Основные направления расходования средств федерального бюджета рф

Важной группировкой расходов бюджетов является функци­ональная классификация, которая отражает направления расхо­дования бюджетных средств на выполнение государством своих основных функций.

187

До 2005 г. в соответствии с функциональнойклассификацией, все расходы федерального бюджета РФ включали расходы на:

1) государственное управление и местное самоуправление;

2) судебную власть;

3) международную деятельность;

4) национальную оборону;

5) правоохранительную деятельность и обеспечениебезопас­ности государства;

6) фундаментальные исследования и содействие научно-тех­ническому прогрессу;

7) промышленность, энергетику и строительство;

8) сельское хозяйство и рыболовство;

9) охрану окружающей природной среды и природных ресурсов, гидрометеорологию, картографию и геодезию;

10) транспорт, дорожное хозяйство, связь, информатику;

11) развитие рыночной инфраструктуры;

12) предупреждение и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий;

13) образование;

14) культуру, искусство и кинематографию;

15) средства массовой информации;

16) здравоохранение и физическую культуру;

17) социальную политику;

18) обслуживание государственного и муниципального долга;

19) пополнение государственных запасов и резервов;

20) финансовую помощь бюджетам других уровней;

21) утилизацию и ликвидацию вооружения, включая выполне­ние международных договоров;

22) мобилизационную подготовку экономики;

23) исследование и использование космического пространства;

24) военную реформу;

25) дорожное хозяйство;

26) прочие расходы;

27) целевые бюджетные фонды.
О соотношении различных видов расходов по направлениям

функциональной классификации свидетельствуют данные табл. 2. Начиная с 2005 г. функциональная классификация претерпела существенные изменения. Вместо двадцати семи разделов, сегодня функциональная классификация включает только 11. Это следу­ющие разделы;

188

Таблица 2 Структура расходов федерального бюджета в 1998—2004 гг., %



№ п/п Расходы 1 9 9 8 г. 2000 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г.
1. Госуправление и местное самоуправление 2,4 3,0 2,9 2,8 2,9
2. Судебная власть 0,9 1,0 1,0 2,2 1,1 1,2
3. Международная деятельность 2,9 6,6 1,9 1,7
4. Национальная оборона 16,4 16,5 14,6 14,7 15,4
5. Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства 8,3 9,3 8,9 10,4 11,6
6. Фундаментальные исследо­вания и содействие Н Т П 2,2 1,9 1,5 1,7 1,7
7. Промышленность, энергети­ка и строительство 5,5 2,3 3,0 2,7 2,5
8. Сельское хозяйство и рыболовство 2,4 1,3 1,4 1,3 1,1
9. Охрана окружающей среды и природных ресурсов 0,6 0,4 0,5 0,4 0,4
10. Транспорт, дорожное хозяй­ство, связь, информатика 0,3 0,2 0,4 0,3 0,2
11. Развитие рыночной инфраструктуры 0,02 - 0,001 0,001 -
12. Предупреждение и ликвида­ция последствий чрезвы­чайных ситуаций и стихий­ных бедствий 1,8 1,1 0,4 0,9 0,9
13. Образование 3,4 3,8 4,1 4,2 4,4
14. Культура, искусство, кине­матография 0,7 0,5 0,5 0,5 0,6
15. Средства массовой информации 0,4 0,7 0,5 0,5 0,5
16. Здравоохранение и физкультура 1,9 1,9 1,6 1,7 1,8
17. Социальная политика 7,0 7,4 22,0 24,1 6,2
18. Обслуживание госдолга 24,8 25,7 14,6 11,8 10,8
19. Пополнение госзапасов и резервов 1,3 0,02 0,03 0,9 0,8
20. Финансовая помощь бюдже­там других уровней 10,4 8,07 13,6 12,7 30,6
21. Утилизация и ликвидация вооружений, включая вы­полнение международных договоров 0,4 0,2 0,5 0,5 0,5
22. Мобилизационная подготов­ка экономики 0,2 0,01 0,02 0,02 0,1

189

основные направления расходования средств федерального бюджета рф - student2.ru

1. Общегосударственные вопросы.

2. Национальная оборона.

3. Национальная безопасность и правоохранительная деятель­ность.

4. Национальная экономика.

5. Жилищно-коммунальное хозяйство.

6. Охрана окружающей среды.

7. Образование.

S. Культура, кинематофафия и средств;! массовой информации.

9. Здравоохранение и спорт.

10.Социальная политика.

11. Межбюджетные трансферты.

По разделу «Общегосударственные вопросы»отражаются рас­ходы на функционирование главы государства — Президента РФ, нысщего должностного лица субъекта РФ и органа местного са­моуправления, законодательных (представительных) органов го­сударственной власти и местного самоуправления. Правительства РФ, высших органов исполнительной власти субъектов РФ, мест­ных администраций, судебной системы, финансовых, налоговых и таможенных органов и органов надзора в этих сферах, проведение выборов и референдумов, международные отношения и междуна­родное сотрудничество, международную экономическую и гума­нитарную помощь, содержание и пополнение государственного материального резерва, фундаментальные исследования, обслу­живание государственного и муниципального долга, резервные фонды,прикладные научные исследования в области общегосу­дарственныхвопросов и другие общегосударственные расходы.

По разделу «Национальная оборона»отражаются расходы на содержание и обеспечение деятельности Вооруженных сил РФ в

190

сфере наземной, морской, военно-воздушной, противоракетной и космической обороны. Сюда входят также расходы на мобилизаци­онную и вневойсковую подготовку, мобилизационную подготовку экономики, подготовку и участие РФ в обеспечении коллектив­ной безопасности и миротворческой деятельности, реализацию связанных с обеспечением национальной обороны мероприятий ядерно-оружейного комплекса, прикладные научные исследова­ния, а также другие вопросы в данной области.

Раздел «Национальная безопасность и правоохранительная де­ятельность»включает расходы на содержание и обеспечение деятельности органов внутренних дел, прокуратуры, юстиции, безопасности, пограничной службы, органов по контролю за обо­ротом наркотических средств и психотропных веществ, а также внутренних войск, системы исполнения наказаний. В данном разделе также отражаются расходы по предупреждению и лик­видации чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, граждан­ской обороне, проведению миграционной политики, прикладных научных исследований в области национальной безопасности и правоохранительной деятельности.

По разделу «Национальная экономика»отражаются расходы на содержание и обеспечение деятельности министерств, служб, агентств, осуществляющих руководство и управление в сфере на­циональной экономики, втом числе: промышленности и энерге­тики, соблюдения законодательства о конкуренции на товарных рынках и на рынке финансовых услуг, технического регулирования и метрологии, регулирования естественных монополий, регулиро­вания в сфере природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, экологического, техно­логического и атомного надзора.

В этом разделе отражаются расходы на разработку строитель­ных стандартов и контроль за их соблюдением, а также расходы, связанные с техническим регулированием и метрологией. Здесь учитываются также расходы на содержание и обеспечение деятель­ности Федеральной службы по труду и занятости, реализацию государственной политики в области занятости населения. Учиты­ваются также расходы на поддержку отдельных отраслей — топлив­но-энергетического комплекса, сельского хозяйства, лесного хо­зяйства, водных ресурсов, транспорта, связи и информатики (суб­сидирование процентных ставок, поддержка отраслей и др.).

Раздел «Жилищно-коммунальное хозяйство»включает расходы на содержание и обеспечение деятельности учреждений, осуще-

ствляющих руководство и управление вобласти жилищно-ком­мунального хозяйства и градостроительной деятельности, а также расходы на управление услугами в указаннойсфере, прикладные научные исследования. Здесь отражаются расходы на строитель­ство и реконструкцию жилых домов, предоставление субсидий гражданам на приобретение жилья и субсидий для содействия рас­ширению, улучшению состояния или содержанию жилого фонда. В данном разделе отражаются также расходы, связанные с вопро­сами коммунального развития и предоставлением коммунальных услуг: таких как поддержание и восстановление надлежащего тех­нического и санитарно-гигиенического состояния зданий, соору­жений, оборудования, коммуникаций (развитие, реконструкция и замена инженерных сетей) и объектов жилищно-коммунального назначения (уличное освещение, объекты санитарной уборки, зе­леные насаждения и т.п.).

По разделу «Охрана окружающей среды»отражаются расходы на очистку сточных вод, сбор и удаление отходов, охрану расти­тельных и животных видов и среды их обитания, очистку атмос­ферного воздуха.

Раздел «Образование»отражает направление расходов на целе­направленный процесс воспитания и обучения. Здесь отражаются: расходы на дошкольное образование детей раннего возрастаи содержание дошкольных образовательных учреждений; расходы на начальное обшее, основное общее, среднее (полное) общее образование; расходы на начальную профессиональную подго­товку в средних специальных учебных заведениях, специальныхпрофессионально-технических училищах, межшкольных учебных комбинатах, учебно-производственных мастерских; расходы на образование в образовательных учреждениях среднего професси­онального образования; расходы на высшее профессиональное образование; расходы на профессиональную переподготовку и повышение квалификации, а также на молодежную политику и организацию оздоровительной кампании для детей.

По разделу «Культура, кинематография, средства массовой ин­формации»отражаются расходы на предоставление услуг в этой сфере, содержание учреждений культуры, управление объектами, предназначенными для культурных целей, организацию, прове­дение или поддержку культурных мероприятий, государственную поддержку и субсидирование производства кинофильмов, радио- и телевизионного вещания, издательского дела, а также предоставле­ние грантов, субсидий для поддержки отдельных артистов, писате-192

лей, художников, композиторов или организаций, занимающихся культурной деятельностью.

По данному разделу осуществляется выделение и финансиро­вание особо значимых для государства культурных объектов, таких как, например, Российская государственная библиотека; Государ­ственный Эрмитаж; Государственный русский музей; Государ­ственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина; Политехнический музей; Новгородский государственный объеди­ненный музей-заповедник; Государственный академический Боль­шой театр России; Государственный академический Мариинский театр; Государственный фонд кинофильмов РФ; Государственный Кремлевский Дворец и др.

Расходы на «Здравоохранение и спорт»предусматривают рас­ходы государства на содержание и обеспечение деятельности уч­реждений, осуществляющих руководство и управление в сфере здравоохранения, текущее содержание учреждений здравоохра­нения, включая предоставление ими медицинских услуг, расходы на предоставление услуг отдельным лицам, централизованные закупки медикаментов и медицинского оборудования, реализацию мероприятий, связанных с организацией лечения граждан РФ за рубежом, текущее содержание учреждений, обеспечивающих го­сударственный санитарно-эпидемиологический надзор, меропри­ятия в области санитарно-эпидемиологического надзора, а также расходы бюджетов субъектов РФ по обязательному медицинскому страхованию неработающего населения.

По данному разделу отражаются также расходы на содержание и обеспечение деятельности учреждений, осуществляющих руко­водство и управление в области спорта, предоставление услуг по организации занятий спортом и физической культурой, управ­ление сооружениями, предназначенными для активных занятий спортом или спортивных мероприятий, участие в российских и международных спортивных мероприятиях, а также расходы на предоставление субсидий для поддержки команд или отдельных участников соревнований.

По разделу «Социальная политика»отражаются расходы на пен­сионное обеспечение, связанное с выплатой пенсий по старости, пенсий военнослужащим, государственным и муниципальным служащим, судьям, пожизненным содержанием судей, включая надбавку в размере 50% ежемесячного пожизненного содержа­ния. По данному разделу отражаются также расходы, связанные с организацией социального обслуживания населения, функциони-

7 - 4222 Мысляеиа

193

рованием учреждении и организаций социального обслуживания (дома-интернаты для инвалидов, медико-санитарные экспертные комиссии и др.), предоставлением мер социальной поддержки в виде пособий в денежной форме и в форме льгот иждивенцам в случае потери кормильца, а также меры социальной поддержки, связанные с обеспечением инвалидов техническими средствами реабилитации, включая изготовление и ремонт протезно-ортопе­дических изделий.

В данном разделе отражаются также расходы, связанные с со­циальным страхованием населения, включая все виды пособий и страховых выплат, осуществляемых Федеральным фондом соци­ального страхования, предоставлением социальной зашиты в виде: пособий в денежной форме лицам, которые способны работать, готовы к работе, но не могут найти подходящую работу; пособия на ребенка гражданам, имеющим детей; пособия гражданам при возникновении поствакцинальных осложнений; компенсации по автострахованию для инвалидов и другие. Здесь учитываются также расходы на борьбу с беспризорностью, опеку и попечительство.

По разделу «Межбюджетные трансферты» отражаются расходы на выплату трансфертов, иных форм финансовой помощи, дота­ций, субвенций и субсидий органам государственного управления различного уровня. По этому разделу отражаются расходы, свя­занные с формированием в составе федерального бюджета Фе­дерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ, Фонда компенсаций, Фонда софинансирования социальных расходов, Фонда регионального развития, а также иных форм поддержки бюджетов других уровней, включая целевые, носящие текущий характер. Здесь также отражаются расходы, осуществляемые за счет средств федерального бюджета путем передачи средств Фонду социального страхования РФ и Пенсионному фонду РФ для вы­платы пособий и денежных выплат, а также Федеральному фонду обязательного медицинского страхования на реализацию мер со­циальной поддержки отдельных категорий граждан по обеспече­нию лекарственными средствами и на обязательное медицинское страхование неработающего населения, включая детей.

Федеральные бюджеты на 2005 и 2006 гг. составлены уже в со­ответствии с новыми разделами функциональной классификации расходов бюджетов (табл. 3).

Анализ соотношения разделов функциональной классифика­ции имеет большое значение для определения намерений и пред­почтений правительства на очередной финансовый год. Так, из

194

Таблица 3

Распределение расходов федерального бюджета по разделам

функциональной классификации расходов бюджета РФ

на 2005-2006 гг., %'

Наименование 2005 г. 2006 г.
Всего 100,0 100,0
Общегосударственные вопросы 16,0 15,2
Национальная оборона 17,3 15,6
Национальная безопасность и правоох­ранительная деятельность 13,2 12,7
Национальная экономика 7,7 7,9
Жилищно-коммунальное хозяйство 0,25 0,7
Охрана окружающей среды 0,15 0,1
Образование 5,1 4,8
Культура, кинематография и средства массовой информации 1,2 1,2
Здравоохранение и спорт 2,7 3,4
Социальная политика 5,6 4,9
Межбюджетные трансферты 30,8 33,5

1 Рассчитано по Федеральным законам о федеральном бюджете на 2005 и 2006 гг.

табл. 2 видно, что основная часть расходов федерального бюджета направляется сегодня на финансирование общегосударственных вопросов, национальной обороны и правоохранительной деятель­ности. В сумме эти расходы на 2006 г. составят 43,5% расходов федерального бюджета РФ.

Самая большая статья расходов федерального бюджета — меж­бюджетные трансферты. В 2006 г. они составят в абсолютном вы­ражении почти 1500 млрд руб. Во многом это связано с тем, что в настоящее время большая часть доходов сосредоточена в фе­деральном бюджете, которые потом перераспределяются между уровнями бюджетной системы.

Расходы на оборону — это вторая по величине статья расхо­дов федерального бюджета. В 2006 г. эти расходы составят почти 670 млрд руб. Конечно, это намного меньше, чем наше государство тратило на военные нужды в условиях СССР. В ту пору расходы на вооружение составляли от 25 до 30% ВВП. Однако если сравнивать эту статью с другими — поддержка отдельных отраслей хозяйства, включая социальные отрасли, то она существенно превосходит их.

Третье место занимают расходы на общегосударственные во­просы — около 650 млрд рублей в 2006 г. Значительное количество

195

расходов по этому разделу во многом объясняется тем, что в но­вой бюджетной классификации в состав расходов на общегосудар­ственные нужды входят расходы на обслуживание государственно­го долга — примерно '/, от общих расходов по этому разделу.

Хочется отметить, что расходы на обслуживание государствен­ного долга на протяжении последних лет занимали значительное место в структуре расходов федерального бюджета (табл. 2). Так, расходы на обслуживание государственного долга в 2001 г. со­ставляли 20,1 % расходов федерального бюджета РФ. В 2002 г. они составляли 14,6%. В 2005 г. доля расходов федерального бюджета составляла 8,3%. Хотя доля расходов на обслуживание государ­ственного долга снижается, однако ее доля в расходах федерально­го бюджета все еще остается значительной, особенно если сравнить уровень этих расходов с расходами на образование, здравоохране­ние, науку.

Стабильными, но относительно невысокими являются расходы государства по поддержанию отдельных отраслей народного хо­зяйства — промышленности, строительства, сельского хозяйства, транспорта и др. В 2006 г. эти расходы составят всего 340 млрд руб.

Расходы на образование также невелики. На протяжении по­следних лет они составляют не более 4—5% расходов федерального бюджета. Расходы на здравоохранение существенно ниже — не более 2-3%.

Невелика также доля расходов на фундаментальные исследо­вания — всего 1 , 5 % расходов федерального бюджета. Это очень маленькая цифра, причем она постоянно падает. Так, если в 1 9 9 1 г. расходы государства на фундаментальные исследования состав­ляли 1,03% ВВП, что составляло 3,87% расходов федерального бюджета, то в 1993 г. уже — 0,69% ВВП. В 2001 г. доля расходов на науку в ВВП составляла всего 0,2%, что во много раз ниже критического уровня, оцениваемого в 3% ВВП. Считается, что при уровне расходов государства на науку в размере менее 3% ВВП, происходит разрушение научно-технического потенциала. Такие расходы на науку фактически не позволяют осуществлять глубокие фундаментальные исследования, которые бы смогли в самое ближайшее время вывести страну на передовые рубежи научно-технического прогресса.

Правда, следует отметить, что в 2002 г. существенно возросли расходы по статье «Социальная политика». Если в 2001 г. расхо­ды по этой статье составляли всего 9% расходов федерального

196

бюджета, то в 2002 г. — 22% (см. табл. 1). В настоящее время доля расходов на социальную политику составляет около 5%. Доста­точно высокая доля расходов на социальную политику связана с тем, что по этому разделу учитываются расходы государственных социальных внебюджетных фондов — Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования и т.п.

Определение приоритетных направлений расходования бюд­жетных средств — это очень важная и ответственная деятельность государства. К сожалению, в России до сих пор сохраняются це­лый ряд негативных моментов в области расходования бюджет­ных средств. Это низкая эффективность использования бюджетных средств; широко распространенная практика нецелевого расходова­ния средств бюджета; недостаточное количество средств, выделяе­мых на решение социальных вопросов; низкая доля государствен­ных инвестиций в народное хозяйство, что уменьшает возможности быстрой стабилизации финансового положения в стране.

Основными задачами в области совершенствования процесса расходования бюджетных средств в России являются:

1) обеспечение приоритетного финансирования социальных расходов;

2) расширение государственного финансирования инвестиций в приоритетных областях экономики;

3) сокращение расходов по отдельным целевым статьям расхо­дов и целевым программам;

4) уменьшение дотаций по покрытие убытков отдельных от­раслей;

5) концентрация расходов бюджета на наиболее эффективных затратах;

6) сокращение расходов на содержание государственного ап­парата и обслуживание государственного долга;

7) повышение эффективности использования бюджетных
средств на национальную оборону на основе постепенного про­
ведения военной реформы;

8) усиление контроля за использованием бюджетных средств.

Наши рекомендации