Управление конкурентоспособностью организации: учеб./Р.А. Фатхутдинов. 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Маркет ДС, 2008 (Университетская серия).

11. Хваткин Н.Г. Экономика оптовой торговли продовольствием: учебное пособие / Н.Г. Хваткин. – М.: Эксмо, 2007.

12. Царев В.В. Оценка конкурентоспособности предприятий (организаций). Теория и методология: Учеб. пособие для студентов / В.В. Царев, А.А. Кантарович, В.В. Черныш. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008 (Серия «Magistеr»).

13. Чепурной И.П. Конкурентоспособность продовольственных товаров: учеб. пособие. М.: Изд-книготорговый центр «Маркетинг», 2002.

14. Экономика торгового предприятия: Торговое дело: Учебник / Под ред. Л.А. Брагина. – М.: ИНФРА – М, 2008.

Приложение А

Анкета для сравнительной характеристики поставщиков по товару _______________ (наименование товара)

Критерий Вариант оценки Максимальный балл
Тип Производитель, дилер, импортёр
Официальный эксклюзивный дистрибьютор (представитель производителя)
Один из официальных дистрибьюторов (представитель производителя, прямого импортёра)
Поставщик, работающий напрямую с эксклюзивным дистрибьютором (прямым импортёром)
Поставщик - перекупщик
Лояльность 100 – процентное выполнение всех требований. Стремление улучшать и развивать сотрудничество, находит взаимовыгодные решения
Выполнение требований в рамках, не требующих дополнительных затрат, поставщик безынициативен
Работа сведена до формального уровня: заказ – поставка - оплата
Качество работы Доставка товара в соответствии с графиком поставок, заказанным ассортиментом, по фиксированной закупочной цене, соответствующего качества
Есть нарушения по графику, цене, ассортименту, качеству товара, но быстро и без проблем устраняются
Более пяти нарушений
Логистика Бесплатная доставка в магазин/магазины
Бесплатная доставка на распределительный центр (РЦ)
Транспортные расходы включены в оплату отдельной статьёй или в цену товара
Самовывоз
Поставляемый ассортимент Более 100 наименований
От 50 до 100
От 20 до 50
Менее 20
Условия поставки (цена, отсрочка, доставка)   Лучший поставщик в категории
Стандартные условия для автономного розничного предприятия
Стандартные условия для сетевого розничного предприятия
Стандартные условия для РЦ
Условия изменяются в зависимости от объёма поставки
Продвижение товара (без увеличение закупочной цены) Дополнительные инвестиции за выкладку, размещение на полках, ввод новых артикулов
Продвижение посредством дегустаций, промоакций. Предоставление скидок на товар, участвующих в акциях
Услуги мерчандайзера, продавца - консультанта
Ассортиментное и количественное выполнения заказа, в % 90% и выше
От 70 до 89%
От 50 до 69%
Менее 50%
Объём товарооборота за отчётный период (месяц, квартал) Более 1000000 руб.
От 500000 до 1000000 руб.
От 200000 до 500000 руб.
От 50000 до 200000 руб.
Менее 50000 руб.

Результаты оценки работы с поставщиком:

· более 75 баллов: партнёр, ориентация на расширение поставляемого ассортимента и увеличения товарооборота, развитие и укрепление сотрудничества; поддержка в продвижении новинок; приоритетная выкладка товаров; бесплатные выкладки товаров; размещение товаров поставщика в рекламных буклетах;

· от 60 до 75 баллов: основной поставщик; ориентация на увеличение товарооборота и ассортимента взамен улучшения сервиса и условий поставки;

· от 45 до 60 баллов: поставщик; переговоры по улучшению сервиса и условий поставки; при их отрицательном исходе – поиск новых поставщиков на поставляемый ассортимент;

· менее 45 баллов: временный поставщик; переговоры по улучшению сервиса и условий поставки; при их отрицательном исходе – отказ от сотрудничества и поиск новых поставщиков на поставляемый ассортимент; если их нет – отказ от ассортимента и замещение его аналогами (поставщик не может два месяца находиться в этой категории – либо после проведения переговоров он переходит в другую категорию, либо прекращает работу с ним).

По результатам рейтинга поставщиков определяется направление работы с ними. Процент поставщиков, относящихся к первым двум категориям, должен быть не менее70.

Приложение Б

Анкета оценки текущей деятельности предприятия розничной торговли _______________

(наименование предпр.)

№ п/п Вопросы Оценка в баллах
Взгляд на себя и свою способность к росту
Следите ли за изменениями в вашей сфере деятельности, подписываясь на ведущие отраслевые издания и посвящённые общим вопросам бизнеса?  
Планируете ли вы получить чистый доход сверх вашей приемлемой зарплаты руководителя?  
Являетесь ли вы активным членом торговой ассоциации?  
Отношения с покупателями
Стараетесь ли вы целенаправленно обслуживать только избранные группы клиентов, а не все без исключения?  
Имеете ли вы чёткое представление об имидже вашего розничного предприятия, который хотели бы внушить вашим клиентам?  
Оцениваете ли вы результаты своей работы, опрашивая клиентов о том, что им нравится, а что- нет, и посещая магазины конкурентов для сравнения их ассортимента, цен и методов стимулирования сбыта с вашими?  
Управление и надзор за персоналом
Знает ли каждый сотрудник вашей фирмы, в чьём подчинении он находится?  
Передаёте ли вы полномочия непосредственным подчинённым, чтобы освободить себя от лишней рутинной работы?  
Спрашиваете ли вы мнение работников об ассортименте товаров, выборе новых товаров, планировке магазина, выставках товара и специальных мероприятиях по стимулированию сбыта?  
Применяете ли вы концепцию «управление с помощью постановки целей», т.е. определяете ли рабочие цели для самого себя и для каждого работника на предстоящий месяц или сезон и сверяете ли в конце каждого периода эти цели с фактическими результатами?  
Контроль над товарными запасами
Ведёте ли вы учёт продаж, запасов и закупок по разным типам товаров в своём отделе?  
Контролируете ли вы свои закупки в денежном эквиваленте с помощью системы «суммы, свободной для закупок»?  
Составляете ли вы контрольный список (т.е. список «всегда в продаже») для основных, регулярно заказываемых товаров, чтобы сверять с ним фактически имеющийся ассортимент?  
Обеспечиваете ли вы быстрый повторный заказ самых ходовых товаров и незамедлительное избавление от неходовых товаров?  
Принимаете ли вы соответствующие меры для сокращения случаев хищений и мелких краж в вашем магазине?  
  Бюджетный контроль и эффективность  
При проведении контроля за операциями предприятия сравниваете ли вы постоянно фактические результаты с бюджетными прогнозами и изменяете ли свои планы мерчендайзинга, продвижения и расходов в зависимости от характера отклонений от прогноза?  
Изучаете ли вы данные по отрасли и сравниваете ли с ними результаты своей деятельности?  
Проводите ли вы анализ с точки зрения коэффициентов и процентов, а не только денежных единиц (долларов)?  
Используете ли вы разнообразные критерии эффективности, такие как чистая прибыль в процентах от собственного капитала, скорость оборота товарных запасов, валовая прибыль на инвестированный капитал и объём продаж в расчёте на квадратный метр площади торгового предприятия?  
Закупки
Проводите ли вы регулярные исследования рынка, чтобы быть в курсе товаров, цен и поставщиков, а не полагаться только на привычные источники поставок?  
При повторном заказе новых товаров, показавшим высокий потенциал продаж, ставите ли перед собой цель заказать достаточное их количество?  
Поддерживаете ли вы на одном уровне ассортимент в течение важных периодов продаж, смотря на то, что на нераспроданные товары, возможно, придётся снижать цены?  
Для товаров с коротким сезоном продажи определяете ли вы заранее время размещения первых заказов и пополнения запасов, длительность периода «пика» продаж, время начала распродажи по сниженным ценам и полного прекращения продажи?  
Используете ли вы преимущества всевозможных скидок и включаете ли их в свой письменные заказы?  
Ценообразование
Устанавливаете ли вы надбавку в процентах от розничной отпускной цены, а не в процентах от затрат (себестоимости)?  
Устанавливаете ли вы шкалы цен или зональные цены?  
Обеспечивают ли установленные вами цены адекватные надбавки в рамках конкурентоспособности цены?  
При установлении цен на новые товары и оценке затрат руководствуетесь ли вы тем, что по вашему мнению, покупатель сочтёт ценным?  
Прежде чем выставлять товары для распродажи по сниженным ценам, рассматриваете ли различные варианты их сбыта – специальные способы демонстрации, изменение упаковки или «пакетную» продажу вместе с другими товарами?  
Выставки товара и планировка магазина
Спланированы ли витрины таким образом, чтобы привлекать внимание, вызывать интерес, желание сделать покупку и побуждать клиентов зайти в ваш магазин для более близкого ознакомления с товарами?  
Уделяете ли вы столько же внимания выставкам товаров внутри магазина, как и витринам?  
Размещены ли у входов в магазин и в других оживлённых местах товары, которых покупатель не ищет специально, но склонен купить, если они попадутся ему на глаза (т.е. импульсивно)?  
Удачно ли расположены кассы?  
Находятся ли неторговые и офисные помещения вне торгового зала, каждый квадратный метр площади которого очень ценен?  
Занимаетесь ли вы получением, проверкой и маркировкой поступающих товаров в централизованных пунктах, а не в торговом зале?  
Реклама и стимулирование сбыта
Постоянно ли вы даёте рекламу с помощью хотя бы одного из подходящих средств: газеты, прямой почтовой рассылки, листовок, местного телевидения или радио?  
Стремитесь ли в каждом рекламном объявлении, помимо рекламы товаров, «подать» ещё и саму вашу фирму?  
Знакомите ли продавцов с вашими планами рекламы товаров и стимулирования сбыта регулярно и систематически?  
Консультируетесь ли с поставщиками по поводу помощи посредника в проведении акций по стимулированию сбыта их (поставщиков) товаров в вашем магазине?  
Проводите ли совместную рекламу с другими местными розничными торговцами?  
Постоянно ли предпринимаете усилия для того, чтобы получить бесплатное паблисити в местной прессе, на радио или телевидении?  
Наличность и финансы
Занимается ли кто-либо, кроме кассира или бухгалтера, просмотром почты и составлнением списков поступлений, которые следует проверить на соответствие депозитам?  
Размещаете ли вы на депозит в банке все ежедневные денежные поступления без задержки?  
Контролируете ли вы регулярно свои денежные потоки и принимаете ли меры для того, чтобы обеспечить в каждом периоде достаточное количество наличности для удовлетворения всех потребностей?  
Если у вас договорённость с банком о предоставлении кредита, позволяющая не только удовлетворять сезонные потребности, но и занимать средства в любое время, если возникнет срочная необходимость?  
Бухгалтерский учёт
Составляется ли баланс и проводится ли суммирование счетов на вашем предприятии ежемесячно?  
Используете ли вы современные кассовые терминалы для проведения торговых акций и современное оборудование для учёта дебиторской задолженности?  
Сохраняете ли вы данные о продажах, закупках, запасах и прямых затратах для различных типов товаров?  
Налоги и юридические вопросы
Нанимаете ли вы специалиста по налогообложению для изучения ваших бухгалтерских документов и составления налоговых деклараций в сложных случаях?  
Нанимаете ли вы хорошего юриста для консультаций по повседневным проблемам, которые могут иметь последствия юридического характера?  
Планирование роста
Много ли вы занимались долгосрочным планирование роста за последние несколько лет?  
Действуете ли вы решительно и творчески, когда видите необходимость каких – либо перемен?  
Осуществляете ли вы большинство изменений после тщательного анализа, а не в качестве реакции на кризисные ситуации?  
       

Примечание: Эти вопросы охватывают направления, основные для розничной торговли. Вы можете использовать анкету для того, чтобы оценить нынешнее положение дел на предприятии и , возможно, пересмотреть некоторые решения. На каждый вопрос отвечайте «Да» или «Нет».

Приложение В

Анкета оценки стратегического развития предприятия __________________

(назван.предприятия)

№ п/п Вопросы Оценка в баллах
Долгосрочная миссия сформулирована чётко  
При разработке планов на будущее во внимание нынешнее положение фирмы  
Роль фирмы в бизнесе понятна  
Фирма активно стремится получить устойчивые конкурентные преимущества  
Слабые стороны компании выявляются и минимизировать  
Стиль руководства соответствует способу ведения бизнеса компанией  
Существует логичный долгосрочный и краткосрочный подход к ведению дел в выбранной фирмой сфере деятельности  
Существуют конкретные, реалистичные и измеримые долгосрочные и краткосрочные цели  
Этими целями руководствуются при разработке стратегии и распределении ресурсов  
Характеристики и потребности целевого рынка известны  
Стратегия соответствует выбранному целевому рынку  
Систематически составляются планы для каждого элемента комплекса стратегий: А) расположение; Б) ведение бизнеса; С) мерчендайзинг и ценообразование Д) коммуникации с покупателями  
Проводится наблюдение за неконтролируемыми факторами: А) покупатели; Б) конкуренты; С) технология Д) экономическая ситуация; Е) сезонность; Ф) законодательные ограничения  
Общая стратегия интегрирована  
Кратко- , средне- и долгосрочные планы взаимно совместимы  
В фирме знают, какое место занимает на рынке каждая группа товаров, предлагаемая услуга и формат бизнеса  
Тактика разрабатывается в соответствии со стратегическим планом  
Информация о стратегическом плане и его элементах передаётся соответствующим образом  
Фирма стремится регулярно получать объективные отзывы потребителей о каждом аспекте стратегического плана  
Осуществляется поиск информации о новых возможностях и угрозах  
После реализации стратегического плана постоянно проводится анализ сильных и слабых сторон, а также успехов и неудач компании  
Результаты изучаются так, чтобы снизить вероятность излишне бурной реакции фирмы на ситуацию  
Стратегические изменения вносятся по мере необходимости  
Изменения в стратегические планы вносятся до возникновения кризисных ситуаций  
Фирма избегает резких изменений стратегии (которые сбивают с толку покупателей, работников, поставщиков и др.)  
У компании есть Web – сайт или его планируют создать в ближайшее время А) на сайте удалось адекватно передать имидж компании; Б) структура сайта проста и понятна; С) сайт обеспечивает быстрое и надёжное обслуживание клиентов; Д) сайт регулярно обновляется  

Примечание: Оцените деятельность предприятия по пятибалльной шкале (от1до5), где 1 соответствует высказыванию полностью соответствует истине» (отличное достижение), а 5 – «абсолютно не соответствует истине» (слабое достижение). Оценка от 3 и выше означает, что необходимо вносить улучшения в работу

Наши рекомендации