Структура банковской системы РФ. Современная банковская система России включает в себя Банк России

Современная банковская система России включает в себя Банк России, кредитные организации и представительства иностранных банков (с 2012 г. иностранным банкам запрещено открывать филиалы на территории России).

Банк России является центральным банком Российской Федерации. Его уставный капитал в размере 3 млрд руб. и иное имущество являются федеральной собственностью. Банк России осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России. Банк России создан и действует на основании Закона «О Центральном банке РФ (Банке России)».

Коллегиальным органом Банка России является Национальный банковский совет численностью 12 человек, состоящий из представителей Совета Федерации, Государственной Думы, Президента и Правительства РФ. В его состав входит также Председатель Банка России. Члены Национального банковского совета, за исключением Председателя Банка России, не работают в Банке России на постоянной основе и не получают оплату за эту деятельность. В полномочия Совета входит рассмотрение годового отчета Банка России, утверждение общего объема расходов на содержание его служащих, на их пенсионное обеспечение, страхование жизни и медицинское страхование, рассмотрение вопросов совершенствования банковской системы Российской Федерации, проекта основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики, решение вопросов, связанных с участием Банка России в капиталах кредитных организаций, назначение главного аудитора Банка России и др. Национальный банковский совет ежеквартально рассматривает информацию Совета директоров по основным вопросам деятельности Банка России.

Совет директоров Банка России разрабатывает и реализует основные направления единой государственной денежно-кредитной политики, осуществляет руководство деятельностью Банка России и управление им. Он принимает решения о создании, реорганизации и ликвидации организаций Банка России, об его участии в капиталах организаций, обеспечивающих деятельность учреждений, организаций и служащих Банка России, о купле-продаже недвижимости, необходимой для Банка России и его организаций, и т.п.

Банк России образует единую централизованную систему с вертикальной структурой управления. В систему Банка России входят центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры, полевые учреждения, учебные заведения и другие предприятия и организации, в том числе подразделения безопасности, необходимые для осуществления деятельности Банка России.

Центральный аппарат состоит из департаментов, которые можно подразделить на департаменты, обеспечивающие реализацию основных функций Банка России (сводно-экономический, иностранных операций, валютного регулирования, финансового мониторинга и валютного контроля, операций на открытом рынке, противодействия недобросовестным практикам поведения на открытом рынке, банковского регулирования и надзора, лицензирования деятельности кредитных организаций и их финансового оздоровления, платежных систем и расчетов, эмиссионно-кассовых операций, финансовой стабильности и т.п.), и департаменты, сопровождающие деятельность самого Банка России (юридический, административный, финансовый, информационных систем, внутреннего аудита и ревизий, внешних и общественных связей и т.п.). Вопросами международного сотрудничества занимается департамент международных финансово-экономических отношений. В рамках центрального аппарата действуют также Главное управление безопасности и защиты информации и главное управление недвижимости.

С 2013 г. Банк России выполняет функции мегарегулятора банковской системы и финансового рынка страны, поэтому перечень его функций, равно как и количество департаментов, существенно увеличились. Так, новыми департаментами Банка России, контролирующими институциональных участников финансового рынка и операции на нем, являются департаменты: операций на финансовых рынках; обеспечения и контроля операций на финансовых рынках; развития финансовых рынков; допуска на финансовый рынок; страхового рынка; коллективных инвестиций и доверительного управления; рынка ценных бумаг и товарного рынка; Служба по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров. Регулирование деятельности некредитных финансовых организаций, в том числе микрофинансовых, осуществляет Главное управление рынка микрофинансирования и методологии финансовой доступности.

Территориальное учреждение — обособленное подразделение Банка России, осуществляющее на территории субъекта РФ часть его функций. Как правило, территориальные учреждения создаются на территориях субъектов Федерации, по решению Совета директоров Банка России они могут создаваться и в пределах экономических районов, объединяющих территории нескольких субъектов Федерации. Вместо существовавших ранее 79 территориальных учреждений Банка России теперь создано 7 Главных управлений (ГУ) ЦБ (по ЦФО, Северо-Западное, Южное, Волго-Вятское, Уральское, Сибирское, Дальневосточное) и внутри них 72 отделения плюс 2 отделения в Крыму и Севастополе (всего 74 отделения).

Расчетно-кассовые центры (РКЦ) — структурные подразделения в составе территориальных учреждений Банка России. Главной целью деятельности РКЦ является обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы РФ, соответственно, основная его функция — осуществление расчетов между кредитными организациями. По состоянию на 22 декабря 2015 г. 287 расчетно-кассовых центра (РКЦ) на территории России, в т.ч. 6 – в Москве, 3 – в СПб.

Полевые учреждения Банка России являются воинскими учреждениями и руководствуются в своей деятельности воинскими уставами, а также специальным положением Банка России. Они предназначены для банковского обслуживания воинских частей, учреждений и организаций Минобороны России, а также иных государственных органов и юридических лиц, обеспечивающих безопасность Российской Федерации, а также и физических лиц, проживающих на территории объектов, обслуживаемых полевыми учреждениями, в тех случаях, когда создание и функционирование территориальных учреждений Банка России невозможно.

Согласно действующему законодательству Банк России имеет три основные цели деятельности:

· защита и обеспечение устойчивости рубля;

· развитие и укрепление банковской системы РФ;

· обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.

Реализация функций и полномочий, предоставленных Банку России для достижения этих целей, превращают его в орган монетарной власти, орган банковского регулирования и надзора и расчетный центр банковской системы.

Как орган монетарной власти Банк России осуществляет функции, связанные с разработкой и реализацией единой государственной денежно-кредитной политики.

Как орган регулирования и надзора за деятельностью кредитных организацийБанк России выполняет функции по лицензированию банковских операций; надзору за деятельностью кредитных организаций и банковских групп; регистрации эмиссии ценных бумаг кредитными организациями. Банк России является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему рефинансирования.

Как расчетный центр банковской системы Банк России играет ключевую роль в организации и функционировании платежной системы страны. Для обеспечения эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы он устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации; определяет порядок осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами.

Как эмиссионный центр страны он монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение.

Как банкир Правительства РФ Банк России обслуживает счета бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, проводит расчеты по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются организация исполнения и бюджетов.

Для выполнения возложенных на него функций в различных сферах Банк России наделен полномочиями нормотворческой деятельности. Он имеет право издавать нормативные акты по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами.

Кредитные организации.

Кредитная организация — это юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Банка России имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные законом. Все кредитные организации, имеющие лицензию Банка России, включаются в состав банковской системы. На 1 января 2012 г. в Российской Федерации действовали 978 кредитных организаций.

Согласно Федеральному закону от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» в Российской Федерации возможно создание кредитных организаций двух видов: банков и небанковских кредитных организаций.

Небанковские кредитные организации, имеющие лицензию Банка России, могут быть двух типов:

1) расчетные — проводят обслуживание юридических лиц, в том числе кредитных организаций, на межбанковском, валютном рынках, на рынке ценных бумаг, а также расчеты по пластиковым картам; инкассирование денежных средств, платежных и расчетных документов; кассовое обслуживание юридических лиц, операции по купле-продаже иностранной валюты в безналичной форме;

2) депозитно-кредитные — имеют право привлекать денежные средства юридических лиц во вклады (на определенный срок), размещать их от своего имени и за свой счет, покупать и продавать иностранную валюту в безналичной форме, выдавать банковские гарантии, а также осуществлять иные сделки, не отнесенные законодательством к банковским операциям, в том числе: выдавать поручительства за третьих лиц, приобретать права требования от третьих лиц, осуществлять доверительное управление денежными средства и иным имуществом клиентов, проводить лизинговые операции и др.

На 1 января 2015 г. в России действовала 51 НКО.

Банксогласно российскому законодательству —это кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции:

· привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц;

· размещение этих средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности и срочности;

· открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

В соответствии с законодательством все российские банки могут развиваться как универсальные кредитные организации, иными словами, имеют право осуществлять все предусмотренные законодательством и банковскими лицензиями операции, как краткосрочные коммерческие, так и долгосрочные инвестиционные. Универсальный статус не исключает возможности добровольной специализации банков на отдельных продуктах, операциях или видах деятельности. Добровольная специализация в рамках универсального статуса предполагает, что всю ответственность за решения по выбору сфер деловой активности несут сами банки и их учредители. Независимо от выбранного направления деятельности и занимаемой ниши на рынке банковских услуг все банки подчиняются единым нормам банковского законодательства, Банк России предъявляет к ним одинаковые требования и устанавливает единые нормативы, регулирующие их деятельность.

По принадлежности капитала все действующие в Российской Федерации банки можно разделить на три группы:

· банки, основанные на частной собственности (их собственниками являются негосударственные предприятия и частные лица);

· банки с государственным участием;

· банки с участием иностранного капитала.

Частные банки неоднородны по размерам, сферам деятельности и выполняемым операциям. В этой группе выделяются крупные частные банки (на 1 января 2015 г. на долю 139 таких банков приходится 28,3% совокупных активов банковской системы и 24,4% капитала), средние и мелкие банки московского региона (257 банков) и банки других регионов (283 банка). В этой группе можно также выделить банки, ориентированные на рынок, и банки, ориентированные на обслуживание формальной или неформальной финансово-промышленной группы (так называемые кэптивные банки).

Банки с государственным участием —это банки, в капитале которых участвуют организации, представляющие государство. По оценке Банка России, группа банков, контролируемых государством, в 2014 г. насчитывала 26 банков, доля этих банков в совокупных активах банковского сектора на 1 января 2015 г. составляла 58,5%, а доля в совокупном капитале  — 57,0%[1]. В настоящее время в Российской Федерации не существует специального законодательства, регулирующего создание и деятельность кредитных организаций с государственным участием. Формы и порядок участия федерального имущества в уставных капиталах кредитных организаций определяются отдельными для каждого банка федеральными законами. Государство осуществляет свое участие в капиталах банков как через органы исполнительной власти, государственные унитарные предприятия федерального уровня и уровня субъектов РФ, так и посредством участия в них организаций федерального уровня, не относящихся к числу органов исполнительной власти  — Банка России и Российского фонда Федерального имущества (РФФИ).

Банк России в настоящее время владеет контрольным пакетом акций крупнейшего российского банка  — Сберегательного банка Российской Федерации. В странах с переходной экономикой, в том числе и в России, банки с государственным участием выполняют стабилизирующую роль, обеспечивая поддержание доверия к банковской системе и кредитование реального сектора в условиях высоких финансовых рисков. Но для эффективного выполнения банками с государственным участием своей стабилизирующей роли государство должно четко обозначить цели и приоритеты своего участия в банковской системе. В связи с реализацией мер государственной поддержки кредитных организаций в условиях кризиса роль банков с государственным участием в банковской системе России возрастет. Возрастание государственного участия в банковской системе характерно для всех стран, столкнувшихся с кризисными явлениями.

Банки с иностранным участием — это банки, в уставном капитале которых определенная доля принадлежит нерезидентам — юридическим и физическим лицам. В этой группе банков особо выделяют банки, контролируемые иностранным капиталом, т.е. банки, контрольный пакет акций которых принадлежит нерезидентам. На 1 октября 2015 г. в России действовало 212 кредитных организации с иностранным участием в уставном капитале. При этом в 71 кредитных организациях 100% уставного капитала принадлежит нерезидентам, и в 36 кредитных организациях доля иностранного капитала превышает 50%. Доля участия нерезидентов в совокупном уставном капитале действующих кредитных организаций составляет 14,71% и постепенно снижается. В 10 кредитных организациях со 100-процентным участием нерезидентов в уставном капитале на принимаемые ими решения существенное влияние оказывают резиденты Российской Федерации. 19 банков со 100-процентным участием нерезидентов имеют на территории Российской Федерации 77 филиалов.

Основными направлениями деятельности кредитных организаций, контролируемых иностранным капиталом, являются:

· кредитование внешней торговли и обслуживание внешнеторгового оборота между страной — местонахождением иностранного банка и Российской Федерацией;

· банковское обслуживание фирм страны происхождения банка и транснациональных корпораций, работающих на российском рынке;

· предоставление комплекса современных банковских услуг национальным предприятиям и организациям;

· финансовое посредничество между иностранными и российскими финансовыми рынками.

Банки с превалирующим участием иностранного капитала, как правило, являются дочерними банками известных иностранных банков. Посредством учреждения дочерних банков иностранные банки сопровождают своих глобальных клиентов, приходящих на российский рынок. Дочерние банки наряду с остатками на расчетных и текущих счетах клиентов широко используют для формирования своих ресурсов кредиты материнских банков, в последнее время происходит увеличение доли депозитов физических лиц в структуре их пассивов. Они могут прибегать и к заимствованиям на международных финансовых рынках.

Присутствие на российском банковском рынке банков, контролируемых иностранным капиталом, способствует привлечению прямых иностранных инвестиций в экономику страны, расширение их деятельности служит косвенным подтверждением улучшения инвестиционного климата. Иностранные банки приносят в Россию новые финансовые технологии, современные банковские продукты, новейшие информационные системы. Их отличают высокие стандарты ведения бизнеса, квалифицированный менеджмент. Забота о собственной репутации удерживает эти банки от сотрудничества с теневым сектором. Поэтому приток иностранного капитала с солидной репутацией рассматривается Банком России и Правительством РФ в качестве потенциально важного фактора развития банковского сектора страны, способствующего формированию конкурентного рынка банковских услуг. В среднесрочной перспективе не предусматривается вводить дополнительные ограничения для участия иностранного капитала в банковском секторе, однако открытие филиалов иностранных банков не предусматривается. В условиях кризиса реализовались риски, связанные с участием иностранного капитала в банковской системе России: в связи с финансовыми трудностями у материнских банков произошел отток капитала из российских дочерних банков и, соответственно, сокращение объемов кредитования. Кроме того, дочерние иностранные банки массово продавали ценные бумаги российских эмитентов, чем стимулировали падение российского фондового рынка.

По организационно-правовым формам российские банки подразделяются на банки, созданные в форме обществ с ограниченной ответственностью, и акционерные банки открытого и закрытого типа. В настоящее время в Российской Федерации акционерная форма является преобладающей при создании банков, акционерные банки составляют примерно 70% от общего числа действующих банков, среди них примерно 40% составляют банки в форме ОАО. Российское законодательство не запрещает создавать банки и в форме общества с дополнительной ответственностью, но в настоящее время в Российской Федерации банков в такой форме нет.

Кредитные организации путем заключения соответствующего договора могут создавать группы кредитных организаций для совместного осуществления банковских операций и решения совместных задач.

Банковская группа — это не являющееся юридическим лицом объединение кредитных организаций, в котором одна (головная) кредитная организация оказывает прямо или косвенно (через третье лицо) существенное влияние на решения, принимаемые органами управления других кредитных организаций.

Банковский холдинг — это не являющееся юридическим лицом объединение юридических лиц с участием кредитных организаций, в котором юридическое лицо, не являющееся кредитной организацией (головная организация банковского холдинга) имеет возможность оказывать прямо или косвенно (через третье лицо) существенное влияние на решения, принимаемые органами управления кредитных организаций. Коммерческая организация, выступающая головной организацией банковского холдинга, для управления деятельностью кредитных организаций, входящих в холдинг, может создавать управляющую компанию банковского холдинга в форме хозяйственного общества, основной деятельностью которого является управление деятельностью кредитных организаций, входящих в банковский холдинг. Головная коммерческая организация обязана иметь возможность определять решения управляющей компании банковского холдинга по вопросам, отнесенным к компетенции собрания ее учредителей, в том числе о ее реорганизации и ликвидации.

Возможность оказывать существенное влияние на деятельность других кредитных организаций может возникать:

· в силу преобладающего участия головной организации в уставном капитале других кредитных организаций;

· по договору между участниками банковской группы или банковского холдинга, закрепляющему право головной организации определять решения других кредитных организаций.

Кредитные организации могут создавать союзы и ассоциации, не предусматривающие цели извлечения прибыли. Цель их деятельности — защита интересов организаций-членов и координация их усилий по различным направлениям. Союзам и ассоциациям кредитных организаций запрещено осуществлять банковские операции. В Российской Федерации крупнейшей ассоциацией является Ассоциация Российских Банков. С учетом филиалов и отделений банков АРБ объединяет около 95% банковских учреждений России. Второй крупной ассоциацией федерального уровня является ассоциация региональных банков России (Ассоциация «Россия»), которая объединяет более 350 членов. Такова структура и общие характеристики банковской системы Российской Федерации.

Наши рекомендации