Лекция 6. Формирование финансовых ресурсов проекта
Вопрос1. Оценка стоимости проекта.
Общая стоимость проекта зависит от стоимости выполнения каждой его операции, а также от дополнительных постоянных или переменных расходов. Поскольку для реализации проекта необходимо завершить все входящие в него операции (вне зависимости от того, являются они критическими или нет), общая стоимость выполнения операций определяется арифметической суммой отдельных значений стоимости каждой операции.
Если проект исполняется по контракту, следует различать оценку стоимости и цену исполнения контракта. Оценка стоимости является одним из факторов, влияющих на определение цены исполнения контракта, но не единственным. Можно снижать продолжительность времени реализации операций путем привлечения дополнительных ресурсов (метод сжатия). Косвенным результатом такого подхода является увеличение стоимости этих операций. Однако, если операция лежит на критическом пути, сокращение длительности ее выполнения приведет к сокращению длительности всего проекта, а следовательно, к снижению его стоимости. Вот почему следует особенно внимательно относиться к операциям, составляющим критический путь проекта.
Существуют следующие подходы к оценке стоимости.
1. Параметрическая оценка — предполагает декомпозицию операций на элементы и использование исторических данных для их оценки. Стандартными путями выделения
элементов являются:
— переменные расходы — стоимость материалов, задействованных в выполнении операции; стоимость трудовых ресурсов (стоимость единицы времени работы), задействованных в каждой операции. Следует учитывать, что стоимость ресурсов на разных стадиях выполнения операций может меняться;
— постоянные расходы — стоимость самой операции и управленческих воздействий по назначению на нее ресурсов.
2. Аналоговая оценка (≪сверху вниз≫) — использование фактической стоимости операций или ресурсов, задействованных в предыдущем аналогичном проекте. Обычно такую оценку можно получить достаточно близко, но она является весьма приблизительной, так как не учитывает специфические особенности конкретных проектов. Однако такая оценка полезна в случае большого количества однотипных проектов, реализуемых предприятием или одной и той же проектной командой.
3. Поэтапное оценивание — оценка проекта по этапам его жизненного цикла. При этом ближайший этап оценивается с достаточно высокой степенью точности, а для других этапов используются приближенные оценки. По мере реализации проекта неопределенность уменьшается, и предварительные оценки уточняются. Поэтапное оценивание очень популярно среди проектных менеджеров, так как позволяет существенно снизить горизонт планирования.
4. Оценка ≪снизу вверх≫ предполагает суммирование отдельных операций или пакетов работ снизу вверх по уровням WBS проекта и агрегирование, таким образом,
стоимости всего проекта. Такой подход существенно увеличивает точность оценок, но одновременно возрастает и трудоемкость этого процесса. Также в ходе получения оценок возможны конфликты между разными уровнями, а следовательно, необходимо уделять внимание этим потенциально конфликтным точкам и находить компромиссные решения.
Как правило, даже используя методы сжатия, мы не можем завершить проект раньше определенного срока, определяемого техническими параметрами.
Вопрос 2. Планирование затрат по проекту (бюджетирование).
Бюджет проекта — это план, выраженный в количественных показателях и отражающий затраты, необходимые для достижения поставленной цели. В бюджете представ-
лены оценочные результаты откорректированного календарного плана и стратегии реализации проекта. Процесс составления бюджета проекта представляет собой распределение сметной стоимости во времени на основании календарного плана.
При составлении бюджета следует опираться на оценки стоимости операций и пакетов работ, полученные при определении стоимости проекта. На основании полученных
данных строится график, показывающий, сколько средств необходимо иметь в каждый период. Площадь графика соответствует стоимости проекта (рис. 9.1).
Распределенный во времени бюджет, называемый также базовым планом по стоимости, служит для измерения, мониторинга и контроля исполнения проекта по стоимости. Он разрабатывается суммированием оценок стоимостей по этапам проекта. Обычно базовый план напоминает по форме латинскую букву S и часто называется S-кривой.
Базовый план по стоимости служит основой для разработки требований к финансированию проекта. Финансирование проекта осуществляется поэтапно. Требования
к финансированию на отдельных этапах могут превышать базовый план на величину резерва управления (рис. 9.2).
Финансирование проекта должно обеспечивать решение двух основных задач:
• обеспечение такой динамики инвестиций, которая позволяла бы выполнять проект в соответствии с временными и финансовыми ограничениями;
• снижение затрат финансовых средств и риска проекта за счет соответствующей структуры инвестиций и максимальных налоговых льгот.
Финансирование проекта включает четыре этапа (рис. 9.3).
1. Анализ жизнеспособности проекта позволяет определить, стоит ли проект дальнейших затрат времени и средств, и будет ли потока наличности достаточно для покрытия всех издержек и получения средней прибыли. Жизнеспособность
проекта характеризуется:
— возможностью обеспечить требуемую динамику инвестиций;
— способностью проекта генерировать потоки доходов, достаточные для компенсации его инвесторам вложенных ими ресурсов и взятого на себя риска.
Анализ жизнеспособности проекта состоит из двух подэтапов:
1) из альтернативных вариантов проекта выбирается наиболее жизнеспособный;
2) для выбранного варианта проекта подбираются методы финансирования и структура инвестиций, обеспечивающие максимальную жизнеспособность проекта.
2. Этап планирования реализации проекта охватывает процесс от момента предварительного изучения его жизнеспособности до организации финансирования. На этом
этапе проводится оценка всех показателей и рисков по проекту с анализом возможных путей развития ситуации; прогнозируется влияние на жизнеспособность проекта таких
факторов, как процентные ставки по кредитам, темпы роста инфляции, валютные риски и т.п.
Разработка плана финансирования проекта предусматривает выбор реальных альтернатив финансирования проекта, сформированных в результате проведения переговоров с инвесторами. Для этого альтернативы финансирования (графики капитальных затрат и графики погашения задолженностей) подставляются в модель движения денежных средств (с учетом долгового финансирования).
Альтернатива финансирования проекта, обеспечивающая минимальные затраты на возрастание стоимости капитала и менее чувствительная к колебаниям ключевых экономических показателей проекта, используется для согласования графиков и подписания соглашений с выбранными для финансирования инвесторами.
3. Этап организации финансирования. Выбор источников финансирования проекта зависит от таких факторов, как масштаб проекта, финансовое состояние предприятия,
уровень развития финансовых рынков, макроэкономические показатели, уровень риска проекта и др. Не вдаваясь здесь в тонкости финансового менеджмента, отметим, что небольшие проекты финансируются, как правило, за счет внутренних источников (нераспределенная прибыль предприятия),крупные же проекты требуют привлечения внешних источников. К ним относятся:
— финансирование за счет выпуска акций;
— долгосрочное долговое финансирование;
— правительственная помощь;
— проектное финансирование;
— лизинговое финансирование и др.
Как правило, на практике проект финансируется на основе оптимального, минимизирующего затраты на привлечение капитала сочетания перечисленных методов.
Вопрос 3. Финансирование за счет выпуска акций.
Акционерные инвестиции могут быть в форме денежных вкладов, оборудования, технологий, а также в форме экономического обоснования проекта или права использования национальных ресурсов, если акционером является правительственная организация.
Основной объем акционерных инвестиций поступает от участников проекта в начале его реализации, хотя могут производиться вклады в форме подчиненных кредитов уже в ходе выполнения проекта. Потенциальными покупателями выпускаемых акций
могут стать:
— заказчики, заинтересованные в продукции, производимой в результате завершения проекта и ввода в эксплуатацию мощностей;
— внешние инвесторы, заинтересованные в окупаемости вложенных средств, получении налоговых выигрышей или в приросте стоимости основного капитала на условиях ограниченной аренды или ограниченного участия. Для финансирования крупных проектов, требующих больших капитальных затрат, могут быть использованы
средства частных лиц и общественности. При этом выпуск акций совмещается с выпуском долговых обязательств.
Акционерные инвестиции являются предпочтительным источником финансирования первоначальных стадий крупного проекта, так как это дает возможность перенести
на более поздние сроки выплату основных сумм погашения задолженности, когда возрастает способность проекта генерировать доходы. Кроме того, в этом случае прогнозируемые капитальные затраты и требования к финансированию будут более точными, а процентные ставки кредита за время строительства снизятся.
Необходимым условием финансирования инвестиций с помощью новой эмиссии является то, что реализация инвестиционного проекта не должна снизить стоимость существующих акций предприятия. Можно предположить, что рыночная стоимость предприятия определяется из формулы
где V0 — это стоимость предприятия или сумма стоимостей его акций на фондовой бирже; Di — ожидаемые дивиденды в год i; k — ставка дисконтирования. Таким образом, текущая стоимость фирмы на рынке зависит от дисконтированной стоимости всех ожидаемых в будущем дивидендов.
Стоимость капитала = k. Если она изменяется, то может измениться и портфель проектов, которые должна принимать фирма.
Для упрощения модели предполагается, что все ожидаемые будущие дивиденды рассматриваются инвесторами как несущие одинаковую степень риска, а все инвестиционные проекты также обладают такой же степенью риска. Риск учитывается путем увеличения стоимости капитала, т.е. включения в нее премии за риск инвестирования в конкретные проекты данной фирмы.
Таким образом, стоимость акционерного капитала определяется как минимальная норма прибыли (включая поправку на риск), которая должны быть получена от проекта для поддержания стоимости существующего акционерного капитала.
Вопрос 4. Долгосрочное долговое финансирование.
Источниками долгосрочного долгового финансирования могут быть:
— долгосрочные кредиты у самостоятельных или входящих в синдикаты банков;
— ≪клубные≫ долгосрочные кредиты в коммерческих банках;
— кредиты в государственных учреждениях;
— долговые обязательства общественности;
— частное размещение долговых обязательств.
Выбор варианта долгосрочного долгового финансирования основывается на результатах анализа жизнеспособности проекта: оптимальной структуре финансирования, возможностях проекта обеспечивать погашение кредитов и выплату процентных ставок.
При этом процентные ставки могут быть фиксированными или скользящими, т.е. изменяющимися в зависимости от периода кредитования.
Альтернативный выбор скользящих или фиксированных процентных ставок определяется чувствительностью экономических параметров проекта к повышению этой ставки, а также получаемой потенциальной экономией (если рынок характеризуется нормальной, повышающейся кривой процентных доходов).
Потенциальная экономия рассчитывается как разность между текущими повышенными суммарными затратами на выплату фиксированных процентных ставок долгосроч-
ного кредита и текущими пониженными суммарными затратами на выплату скользящих процентных ставок.
Сроки истечения долговых обязательств могут выступать определяющим фактором, поскольку при скользящих процентных ставках они часто бывают короче, чем при фиксированных или при изменяющихся процентных ставках по истечения срока долгового обязательства.
Для обоснования возможностей привлечения долгосрочных кредитов со скользящими процентными ставками необходимо сравнить условия, выдвигаемые коммерческими банками и общественными инвестиционными фондами. Если кредит в коммерческом банке представляется выгодной альтернативой, то участники проекта должны разрабо-
тать общую стратегию финансовых отношений с банками. Например, в начале к переговорам привлекаются банки, имеющие с участниками проекта прочные финансовые отношения или выражающие интерес к развитию таких связей, а затем одному из этих банков предлагается занять ведущую роль на переговорах о кредите с другими банками. Менее распространенным подходом, который иногда оказывается очень плодотворным, является объединение участников проекта в группу, выполняющую функции синдиката, для получения средств на принципах ≪клубного кредита≫.
В этом случае переговоры с каждым из банков проводятся на индивидуальной основе, что предоставляет участникам определенную гибкость в последующих переговорах с инвесторами по поводу кредита с фиксированными или же скользящими процентными ставками.
Привлекательным источником кредитов с фиксированной процентной ставкой могут быть общественные фонды. Предполагается, что долгосрочные ссуды имеют более
низкую стоимость, чем обыкновенные акции, так как процентные платежи по ним менее неопределенны, чем дивидендные выплаты. Для того чтобы найти стоимость заемного капитала kd, нужно найти эффективную норму доходности, которая делает равными стоимость ежегодных платежей кредиторам (Q) плюс любой окончательный платеж (QS — выплачивается по окончании займа) и текущую рыночную стоимость долга I.
где i — порядковый номер периода, в который осуществляются выплаты по заемным средствам; n — порядковый номер периода, в который осуществляется окончательная выплата по заемным средствам. При этом должна осуществляться и корректировка на налогообложение, так как процентные платежи вычитаются из налогооблагаемых прибылей.
Общий расчет платы за привлекаемый для финансирования проекта капитал (и ставки дисконтирования при оценке эффективности проекта) осуществляется на основе моделисредневзвешенной стоимости капитала, в соответствии с которой:
где D — величина заемного капитала; Е — величина собственного капитала; rd — стоимость заемного капитала (процентная ставка по кредиту или требуемая отдача по корпоративным облигациям); re — стоимость собственного капитала
фирмы; ι - ставка налога на прибыль.
Таким образом, стоимость капитала рассчитывается как стоимость его элементов (собственного и заемного капитала), взвешенных на их долю в структуре капитала пред-
приятия.
Вопрос 5. Контроль выполнения плана и условий финансирования.
Кроме планирования финансовой деятельности, в крупных проектах, в том числе, связанных со строительством, приходится прилагать усилия для решения следующих вопросов:
— точные оценки затрат (финансовые сметы);
— распределение расходов во времени (поток денежной наличности);
— подтверждение затрат (анализ финансового состояния);
— своевременность и точность отчетности по затратам;
— использование соответствующих финансовых рычагов управления;
— выявление неправильных затрат на проект;
— своевременная и осмысленная отчетность о состоянии проекта;
— использование соответствующего решения об осуществлении затрат до того, как будут произведены убыточные затраты.
Испытанным в ходе длительной практики инструментом решения указанных вопросов, который по существу равносилен осуществлению функции контроля финансовой деятельности в составе проекта, являются так называемые финансовые ревизии. Ревизии могут проводиться либо изнутри (ревизионная комиссия, служба внутреннего аудита компании), либо извне (другой организацией, специализирующейся на подобных ревизиях).
Ревизия типичного проекта должна проводиться в три последовательных этапа:
— в конце проектирования или строительства;
— во время периода проектирования или строительства;
— вслед за завершением проектирования или строительства.
Каждый этап требует разного состава персонала, проводящего ревизию, различного объема работ, решает различные задачи и дает различные результаты.
На первом этапе ревизии проверяется, были ли разработаны соответствующие подходы, системы и процедуры для поддержания приемлемых уровней управления финансовой деятельностью. При этом оценивается:
— сметная стоимость проекта;
— перспективная оценка потока денежной наличности;
— финансовые рычаги управления;
— требования к решению об осуществлении затрат;
— система учета;
— методология оценки;
— уровень детализации календарного графика и методика надбавок к стоимости;
— контроль за внесением изменений;
— отчетность о состоянии работ.
Второй этап ревизии должен состоять из ряда проверок, определяющих соответствие финансовой деятельности тем методом, которые были разработаны и утверждены на первом этапе. Ревизии на втором этапе должны включать достаточные выборки из данных о фактических затратах (платежные ведомости, затраты на материалы) для оценки таких показателей, как точность, использование правильных кодов
счета (операций), своевременность.
Этот этап должен включать проверки ежемесячных отчетов о состоянии проекта.
Результаты второго этапа ревизии должны состоять из трех отдельных отчетов:
— периодические отчеты по результатам проверки и конкретные рекомендации ревизора в случаях, требующих улучшений;
— периодические оценки точности отчетов о состоянии финансовой деятельности с замечаниями и рекомендациями ревизора;
— специальные отчеты, документирующие значительные отклонения и обстоятельства, приведшие к ним.
Основная цель третьего этапа ревизии — обеспечение независимой оценки выполнения законченного проекта.
В системе финансирования проекта важнейшую роль играет деятельность, обеспечивающая рациональное расходование выделенных на его реализацию средств. Понимание того факта, что к расходам на проект следует относиться осознанно и ответственно как с самого начала работы над проектом, так и в ходе последующей его реализации является одним из главных условий эффективного управления.
Эффективность деятельности менеджера проекта в значительной степени зависит от того, насколько грамотно и ответственно решается им проблема регулирования расходов по проекту. Инструментом, способствующим решению указанной проблемы, является специальный план, известный в зарубежной литературе по управлению проектами как cost management plan (CMP), что можно перевести как план управления расходами или план регулирования расходов.
Еще одним инструментом, способствующим выполнению финансового плана, является контроль за исполнением бюджета проекта.
Основные задачи бюджетного контроля:
— получение точных оценок затрат;
— распределение расходов во времени;
— подтверждение затрат;
— своевременная отчетность по затратам;
— выявление ошибочных затрат;
— подготовка отчета о финансовом состоянии проекта;
— прогноз затрат.
Система бюджетного контроля приведена на рис. 9.5.
Рис. Схема бюжетного контроля проекта.
Помимо оценки текущего состояния, для контроля затрат необходимо прогнозировать будущее развитие проекта. Прогнозная итоговая стоимость проекта (Cf) может быть получена на основе линейной экстраполяции по следующей формуле:
Ct
Cf = ------------ ,
Vt
где Сt — фактические затраты на момент времени t; Vt — доля работ, выполненная за это время.