Юридическая конструкция налога. Юридическая конструкция налога – это система законодательно закрепленных элементов
Юридическая конструкция налога – это система законодательно закрепленных элементов модели налога, четко определяющая обязанность налогоплательщика по исчислению и внесению налогового платежа в бюджет или во внебюджетный фонд. Юридическая конструкция представляет собой модельное построение конкретного налога во взаимосвязи норм, юридических фактов, правоотношений, и поэтому позволяет проследить, как реализацию прав и обязанностей субъектов правоотношения, так и воздействие этих отношений на экономическую, политическую и социальную сферы общества. Налог должен быть достаточно определен. В законе о каждом налоге должен содержаться исчерпывающий набор информации, который позволил бы конкретно утвердить обязанное лицо, размер налогового обязательства, порядок его исполнения, границы требования государства в отношении имущества налогоплательщиков. Нечеткость, двусмысленность и неполнота закона могут привести к злоупотреблениям со стороны налоговых органов, выражающимся в расширительном толковании положений закона, а также к возможности уклонения от уплаты налога на законных основаниях. Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены его элементы. Если законодатель не установил и не определил хотя бы одного из элементов юридического состава, налог не может считаться установленным. Соответственно, не возникает обязанности по его уплате.
Основные элементы:
1) налогоплательщики – организации и физические лица, на которых, в соответствии с Налоговым Кодексом РФ возложена обязанность уплачивать налоги;
Экономические отношения налогоплательщика и государства определяются посредством принципа постоянного местопребывания (резидентства), согласно которому налогоплательщиков подразделяют на лиц, имеющих постоянное местопребывания в определенном государстве (резиденты), и не имеющих в нем постоянного места пребывания (нерезиденты). Важное различие этих двух групп налогоплательщиков состоит в том, что у резидентов налогообложению подлежат доходы, полученные как на территории государства, так и вне его. У нерезидентов налогообложению подлежат только доходы, полученные из источников в данном государстве.
2) объект налогообложения – это те юридические факты, которые обуславливают обязанность субъекта заплатить налог;
Например, получение дохода, совершение сделки купли-продажи и т.д.
3) предмет налогообложения – это события, вещи, явления материального мира, которые предопределяют возникновение объекта налогообложения;
4) налоговая база – это элемент налогообложения, представляющий собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения;
Налоговая база количественно выражает предмет налогообложения.
5) масштаб налога – физическая характеристика предмета налогообложения;
6) единица налогообложения – физическая характеристика налоговой базы;
7) налоговый период – это календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате;
8) налоговая ставка – представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы;
9) порядок исчисления налога;
Налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период исходя из налоговой базы, налоговой ставки, налоговых льгот. В случаях, предусмотренных налоговым законодательством, обязанность по начислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.
10) порядок и сроки уплаты налога;
Уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога в наличной или безналичной форме. Подлежащая уплате сумма налога перечисляется налогоплательщикам или налоговым агентам в установленные сроки, которые определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, неделями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено.
Факультативные элементы:
11) налоговые льготы – это предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков, предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налоги, либо уплачивать их в меньшем размере;
12) необлагаемый налогом минимум – это минимальный размер от общего дохода налогоплательщика с которого не будет взиматься налог;
13) отчетный период – это период, по окончанию которого налогоплательщик отчитывается о полученных доходах и может внести авансовые платежи;
14) ответственность налогоплательщика.
Налоговая система РФ.
Налоговая система это – совокупность элементов, раскрывающих сущность налогообложения на территории государства. Она служит для отображения объективной сути правовых явлений. В составе налоговой системы выделяют следующие элементы:
1) юридическая конструкция налога;
2) система налогообложения государства – это сочетание материально-правовых и процессуально-правовых предпосылок, создающих возможность для внесения налоговых платежей в государственные региональные и местные бюджеты;
3) нормотворческая деятельность государства;
На каждом уровне власти (Федеральном, региональном или местном) представительные органы наделены компетенцией по нормативно-правовому оформлению юридической конструкции налога и перераспределению налогов между бюджетами различных уровней.
4) налоговая политика – это совокупность форм и методов воздействия на экономические отношения через систему налогового законодательства;
5) налоговая культура населения определяет уровень правового состояния и характер развития правосознания населения, выражающийся в правомерности поведения налогоплательщиков, соблюдения налоговой дисциплины в процессе исчисления и уплаты налогов в бюджет;
6) налоговые органы;
Единую централизованную систему налоговых органов составляют Федеральная Налоговая Служба и ее территориальные подразделения, а именно Управления ФНС по субъектам РФ, межрегиональные инспекции ФНС, инспекции ФНС по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции ФНС межрайонного уровня. ФНС России является Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой, своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов и иных обязательных платежей, за производством и оборотом табачной продукции, осуществляет регистрацию юридических и физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских/фермерских хозяйств.
7) налоговый контроль – это деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах.
Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получений объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверке данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода, а также в других формах, предусмотренных законодательством. Основа налогового контроля – учет налогоплательщиков, который представляет собой комплекс установленных налоговым законодательством мероприятий, осуществляемых налоговыми органами с целью регистрации всех налогоплательщиков в налоговых органах и аккумулирования сведений о налогоплательщиках в едином государственном реестре налогоплательщиков. Наиболее эффективной формой налогового контроля является налоговая проверка, которая позволяет наиболее полно и обстоятельно проверить правильность уплаты налогов и сборов и исполнение налогоплательщиком других обязанностей, возложенных на него законодательством о налогах и сборах.
Камеральная налоговая проверка – это проверка, проводимая уполномоченными должностными лицами налогового органа по месту нахождения налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения налогового органа посредством проверки налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком. Срок – 3 месяца.
Выездная налоговая проверка – это проверка, проводимая по одному или нескольким налогам должностными лицами налогового органа на основании решения руководителя налогового органа в отношении налогоплательщиков. Необходимо специальное разрешение, срок – 2 месяца, но может быть увеличен до 4х или 6. За 1 год возможна 1 проверка.