Органы управления финансами в РФ. Финансовый аппарат и финансовые органы: понятие, структура, функции
Управление финансами в Российской Федерации осуществляется финансовым аппаратом, под которым понимается совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление финансами. Финансовый аппарат на общегосударственном уровне представлен: 1) Федеральным Собранием РФ (Комитетами и комиссиями в ГД и СФ); 2) Аппаратом Президента Российской Федерации; 3) ЦБ РФ; 4) Правительство РФ, включая Министерства и ведомства, в т.ч. и федеральные службы и агентства, подчиняющиеся непосредственно Правительству РФ, федеральные службы и агентства, находящиеся в подчинении федеральных министерств и ведомств.Важнейшее направление деятельности руководящих органов управления финансами – выработка и осуществление государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере бюджетной, налоговой, таможенной, страховой, социальной, валютной, банковской деятельности, государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, других сфер в направлении обеспечения стратегических целей развития страны: повышение благосостояния населения и уменьшение бедности на основе динамичного и устойчивого экономического роста, усиления политической и экономической роли России в мировом сообществе.На уровне субъекта РФ финансовый аппарат включает комиссию по бюджету и финансам в законодательном (представительном) органе и соответствующие структуры исполнительной власти, подобные тем, что есть на федеральном уровне вышеназванных федеральных органов исполнительной власти. Органы законодательной власти субъектов РФ рассматривают и утверждаютзаконы в области финансов в рамках своей компетенции: Принципиально такая же, как и на субъектном уровне, схема финансового аппарата на местном (муниципальном) уровне. Представительные органы местного самоуправления принимают решения об утверждении местного бюджета и отчета о его исполнении, а также принимают решения по другим финансовым вопросам, относящимся к ведению органов местного самоуправления.В соответствии с Конституцией РФ общее управление финансами в РФ осуществляют высшие законодательные органы власти: Федеральное Собрание – парламент РФ, является представительным и законодательным органом РФ. Состоит из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы. Совет Федерации состоит из 166 членов, по два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. Государственная Дума состоит из 450 депутатов, избираемых на 4 года (в 2009 году принят закон, в соответствии с которым депутаты будут избираться сроком на 5 лет, президент – на срок 6 лет). Управление финансами осуществляется Федеральным Собранием в процессе: 1) рассмотрения и принятия законов о налогах, сборах, и обязательных платежах; 2) рассмотрения и утверждения Федерального закона «О ФБ РФ на очередной финансовый год» и утверждении отчета о его исполнении; 3) установления предельного размера государственного внутреннего и внешнего долга страны. Президент Российской Федерации - глава государства. В области управления финансами осуществляет следующие функции: 1) вносит в Государственную Думу законопроекты по финансово-бюджетным вопросам; 2) подписывает и обнародует федеральные законы; 3) обращается к Федеральному Собранию РФ с ежегодным бюджетным посланием о бюджетной политике государства на очередной финансовый год и среднесрочную перспективу; 4) издает указы и распоряжения, затрагивающие организацию финансовых отношений в стране. Указы и распоряжения Президента РФ обязательны для исполнения на всей территории РФ; 5) использует средства резервного фонда Президента РФ, предусмотренного в федеральном бюджете на финансирование непредвиденных расходов; 6) назначает с согласия Госдумы Председателя Правительства РФ и принимает решение об его отставке; 7) имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РФ; 8) представляет Госдуме кандидатуру для назначения на должность Председателя ЦБ и ставит перед Госдумой вопрос об освобождении его от должности. 9) по предложению Председателя Правительства РФ назначает на должность и освобождает от должности заместителейПредседателя Правительства РФ и федеральныхминистров. Правительство РФ осуществляет исполнительную власть в РФ. Правительство РФ состоит из председателя правительства РФ, его заместителей и федеральных министров. Правительство РФ в области управления финансами осуществляет следующие функции: 1 разрабатывает и представляет Госдуме федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; 2) представляет Госдуме отчет об исполнении федерального бюджета; 3) обеспечивает проведение в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики; 4) обеспечивает проведение в РФ единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии; 5) издает постановления и распоряжения по текущим финансовым вопросам и обеспечивает их исполнение. Постановления и распоряжения Правительства РФ обязательны к исполнению на всей территории РФ; 6) организует, регулирует, контролирует и координирует деятельность по оперативному государственному управлению финансами в РФ.
ЦБ РФ совместно с Правительством РФ разрабатывает и проводит единую денежно-кредитную политику, председатель Банка или его заместитель участвует в заседаниях правительства РФ, а Министр финансов и Министр экономразвития участвуют в заседаниях Совета директоров с правом совещательного голоса. Оперативное управление финансами в Российской Федерации осуществляют финансовые органы РФ– звенья единой системы государственного управления финансами России. Финансовые органы – это органы по оперативному управлению финансами в стране. Финансовые органы РФ включают: 1) Министерство финансов РФ; 2) финансовые органы в субъектах РФ; 3) финансовые органы муниципальных образований. Министерство финансов РФ осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении служб, а также контроль за исполнением Федеральной таможенной службой нормативных правовых актов по вопросам исчисления и взимания таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств.
Министерство финансов РФ осуществляет следующие полномочия (в полном объеме они указаны во 2-ом разделе вышеуказанного Постановления)), сформулируем их в обобщенном виде: 1) вносит в Правительство РФ проекты федеральных законов, нормативно-правовых актов Президента и Правительства РФ и другие документы, по которым требуется решение Правительства РФ, по вопросам, относящимся к установленной сфере ведения Министерства и к сферам ведения подведомственных ему федеральных служб; 2) принимает нормативные правовые акты по вопросам в установленной сфере деятельности Министерства и подведомственных министерству федеральных служб.
Для выполнения задач и функций, возложенных на Министерство финансов РФ, в структуре его центрального аппарата созданы соответствующие подразделения – Департаменты. Кроме того, в ведении МФ РФ находятся 4 федеральных службы: Федеральная налоговая служба; Федеральная служба финансово-бюджетного надзора; Федеральная служба страхового надзора и Федеральное казначейство.
В составе администраций субъектов Российской Федерации создаются финансовые органы: министерства финансов (в республиках, а также в некоторых краях и областях); департаменты финансов; комитеты по финансам и бюджету; финансовые управления. Их функции сходны с функциями Министерства финансов РФ, но в пределах компетенции исполнительных органов власти субъектов РФ. Финансовые органы субъектов РФ не подчиняются Министерству финансов РФ. Тем не менее, они представляют отчет об исполнении своих бюджетов в Минфин России и в координации с ним проводится кадровая работа и работа по информатизации управления финансами.Финансовые органы в субъектах Федерации осуществляют на соответствующей территории управление финансами.Основные задачи, решаемые финансовыми органами субъектов РФ: 1) формирование проекта бюджета субъекта Федерации и представление его администрации субъекта РФ; 2) обеспечение исполнение бюджета субъекта РФ, составление отчета об исполнении бюджета и представление его администрации субъекта РФ и Министерству финансов России; 3) организация и осуществление контроля за исполнением бюджета субъекта Федерации, целевым, рациональным и результативным использованием бюджетных средств; 4) разработка предложений по увеличению доходной базы бюджета и изысканию дополнительных финансовых ресурсов; 5) разработка и реализация единой финансовой политики администрации субъекта Российской Федерации; 6) обеспечение устойчивости финансовой системы региона и ее активного воздействия на ускорение социально-экономического развития, повышение эффективности хозяйствования на соответствующей территории. Финансовые органы в субъектах РФ финансируются за счет регионального бюджета. В составе многих региональных финансовых органов созданы собственные территориальные казначейства для осуществления учетно-контрольных функций по исполнению региональных бюджетов в соответствии с действующим бюджетным законодательством. Вместе с тем, Конституцией Российской Федерации (ст. 78) предусмотрена возможность передачи части своих полномочий федеральными органами исполнительной власти органам субъектов РФ и наоборот.
12. Министерство финансов РФ в системе управления финансами: функции, полномочия, организационная структура. Министр финансов и его функции.
Министерство финансов РФ функционирует в соответствии с Положением о Министерстве финансов РФ, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 329 (в редакции последующих постановлений), является федеральным органом исполнительной власти и осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности; бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности; производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней; таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств; инвестирования средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии; организации и проведения лотерей; производства и оборота защищенной полиграфической продукции; финансового обеспечения государственной службы.
Министерство финансов РФ осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении служб, а также контроль за исполнением Федеральной таможенной службой нормативных правовых актов по вопросам исчисления и взимания таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств.
Министерство финансов РФ осуществляет следующие полномочия (в полном объеме они указаны во 2-ом разделе вышеуказанного Постановления)), сформулируем их в обобщенном виде: 1) вносит в Правительство РФ проекты федеральных законов, нормативно-правовых актов Президента и Правительства РФ и другие документы, по которым требуется решение Правительства РФ, по вопросам, относящимся к установленной сфере ведения Министерства и к сферам ведения подведомственных ему федеральных служб; 2) принимает нормативные правовые акты по вопросам в установленной сфере деятельности Министерства и подведомственных министерству федеральных служб.
Министерство финансов РФ возглавляет Министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом РФ по представлению председателя Правительства РФ. Министр финансов РФ несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство полномочий и реализацию государственной политики в установленной сфере деятельности. Министр имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Правительством РФ. Количествозаместителей Министра устанавливается Правительством РФ. Структурными подразделениями МФ РФ являются департаменты по основным направлениям деятельности Министерства: Административный департамент; Департамент управления делами и контроля; Департамент бюджетной политики и методологии; Департамент бюджетной политики в отраслях экономики; Департамент бюджетной политики в отраслях социальной сферы и науки; Департамент бюджетной политики в сфере государственной военной и правоохранительной службы и государственного оборонного заказа; Департамент межбюджетных отношений; Департамент международных финансовых отношений, государственного долга и государственных финансовых активов; Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики; Департамент регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности; Департамент финансовой политики; Правовой департамент. В состав департаментов включаются отделы. Кроме того, в ведении МФ РФ находятся 4 федеральных службы: Федеральная налоговая служба; Федеральная служба финансово-бюджетного надзора; Федеральная служба страхового надзора и Федеральное казначейство.
Министр финансов РФ: 1) распределяет обязанности между своими заместителями; 2) утверждает положения о структурных подразделениях Министерства, о территориальных органах федеральных служб, подведомственных Министерству; 3) в установленном порядке назначает на должность и освобождает от должности работников Министерства; 4) решает вопросы, связанные с прохождением федеральной государственной службы в Министерстве; 5) утверждает структуру и штатное расписание Министерства в пределах установленных Правительством РФ фонда оплаты труда и численности работников, смету расходов на его содержание в пределах утвержденных на соответствующий период ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете; 6) утверждает ежегодный план работы и показатели деятельности подведомственных Министерству федеральных служб, а также отчет об их исполнении; 7) вносит в Правительство РФ по представлению руководителей подведомственных федеральных служб проекты положений о федеральных службах, предложения о предельной численности в этих службах и фонде оплаты труда их работников; 8) отменяет противоречащие федеральному законодательству решения подведомственных Министерству федеральных служб; 9) назначает на должность и освобождает от должности по представлению руководителей федеральных служб заместителей руководителей этих служб, а также руководителей территориальных органов федеральных служб; и т.д., а также издает приказы, имеющие нормативный характер, а по оперативным и текущим вопросам – приказы ненормативного характера. Финансирование расходов на содержание МФ РФ осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете. МФ РФ является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба РФ со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца и счета, открываемые в соответствии с законодательством РФ. Место нахождения МФ РФ - город Москва